Тракторы советские: Советские тракторы. Барский И. 1970

как советские инженеры разработали электрические трактора

 

Ленин, создав СССР и электрифицировав всю страну, конечно, не планировал буквально все подключить к сети. Но его ученики и последователи думали иначе. Изучая архивные документы, можно найти в нашей советской истории странную попытку электрифицировать поля в стране. Это история нашего инженера А.В. Пичака и советских электромоторов. 

 

После окончания Второй мировой войны почти сразу в мире началась космическая гонка. Сэм и Джо (так венгерский математик Пол Эрдос назвал США после Рузвельта и Советский Союз – после Иосифа Сталина) хотели иметь машины и армию в космосе для доставки ядерных ракет на орбиту Земли. И долгое время наша страна в этой гонке была впереди. Мы запустили первый спутник, отправили первого человека на орбиту Земли. В итоге Запад начал бояться нашу страну. И все это благодаря нашим достижениям. Нас боялись за неожиданные прорывные технологии и за смелые идеи. Именно это и задумывалось нашими лидерами коммунистической партии.

 

 

В те годы Запад абсолютно не знал о недостатках советских инноваций и инжиниринга. Если бы знал, страх был бы меньше, так как, несмотря на наши смелые идеи, при реализации технологий у нас было много проблем. В первую очередь страдало качество. Тем не менее страна, где в магазинах висела одинаковая одежда, где в обувном магазине могла продаваться одна модель обуви, где люди покупали товары затем, чтобы их обменивать, где торговля из-под прилавка была второй экономикой СССР и где пустые полки в магазинах заполняли горчицей, создала огромное количество невероятной техники и спроектировала немыслимые вещи, которые находятся за гранью обычного понимания. 

 

Запорожцы, Волги, УАЗы, КамАЗы, Жигули, ЗиЛы, самолеты, танки и т. д. – все, что вы знаете об отечественных автомобилях и тяжелой технике во времена СССР, будет восприниматься как рассказ перед сном, как только вы познакомитесь с изобретением инженера А.В. Пичака: электрическим трактором, который был разработан для использования в сельском хозяйстве нашей страны.

 

 

Заметьте, речь идет не об электрической газонокосилке для дачи, а о мощных тракторах для работы в полях. Но зачем нужно было тратить много денег и сил для того, чтобы создать электрический трактор, когда в полях без проблем выполняли свою задачу обычные трактора, работающие на двигателе внутреннего сгорания?

 

 

 

Дьявол, как обычно, кроется в деталях. Мы знаем, что у Ленина была идея максимально электрифицировать сельское хозяйство. Судя по всему, Сталин подхватил эту идею. Инженеры изобретали для сельского хозяйства различную технику и инструмент, работающий на электричестве.

 

И надо признать, у наших инженеров получалось создавать удивительные проекты, которые поражали весь мир. Правда, во многом эти успехи стали возможны благодаря… страху. У инженеров и конструкторов в те годы не было возможности сказать «нет» или «уйти» из проекта.

 

Рисунок 1: тележка транспорматор

 

Все рабочие места в стране контролировались государством, а секретные службы КГБ выявляли среди рабочего класса саботажников, из-за которых какой-то проект стал неудачным. Обычно в этом случае быстро находили ответственных за капиталистический саботаж. И в государственной измене могли обвинить любого, а потом отправить в Сибирь или приговорить к расстрелу. Естественно, в такой атмосфере боязни наша страна реально достигла невероятных достижений. 

 

Именно поэтому инженеры не стали откладывать в долгий ящик заказ государства и в короткие сроки начали создавать электрические машины для колхозов и совхозов. Самая первая идея заключалась в том, чтобы поставить по двум сторонам поля столбы и натянуть между ними две лебедки, подавая на них электричество. Между столбами планировалось запустить плуг, который будет перемещаться взад и вперед, питаясь от электричества. 

Вы не поверите, но даже были созданы прототипы такой техники. Но огромная неэффективность этого метода была очевидна даже без испытаний. В том числе это понимали и руководители. Поэтому было принято решение разработать электрический трактор. 

 

Рисунок 2: прототип первого электротрактора

 

Вы, возможно, задаетесь вопросом, как можно привести в действие тяжелую машину с асинхронным тяговым двигателем мощностью 70 кВт, который предназначен для вспашки четырех гектаров поля в день без остановки с помощью аккумулятора? Расчеты показали, что электрическому трактору для выполнения повседневных задач потребовался бы огромный аккумулятор.

Для того чтобы вспахать 4 гектара поля, нужен был аккумулятор невероятных размеров: 10 тонн серной кислоты и тяжелых металлов, что было в те годы невозможно, неразумно и очень дорого. 

 

Поэтому было принято решение для питания электротрактора использовать энергию электросети – в буквальном смысле. Российские конструкторы и инженеры взяли кабель и подключили трактор к электрической сети. А если точнее, инженеры подключили кабель трактора к высоковольтной линии электропередачи 6 кВ.

Трактор оснащался огромным трансформатором, который вырабатывал напряжение, необходимое для питания электромотора. Это была невероятная технология для тех лет. Это было даже безумней, чем кажется. Инженеры Орловского машиностроительного завода изготовили около десяти первых испытательных электротракторов (на фото выше). После этого первые трактора вывели в поле для тестирования. Тесты оказались успешными. Конструкторы обнаружили, что электрический трактор имеет множество преимуществ:

 

 

Рисунок 3: Трактор VIME-4-500

 

  • 1.
    Нет необходимости в использовании бензина.
  • 2. Электродвигатель прост в установке, запуске и управлении.
  • 3. Электродвигатель может быть нагружен в 2,5 раза больше, чем двигатель внутреннего сгорания.
  • 4. Потребляемая мощность электромотора пропорциональна рабочей нагрузке, в то время как двигатель внутреннего сгорания потребляет вдвое больше топлива при перегрузке всего лишь в 1,25 раза.
  • 5. Нет необходимости в заправке и в использовании воды для охлаждения двигателя.
  • 6. Зимой электрический двигатель можно было легко снять и использовать для питания стационарных машин.
  • 7. Использование электрического трактора способствует повышению эффективности работы электростанций.
  • 8. Не нужно перевозить топливо в сельскую местность по железной дороге.

 

Была выявлена только одна важная проблема: огромный трос (кабель), который хранился на седлообразном ящике сзади трактора, тянулся за трактором, что могло повредить посевы. Да-да, применение кабеля реально повреждало посевы. Также этот кабель, скорее всего, влиял в худшую сторону на производительность. Ведь трос нужно было поправлять и перемещать. 

 

Поэтому конструкторы решили снять с трактора трансформатор и подать на трактор низкое напряжение. Это позволило использовать более легкий кабель, а также спроектировать кабельный механизм для предотвращения перемещения и запутывания кабеля, который мог повредить посевы. 

Низковольтное питание обеспечивалось путевым трансформатором «Рибалко» (фургон-тележка с штанговым токоприемником, в котором находился сам трансформаторный блок). Эту тележку с трансформатором устанавливали под линиями электропередачи (рис. 1).

 

По замыслу инженера А.В. Пичака, трактор имел большой барабан для кабеля (с отдельным мотором для намотки кабеля в случае необходимости) с длинным рычагом сверху, позволяющий легко укладывать кабель, предотвращая его падения на трактор и от запутывания на поле. 

 

Рисунок 4: Трактор VIME-4-1000

 

Длина кабеля, встроенного в трактор, была около 760 метров. Поэтому неудивительно, что потери мощности на трансформаторе и в кабеле составляли около 30%. Но экономическая сторона эксплуатации никогда не была коньком нашей страны. Так что конструкция электротрактора прошла дальнейшие испытания. В итоге на свет появились серийные версии рабочих тракторов VIME-4-500 и VIME-4-1000 (рис. 3 и 4).

 

Согласно расчетам, советские инженеры намеревались экономить 30,6 тонны топлива при использовании 1,4 тонны меди ежегодно (для электропроводки).

 

Был, однако, один незначительный вопрос: логистика. Как вы можете себе представить, тракторы были ограничены рабочим радиусом 760 метров. То есть, подключив трактор к трансформаторной тележке, можно было обрабатывать поле только вокруг тележки на расстоянии не более 760 метров. 

 

Но для нашей страны в те годы это не было препятствием. Для обработки большего участка к одному трансформатору подсоединяли два трактора. 

Также была разработана специальная схема перемещения двух тракторов, которая обеспечивала безопасность и максимальный охват обработки земли.

 

 

Правда, как вы уже поняли, для обработки полей нужно было, чтобы через каждые 1500 метров шла линия электропередачи. Это, кстати, самая главная проблема, которая могла стать одной из ключевых для отказа от проекта производства электрических тракторов. Причем эту проблему не могли не видеть еще в самом начале, когда только начинали разрабатывать этот проект. Ведь в те годы линий электропередачи (да что там говорить, и сегодня встречаются огромные территории, где рядом нет электролиний). 

 

Так зачем тогда в те годы тратились государственные деньги, когда, во-первых, подобные трактора были не совсем экономически выгодными, а во-вторых, их нельзя было массово использовать из-за отсутствия развернутой электросети?

И руководство проекта, и лидеры партии, по чьей инициативе появился на свет этот проект, все прекрасно понимали. Но тем не менее они дали добро на запуск этого проекта, потому что так в свое время хотел Ленин. В общем, как завещал всеми горячо в те годы любимый вождь.  

 

 

 

Но в итоге наши власти отказались от проекта. Самое интересное, что нет никаких следов о нем, нет объяснения, что послужило истинной причиной отказа от идеи. Хотя в годы СССР это было распространенной практикой – отказываться от государственного проекта, как будто его никогда не было. Но это неудивительно. Как и сегодня, говорить о неудачах страны было не принято. Тем более что в ту эпоху можно было сообщать народу только положительную информацию. Такое было время, когда пропаганда и промывка мозгов были завязаны только на успех. 

 

Тем не менее в некоторых библиотечных архивах сохранилась информация об этом удивительном проекте нашей страны – создание электрических тракторов. Мы не знаем, чем эта история закончилась. Жаль. Надеемся, что инженеры и ответственные за проект в итоге не оказались в застенках Лубянки и не закончили свою жизнь в лагерях Сибири.

 













Техника: Наука и техника: Lenta.

ru

С момента своего появления танки и бронемашины претерпели значительные изменения. Из неуклюжих, слабо защищенных и плохо вооруженных железных гробов они превратились в страшное, эффективное и очень дорогое оружие. Основной современный российский танк Т-14 «Армата» стоит около 3,7 миллиона долларов. А что делать, если современного оружия нет, а воевать приходится? В этом случае его делают из того, что есть под рукой, и как получится. О том, как воевали и до сих пор воюют самодельные танки, бронетрактора и тиснаосы, читайте в материале «Ленты.ру».

На одной из открытых площадок Бронетанкового музея в Кубинке стоит необычного вида боевая машина — то ли трактор, то ли танк. На сопровождающей экспонат табличке значится «Танк «НИ»». Ниже подробности:

В 1941 году бронирование тракторов и использование их в боевых условиях проводилось в инициативном порядке. Наиболее известными являются так называемые танки «НИ» (на испуг), изготовлявшиеся в Одессе, на заводе им. Январского восстания, на базе трактора СТЗ-5 с августа по октябрь 1941 года. Было выпущено более 50 танков «НИ», в основном с пулеметными башнями, демонтированными с подбитых танков Т-26 образца 1932 года. Несколько «НИ» были выпущены с пушечным вооружением. Танк бронирован листовой корабельной сталью

Танк, а вернее бронетрактор «НИ» — большая музейная редкость. На сегодняшний день сохранилось всего несколько экземпляров «одесского танка» (в Одессе, Днепропетровске и в подмосковной Кубинке). Считается, однако, что все находящиеся на Украине машины являются уже послевоенными репликами. Что же до российского экземпляра, тут мнения расходятся. Сотрудники Бронетанкового музея уверяют, что у них «НИ» самый настоящий, однако есть и другие мнения. Но чем бы ни был представленный в Кубинке экспонат, история у одесских бронетракторов не только весьма занимательная, но и самая героическая.

«Пойдут машины в яростный поход»

Готовился ли Сталин первым напасть на Гитлера или он таким образом дальновидно крепил оборонный щит Страны Советов, но факт в том, что воевать будущий генералиссимус собирался на вражеской территории. И война представлялась ему не в пример Первой мировой с ее изматывающим сидением в глубоко эшелонированной обороне, а быстрой и маневренной. С лихими «кавалерийскими» атаками лавины легких и быстрых танков.

Отсюда и характеристики самых массовых танков, производимых в СССР с 1931 по 1941 год. За десять лет было выпущено 11 тысяч легких танков Т-26 23 различных модификаций, 8 тысяч легких колесно-гусеничных танков БТ и более 6 тысяч легких плавающих танков Т-37, Т-37А и Т-38.

Все эти боевые машины имели легкую броню, служившую защитой от ружейно-пулеметного, но не от артиллерийского огня, легкие орудия калибра 37 миллиметров или 45 миллиметров и пулеметы. Живучесть их оставляла желать много лучшего, зато были «танки наши быстры» и готовы к «яростному походу» по грунтовым дорогам Европы с форсированием с ходу многочисленных водных преград.

Для сравнения: к 22 июня 1941 года Красная армия располагала всего 1225 единицами средних танков Т-34 и 636 тяжелыми танками КВ.

В маневренной войне преимущество имеет тот, кто наносит первый удар, особенно если он оказывается мощным, хорошо подготовленным и неожиданным. Вероломное нападение фашистской Германии на СССР 22 июня 1941 года дало Гитлеру огромное и немедленное преимущество. Уже в первые дни войны Красная армия потеряла большую часть своих боевых самолетов, а ситуацию в бронетанковых войсках иначе как катастрофой и назвать было нельзя.

Для обороны легкие танки оказались плохо приспособленными, а неподготовленные контрудары в условиях всеобщей паники и неразберихи первых недель войны вели лишь к огромным потерям в живой силе и технике. Как результат — к концу лета 1941 года было безвозвратно потеряно около 15 тысяч танков, и огромное преимущество Красной армии в этом компоненте боевой техники растаяло.

Справедливости ради следует сказать, что потеряны были не только практически все легкие танки, находившиеся в зоне боев, но и значительная часть средних и тяжелых танков. Противник захватил огромное число практически не пострадавших советских танков и… отправил их на переплавку. И дело не только в том, что немцев не устраивало качество трофейных машин, — двигатели отечественных танков патриотично отказывались работать на германском синтетическом бензине.

Танковое поголовье Страны Советов нужно было срочно восстанавливать, и любые средства теперь казались хороши. Выход из положения нашли в осажденной Одессе — со свойственным жителям этого города остроумием.

Чисто одесский танк

13 августа 1941 года Одесса была полностью окружена румынскими и немецкими войсками. Частям Приморской армии Южного фронта, оставшимся в городе, был дан приказ оборонять город до последней возможности. К этому времени исправных танков в распоряжении одесситов остались единицы, зато в город вернулось несколько не успевших уйти на восток эшелонов с техникой, отправленной на ремонт. В основном это были легкие танки БТ, Т-37, Т-38 и Т-26. Многие из них восстановлению не подлежали.

Чтобы хоть как-то улучшить ситуацию, главный инженер Одесского машиностроительного завода им. Январского восстания П.К. Романов создал модель чисто одесского танка. За основу был взят гусеничный трактор-тягач СТЗ-5, который обшили двойной броней, найденной на Одесском судоремонтном заводе. В Одессе рассказывают, что листы брони, которые ставили на первые три бронетрактора, когда-то были сняты со знаменитого броненосца «Князь Потемкин-Таврический» и все это время валялись на складе завода. Между броневыми листами для усиления были вставлены деревянные бруски.

Вооружение первых двух «январцев» (или «январок», по названию завода) составили два пулемета калибра 7,62 миллиметра. На третий приспособили башню танка Т-26 с 37-миллиметровой пушкой.

Испытание нового оружия в боевых условиях произошло в конце августа в южном секторе обороны, где ситуация складывалась для защитников города особенно тяжело.

Вспоминает начальник штаба Приморской армии Н.И. Крылов:

Результаты превзошли все ожидания. Противник, не видевший здесь раньше у нас никаких танков, был ошеломлен и выбит на этом участке из своих окопов. Наши бойцы тут же придумали новым боевым машинам название «На испуг», сокращенно «НИ». Оно сделалось неофициальной маркой новой машины. Нельзя было не признать, что название довольно точно характеризует ее качества: при слабом вооружении и легкой броне танк «НИ» имел довольно-таки устрашающий вид, а на ходу производил много шума

После первого боя «НИ» вернули на завод для осмотра. Выяснилось, что пули и осколки броню «одесского танка» не пробивают, оставляя лишь вмятины. А вот 45-миллиметровый снаряд прошил машину насквозь, к счастью, не задев ни троих членов экипажа, ни двигатель. В целом техника, сделанная в спешке из подручных материалов, испытание выдержала.

На испуг!

Опыт использования «НИ» был признан удачным, и Военный совет Одесского оборонительного района поручил заводу им. Январского восстания подготовить к бою еще 70 бронетракторов.

Самодельные боевые машины изготавливались из подручных материалов, включая части вышедших из строя серийных моделей легких танков, и выглядели весьма разнообразно. Как правило, вооружение танка составляли два 7,62-миллиметровых пулемета Дегтярева. Пушки были редкостью. Иногда для устрашения противника в башню вставлялось обычное бревно, имитирующее орудийный ствол.

По воспоминаниям секретаря Ленинского райкома партии Одессы Н.Г. Луценко, с 20 августа по 15 октября 1941-го было собрано 55 бронетракторов, которые тут же отправлялись в бой.

21 сентября 1941 года 20 бронетракторов и несколько танков приняли участие в психической атаке на румынские позиции под селом Большой Дальник, где удерживали врага подразделения 25-й Чапаевской дивизии.

Ранним утром после короткой артподготовки перед траншеями, занимаемыми румынской пехотой, с включенными фарами, сиренами и громким скрежетом и лязгом появилась неизвестная бронетехника. Две машины подорвались на собственных минах (проходы в минных полях делались в спешке), остальные прорвали линию обороны и обратили противника в бегство.

2 октября того же года танковый батальон Н.И. Юдина, состоявший в основном из бронетракторов, прорвался через позиции 1-й пограничной дивизии румын. Румыны в беспорядке отступили, понеся значительные потери от огня преследовавших их «НИ». Впоследствии в донесении Юдина сообщалось, что батальон в ходе боя уничтожил до тысячи солдат противника. Цифра явно завышенная, тем не менее в этот день бронетрактора нанесли противнику наибольший урон за все время их участия в боях под Одессой.

Во время атаки танки Юдина оторвались от пехоты и оказались за румынской линией обороны, фактически в окружении. Теперь нужно было прорываться назад, но на пути отхода тихоходных (6-7 км/час) и слабо защищенных бронетракторов румыны уже успели сосредоточить значительные силы артиллерии. Юдин решил прорываться к своим прямым лобовым ударом.

Ход битвы описан в книге «Оборона Одессы. 1941. Первая битва за Черное море»:

Снаряды румынских пушек легко пробивали слабую броню, но у батальона не было другого выхода, кроме как прорываться прямо через вражеские батареи. Румынские артиллеристы расстреливали бронетрактора в упор, но затем прислуга вражеских орудий разбежалась, бросив пушки, когда танки ворвались на их позиции. Батальон потерял в бою до трети танков, в том числе и танк комиссара батальона. Сам комиссар, старший политрук Мазолевский, пропал без вести

Бронетрактористами были захвачены 24 орудия разных калибров. Их прицепили к «НИ» и отбуксировали к своим. В этом бою было захвачено много пленных и других трофеев.

Маршал Антонеску негодовал, его храбрые солдаты бежали, завидев несколько советских танков, которые к тому же оказались даже не танками, а всего лишь вооруженными тракторами.

15 октября войска, защищавшие Одессу, были эвакуированы морем, а оставшиеся на ходу бронетрактора уничтожены экипажами или оставлены на улицах города.

Командир отдельного танкового батальона майор Николай Иванович Юдин оборонял Севастополь. Он погиб 20 июня 1944 года в городке Буске Львовской области.

Мирный советский трактор

«Одесский танк» был вынужденной и чрезвычайной мерой компенсации недостатка боевой техники, но одновременно и удачным решением проблемы в условиях осажденного города. Однако экспромтом его создание назвать нельзя. Изготовление продукции двойного назначения было одним из условий развития народного хозяйства СССР.

Юноши и девушки Страны Советов сдавали нормы ГТО, метко стреляли, ловко метали гранаты, прыгали с парашютом. А мирный советский трактор, как в известном анекдоте, должен был быть готов ответным огнем отразить вероломное нападение превосходящих сил противника.

2 октября 1930 года Реввоенсовет СССР принял «Постановление об опытной системе бронетанкового вооружения в части самоходных артиллерийских установок», в соответствии с которым заводам и конструкторским бюро надлежало к 1 октября 1931 года спроектировать и изготовить около 20 различных типов самоходных артиллерийских установок (САУ) на базе тракторов серийного производства. Основными условиями были: использование ходовой части тракторов «Коммунар» и «Сталинец», вес машины — 9-10 тонн, скорость — 10-15 км/час. Идея состояла в том, чтобы в случае войны можно было быстро переоборудовать имеющиеся в наличии трактора в САУ и танки.

Первые эрзац-танки были изготовлены к Международному дню солидарности трудящихся и в мае 1931 года прошли испытания на танковом полигоне в Кубинке.

В процессе испытаний в конструкции бронетракторов было выявлено множество недостатков:

Топливные баки поставлены низко, и на самых мaлых подъемах подача горючего самотеком прекращается. Отработанные пары двигателя проникают внутрь кузова и утомляют экипаж, мотор из-за неудовлетворительной системы охлаждения перегревается. Также отмечался плохой обзор водителя, неудобный доступ к агрегатам, требующим частой регулировки. Из-за увеличения длины задней части рамы (для размещения десанта) наблюдалась перегрузка задних тележек, поэтому трактор при движении по малейшим неровностям задирает нос

Было решено отправить опытные экземпляры на доработку, но после ряда переделок и повторных испытаний стало очевидно, что чудес не бывает, и сделать из обычного коммерческого трактора даже суррогатную боевую машину невозможно. Всем тогда казалось, что бронетрактора вымрут как динозавры. Но война рассудила иначе…

Оружие отчаяния и надежды

Летом 1941 года в результате грандиозного танкового погрома первых недель войны Красная армия лишилась значительной части своих бронетанковых сил. Нужно было срочно восполнять потери если не качеством, то хотя бы количеством. И тогда вновь вспомнили о тракторах.

20 июля 1941 года вышло постановление Государственного комитета обороны (ГКО) № 219 «Об экранировке легких танков и о бронировании тракторов». В соответствии с ним Харьковскому (ХТЗ) и Сталинградскому тракторному (СТЗ) заводам предписывалось произвести две тысячи бронетракторов. Их предполагалось вооружать 45-миллиметровыми танковыми пушками и использовать в качестве самоходных орудий.

Для серийного производства избрали вариант на базе СТЗ-3, на который устанавливали обрезиненные катки и мелкозвенчатую гусеницу с трактора-тягача СТЗ-5. Кабину водителя срезали и на ее месте устроили бронированную башню с танковой пушкой калибра 45 миллиметров. Башня не вращалась, поэтому угол стрельбы был сильно ограничен. Броня 10-25 миллиметров защищала от пуль и осколков. Для ближнего боя у экипажа имелся штатный пулемет Дегтярева. Новая боевая машина получила индекс ХТЗ-16.

По плану ГКО, за август-сентябрь 1941 года Харьковскому тракторному заводу предписывалось изготовить 750 единиц ХТЗ-16, но из-за отсутствия бронелистов производство бронетракторов начали только в начале сентября; 18 сентября пришло распоряжение об эвакуации завода, а 20 октября немцы взяли Харьков. По разным источникам, число изготовленных машин составило от 50 до 60 единиц, хотя, возможно, их было несколько больше.

Есть сведения, что ХТЗ-16 использовались в боях в районе Харькова, при обороне Полтавы и под Москвой, но все машины были быстро потеряны. Взять на испуг солдат вермахта, в отличие от румын, бронетракторам было не суждено. Неповоротливые, тихоходные, слабо защищенные и плохо вооруженные недоразумения, внутри которых механик-водитель ничего толком не видел, а наводчик мог стрелять только перед собой, стали легкими мишенями для противника и гробами для их экипажей. Чтобы идти в бой на этом чуде военной техники, нужно было обладать отчаянной храбростью или быть в состоянии полного отчаяния.

Грязно-серые

Не стоит думать, что бронетрактора — исключительное ноу-хау Красной армии. Боевая техника кустарного производства использовалась и до Великой Отечественной войны, используется и до сих пор, в том числе в военном конфликте на Украине. Самодельные танки, САУ и бронеавтомобили — непременные участники любой гражданской войны от Испании до Китая, от Южной Америки до Северной Африки.

Для подобной техники есть даже свое устоявшееся название — тиснаос. Термин пришел из Испании времен гражданской войны. Los tiznaos в переводе с испанского примерно означает «грязно-серый», в такой цвет красили в этой стране армейскую технику. По-русски иногда пишут и произносят «тизнаос», однако правильно именно тиснаос, поскольку буква z у испанцев читается как «эс».

В июле 1936 года в стране вспыхнул франкистский мятеж, быстро переросший в гражданскую войну. Боевую технику воюющие стороны получали из-за рубежа: франкисты — из Италии и Германии, республиканцы — из СССР. У последних этой техники с самого начала военных действий не хватало, а затем советские поставки и вовсе прекратились.

Пришлось республиканцам решать проблему собственными силами, переоборудуя в боевые машины трактора, грузовики, автобусы и легковые машины. При этом каждая политическая группировка и каждое подразделение старались выделиться, создавая боевые машины самого невероятного вида. В результате рождались чудовища, достойные «Безумного Макса» и воинов дорог. Тиснаосы украшались названиями партий, воинских соединений и лозунгами, призванными устрашать врагов.

Технические характеристики этих боевых машин были самыми разнообразными. Тяжелые и неуклюжие бронетрактора еле ползли по полям со скоростью, часто не превышавшей двух-трех километров в час. В то же время легкие броневики, переделанные из обычных автомобилей, бодро носились по шоссе. Защитой служило все, что можно было найти и использовать, от корабельной брони до бревен и матрасов. Вооружены тиснаосы были в основном стрелковым оружием, редко — легкими пушками.

Гражданская война в Испании широко освещалась в прессе, поэтому осталось много фотографий этих экзотических боевых машин.

Тиснаосы по-прежнему актуальны. Сегодня их можно встретить в Ираке, Сирии, Палестине, Афганистане и на Украине. И пока в мире будут происходить вооруженные конфликты, исчезновение им не грозит.

Украина война: Владимир Путин получает трактор для своего 70-летнего дня рождения

  • Опубликовано

Связанные темы

  • Russia-ukraine War

Изображение. Подпись:

Путину выдали свидетельство о том, что ему подарили белорусский трактор Западу с момента его вторжения в Украину, исполняется 70 лет.

Его дал его белорусский союзник Александр Лукашенко, в стране которого есть тракторный завод.

Г-н Лукашенко подтвердил эту новость, когда посетил родной город своего товарища силача, Санкт-Петербург, для переговоров.

Г-н Путин принимал других лидеров бывших советских республик, пока бушевала война, разожженная его вторжением.

Столкнувшись с успешными украинскими контратаками, он намекнул на проблемы на этой неделе, охарактеризовав ситуацию в недавно аннексированных им регионах как «неспокойную».

Но в пятницу его союзники осыпали похвалами и подарками человека, который руководил Россией на посту президента или премьер-министра более двух десятилетий.

Лукашенко, самозваный «последний диктатор» Европы, который находится у власти даже дольше российского лидера (с 1994 года) и администрация которого также находится под санкциями Запада, приехал в Санкт-Петербург с подарочным сертификатом на белорусское средство передвижения.

  • Семь ключевых моментов, которые сделали Путина
  • Активисты Беларуси, Украины, России получили Нобелевскую премию

Минский тракторный завод – флагман белорусской промышленности.

Не сразу было понятно, как Путин отреагировал на подарок на колесах, который должен был конкурировать с горами дынь и арбузов от президента Таджикистана Эмомали Рахмона.

Однако факт, что Путина уже несколько лет часто можно увидеть в тракторах.

Источник изображения, Getty Images

Подпись к изображению,

Испытание трактора Fendt с тогдашним канцлером Германии Герхардом Шредером на торговой ярмарке в Ганновере в 2005 году

Источник изображения, AFP

Подпись к изображению,

За рулем во время визита в российский город Тамбов в 2010 г.

Источник изображения, Getty Images в 2018 году

Вместе с подарками прозвучала похвала Путину за «преобразование образа России, укрепление ее суверенитета и обороноспособности, защиту ее национальных интересов», по словам главы Русской Православной Церкви Патриарха Кирилла .

«Патриот номер один в мире», — так выразился Рамзан Кадыров, поддерживаемый Москвой лидер Чечни.

Еще дальше, но имея дело с аналогичной международной изоляцией, северокорейский лидер Ким Чен Ын поздравил человека в Кремле с «сокрушением вызовов и угроз Соединенных Штатов».

Враги Путина снова воспользовались днем ​​его рождения, чтобы изобразить его военным преступником, пытающимся уничтожить другую страну и погубить свою собственную.

Министр обороны Украины Алексей Резников призвал российских военных отвергнуть его и отказаться вести его войну, заявив, что Путин «прячется в бункере, а не стоит» со своими солдатами.

Некоторые пользователи социальных сетей отметили иронию в подарке Лукашенко Путину: скромный трактор стал одним из первых символов украинского сопротивления российскому вторжению после того, как фермеры были замечены за буксировкой брошенной военной техники.

В столице Чехии Праге демонстранты издевались над президентом России с помощью гигантского манекена, изображающего его в виде обнаженного императора, сидящего на золотом унитазе.

Источник изображения, Reuters

  • Российско-украинская война
  • Ким Чен Ын
  • Россия
  • Прага
  • Александр Лукашенко
  • Владимир Путин

Украинские фермеры на тракторах уезжают с российской бронетехникой буксирует российский зенитно-ракетный комплекс малой дальности 9К33 «Оса», который НАТО называет SA-8 «Gecko». Скриншот из Твиттера.

На фоне ужаса путинской войны с Украиной раздается смех, частично вызванный тем, что фермеры привязывают свои тракторы к брошенным российским бронетранспортерам и уезжают с ними.

На видео, которое начало распространяться в социальных сетях 27 февраля, видно, как синий трактор тащит по грунтовой дороге нечто, похожее на российский беспилотный бронетранспортер.

На трясущихся кадрах слышно, как кто-то хохочет, когда машину — возможно, часть семейства мотопехотных транспортных средств «Боевая машина Пехоты» или БМП — угоняют у вооруженных сил, которых некогда считали одними из самых могущественных на планете.

На недатированном видео, распространенном в социальных сетях 27 февраля 2022 года, видно, как синий трактор тащит по грунтовой дороге в Украине нечто, похожее на российский беспилотный бронетранспортер. Скриншот из Твиттера.

В своем язвительном комментарии Джонни Мерсер, ветеран британской артиллерии и бывший заместитель государственного секретаря парламента по вопросам обороны и ветеранов, пошутил, что он не эксперт, «но вторжение, похоже, идет не очень хорошо. Сегодня украинский трактор угоняет российский БТР».

В понедельник появилось еще одно видео, на котором видно, как другой тягач буксирует российский зенитно-ракетный комплекс малой дальности 9К33 «Оса», который НАТО называет SA-8 «Геккон».

Чтобы не отставать от этих двух трактористов, появляется третье видео, показывающее воскресное ограбление геккона, которое видно из тянущегося за ним автомобиля.

Соленый, наполненный бомбами комментарий водителя автомобиля и его пассажира хорошо сочетается с кадрами похищенного геккона. Двое мужчин размышляют о том, что фермер везет российскую машину на свалку, чтобы получить хорошую цену за металл. Еще шутят, что самоходку-ракетоносец можно переоборудовать для перевозки бревен.

Coffee or Die Magazine не может самостоятельно проверить, что украинские фермеры были за колесами тракторов, или если русские позже вернул якобы украденное оборудование. Но на видео, показывающем очевидную кражу зенитной системы, есть сине-желтый украинский флаг, прикрепленный к передней части трактора, что указывает на патриотический мотив ограбления.

Эти видеоролики присоединяются к череде кадров с поля боя, насыщенного социальными сетями за последнюю неделю, включая российскую машину, наносящую удар украинскому гражданскому автомобилю; нечто похожее на русский танк и самоходную артиллерийскую установку, застрявшие в торфяной жиже; и украинский водитель, наткнувшийся на БМП с выработавшимся топливом.

«Могу ли я отбуксировать вас обратно в Россию?» — спрашивает украинец.

Читать дальше: Могучая Мрия мертва или затерялась в тумане войны России с Украиной?

Noelle Wiehe

Noelle — отмеченная наградами журналистка из Цинциннати, штат Огайо, приехавшая в Coffee or Die Magazine после стипендии ветеранов вооруженных сил в области журналистики. Она окончила Университет Цинциннати со степенью бакалавра журналистики и стремилась стать военным журналистом с тех пор, как прошла стажировку в кадетском командовании армии США в колледже. Она работала гражданским журналистом в нескольких подразделениях, в том числе в 75-м полку рейнджеров в Форт-Беннинге, прежде чем сама пошла в армию и служила специалистом по связям с общественностью в 3-й пехотной дивизии.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *