Что означает «ПАО» и чем это масло отличается от других?
Совместная акция с 1 октября по 18 декабря 2022 года.
Уважаемые потребители! Запросы о наличии товаров у нас на складе в Санкт-Петербурге и текущих актуальных ценах присылайте по электронной почте, звоните, присылайте по форме отправки заявок на странице «цены».
ПАО — это полиальфаолефины. Так называется базовое масло, которое получают при помощи химического синтеза из этилена (того самого, из которого изготовляют этиловый спирт). Оно не содержит примесей, зато имеет высокий индекс вязкости и минимальную испаряемость. Что это дает?
Целый ряд плюсов
— Естественная температура застывания у такого масла может быть очень низкой (их температура застывания достигает предела -60℃). Гораздо ниже, чем у синтетических масел без ПАО.
— Высокий индекс вязкости позволяет использовать масло в широком температурном диапазоне. Эти масла эффективно работают в условиях от -50℃ до +150℃, их по праву относят к скоростным и выносливым.
— Масло на основе ПАО отличается низкой летучестью, а потому меньше расходуется на угар.
Есть у полиальфаолефинов и минус. Производят их путём сложных химических реакций в специальных реакторах. Процесс ресурсозатратный, поэтому ПАО-масла дороже других базовых масел. Но если автомобилю нужна повышенная защита, преимущества перевешивают.
Масло с ПАО любят гонщики. Например, масло Rosneft Magnum Racing 5W-40 больше года испытывали на гоночных трассах, но сейчас его можно приобрести и для гражданского авто. Rosneft Magnum Racing — всесезонные полностью синтетические моторные масла на полиальфаолефиновой (ПАО) основе и современного пакета присадок.
Благодаря специально разработанному составу масло меньше окисляется, имеет низкий коэффициент трения и обеспечивает стабильный уровень давления в системе смазки двигателя. С ним ваш двигатель будет защищен даже при сверхнагрузках.
Какое масло можно считать синтетическим?
Отвечает начальник отдела технической поддержки и внедрения продукции ООО «РН — Смазочные материалы».
«Вопрос актуальный и важный. Споры на эту тему не утихают уже несколько десятилетий. Многие эксперты отрасли давно признали, что термин «синтетика» не относится к техническим, а является исключительно маркетинговым. И все-таки давайте попробуем разобраться в вопросе именно с технической стороны.
Когда мы говорим, что моторное масло «синтетическое», мы подразумеваем, что его «базу» (масло, которое служит основой) специально синтезировали. То есть, провели определенные химические реакции и в результате получили новые химические соединения, свойства которых позволяют использовать их в качестве базовых масел. Например, реакция полимеризации, когда из простых молекул углеводородов путем последовательного присоединения образуются большие молекулы новых веществ. Такая реакция применяется в части производства полиальфаолефиновых масел: из этилена получаем новое вещество 1-децен, и вот он уже является основой для производства многих масел с ПАО.
В процессе гидрокрекинга также протекают различные реакции: гидрирование углеводородов, крекинг, изомеризация… И они тоже приводят к получению новых веществ, которые можно использовать в качестве базовых масел. Например, переработка тяжелого вакуумного газойля в легкие углеводородные фракции (бензиновые, дизельные, базовые масла).
И полимеризация, и крекинг, и остальные перечисленные выше реакции относятся к реакциям органического синтеза. Поэтому к синтетическим маслам можно отнести не только полиальфаолефиновые (ПАО), но и масла III группы, получаемые в процессе гидрокрекинга».
Масла 3 группы
Особенностями 3 группы является увеличенный индекс вязкости, его значение превышает 120. Чем выше этот показатель — тем в более широком температурном диапазоне может работать полученное моторное масло, в частности, в сильный мороз. Зачастую на основе базовых масел 3 группы делают синтетические моторные масла. Содержание серы здесь менее 0,03%, а сам состав состоит на 90% из химически стабильных, насыщенных водородом, молекул. Название группы иногда звучит как VHVI (Very High Viscosity Index), что переводится как очень высокий индекс вязкости.
Таблица классификации базовых масел по API
Группа базового масла | Содержание серы, % | Содержание предельных углеводородов, % | Индекс вязкости |
Группа I | >0,03 | < 90 | 80-120 |
Группа II | ≤0,03 | ≥90 | 80-120 |
Группа III | ≤0,03 | ≥90 | >120 |
Группа IV | Полиальфаолефины (ПАО) | ||
Группа V | Другие, не вошедшие в группы I-IV (сложные спирты и эфиры) |
Индекс вязкости масла характеризует изменение внутреннего трения в объеме смазочного материала в зависимости от его температуры. Этот параметр косвенно указывает на стабильность смазки при изменении температурного режима, что определяет его технологичность.
ПАО-масло: что это такое?
Полиальфаолефиновые (ПАО) моторные масла, синтезируемые из нефтяных газов, изначально нашли свое применение в авиации. Объясняется это тем, что, помимо эффективности при больших нагрузках, они способны выдерживать низкие температуры на большой высоте.
Рассмотрим свойства, преимущества и недостатки масел на основе ПАО подробнее.
Полиальфаолефины относятся к синтетическим углеводородным соединениям. Базовое ПАО-масло получают путем синтеза коротких мономеров этилена или бутилена в длинные стабильные цепи. Химические реакции протекают с помощью катализаторов (олигомеров и децена). Процесс трудоемкий и длительный, но результат того стоит: получаемая бесцветная жидкость без примесей серы и металлов является отличной синтетической основой.
ПАО-масла относятся к IV группе синтетических масел. Они обладают высокой вязкостью, демонстрируют высочайшую антиоксидантную способность и не теряют своих качеств в широком температурном диапазоне. Масла на ПАО-основе эффективны в условиях от -50 до +150 °С.
Неоспоримыми преимуществами полиальфаолефиновых материалов являются:
- Устойчивость к температурным перепадам
- Незначительный коэффициент испарения
- Высокая окислительная стабильность и сопротивляемость к старению металла
- Отсутствие посторонних примесей, позволяющее избежать коррозии
- Способность растворять коксовые отложения
- Незначительные вредные выбросы в атмосферу
Однако не все виды присадок способны растворяться в ПАО-маслах, что является их существенным минусом. Еще одно неприятное свойство таких продуктов – их низкая полярность (практически ее отсутствие). Молекулы ПАО-масла не «прилипают» к металлическим поверхностям, поэтому после выключения двигателя оно стремится стечь в картер.
Избавиться от последнего недостатка позволяет введение в состав масла полиэфиров (эстеров) или алкалированных нафталинов.
Ограничивает спрос на ПАО-масла также их высокая стоимость (они в 4-5 раз дороже минеральных).
Синтетические моторные масла на базе ПАО выпускают лучшие мировые производители смазочных материалов: Total, Castrol, Petro Canada, KIXX, ZIC, Лукойл и др. Они предлагают жидкости для дизельных, бензиновых и спортивных двигателей, работающих в экстремальных режимах. Некоторые образцы предназначены для многоклапанных силовых агрегатов.
Содержание полиальфаолефинов в маслах разных производителей отличается и может составлять от 5 до 95 %.
Самый малый процент ПАО – 5-10 % – содержат масла NESTE 1 5W-50, KIXX PAO 5W-40, KIXX PAO 5W-30, Лукойл Авангард Ультра 5W-40.
От 10 до 25 % ПАО входят в состав Wolf OFFICIALTECH 0W-30 MS-BHDI, Petro-Canada SUPREME SYNTHETIC 0W-30, Total Rubia TIR 9900 FE 5W-30.
25-50 % ПАО содержат масла Eurol Maxence RC 10W-60, Petro-Canada DURON-E SYNTHETIC 5W-40, Rowe Hightec Synth RS 0W-40, YACCO VX Premium 1000 LL 0W-40, Wolf ECOTECH 0W-40 FE, Total Quartz 9000 Energy 0W-40, Petro-Canada DURON SYNTHETIC 0W-30, RAVENOL Eco Synth ECS 0W-20 и др.
Самый высокий процент полиальфаолефинов (от 70 до 95 %) – у масел ZIC TOP 5W-50, ZIC XQ TOP 0W-40, Castrol EDGE Professional LL 14 FE+ 0W-20, Wolf OFFICIALTECH 0W-20 LL FE.
К синтетическим относят не только моторные масла, сделанные на ПАО-основе, но и произведенные из сырой нефти путем глубокой очистки и химического катализа. Этот метод называется гидрокрекингом, или HC-синтезом.
Гидрокрекинговые масла отличаются от полиальфаолефиновых более низкой ценой и другими характеристиками.
Долгое время НС-масла относили к минеральным – по типу основы. Однако сегодня смазки этого вида приравнены к синтетическим. Это оправдано их соответствием европейским, американским и японским стандартам качества.
Чисто синтетические ПАО-масла изготавливают из смеси нефтяных газов, а гидрокрекинговые – из жидких нефтепродуктов. Однако если минеральные жидкости, имеющие такую же базу, очищают только депарафинизацией, то гидрокрекинговые дополнительно обрабатывают водородом. В результате из масел удаляется 99 % вредных примесей.
Была ли полезна статья?
(18 оценок)
Что это такое и для чего используется?
Согласно существующей статистике, 78% потребностей в смазочных материалах в мире удовлетворяются за счет использования жидкостей на минеральной основе. Но использование смазочных материалов на минеральной основе сокращается, и ожидается, что рано или поздно они будут заменены смазочными материалами на синтетической основе.
Несмотря на более высокую стоимость, есть несколько причин для выбора синтетических смазочных материалов вместо минеральных:
- Увеличение срока службы оборудования
- Новые требования OEM, которые способствуют повышению эффективности транспортного средства
- Заливка смазочных материалов на весь срок службы
- Специфические географические условия и внешние факторы, такие как температура, давление, скорость и т. д.
В условиях ежедневного прогресса, происходящего во всем мире, существует несколько ключевых параметров, по которым синтетические смазочные материалы превосходят минеральные. смазочные материалы: требования к уменьшению износа и трения, меньшей летучести и лучшей защите от коррозии. Чтобы было ясно, не все синтетические смазочные материалы одинаковы; существует несколько формулировок, что усложняет принятие правильного решения.
Примерно 75% синтетических смазочных материалов составляют полиальфаолефины (ПАО), органические сложные эфиры и полигликоли. Остальные синтетические смазочные материалы производятся из других базовых компонентов, включая сложные эфиры фосфорной кислоты, полибутены, силиконы, перфторалкильные и полифениловые эфиры.
Жидкости PAO являются обычным синтетическим базовым компонентом, используемым в автомобильных смазочных материалах. Они были разработаны в первой половине 1930-х годов и с 1970-х годов используются в коммерческих целях для моторных масел. Они классифицируются как базовые масла Группы IV и изготавливаются по двухстадийному процессу с использованием линейных альфа-олефинов, таких как 1-децен.
Жидкости PAO с низкой вязкостью используются в автомобильной промышленности, например, в качестве моторного масла и трансмиссионных смазок. В основном это продукты Apollo Rs, Motrax Rs, Gevitro Rs семейства Rymax. Жидкости PAO с высокой вязкостью также стали популярными в промышленных жидкостях и смазках. Поскольку жидкости PAO представляют собой синтетические углеводороды, они совместимы и часто сочетаются с маслами на минеральной основе.
- Повышенная производительность двигателя
- Подходит для использования в холодных условиях
- Превосходная антиокислительная стабильность и низкая летучесть, что означает, что масло сохраняет свои свойства дольше, что, в свою очередь, увеличивает интервал замены масла отложения на оборудовании
- Отличные противоизносные свойства
- Совместимость с минеральным маслом
Из пунктов, упомянутых выше, вы можете понять превосходные характеристики, которые PAO предлагает наряду с другими синтетическими материалами, такими как органические эфиры и другие. Rymax рекомендует Apollo R и другие продукты гоночной линейки именно для этой цели, так как ожидается более высокая производительность. Поэтому посол бренда Rymax Хантер Тейлор использует продукты Apollo R и Gevitro R как в жаркую погоду в Калифорнии, так и при отрицательных температурах во время ледохода в Норвегии. Преимущество бесперебойной работы как при высоких, так и при низких температурах показывает, насколько PAO может работать в своих интересах по сравнению со смазочными материалами на минеральной основе. Из графика видно, что коэффициент тяги гоночного масла меньше, чем у смазки на минеральной основе, что означает лучшие противоизносные характеристики. Продукты Apollo R могут использоваться в бензиновых, дизельных и газовых двигателях легковых автомобилей.
Аполлон R SAE 10W-60
Полностью синтетическое моторное масло для гоночных автомобилей
Посмотреть продукт
Мотракс R SAE 10W-60
Полностью синтетическое моторное масло для гоночных мотоциклов
Посмотреть продукт
Гевитро R SAE 75W-90
Полностью синтетическое трансмиссионное гоночное масло
Посмотреть продукт
Вектор Р
Гидравлическая гоночная тормозная жидкость
Посмотреть продукт
Смотреть все продукты
Общие сведения о смазочных материалах на основе ПАГ и ПАО
Полиалкиленгликоль (ПАГ) и полиальфаолефин (ПАО) — два синтетических смазочных материала для промышленного применения. Понимание преимуществ и недостатков каждого из них может помочь конечным пользователям решить, какой вариант лучше всего подходит для данного приложения.
Почему синтетические смазочные материалы?
Согласно анализу, проведенному Kline & Co., более 78% всех потребностей в смазочных материалах в мире ежегодно удовлетворяются за счет использования жидкостей на основе минеральных масел. Однако использование смазочных материалов на основе минеральных масел в мире сокращается. Использование синтетических или «искусственных» смазочных материалов в различных промышленных и автомобильных приложениях становится обычным явлением и продолжает расширяться в областях, где раньше использовались только жидкости на основе минеральных масел. Причины перехода от смазочных материалов на основе минеральных масел к синтетическим, несмотря на увеличение стоимости, включают:
- Требуется смазка на весь срок службы.
- Увеличить интервалы замены жидкости.
- Продлить срок службы оборудования.
- Соответствует новым требованиям производителей оригинального оборудования и отраслевым стандартам.
- Соответствует дополнительным нормам (огнестойкость, экологическая приемлемость).
- Устранение конкретных условий системы на участке (возможность проникновения воды).
- Устранение новых условий оборудования (более высокая рабочая температура и давление, более высокие нагрузки и скорость).
Достижения в технологии оборудования привели к более жестким условиям и требованиям к смазочным материалам, многие из которых выходят за рамки возможностей смазочных материалов на основе минеральных масел. Синтетические смазочные материалы могут соответствовать этим требованиям, потому что они работают лучше, чем смазочные материалы на основе минерального масла, во многих или во всех критических областях: снижение износа и трения, устойчивость к образованию шлама, более низкая летучесть, лучшая защита от коррозии, а также улучшенная термическая и окислительная стабильность.
Однако не все синтетические смазочные материалы одинаковы. В основе науки о синтетических смазочных материалах лежит множество составов, которые могут усложнить правильный выбор для любого применения. Недавние достижения в технологии присадок и производстве синтетических базовых масел расширяют границы эксплуатационных характеристик, которые делают современные предложения смазочных материалов лучше, чем когда-либо.
Конечные пользователи должны сначала выбрать смазочный материал в зависимости от его предполагаемого применения, например, моторное масло, трансмиссионное масло, гидравлическое масло, смазка для тросов, смазка для электродвигателя и т. д. Чтобы правильно определить, какой тип жидкости необходим, Пользователь должен знать минимальные требования к смазочным материалам для данного оборудования. Эти требования или спецификации, как правило, определяют или рекомендуют тип продукта (минеральные масла, синтетические жидкости или жидкости на биологической основе) и надлежащие требования к рабочим характеристикам (разработанные в смазочном материале химическим составом компонентов), чтобы обеспечить работу оборудования на оптимальном уровне. . В этой статье мы обсудим наиболее распространенные синтетические жидкости, чтобы помочь конечным пользователям сделать правильный выбор для своих целей.
Типы синтетических смазочных материалов
Приблизительно 80% синтетических смазочных материалов, используемых в мире, относятся к трем типам. В порядке используемого объема это: полиальфаолефины (ПАО), органические сложные эфиры и полигликоли. Остальные синтетические смазочные материалы производятся из других базовых компонентов, включая сложные эфиры фосфорной кислоты, полибутены, силиконы, перфторалкильные и полифениловые эфиры.
При выборе наилучшего синтетического смазочного материала для конкретного применения необходимо учитывать множество соображений, но отправной точкой является знание общих свойств рассматриваемых типов синтетических смазочных материалов. Синтетические смазочные материалы могут сильно различаться по химическому составу, и эти различия определяются базовыми компонентами, используемыми в качестве основы для смазочного материала.
Синтетические базовые масла в большей степени, чем базовые масла на основе минеральных масел, вносят основной вклад в большинство основных свойств смазочного материала, включая растворимость в масле или воде, низкотемпературную текучесть, смазывание, летучесть, воспламеняемость и совместимость с уплотнениями и красками. Будет проведено сравнение двух основных типов синтетических базовых масел — полиалкиленгликолей (ПАГ) и полиальфаолефинов (ПАО) — и смазочных материалов, составленных на их основе.
Полиалкиленгликоли (ПАГ)
Полимеры ПАГ, впервые обнаруженные более 150 лет назад, получили революционное применение во время Второй мировой войны. В то время как на кораблях, так и на самолетах ВМС США возникали пожары из-за использования гидравлических жидкостей на основе минеральных масел. Исследования в Лаборатории военно-морских исследований США (USNRL) были начаты для разработки гидравлических жидкостей, которые были бы более огнестойкими, чем те, которые использовались в то время на основе минерального масла.
Работая совместно с Union Carbide Chemicals, Plastics Company Inc. и Институтом промышленных исследований Меллона, USNRL разработала первую огнестойкую гидравлическую жидкость на основе водно-гликолевого загустителя PAG (WGHF). Использование WGHF значительно возросло благодаря публикации «Люксембургского отчета» в 1961 году, в котором изложены минимальные стандарты огнестойкости гидравлической жидкости в европейских угольных шахтах. Использование жидкостей и смазок на основе ПАГ начало распространяться на другие области применения, сначала на закалочные и текстильные смазки, а затем на многие другие категории смазочных материалов, включая безводные огнестойкие жидкости, жидкости для зубчатых передач, компрессоров и турбин.
Как производятся базовые компоненты ПАГ
Базовые компоненты ПАГ представляют собой синтетические полимеры, производимые с использованием процесса полимеризации, в котором мономеры оксид этилена (ЭО), оксид пропилена (ПО) и оксид бутилена (ВО) объединяются по отдельности в виде гомополимеров или в комбинации с образованием растущего полимера. цепь из нуклеофильной стартовой молекулы, обычно спирта. Базовые компоненты смазочных материалов на основе ПАГ могут быть водорастворимыми, водонерастворимыми (частичная совместимость с минеральными маслами) или маслорастворимыми, в зависимости от выбора исходных молекул и мономеров, которые будут использоваться при производстве полимера. Чем больше мономера ЭО в основе, тем лучше она растворяется в воде; чем больше мономера ПО, тем больше водонерастворимость; и чем больше мономера ВО, тем более маслорастворимым является базовый компонент. Этот процесс создает полимерную основу, в которой кислород является каждым третьим атомом, что придает базовым компонентам ПАГ их отличительные химические свойства и позволяет разработчикам рецептур синтезировать различные комбинации стартеров и мономеров (блочные, статистические и гомополимеры) для создания пользовательских типов базовых компонентов для конкретных применений.
Базовые масла PAG классифицируются как масла Группы V, что означает синтетические базовые масла, которые не относятся к базовым маслам Группы I, II, III или IV. Масла группы V также включают сложные эфиры и нафтеновые масла. Смазочные материалы на основе ПАГ обычно используются в компрессорах, коробках передач, системах кондиционирования воздуха, металлообработке, закалке и гидравлических системах, где требуется огнестойкость или экологическая приемлемость. Общие свойства водорастворимых, водонерастворимых и маслорастворимых базовых компонентов ПАГ представлены в таблице 1.
Таблица 1. Общие свойства базовых компонентов полиалкиленгликоля (ПАГ). Источник: ShellПреимущества смазочных материалов на основе ПАГ
Смазочные материалы на основе ПАГ обладают многими свойствами и преимуществами по сравнению со смазками на основе минерального масла и другими синтетическими смазками, как указано в Таблице 2. Степень преимущества может зависеть от конкретного ПАГ. тип используемого базового компонента (например, водорастворимый, маслорастворимый и т. д.).
Таблица 2. Свойства смазочных материалов на основе ПАГ. Источник: ШеллНедостатки смазочных материалов на основе ПАГ
Недостаточная растворимость в минеральном масле является препятствием для более широкого использования смазочных материалов на основе ПАГ. Из-за этой несовместимости со многими, но не со всеми смазочными материалами PAG замена системы с минерального масла на смазочные материалы на основе PAG может быть более дорогостоящей и занимать дополнительное время. Степень недостатка совместимости с герметиком и краской может зависеть от конкретного типа используемого базового компонента ПАГ (например, водорастворимого, маслорастворимого и т. д.). Когда это возможно, рекомендуется проверить совместимость между конкретной смазкой PAG, которая будет использоваться, и конкретными типами уплотнений или красками, которые будут использоваться. Недостатки смазочных материалов на основе полиалкиленгликоля приведены в таблице 3.
Таблица 3. Недостатки смазочных материалов на основе ПАГ. Источник: ShellПолиальфаолефины (ПАО)
ПАО являются наиболее распространенным синтетическим базовым компонентом, используемым в промышленных и автомобильных смазочных материалах. Это синтетический углеводород (SHC), который имитирует наилучшую углеводородную (разветвленную, некольцевую) структуру, встречающуюся в минеральных маслах, и, таким образом, устраняет многие недостатки использования смазочных материалов на основе минеральных масел, включая плохую низкотемпературную текучесть, плохой индекс вязкости, отложения шлама. , и высокая волатильность.
Базовые масла ПАО были разработаны в 1930-х годах и использовались в коммерческих целях в качестве основы для моторных масел, начиная с 1970-х годов. Область применения смазочных материалов на основе полиальфаолефинов расширена до циркуляционных и трансмиссионных масел. Позже они использовались во многих промышленных применениях, от компрессорных, гидравлических и турбинных жидкостей до трансмиссионных масел и жидкостей для металлообработки.
Как производятся базовые масла на основе ПАО
Жидкости на основе ПАО классифицируются как базовые масла Группы IV и производятся с помощью двухстадийного реакционного процесса с использованием линейных альфа-олефинов, таких как 1-децен. Первым этапом является синтез олигомеров (полимеров с небольшим количеством повторяющихся мономерных звеньев) из линейного альфа-олефина. Второй этап – гидрирование оставшихся двойных связей (ненасыщенность) в олигомере и последующая перегонка для разделения непрореагировавшего мономера и ПАО легкой вязкости.
В отличие от других промышленных базовых масел ПАО обычно классифицируют по их кинематической вязкости при 100°C. Базовые масла ПАО с использованием обычных катализаторов коммерчески производятся пяти марок с низкой вязкостью и двух марок с высокой вязкостью с максимальной вязкостью 100 сантистоксов (сСт) при 100°C.
Жидкости PAO с низкой вязкостью используются в автомобильной промышленности, например, в качестве моторного масла и трансмиссионных смазок. Жидкости PAO с высокой вязкостью также стали популярными в промышленных жидкостях и смазках. Поскольку жидкости PAO представляют собой синтетические углеводороды, они совместимы и часто сочетаются с маслами на минеральной основе. Коммерческие марки базового масла mPAO, катализируемые металлоценом, могут достигать вязкости 300 сСт при 100°C. Более однородные по структуре, чем обычные полиальфаолефиновые базовые масла, они обладают такими же преимуществами, как высокие индексы вязкости, превосходная низкотемпературная текучесть и устойчивость к сдвигу, но с дополнительной способностью к загущению. Общие свойства низковязких и высоковязких традиционных ПАО, а также базовых компонентов мПАО, катализируемых металлоценами, показаны в таблице 4.
Таблица 4. Общие свойства обычных полиальфаолефинов и полиальфаолефинов, катализируемых металлоценом. Источник: ShellПреимущества смазочных материалов на основе ПАО
Некоторые преимущества смазочных материалов на основе ПАО приведены в таблице 5.
Таблица 5. Преимущества свойств смазочных материалов на основе ПАО. Источник: ShellНедостатки смазочных материалов на основе ПАО
Некоторые недостатки смазочных материалов на основе ПАО указаны в Таблице 6.
Таблица 6. Недостатки смазочных материалов на основе ПАО. Источник: ШеллРазличия между смазочными материалами на основе ПАГ и ПАО
Смазочные материалы на основе ПАГ и ПАО используются во многих отраслях промышленности и, будучи синтетическими, обладают улучшенными характеристиками по сравнению с минеральными маслами. Оба типа смазочных материалов используются в промышленных коробках передач, компрессорах и даже в системах кондиционирования воздуха. Тем не менее, PAG и PAO представляют собой два совершенно разных химических типа синтетических базовых масел. У них разные характеристики, а это означает, что при определенных обстоятельствах один может превосходить другой.
Смазочные материалы на основе ПАГ являются полярными (водорастворимый ПАГ > водонерастворимый ПАГ > маслорастворимый ПАГ), а смазочные материалы на основе ПАО практически неполярны. Эта разница в полярности влияет на многие свойства смазочных материалов, включая совместимость с эластомерами, растворяющую способность краски, контроль отложений и смазывание. Для улучшения совместимости с уплотнениями смазочных материалов на основе полиальфаолефинов в состав добавляется сложный эфир для придания некоторой полярности. Чем больше сходны по полярности смазочные материалы, тем больше они будут вести себя по упомянутым свойствам.
Таблица 7. Различия смазочных материалов на основе ПАГ и ПАО. Источник: ShellСходства между смазочными материалами на основе ПАГ и ПАО
Смазочные материалы на основе ПАО и ПАГ гидролитически стабильны и имеют низкую температуру застывания. Смазочные материалы на основе ПАО имеют хорошие показатели вязкости, превосходящие смазочные материалы на основе базовых масел группы I, II и III аналогичной вязкости (без добавления присадки, улучшающей вязкость). Смазочные материалы на основе PAG имеют превосходные показатели вязкости, значительно превосходящие смазочные материалы на основе PAO того же класса вязкости. Оба типа базовых масел имеют низкую летучесть и высокие температуры воспламенения (при стабилизации) для данного класса вязкости.
Таблица 8. Сходство смазочных материалов на основе ПАГ и ПАО. Источник: ShellСмазочные материалы на основе PAG и PAO — что выбрать?
Смазочные материалы на основе PAG и PAO редко конкурируют в промышленном применении. Рассмотренные свойства, преимущества и недостатки объясняют некоторые из основных причин. Каждый тип смазочного материала будет наилучшим выбором для различных наборов параметров использования, включая:
- Технические и нормативные требования.
- Оборудование и условия площадки.
- Доступный уровень технического обслуживания и рабочей силы.
- Параметры конечного пользователя.
Смазочные материалы на основе полиальфаолефинов могут быть предпочтительными, если целевыми являются следующие свойства смазочных материалов:
- Смазка на весь срок службы.
- Меньше времени простоя.
- Полностью растворим в минеральном масле.
- Минимальное время и стоимость замены.
- Совместим с уплотнениями и краской, используемой с минеральным маслом, замена не требуется при любых рабочих температурах.
- Отсутствие экологических проблем.
- Отсутствие возможности проникновения воды.
- Огнестойкость не требуется.