один 80-летний юбилей на двоих
В нынешнем году 80-летие отмечают два не родственных, но очень близких по сути бренда: УАЗ часто называют российским «Джипом», а Jeep вполне можно назвать американским УАЗом. Но похожа ли их биография?
1941
Своим рождением обе марки обязаны Второй мировой войне, она же Великая Отечественная. Однако, строго говоря, в 1941-м ни «Джипа», ни УАЗа как таковых не существовало: легкие армейские вездеходы, разработанные компанией Bantam, производил Willys, а в Ульяновск были эвакуированы из Москвы специалисты и оборудование ЗИСа. Первой продукцией завода стали авиационные снаряды, затем был освоен выпуск грузовиков ЗИС-5 и сборка американских «Студебекеров».
В 1943-м был сделан опытный образец первой собственной модели УльЗИС-253, 3,5-тонного грузовика с дизельным двигателем, но его производство вскоре передали в Миасс. После окончания войны в Ульяновске начали собирать полуторки ГАЗ-АА — так началась многолетняя дружба двух автозаводов.
1949
В конце 1949 года был представлен новый грузовик УАЗ-300 однотонного класса, который можно считать предком нынешнего «УАЗ Профи». Он получил оригинальную кабину и двигатель от газовской «Победы», но панели оперения сложной формы оказались слишком дорогими для массового производства, и в серию машина не пошла, как и более тяжелый УАЗ-302 образца 1950-го. Более того — в 1951 году ульяновский завод временно утратил статус автопроизводителя: его перепрофилировали на выпуск армейских радиостанций.
Прототип грузовика УАЗ-300
Тем временем американскому «Виллису» никто не мешал развивать семейство легких внедорожников как в армейском, так и в гражданском направлениях, и последнее получило наименование CJ (Civilian Jeep). Внешне эти машинки с колесной базой 80 дюймов (чуть более двух метров), складным матерчатым верхом и без дверей, почти не отличались от тех, что поставлялись в Советский Союз по ленд-лизу: в частности, CJ-3A образца 1949 года имел те же характерные плоские передние крылья.
Внедорожник Willys-Overland CJ-3A
Впрочем, уже тогда существовала версия Jeep Station Wagon с закрытым кузовом и удлиненной базой: она выпускалась как с полным приводом, так и с задним, причем в последнем случае машина имела независимую переднюю подвеску.
1954
После очередного кульбита плановой экономики УАЗ вернули Минавтопрому, чтобы передать на него с ГАЗа производство внедорожника с цифровым индексом 69. Он был построен на агрегатах той же «Победы» и обладал вполне «гражданским» дизайном, напоминавшим грузовик ГАЗ-51. Как известно, ГАЗ-69 выпускался в двух основных вариантах кузова — пятиместном четырехдверном, с обычным сиденьем второго ряда, и восьмиместном двухдверном, с двумя продольными скамейками сзади. Обе версии имели матерчатый тент, но во множестве мастерских и ремонтных предприятий кузов превращали в цельнометаллический, своего рода аналог Jeep Station Wagon.
Внедорожник ГАЗ/УАЗ-69
Дебютировавший в 1954 году «короткий» Willys CJ-5, в отличие от предшественников, получил скругленные передние крылья, но сохранил фамильные черты дизайна.
Внедорожник Jeep/Willys CJ-5
Конструкция шасси у нашего и американского автомобилей была практически одинаковой (рама и ведущие мосты на рессорах впереди и сзади), но для CJ-5 в виде опции предлагался гидроусилитель руля, что для нас было непозволительной роскошью.
1958
С середины 1950-х годов на УАЗе работал конструкторский отдел, частично сформированный из выходцев с того же ГАЗа. Первой самостоятельной разработкой, доведенной до конвейера, стал УАЗ-450: основой для него служила платформа ГАЗ-69, но оригинальный кузов вагонной компоновки, имевший гораздо большие габариты, обеспечивал совершенно иные функциональные качества. «Буханка», как окрестили машину, выпускалась в виде микроавтобуса, бортового грузовика и в нескольких специальных модификациях, причем двигатель для нее ульяновцы также делали сами: в основе своей это был «победовский» агрегат, но модернизированный и с увеличенным рабочим объемом.
УАЗ-450 «Буханка»
Как ни удивительно, в те же времена своя «буханка» появилась и у американцев: в 1956 году дебютировал Jeep FC (Forward Control). Он был сделан из вышеописанного CJ-5 по тому же самому рецепту, что и УАЗ-450, но чуть раньше, — совпадение?..
Jeep FC (Forward Control)
Правда, вариантов у «Джипа» было побольше: в качестве альтернативы четырехцилиндровому двигателю предлагались «шестерка» и даже «восьмерка», а колесная база могла быть разной, от базовых 2,06 м до 3,81 м. В последнем случае это был уже серьезный грузовик или автобус, что позволило американцам продать лицензии на свою разработку в Индию и Испанию. В самих же Штатах Jeep FC производился лишь до 1975 года, в то время как прямые потомки нашей «буханки» выпускаются и поныне.
1972
Практически все 1960-е годы прошли для инженеров УАЗа в родовых муках: работа над внедорожником второго поколения шла очень тяжело. Рассматривалось множество вариантов дизайна, в том числе в духе тогдашних «Джипов» и «Ленд Роверов», и несколько технических концепций. В частности, поначалу главный заказчик в лице министерства обороны потребовал сделать плавающий автомобиль, потом появилось требование 40-сантиметрового дорожного просвета, чтобы преодолевать танковые колеи. Были изготовлены прототипы с задним расположением двигателя, несущим кузовом и независимой подвеской всех колес, но в итоге остановились на консервативном решении, по сути, глубоко модернизировав ГАЗ-69. Вставший на конвейер в конце 1972 года УАЗ-469 был немного крупнее предшественника, он выпускался только с четырехдверным кузовом, где позади второго ряда сидений могли монтироваться два откидных «стульчика». Силовой агрегат был позаимствован у «Волги» ГАЗ-21, раздаточная коробка объединена с коробкой передач, для повышения проходимости использовались ведущие мосты с бортовыми редукторами, так называемые военные.
Внедорожник УАЗ-469
Jeep пришел к началу 1970-х с расширенным семейством CJ, а в 1976-м представил CJ-7 с классическим дизайном и увеличенной колесной базой (2,37 м — это на сантиметр короче, чем у УАЗ-469). В число опций входили мощный двигатель V8, трехступенчатый «автомат» вместо механической коробки, пластиковый верх и боковые двери.
Jeep Wagoneer Roadtrip образца 1965 года
При этом еще с 1963 года компания выпускала модель Wagoneer, имевшую ту же консервативную конструкцию с мостами на рессорах (в полноприводном варианте), но с весьма комфортабельным пятидверным кузовом универсал и солидной колесной базой около 2,8 метра.
1983
Амфибию ульяновцы все-таки сделали: взяв за основу шасси «469-го», они разработали оригинальный двухдверный кузов с уплотнениями и движитель в виде гребных винтов. Машина, получившая имя «Ягуар», в ходе испытаний доказала свою способность плавать со скоростью 8-10 км/ч и была принята на вооружение, в 1983 году ее разработчики получили награды. Но изготовлено было всего несколько «Ягуаров», поскольку армейского заказа завод так и не получил, и в 1991 году проект закрыли. Еще одной потерей 1980-х, как выяснилось потом, куда более важной, стал отказ от выпуска грузовика-полуторки нового поколения: сначала данную тему отдали УАЗу, но затем производство решили перенести в Азербайджан, а в итоге получилась всем известная нижегородская «Газель».
Автомобиль-амфибия УАЗ-3907
Jeep к концу 1970-х нацелился на европейский рынок, заручившись для этого поддержкой компании Renault. В 1983 году дебютировала модель совместной разработки Cherokee/Wagoneer, более компактная, чем большой Wagoneer, который получил приставку Grand. Как и все прочие «Джипы» того времени, Cherokee имел жесткие мосты впереди и сзади, но его передняя подвеска была уже не рессорной, а пружинной, а рама впервые в истории бренда была интегрирована в кузов.
Трехдверный Jeep Cherokee образца 1984 года
Он, кстати, мог иметь три или пять дверей, двигатели предлагались четырех- и шестицилиндровые, коробка передач — «механика» либо «автомат». А еще одной важной новостью 1980-х стала для «Джипа» смена поколений классической модели: в 1986 году CJ превратился в Jeep Wrangler, получив по такому случаю прямоугольные фары вместо круглых.
1993
Этапной моделью для «Джипа» оказался и флагманский Grand Cherokee 1993 модельного года, быстро ставший любимцем «новых русских».
Jeep Grand Cherokee образца первой половины 1990-х
«Пружинное» поветрие настигло и УАЗ: в том же 1993-м стартовало производство автомобиля с индексом 31514, прямого наследника «469-го», также утратившего передние рессоры. Кроме того, внедорожник наконец-то получил штатную металлическую крышу и некоторые элементарные вещи, которых не было раньше, вроде регулируемых сидений, хотя в Grand Cherokee это его, конечно, не превратило. Настоящим же «Грандом» по ульяновским меркам стал УАЗ-3160: модель третьего поколения разрабатывалась с начала 80-х годов, но в серию пошла только в 1997-м.
УАЗ-3160 образца 1997 года
Автомобиль базировался на той же раме с теми же мостами, но в дополнение к пружинам уже имел усилитель руля и дисковые тормоза, а дизайн оригинального пятидверного кузова был разработан специалистами ВАЗа, сходство с «десяткой» не случайно. А главное — новый кузов был адаптирован к автоматизированной сварке, ведь до тех пор почти все делалось вручную.
2005
В новый век и Jeep, и УАЗ вошли с новыми владельцами: американский бренд принадлежал альянсу DaimlerChrysler, российский — группе «Северсталь», ныне Sollers. В связи с этим возникла парадоксальная коллизия, продолжающаяся по сей день: дружественный когда-то ГАЗ достался другому олигарху, который также получил контроль над моторным заводом в Ульяновске, в то время как Заволжский моторный завод в Нижегородской области оказался под контролем той же «Северстали». В итоге двигатели для внедорожников УАЗ возят за несколько сотен километров вместо того, чтобы получать такие же, по сути, моторы с соседнего предприятия.
Впрочем, это совсем другая история, для нас важнее то, что новые руководители поставили крест на довольно интересном проекте УАЗ-3165 «Симба». Он был задуман как целое семейство автомобилей различного назначения, имевших полукапотную компоновку и платформу 3160 с колесной базой, растянутой до трех метров.
Прототип УАЗ-3165 «Симба»
Разработка была завершена в 2000 году, но дальше дело не пошло, зато был дан зеленый свет проекту Patriot: он «вырос» из автомобиля под названием «Симбир», который, в свою очередь, представлял собой рестайлинговый вариант модели 3160 с удлиненной на 38 сантиметров колесной базой и расширенной колеей. Patriot выпускается с 2005 года параллельно с олдскульным наследником «469-го», переименованным в Hunter, а пару лет назад он получил долгожданный «автомат», — всего-то на полвека позже «Джипа»…
УАЗ Patriot Limited 2005 года
Кстати, через год после ульяновского «Патриота» дебютировал американский: кроссовер Jeep Patriot, разделивший платформу с Mitsubishi Lancer, продавался в России под именем Liberty.
Кроссовер Jeep Liberty (2007)
Сегодня модельный ряд «Джипа» состоит большей частью из автомобилей, которые можно назвать внедорожниками с натяжкой, но все же американский бренд остается одним из немногих в мире, сохраняющих верность старым добрым ведущим мостам. Как и наш УАЗ, за 80 лет так и не сумевший придумать ничего другого, — а может быть, и не нужно.
ТОП-5 УАЗов с полной гальваникой
Содержание
- Преимущества гальванической обработки
- Автомобили УАЗ с гальванической оцинковкой
- УАЗ 452
- УАЗ 469
- УАЗ Hunter
- УАЗ Pickup
- УАЗ Patriot
Приоритетной задачей современных автомобильных производителей является защита продукции от коррозии. Кузов – это самая дорогостоящая часть авто, поэтому его долговечности уделяется повышенное внимание. В процессе эксплуатации металл подвергается агрессивному воздействию влаги, песка, грязи, дорожных реагентов, щебенки, битума. Кроме того, на железо негативно влияют перепады температур.
Под воздействием таких факторов вначале появляется желтый налет, вздутие краски, а затем все это превращается в очаги ржавчины и гниения. Для предотвращения таких проблем еще на стадии производства производится оцинковка кузова. Существует несколько способов проведения такой процедуры.
Преимущества гальванической обработки
Наиболее качественная, надежная технология оцинковки – это полное погружение сухого автомобильного кузова в емкость с расплавленным цинком. Здесь температура раствора может достигать 500-4000 градусов по Цельсию. Благодаря такому методу, достигается наиболее надежная защита металла, поэтому производители дают гарантию от сквозной коррозии от 15 лет. В этом случае даже после аварии и деформации железо не начинает ржаветь. Единственным недостатком термического метода является его дороговизна.
Самым дешевым способом нанесения цинка является холодная оцинковка. Здесь металлические элементы кузова просто окрашиваются грунтовкой, которая содержит цинковый порошок. Готовое защитное покрытие содержит не больше 93% цинка, поэтому такая защита недолговечна и не отличается высокой надежностью.
Гальваническая методика – это золотая середина, объединяющая подъемную стоимость и надежность. Представляет собой полное погружение кузова в ванну, заполненную цинкосодержащим электролитом. Здесь защитный слой оседает на поверхности металла под воздействием электричества, поэтому нагревать жидкость не требуется.
Оцинковка проводится по следующему алгоритму:
- емкость заполняется кислотным раствором цинка, а затем туда полностью погружается автомобильный кузов;
- провод 220 В отрицательной полярности подсоединяется к его корпусу;
- сама емкость подключается к положительному кабелю;
- включается электричество, запуская процесс электролиза.
Результатом такой процедуры становится равномерное защитное покрытие, три слоя которого составляют в толщину 5-20 мкм.
По сравнению с термическим способом, защита здесь не такая надежная и долговечная. Гарантия производителя на такую оцинковку не превышает 10 лет, но сама технология заметно дешевле. С другой стороны, гальваника намного надежней дешевой холодной технологии.
Чтобы улучшить качество и долговечность кузова, многие производители используют при производстве авто легированную сталь, утолщают защитный слой до 9-25 мкм, добавляют специальный грунт.
Читайте также
Самые нержавеющие авто среднего класса: топ-7 машин с полной гальваникой
При эксплуатации автомобиля по мере износа меняются различные детали и узлы. Исключением является только кузов, который нуждается в постоянном уходе. Именно кузовные элементы наиболее подвержены…
Автомобили УАЗ с гальванической оцинковкой
Ульяновский автомобильный завод вплоть до 2014 года выпускал свои автомобили только с частичной холодной оцинковкой. После этого автомобилестроители начали использовать более продвинутую технологию, которая обеспечивает лучшую защиту от коррозии. Речь идет о полной гальванической двухсторонней оцинковке, позволяющей формировать цинковый слой толщиной 9-15 мкм.
УАЗ 452
Эта легендарная модель положила начало российскому семейству грузопассажирских автомобилей с полным приводом. Их использовали для решения военных задач, в качестве скорой неотложной помощи. Серийный выпуск модели начался еще в далеком 1965 году.
Из-за неприхотливости, ремонтопригодности, высокой проходимости машина приобрела большую популярность. До сих пор она пользуется спросом среди отечественных автомобилистов. На базе этого внедорожника создаются даже дома на колесах, которые уверенно преодолевают любое бездорожье.
Кузов этой модели с 2014-2015 года выпуска получил повышенную гарантированную защиту от коррозии до 11 лет. Это достигается его погружением в цинковый электролит под воздействием электрического тока.
С этого момента до настоящего времени все кузова модели УАЗ 452 подвергаются полной гальванической двухсторонней оцинковке слоем 9-15 мкм.
УАЗ 469
Изначально этот внедорожник предназначался для армии. Его серийный выпуск начался с 1972 года. До сегодняшнего дня его проходимость, выносливость, практичность, ремонтопригодность, неприхотливость радуют поклонников данной модели.
С 2014 по 2020 год автомобиль УАЗ 469 поступает на рынок с оцинкованным кузовом (слой цинка 9-15 мкм). Полная двухсторонняя гальваническая оцинковка гарантирует, что первая ржавчина может появиться не раньше, чем через 11 лет после выпуска авто.
Читайте также
Частичная оцинковка российских авто — защита или рекламный трюк?
В процессе эксплуатации металлические части автомобиля подвергаются агрессивному воздействию окружающей среды в виде воды, грязи, песка, дорожных химических реагентов. В результате этого образуются…
УАЗ Hunter
Этот автомобиль появился на конвейере с 19 ноября 2003 года, сменив «Командирский» УАЗ.
С 2014 года начала применяться технология полного погружения внутрь цинкового электролита для проведения электролиза. В это же время руководство планировало прекратить выпуск модели, но уже с февраля 2015 года возобновился выпуск обновленного «Хантера». По сегодняшний день машина выпускается с полной гальванической обработкой кузова.
УАЗ Pickup
Эта модель предназначена для эксплуатации в самых жестких условиях бездорожья. Ее грузоподъемность составляет 725 кг, удлиненная база – 3 метра. Учитывая специфику авто, кузов должен иметь усиленную защиту от коррозии.
Поэтому с 2014 по 2020 год все автомобили проходят полную двухстороннюю гальваническую обработку кузова цинковым слоем в 9-15 мкм (так же, как и все названные в этом списке модели).
УАЗ Patriot
Этот автомобиль с полным приводом имеет цельнометаллический кузов, изготовленный из легированной стали марки 006IF. Авто предназначено для эксплуатации в самых жестких условиях российского бездорожья.
Кузов модели 2019-2020 года полностью оцинкован по гальванической технологии.
Читайте также
Почему модная антигравийная пленка может испортить ЛКП
Во время эксплуатации автомобиля его кузов подвергается неблагоприятным внешним воздействиям. Из-за ударов гравия, попадания смолы на поверхности кузова образуются сколы, царапины и другие…
Описанные выше автомобили можно с полным правом считать нержавеющими, поскольку качественная гальваническая оцинковка гарантированно защищает кузов авто до 11 лет, не допуская появления ржавчины при условии отсутствия грубых физических повреждений.
STL файл UAZ HUNTER 2012 КОРПУС АВТОМОБИЛЯ ДЛЯ ПЕЧАТИ・Дизайн для 3D печати для скачивания・Культы
Хватающая рука
0,91 €
Гидроцикл
1,69 €
FALCON GT COUPE INTERCEPTOR MAD MAX 1979 МАШИНА ДЛЯ ПЕЧАТИ В ОТДЕЛЬНЫХ ЧАСТЯХ
10,21 €
Черепаха
1,70 €
Человеческий мозг
2,26 €
Chevrolet S10 SingleCab 1994 Автомобиль в отдельных частях
10,21 €
Автобус Mercedes-Benz Citaro 2011 ДЛЯ РАСПЕЧАТКИ По частям
13,61 €
Пистолет
2,27 €
Лучшие файлы для 3D-принтеров в категории «Игра»
079- Ramoloss / шарнирный Slowpoke
Бесплатно
Шарнирный дракон
3,75 €
MD530 ВЕРТОЛЕТ В МАСШТАБЕ 1:35
1,88 €
Кейс для хранения рупий
2,35 €
Игрушка для кошек в прятки 🙂 ВЕРСИЯ 2 / МИНИМАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА
Бесплатно
Ночной 3D-просмотр
10 €
Деактивировано
Трехмерный пазл «Ромбикосододекаэдр»
3 €
Бестселлеры категории Игры
Octopus 2.
03,75 €
Лев Фу
5,50 €
Арбалет «Бэтмен» / Печать на месте
2,50 €
Байк-внедорожник
1,40 €
Комплект для переоборудования SM Healer
6 €
Enourmous Imperial Heavy Tank
10 €
Dugtrio Забавная 3D-модель для печати
8,46 €
Nice Flexi Unicorn
1,05 €
Catafrac Heavy Armored Warriors — Набор снаряжения Гражданской войны
2,50 €
Флекси Панголин
€3,62 -30%
€2,53
Внедорожник
€2
Экзокостюмы Voidwalker Truescale
14,79 €
Тордейрский буревестник
9,40 €
ВЛАДЫКА РОЯ КОСМИЧЕСКИХ ЖУКОВ
€50 -25%
€37,50
USS EnterSurprise — Контейнер для набора для печати на месте для крошечных реактивных истребителей F14
3,75 €
ИНОСТРАННЫЙ КОСМИЧЕСКИЙ ЖУК ВИЗЖАЩИЙ ПАЛАЛ
€50 -25%
€37,50
Хотели бы вы поддержать культы?
Вам нравятся культы и вы хотите помочь нам продолжить приключение самостоятельно ? Обратите внимание, что мы небольшая команда из 3 человек , поэтому очень просто поддержать нас , чтобы поддерживать деятельность и создавать будущие разработки .