Смазка 158 — характеристики, применение, ГОСТ, особенности, аналоги
Ещё в середине прошлого века в отдельных агрегатах и механизмах автомобилей начали применять специализированные смазочные материалы, так называемые «вечные смазки», которые закладывают в узел на заводе и используют до капитального ремонта узла или полного износа автомобиля.
«Вечная» во всех смыслах смазка №158
Идея о том, что смазку можно не менять в процессе эксплуатации, а заложить в узел однократно, показалась инженерам автопрома довольно привлекательной, поэтому «вечные смазки», к которым по праву относится Смазка №158, остаются популярными и востребованными и по сей день.
В каталоге компании «РУСМА» смазка №158 также присутствует на протяжении многих лет благодаря стабильному спросу на «синюю автомобильную смазку» и предлагается потребителям в пластмассовых вёдрах (8,5 кг). По желанию заказчика оптовая партия смазки №158 может быть расфасована в пластиковые картриджи (тубы) объёмом 400 мл.
Смазка, рождённая в СССР
Родина смазки №158 – Советский Союз. В 60-е годы советские химики разработали её в НИИ при Минхимпроме. Информация об этом смазочном материале, изготовленном по МРТУ 12Н 139–64, содержится в разделе «Автомобильные специализированные смазки» сборника В.В. Синицына «Подбор и применение пластичных смазок», изданного в Ленинграде в 1969 году.
Согласно приведённому в справочнике описанию, разработанная в 1964 году Смазка № 158 (МРТУ 12Н 139–64) предназначалась для применения в автотракторном электрооборудовании (генераторы, стартеры, магнето), где она без смены обеспечивала работу подшипников качения в течение длительного времени (до нескольких лет). Благодаря этому отпадала необходимость в периодической смазке таких агрегатов при эксплуатации автомобилей и тракторов.
О смазке №158 без купюр
В отличие от повсеместно встречающихся сегодня «маркетинговых описаний» смазок, справочник В.В. Синицына максимально откровенен со своими читателями и прямо заявляет не только о достоинствах продуктов, но и об их недостатках, ограничивающих область их применения. Про смазку №158 здесь читаем: «Смазка имеет плохие низкотемпературные свойства, что объясняется её приготовлением на вязком авиационном масле. В подшипниках качения электрооборудования автомобилей это не имеет, однако, большого значения, поскольку такие узлы трения не нуждаются в морозостойких смазочных материалах».
 Про смазку №158 здесь читаем: «Смазка имеет плохие низкотемпературные свойства, что объясняется её приготовлением на вязком авиационном масле. В подшипниках качения электрооборудования автомобилей это не имеет, однако, большого значения, поскольку такие узлы трения не нуждаются в морозостойких смазочных материалах».
На деле смазка №158 (МРТУ 12Н 139–64) была работоспособна в течение длительного времени при температурах от –20 до +100°С, допускался её кратковременный перегрев до +120°С. Условия эксплуатации требовали, чтобы температура каплепадения смазки была не ниже 125°С, но по факту у смазки №158 этот показатель уже тогда был выше – близок к 150°С.
Апгрейд смазки №158
В 1977 году смазка №158 пережила, выражаясь современным языком, апгрейд. Версия 1977 года, изготовляемая по ТУ 38.101320–77, получила более широкий температурный диапазон работоспособности (от –30 до +110°С) и расширила сферу применения: к подшипникам качения автотракторного оборудования добавились игольчатые подшипники карданных шарниров непостоянной угловой скорости.
Смазка №158 (ТУ 38.101320–77) как и её более ранняя версия Смазка №158 (МРТУ 12Н 139–64) на сегодня представляет собой синюю мягкую мазь гладкой текстуры. Необычный насыщенный синий цвет смазки объясняется присутствием в её составе особой добавки – фталоцианина меди, играющего роль загустителя и антиокислительной присадки. Отметим, что специалисты научной лаборатории компании «РУСМА» сегодня также используют фталоцианин меди в качестве добавки в различных смазочных материалах нового поколения – пластичных смазках и антифрикционных покрытиях.
Смазка №158 от компании «РУСМА»
Смазка №158 (ТУ 38.101320–77), выпускаемая компанией «РУСМА» сегодня, представляет собой минеральное масло МС-20, загущённое литиево-калиевыми мылами стеариновой кислоты, жирных кислот канифоли с добавлением все того же фталоцианина меди.
Благодаря улучшенному составу и особой технологии изготовления температурный диапазон её применения стал ещё шире: от –50 до +120°С.
Выпускаемая компанией «РУСМА» смазка №158 применяется в подшипниках качения генераторов, игольчатых подшипниках крестовины карданных сочленений, в узлах трения очистки ветровых стёкол автомобилей, тракторов и других машин.
Аналоги, заменители и спецификации смазки №158
Отечественными заменителями смазки №158 являются смазка ШРУС-4 и смазка ФИОЛ-2У. Среди зарубежных аналогов можно выделить: Energrease LS-EP 2, SY 2202 (BR), Alvania RL 1 (Shell), Inc Nyco Grease 57c (Nyco Interm)
Обозначение смазки №158 по ГОСТ 23258-78 выглядит так: СМI-МII 4/12-Т2, по международному стандарту DIN 51502 смазка №158 маркируется следующим образом: КF1-2K-50.
синий литол для подшипников, технические характеристики, применение, название синего солидола 158 М
Синяя смазка 158 впервые появилась в крестовинах карданного вала на автомобилях ВАЗ и вызвала недоумение у автовладельцев своим цветом. В статье будет рассказано о том, чем смазка удивила советских водителей, а также о свойствах, технических характеристиках, преимуществах и недостатках.
Содержание
- Что это за смазка – № 158
- Общее описание
- Состав синей смазки
- Основные эксплуатационные свойства 158
- Технические характеристики
- Область применения смазка 158
- Преимущества и недостатки смазки
- Отличия современной смазки
- Отечественные аналоги
- Lukoil Thermoflex EP 2-180
- ВНИИСМ 222
- EFELE MG 213
- G-Energy Grease LX EP 2
- ШРУС 4
- Импортные аналоги смазки 158
- Molykote G 4700 Dow Corning (USA)
- Taerosol Indufett MoS2 (Finland)
- NTN SNR LUB UNIVERSAL GREASE (Japan/ France)
- MobilGrease XHP 222 (USA)
- Divinol Lithogrease 2 B (Germany)
- BP Energrease LS-EP 2 (Germany)
- SHELL Gadus S2 V100 (Belgium)
Что это за смазка – № 158
Смазочный материал представляет собой пластичную субстанцию синего цвета с мягкой консистенцией. Хорошо снижает износ высоконагруженных механизмов, а также применяется в подшипниках, для которых характерна большая скорость вращения.
 Хорошо снижает износ высоконагруженных механизмов, а также применяется в подшипниках, для которых характерна большая скорость вращения.
При соблюдении всех санитарных и гигиенических норм не представляет опасности для человека или окружающей среды. Не имеет резкого запаха и выделений вредных веществ.
Общее описание
Смазка 158 разработана в институте химической промышленности СССР. Закладывать в механизмы ее начали в 1971 году. Имеет гладкую структуру, а по консистенции напоминает литол или солидол.
Перед использованием смазочного материала, необходимо разобраться с ее составом и особенностями.
Состав синей смазки
Основой смазочного материала служит сырая нефть, которая подвергается тщательной обработке. В полученную минеральную базу добавлен фтолоцианин меди, благодаря чему смазка 158 получила синий цвет. И это не краситель, а загуститель, который является основной присадкой. Он необходим:
- для придания антиокислительных свойств;
- создает нужную констистенцию;
- обеспечивает адгезию состава. 
Помимо загустителя, в смазочный материал добавляют противозадирные добавки. Они продлевают срок службы механизмов, снижая трение между деталями.
Состав был разработан в 60-е годы прошлого века и пользуется успехом до сих. Несмотря на обилие зарубежных аналогов, повторить точную структуру и эксплуатационные свойства не удалось еще никому. Поэтому отечественная смазка 158 превосходит конкурентов.
Основные эксплуатационные свойства 158
Особенности смазочного материала:
- Огнеопасность.
- Промежуточное место между жидким и твердым состоянием.
- Допустимый срок хранения – 5-7 лет в закрытой таре.
Так как смазку 158 делают из нефти, она относится к классу ГСМ. Поэтому ее нельзя хранить возле открытых источников огня и нагревательных приборов.
Главным преимуществом смазывающей составляющей является способность переходить из одного агрегатного состояния в другое. При нормальной рабочей температуре, 158-ая смазка имеет структуру в виде мази и удерживается на любой гладкой поверхности даже в перевернутом состоянии.
Механические нагрузки заставляют ее растекаться и заполнять все пустоты механизма. Это доказывает ее способность к текучести.
Свойства не зависят от производителя, который может менять состав смазочного материала. К примеру, Лукойл использует в качестве загустителя стеариново-кислотное мыло. А синий цвет достигается красителями. По своим характеристикам, Лукойловская разработка не хуже оригинала.
Технические характеристики
Каждая характеристика смазывающего материала определяется ГОСТом и указана в таблице:
| Наименование | Показатели | Номер ТУ, ГОСТ | 
| Наличие органических кислот | Нет | – | 
| Вода | Не более 0,5 % | 2477 | 
| Щелочи | Не более 0,2 % | 6707 | 
| Коллоидальная стабильность | Не более 15% выделения масла | 7142, по методу А | 
| Прочность при t=50 ˚C | Не более 160 Па | 7143, по методу Б | 
| Температура каплепадения | +150 ˚С | 6793 | 
| Рабочая температура | От – 40 до 120 ˚С | – | 
| Пенетрация при t=25 ˚C | 260-350* мм | 5346 | 
| Класс констистенции NLGI | 1-2 | – | 
Существует также смазка 158 М. У нее такие же характеристики, но лучше несущая способность. Ее разработали для узлов трения с большими нагрузками.
 У нее такие же характеристики, но лучше несущая способность. Ее разработали для узлов трения с большими нагрузками.
Область применения смазка 158
Изначально ее применяли для смазывания подшипников качения стартеров, генераторов и магнето. Впервые смазку 158 синего цвета применили на сельскохозяйственной технике. Затем она стала распространена среди легковых автомобилей.
Успех смазочного материала позволил расширить область применения и заложить ее в крестовины карданных валов и шарниров равных угловых скоростей. Единственное требование к таким механизмам – хорошая герметизация от влаги.
При соблюдении всех условий защиты и герметичности, механизм мог пройти 300 тысяч км до следующей замены смазки.
Производители не запрещают использовать смазочный материал и для других механизмов:
- ступичных подшипников;
- электродвигателей очистителей стекол;
- трипоидных передачах.
Многие люди, покупая новый автомобиль, старались быстро заменить густую смазку типа Литол во всех механизмах на синюю. Считалось, что это увеличит ресурс.
 Считалось, что это увеличит ресурс.
Смазка 158 имеет несколько плюсов и два минуса. Они указаны в таблице:
хорошая адгезия;
антиокислительные присадки;
повышенная защита механизма от износа;
небольшая цена.
узкий диапазон работы, не рекомендуется для использования в условиях крайнего севера;
не разрушается под воздействием воды, но может потерять свою эффективность.
В целом, недостатки смазочного материала не так критичны на фоне достоинств. Поэтому для летней и зимней эксплуатации в умеренных широтах с хорошей герметизацией смазка 158 годится.
Отличия современной смазки
Различные аналоги оригинальной 158-ой смазки производят по другим технологиям. Главным отличием от советской версии является полностью синтетический загуститель.
Вместо стандартного талоцианина меди используют литиево-калиевое мыло стеариновой кислоты. Чтобы сохранить характерный цвет смазочного материала, добавляют краситель. Например, Аргинол № 158.
Происхождение загустителя указывают редко, а используемые присадки лишь повышают морозостойкость смазки. Почти все производители для уменьшения себестоимости используют дешевое сырье и конечный продукт может не оправдать характеристик оригинальной смазки. Стоит проявить внимательность при выборе и покупке.
 Почти все производители для уменьшения себестоимости используют дешевое сырье и конечный продукт может не оправдать характеристик оригинальной смазки. Стоит проявить внимательность при выборе и покупке.
Отечественные аналоги
Поле распада СССР за производство смазки 158 взялись частные российские компании. Каждый вариант стоит рассмотреть отдельно.
Lukoil Thermoflex EP 2-180
Отечественный смазочный материал с литиевым мылом, но на минеральных присадках. Хорошо работает в промышленном оборудовании. Применяется на ж/д и морском транспорте.
| Температурный диапазон | От -30 до +160 ˚C | 
| Капли образуются | При +260 ˚C | 
Достоинства:
- правильный состав;
- минимальные отличия от оригинала;
- доступная цена.
Недостатки:
- нет.
ВНИИСМ 222
Синяя пластичная смазка для подшипников бывает под названием ВНИИСМ 222. Основа, как у Лукойла. Имеет противоизносные присадки и продлевает срок службы трущихся пар.
 Имеет противоизносные присадки и продлевает срок службы трущихся пар.
| Рабочая температура | От -30 до +180 ˚C | 
| Выделение капель | При +250 ˚С | 
Достоинства:
- хорошая адгезия;
- диапазон температур.
Недостатки:
- редко встречается в продаже;
- большой разброс цен.
EFELE MG 213
Отечественная разработка на базе литиевого комплекса. Для улучшения свойств добавляют противоизносные присадки. Присутствуют минеральные компоненты.
| Рабочая температура | От -30 до +160 ˚C | 
| Выделение капель | При +250 ˚C | 
Достоинства:
- работает во влажной среде;
- повышенный срок службы;
- защищает детали от коррозии.
Недостатки:
- нет.
G-Energy Grease LX EP 2
Один из продуктов компании «Газпромнефть». В основе лежит литиевый комплекс, а пакет присадок увеличивает рабочую температуру до 150 ˚С. Применяется в ступичных подшипниках легковых и грузовых машин.
 Применяется в ступичных подшипниках легковых и грузовых машин.
| Рабочая температура | От -30 до +150 ˚C | 
| Образование капель | При +250 ˚C | 
Достоинства:
- эффективен в агрессивной среде;
- не боится влажности.
Недостатки:
- плохая репутация у производителя;
- немного завышенная цена.
ШРУС 4
Это самый дешевый смазочный материал для шарниров равных угловых скоростей. В отличие от аналогов, не окрашивается в синий цвет. Используется в легковых и грузовых автомобилях для снижения трения в шарнирах, трипоидах и шаровых опорах.
| Температурный диапазон | От -40 до + 120 ˚C | 
| Каплевыделение | При +190 ˚C | 
Достоинства:
- низкая цена;
- распространенность.
Недостатки:
- слабые характеристики.
Импортные аналоги смазки 158
158 смазка выпускается не только в России и территориях бывшего советского союза. Многие зарубежные фирмы продолжили выпускать копии на синтетической основе.
 Многие зарубежные фирмы продолжили выпускать копии на синтетической основе.
Molykote G 4700 Dow Corning (USA)
Является аналогом смазочного материала 158М. Полиальфаолефиновая основа с добавкой молибдена и литиевого комплекса. Предназначена для узлов, работающих на большой скорости.
Достоинства:
- широкий температурный диапазон от -40 до +177 ˚C;
- работает во влажной и агрессивной среде.
Недостатки:
- нет.
Taerosol Indufett MoS2 (Finland)
Улучшенный аналог 158М. В отличие от американской версии, имеет рабочую температуру от -40 до +230 ˚C. Хорошая альтернатива советской разработке.
Достоинства:
- лучшие температурные показатели;
- выдерживает большие нагрузки.
Недостатки:
- высокая цена;
- много подделок.
NTN SNR LUB UNIVERSAL GREASE (Japan/ France)
Минеральная смазка с литиевым комплексом. Уступает отечественной разработке по рабочей температуре (от -25 до +140 ˚C), но имеет хорошую влагостойкость. Существует версия с улучшенной морозостойкостью до -30 ˚C.
 Существует версия с улучшенной морозостойкостью до -30 ˚C.
Достоинства:
- устойчива к влаге;
- доступная цена.
Недостатки:
- слабые температурные показатели.
MobilGrease XHP 222 (USA)
Смесь литиевого мыла и минерального масла. Применяется во всех видах наземного транспорта. Советуют для использования в подшипниках, крестовинах, шаровых опорах и прочих элементах подвески.
Достоинства:
- большой температурный диапазон – до +170 ˚C;
- хорошее качество.
Недостатки:
- высокая цена.
Divinol Lithogrease 2 B (Germany)
Аналог смазки под номером 158 выпускается и в Германии. Divinol Lithogrease 2B разработана для высоконагруженных механизмов. Не отличается большой температурой работы (до +150 ˚C), но в своих пределах работает эффективно.
Достоинства:
- высокая прочность;
- повышенная адгезия.
Недостатки:
- высокая цена;
- много подделок. 
BP Energrease LS-EP 2 (Germany)
Минеральная основа с противоизносными присадками. Применяется в большом количестве механизмов от подшипников до пар трения пластик-пластик. Разработана для работы в ударных нагрузках, например, замков дверей.
Достоинства:
- универсальность;
- доступная цена;
- водостойкость.
Недостатки:
- слабые температурные показатели – от -25 до +140 ˚C.
SHELL Gadus S2 V100 (Belgium)
Пластичная смазка с литиевым загустителем. Применяется в подшипниках скольжения и качения. Неплохо зарекомендовала себя в электрических машинах и водяных насосах. Но имеет ограниченный температурный показатель до +130 ˚C.
Достоинства:
- не нуждается в замене;
- не пропускает к деталям влагу;
- повышенная окислительная способность.
Недостатки:
- нет.
Агеев Сергей
В современном мире автосервис стал доступным для всех. Тем не менее большинство владельцев автомобиля стараются сэкономить на простом обслуживании. И что бы они “не наломали дров” мы делимся своим опытом и знаниями на этом сайте.
Schaeffer 158 Synthetic Compressor Oil ISO 32–68
Шеффер Мфг Ко.
$324,90
Компрессорное масло Schaeffer’s 158 Pure Synthetic Compressor Oil ISO 32, 46 или 68 (5 галлонов) это:
- полностью синтетическое,
- без моющих средств,
- беззольный,
- не содержащие цинк,
- противоизносный,
- с защитой от ржавчины и окисления, Масло высшего качества
- . 
Специально разработано для удовлетворения потребностей в смазке маслозаполненных пластинчато-роторных и винтовых компрессоров, винтовых и поршневых воздушных компрессоров, насосов, вакуумных насосов и воздуходувок.
Pure Synthetic Compressor Oil соответствует всем спецификациям по смазочным материалам различных производителей компрессоров, таких как Joy, Ingersoll Rand, Quincy, Kaeser, Worthington, Atlas Copco, Gardner Denver и Sullair, и превосходит их, а также соответствует требованиям ISO-L- ЦАП, ISO-L-DAJ, ISO-L-DVA и ISO-L-DVD.
(альтернативные номера деталей 015832-005, 015846-005)
Всегда обращайтесь к руководству пользователя и рекомендациям OEM для получения правильных рекомендаций по жидкости. Более подробная информация доступна в разделе загрузки технических данных.
Хотите узнать больше о преимуществах использования гидравлических жидкостей премиум-класса Schaeffer?
ПРОЧИТАЙТЕ ЭТО! Для получения дополнительной информации о масле Schaeffer перейдите на  store.
Позвонить 360.336.2319
ред. 6.21
Прочитайте больше
- Описание
- Дополнительная информация
Описание
Чистое синтетическое компрессорное масло Schaeffer’s 158 ISO 32, 46 или 68 (5 галлонов) это:
- полностью синтетическое,
- без моющих средств,
- беззольный,
- не содержащие цинк,
- противоизносный,
- с защитой от ржавчины и окисления, Масло высшего качества
- .
 Специально разработано для удовлетворения потребностей в смазке маслозаполненных пластинчато-роторных и винтовых компрессоров, винтовых и поршневых воздушных компрессоров, насосов, вакуумных насосов и воздуходувок.
Pure Synthetic Compressor Oil соответствует всем спецификациям по смазочным материалам различных производителей компрессоров, таких как Joy, Ingersoll Rand, Quincy, Kaeser, Worthington, Atlas Copco, Gardner Denver и Sullair, и превосходит их, а также соответствует требованиям ISO-L- ЦАП, ISO-L-DAJ, ISO-L-DVA и ISO-L-DVD.
(альтернативные номера деталей 015832-005, 015846-005)
Всегда обращайтесь к руководству пользователя и рекомендациям OEM для получения правильных рекомендаций по жидкости. Более подробная информация доступна в разделе загрузки технических данных.
Хотите узнать больше о преимуществах использования гидравлических жидкостей премиум-класса Schaeffer?
ПРОЧИТАЙТЕ ЭТО! Для получения дополнительной информации о масле Schaeffer перейдите на  store.buy1oils.com  ИЛИ  посетите наш блог.  
Позвонить по номеру 360.336.2319
 ред. 6.



