Выбираем трансмиссионное масло
В этой статье мы с вами поговорим о трансмиссионных маслах, их видах и сферах применения. Вы узнаете, какое масло лучше брать на лето, а какое – на зиму. Также мы расскажем об опасности замены GL-4 на GL-5. Трансмиссионные масла́ — это смазочный материал для передаточных коробок, который создают на основе нефтепродуктов с добавлением присадок или путём синтеза химических элементов.
- Расшифровка SAE 75w90 по вязкости
- Виды масел
- Расшифровка маркировки
- Расшифровка по вязкости
- Какое масло использовать летом, а какое зимой
- Разница между маслами gl4 и gl-5
- Чем опасна замена GL-4 на GL-5
Расшифровка SAE 75w90 по вязкости
Виды масел
Почти каждый владелец автомобиля знает, что такое трансмиссионное масло и для чего оно нужно. Некоторые сами подбирают смазку для своей машины, другие доверяют опыту друзей или, не утруждая себя этим делом, пользуются услугами СТО. Но не каждый знает, что означают буквы и цифры в названии, какие бывают масла по составу и от чего зависит их цена.
«Минералка», как её называют в народе, дешёвое трансмиссионное масло с минеральной основой в виде переработанных нефтепродуктов. «Синтетику» (на коробке обозначается как Fully Synthetic) получают путём синтеза химических элементов. Основой «полусинтетики» являются нефтепродукты с добавлением различных присадок (препарат, который добавляют для улучшения эксплуатационных свойств). В данном списке самым дорогим является синтетическое масло.
Расшифровка маркировки
При выборе сразу обратите внимание на маркировку трансмиссионного масла (если в ней есть буква «W», как в SAE 75W90, то оно является всесезонным), а также на цифры до этой буквы и после неё. Цифры до «W» показывают текучесть жидкости при низких температурах, цифры после «W» — диапазон вязкости при температуре 100 градусов. Отсутствие цифр после буквы «W» означает, что это зимнее масло. Если в маркировке отсутствует «W» (Winter), то вы держите в руках исключительно летнее масло.
Расшифровка по вязкости
Перейдём к расшифровке трансмиссионных масел 75W90 по вязкости. SAE (Society of Automotive Engineers) расшифровывается как «Сообщество автомобильных инженеров». Среди другого, «SAE» устанавливает класс вязкости для КПП (именно показатель SAE регламентирует насколько это масло «густое» или «жидкое» ). Так как мы рассматриваем трансмиссионные масла, то стоит выделить
Синтетическое масло 75W90 имеет оптимальную вязкость в пределах от -40 до +35 градусов.

Какое масло использовать летом, а какое зимой
Большинство владельцев авто используют демисезонные масла, которые будут выполнять свою функцию при любой температуре. Если же вы рассматриваете сезонные масла то, в первую очередь, подберите масло именно для вашей коробки передач, а уже потом — в зависимости от температуры ( для суровой зимы или очень жаркого лета). На лето лучше брать масло SAE с индексом от 20 до 60, которое отлично чувствует себя на жаре. В зимнее время лучше подойдёт трансмиссионное масло SAE с маркировкой от 0W до 25W.
Важно! Необходимый индекс вязкости для КПП указывается в эксплуатационном справочнике автомобиля.
Разница между маслами gl4 и gl-5
Прежде, чем приступить к следующему разделу, следует рассмотреть температурные режимы трансмиссионных масел.
Стандарт API gl-4 определён для трансмиссионных масел, которые используются для коробок передач (как конических таки гипоидных) и агрегатов в ведущих мостах, работающих в условиях умеренных нагрузок и скоростей.
Стандарт API gl-5 предназначен для высокоскоростных гипоидных передач и ведущих мостов, которые работают только при высоких температурах и подвергаются кратковременной ударной нагрузке. На исправную работу транспортного средства влияют множество факторов, но главное — состояние двигателя, кузова машины и трансмиссии. Всё зависит от внимательности владельца автомобиля. Самое главное – вовремя заменить трансмиссионное масло.
При выборе смазочной жидкости стоит учитывать два основных фактора: силу нагрузки и скорость относительного скольжения. Полусинтетическое масло — это золотая середина между ценой и качеством. Этот состав сочетает лучшее качества «синтетики» и «минералки».
Указанное трансмиссионное масло способно:
1. Обеспечить стабильную работу трансмиссии при низких температурах.
2. Продлить срок службы КПП.
3. Поддерживать работоспособность в широких температурных диапазонах.
Самым рациональным вариантом станет покупка полусинтетики — трансмиссионного масла 75w 90. С этого делаем следующие выводы: API gl-5 обеспечивает лучшую защиту в условиях высокого давления и нагрузок. Масло данного типа перекрывает требования стандарта gl-4. Но, к сожалению, классификация трансмиссионных масел не учитывает технологические особенности ряда коробок передач.
И так, мы с вами определелись, что в gl-5 больше серо-фосфорных присадок, чем в gl- 4. Эти присадки создают специальное покрытие для защиты деталей трансмиссии, которое действует как «щит» против износа. Это покрытие прочнее поверхности из меди и других мягких деталей, с которыми оно контактирует. В результате получаем износ не только защитного слоя, но и поверхности элемента из мягкого металла.
Именно поэтому, Синхронизаторы, сделанные из меди, при использовании смазочных материалов подвержены повышенному износу.
Сделаем следующий вывод: gl-5 предназначен больше для гипоидных передач, в которых, в большей степени, присутствует трение или скольжение. Трансмиссионное масло API gl-4 больше подходит для передач, которые работают в условиях разной нагрузки. Данное масло предназначено больше для конусных и гипоидных передач, которые имеют малое смещение осей. Оно подходит для коробок передач грузовых автомобилей, тягачей и автобусов.
Как видим, случаев реального вреда от gl-5 нет, но оно лучше подойдет для мостов, gl- 4 — для КПП. Также следует отметить вязкости масла. Трансмиссионное масло 80w 90 показывает нормальную вязкость при 100 градусах Цельсия, хорошо держит нагрузку и обладает низкотемпературными свойствами.
Чем опасна замена GL-4 на GL-5
Gl-4 предназначен для КПП, так как способен работать в условиях умеренных нагрузок и скоростей.
Но! В Gl-5 содержится много противозадирных присадок, плохо сочетающихся с бронзой синхронизаторов в коробке передач. Скорее всего, если вы заливаете в коробку gl-5, совсем скоро машина начнет включается со скрежетом, а вскоре — вовсе «загнется». Нужно отметить, что существует универсальные gl4 и gl5, которые будут работать хуже на мосту и КПП, чем чистый gl-5 или gl-4. Если же вы хотите сэкономить, чего определенно не советую делать, то можно купить 2 литра gl-4 для коробки передач и 2 литра gl- 5 для моста. Но, опять-таки, это подойдет больше обычным редукторам. Для редуктора гипоидного, и для обеспечения необходимого ресурса в них, подходит исключительно gl-5.
Теперь об опасностях. Чаще всего, в сервисных центрах, масло gl-4 или gl-5 заливают как в КПП, так и в ведущие мосты, что обычно приводит к посторонним шумам и протекающим сальникам. В чем же проблема? Ёмкость, в которую помпа в «раздатке» нагоняет масло, маловата, поэтому, масло проходит через подшипник в «раздатку» или же через сальник наружу. На больших скоростях поднимается давление и нагрев. Зачастую, это приводит к поломке сальников, поэтому, делаем вывод, что масло должно быть стабильным. Gl-4 стоит заливать исключительно в коробку передач, а Gl- 5 — в агрегаты ведущих мостов.
Важно! Неправильно подобранные масла приводят к износу защитного слоя и поверхности элемента, состоящей из мягкого металла!
После прочтения статьи вы уж точно сможете выбрать масло на лето, зиму или всесезонную трансмиссионную жидкость. При этом не стоит забывать и про настоятельные рекомендации производителя вашего «железного коня». После подробного изучения мы выяснили, что оптимальным всесезонным маслом на весь год можно считать SAE 75W90, которое и в жару, и в мороз будет работать одинаково хорошо. Также, мы не обошли стороной и масло гипоидное SAE 80W90, которое тоже неплохо держится как при «плюсовых», так и «минусовых» температурах.
В завершении хочется сказать: «Не важно, залита у вас дорогая «синтетика» или дешёвая «минералка», важно то, насколько хорошо работает ваш автомобиль с таким маслом». Поэтому не забывайте о том, что если бы для всех автомобилей подходило одно и то же масло, то, как я думаю, производители не штамповали бы столько разновидностей трансмиссионных масел для КПП.
Расшифровка значений маркировки трансмиссионного масла
Практически каждый автомобилист хорошо знает, для чего применяется трансмиссионное масло. Опытные водители подбирают его самостоятельно, другие обращаются к друзьям или едут на СТО, где точно определят нужную марку. Чтобы точно определить оптимальный вид масла, необходимо знать, как расшифровывается маркировка, что входит в состав, как устанавливается цена такого продукта.
Расшифровка по букве
Выбирая смазку, в первую очередь нужно посмотреть на ее маркировку. Если в надписи присутствует буква «W», например 75W90, значит, она относится к всесезонной группе. Цифры, стоящие перед буквой, обозначают текучесть в зимнее время, когда на улице стоит минусовая температура. После буквы «W» указывается величина вязкости, когда температура достигает 100° по Цельсию. Если после «W» цифры отсутствуют, значит, ТМ предназначено только для зимнего использования. Отсутствие буквы – показатель того, что состав рассчитан на работу в летний сезон.
Расшифровка по вязкости
Значение вязкости устанавливаются международным стандартом SAE и определяет густоту состава. Трансмиссионные масла делятся на несколько видов:
- Для лета,
- Для зимы,
- Всесезонные.
Вязкость обозначает способность смазки задерживаться на поверхности детали, одновременно сохраняя показатель текучести. Вязкость играет очень важную роль, поэтому к этому показателю нужно относиться очень серьезно.
Какое масло предназначено для лета, какое заливают зимой
Многие владельцы автомобилей пользуются универсальными (всесезонными) трансмиссионными маслами. Они могут эксплуатироваться независимо от температуры.
В случае применения сезонного масла, сначала нужно подобрать марку, рекомендованную производителем автомобиля, только потом можно смотреть на температуру. В летние месяцы лучше использовать SAE в диапазоне 20-60 единиц. Оно идеально подходит к жарким летним дням. Для зимы наиболее подходящим считается SAE с маркировкой 0W — 25W.
Стандарты трансмиссионного масла
Сегодня существует несколько стандартов. Каждый из них предназначен для конкретного использования.
API Gl-4
Трансмиссионное масло данного типа предназначено для различных механизмов:
- Коробка с гипоидными передачами.
- КПП с коническими шестернями.
- Ведущие мосты.
API Gl-5
В основном применяется в ведущих мостах с гипоидными передачами, работающими при большой температуре, когда возможны кратковременные механические воздействия.
Чтобы автомобиль хорошо работал, необходимо постоянно следить за состоянием его механизмов:
- Двигателя,
- Трансмиссии,
- Ходовой части,
- Ведущего моста.
Очень важно вовремя проводить полную замену трансмиссионного масла. При покупке необходимо учесть:
- Силу нагрузки,
- Скорость скольжения деталей.
Gl-5 отличается от Gl-4 количеством специальных присадок, в составе которых находится много фосфора и серы. Благодаря им на деталях трансмиссии создается прочная масляная поверхность, которая защищает их от повышенного износа. Прочность такой поверхности намного выше, чем поверхности деталей из мягкого материала, с которым она вступает в контакт. Как результат, надежно защищается поверхность элементов из цветного сплава, а также их защитный слой.
Поэтому GL5 нельзя использовать в КПП, где синхронизаторы сделаны из меди. Они будут подвергаться высокому износу. Его лучше применять в передачах, где КПП испытывает неоднозначные нагрузки. В основном это касается гипоидных передач, отличающиеся минимальным смещением осей. Смазку можно использовать в КПП:
- Грузовиков,
- Автобусов,
- Тягачей.
Чтобы спокойно ездить круглый год, идеальным считается трансмиссионное всесезонное масло 75W90. А в целом всегда рекомендуется подбирать состав не по стоимости, а в зависимости от технологических показателей и рекомендации производителя.
Как расшифровать анализ масла
Мы довольно подробно писали о преимуществах анализа масла и о надлежащих методах отбора проб масла для тестирования. Многие из наших клиентов по опыту знают, что рутинный лабораторный анализ масла в процессе эксплуатации может помочь предсказать и предотвратить отказ оборудования или проблемы с техническим обслуживанием, вызванные масляными загрязнениями.
Но что конкретно вам говорит анализ масла? Какую информацию он дает?
Анализ масла, безусловно, является ценным инструментом профилактического обслуживания, который может помочь выявить потенциальные проблемы до того, как они приведут к капитальному ремонту.
Анализ масла широко охватывает измеряемые параметры:
- Износ машины
- Загрязнение
- Деградация
Анализ масла часто указывает на типы и уровни загрязняющих веществ в масле, а также на возможные причины загрязнения. Лаборатории также включают индикаторы износа оборудования, которые требуют дальнейшего изучения. Например, лаборатория помечает проблемные области, используя ранжирование от 1 до 4 или систему зеленого, желтого и красного света, где красный указывает на область, требующую немедленного внимания.
Особые ключевые параметры
Вязкость масла является одним из важных факторов, на который обращает внимание лаборатория, проводящая анализ масла. Условия эксплуатации двигателя могут изменить вязкость масла по сравнению с классом, указанным на этикетке. Для мобильного оборудования моторные, трансмиссионные и трансмиссионные масла измеряются при 100°C, а для промышленного применения масло измеряется при 40°C.
Если вязкость масла значительно выше или ниже стандартной, это признак того, что масло разлагается, загустевает, окисляется или перекрестно загрязняется другим продуктом. Во всех случаях это означает, что масло требует немедленной замены.
Наличие металлических элементов. Лаборатория также изучает присадки к моторным маслам, такие как цинк, фосфор, кальций и магний. Если уровни содержания этих присадок в частях на миллион (PPM) совпадают, это хороший признак того, что масло не подвергается перекрестному загрязнению.
Присутствие металлов износа, таких как железо, медь или олово, свидетельствует об износе оборудования. Если количество металлических частиц увеличивается, возможно, имеет место чрезмерный износ, и необходимо тщательно проверить оборудование, из которого был взят образец.
Загрязнение воды и уровень кислотности. Анализ также показывает, подвергалось ли масло чрезмерному загрязнению водой.
Лаборатория также может проверить кислотное и щелочное числа. Уровни кислотности указывают на степень перегрева или окисления масла. Щелочное число измеряет запасы щелочи в масле, которые компенсируют кислотность и помогают предотвратить коррозию. Если кислотное число слишком высокое или щелочное слишком низкое, масло необходимо заменить.
Уровни охлаждающей жидкости. Анализ масла также может выявить утечку охлаждающей жидкости внутри двигателя. Вода или гликоль могут испаряться, как только они покидают систему охлаждения, но загрязняющие вещества в охлаждающих жидкостях оставляют следы натрия, калия или бора в масле, что является признаком утечки охлаждающей жидкости.
Уровни кремния и алюминия, основных компонентов грязи, являются четкими индикаторами утечки фильтрации воздуха, пропускающей грязь в камеру сгорания. Высокий уровень хрома свидетельствует о том, что в результате абразивного износа хром с поршневых колец изнашивается.
Заключение
Некоторый уровень загрязнения обязательно произойдет. Лаборатория анализирует, находятся ли эти уровни в пределах допуска для конкретного приложения. Вот почему так важна правильная и подробная идентификация пробы, включая марку масла, сорт, наработку масла и оборудования, применение и фильтрацию. Отчет лаборатории может также включать рекомендации по проверке определенных аспектов оборудования, таких как система впуска воздуха или изнашиваемые элементы, которые могут объяснить отклонения в масле. Вооружившись этой информацией, вы сможете лучше подготовиться к принятию превентивных мер для защиты вашего оборудования, продления срока его службы, сведения к минимуму времени простоя и предотвращения затрат на преждевременную замену.
Ознакомьтесь с нашей программой анализа масла.
Об авторе
Имея более 35 лет работы в нефтегазовой отрасли, Дэн Холдмейер последние 14 лет работал в компании Chevron, занимая различные должности в компании в дополнение к своей нынешней должности бренд-менеджера промышленных и охлаждающих жидкостей, где он работает инженером по смазке, который поддерживает Chevron Delo и другие связанные бренды смазочных материалов. Он играет неотъемлемую роль в поддержке и управлении различными программами, связанными с потребностями в смазке для внедорожной и дорожной техники. Дэн также работает специалистом по обучению Chevron в подразделении Global Lubricants с момента прихода в компанию. До прихода в Chevron Дэн работал полевым инженером в Mobil Oil Corporation в течение 20 лет (19 лет). 79-99) после окончания Университета Миссури-Колумбия со степенью бакалавра наук в области химического машиностроения.
Похожие статьи: Строительство, Профилактическое обслуживание, Сельское хозяйство, гидравлические масла, Внутренний морской, Анализ масла
Как читать полезную таблицу вязкости трансмиссионного масла
Сохраните эту таблицу для собственного использования. Как дилер AMSOIL, я использую его несколько раз в неделю, чтобы показать клиентам, как такие вещи, как моторное масло 20W-50 (мотоциклетное масло), можно также использовать в качестве трансмиссионной смазки.
Эта сравнительная таблица вязкости может помочь определить, имеют ли два или более смазочных материала одинаковую вязкость.
Джоэл Янгман|6 января 2022 г.
Вязкость, определяемая как сопротивление жидкости течению, является одной из наиболее важных характеристик смазочного материала. Некоторые из неофициальных терминов, используемых для описания вязкости относительно свободно текущей жидкости, такой как вода, включают «тонкий», «легкий» и «низкий». Такие термины, как «густой», «тяжелый» или «высокий», указывают на жидкость с сильным сопротивлением течению, например, на мед. Однако эти термины являются общими и их трудно измерить.
Более конкретные классификации дают нам лучшее представление о том, как движутся жидкости, но вы, вероятно, видели по крайней мере несколько различных способов обозначения вязкости:
Классы для автомобильных моторных масел (например, SAE 5W-30)
Классы для автомобильных трансмиссионных масел (например, SAE 75W-90)
Американский Ассоциация производителей зубчатых передач (AGMA) Марки для промышленных трансмиссионных смазок (например, AGMA 5)
Международная организация по стандартизации (ISO) Марки для гидравлических жидкостей и индустриальных трансмиссионных смазок. Создан для представления общепринятой системы оценок (например, ISO 100)
Сравнительная таблица вязкости трансмиссионного масла
Учитывая, что существует несколько стандартов (в которых используются разные шкалы) для обозначения вязкости, сравнительная таблица вязкости может помочь определить, имеют ли два или более смазочных материала одинаковую вязкость. Но как читать диаграмму вязкости трансмиссионного масла?
Просто читайте горизонтально. Например, моторное масло SAE 60 имеет такую же вязкость, что и трансмиссионное масло SAE 90, трансмиссионное масло AGMA 6 и гидравлическая жидкость/трансмиссионное масло ISO 320. Соответствующая кинематическая вязкость и вязкость по Сейболту также указаны на диаграмме.
Кинематическая вязкость
Кинематическая вязкость, обычно указанная в паспорте смазочного материала, описывает видимую тенденцию жидкости к течению. Думайте об этом как о времени, которое требуется, чтобы увидеть, как жидкость выливается из контейнера.