Литиевые смазки: востребованы почти полвека | SUPROTEC
Около 70% консистентных смазок, которые продаются в мире относятся к литолам. Даже всем известный солидол распространен сегодня значительно меньше.
Автолюбители используют множество видов смазочных материалов. Некоторые средства давно устарели и забыты, но литиевая смазка пользуется популярностью по сей день. Около 70% консистентных смазок, которые продаются в мире относятся к литолам. Даже всем известный солидол распространен сегодня значительно меньше.
Из чего делают пластичную литиевую смазку
Литолы относятся к типу консистентных смазочных материалов, и известны с 40-х годов прошлого века. Широкое распространение смазка на литиевой основе получила примерно через 30 лет после изобретения. Изготавливается этот продукт путем смешивания жидкого минерального или синтетического масла с литиевым мылом стеариновой кислоты.
Внешний вид и свойства
Литол представляет собой однородную мягкую маслянистую массу. Цвет универсальной литиевой смазки варьирует от светло-желтого до вишневого или шоколадного. Различие тона допускается по технологии: рабочие характеристики не зависят от окраски. Два компонента обеспечивают полезные свойства: масло создает защитную пленку на поверхностях пар трения, а мыло не дает смазывающему составу вытекать их рабочей полости.
Смазка на литиевой основе – это вещество, которое в физике называется аномальной жидкостью. Пока нет механического воздействия, литол не течет, это твердое тело. В момент приложения силы материал становится текучим, это уже жидкость. Как только перестает действовать деформирующая сила, состав вновь приобретает признаки твердого тела.
Литолы обладают водоотталкивающими свойствами, хорошо защищают от коррозии и механического износа при трении. Пластичные литиевые смазки сохраняют рабочие свойства при температурах от -50 до +100 °C (для марки «Литол-24» температурный порог еще выше – до +120 °C). Главное преимущество данного состава – высокая механическая стабильность. Продукт разрешен к применению в узлах, работающих под тяжелыми нагрузками.
Различные марки литиевых смазок
Несмотря на солидный возраст (литол изобретен почти полвека назад), этот состав активно выпускается производителями смазочных материалов. На российском рынке можно встретить множество марок.
МАРКИ ЛИТИЕВЫХ СМАЗОК | |
НАЗВАНИЕ | ПРИМЕНЕНИЕ |
Литол-24 | Благодаря отличным эксплуатационным свойствам этот продукт называют универсальной литиевой смазкой. Его можно использовать вместо любого другого состава подобного типа. Эта мазь бордового или коричневого цвета пользуется наибольшей популярностью среди российских автолюбителей. |
№ 158 | Литиевая смазка для подшипников. Состав синего цвета содержит противоокислительную и противоизносную присадки. Закладывается в игольчатые подшипники карданного вала. Можно заменить «Литолом 24», но он имеет вдвое меньший ресурс. При эксплуатации в сильные морозы значительно повышается вязкость. Это единственное ограничение. |
Фиол-3 | Этот продукт зеленого цвета по составу очень близок к «Литолу 24», поэтому можно смазки перемешивать. |
Фиол-1 | Имеет очень мягкую консистенцию. Похож на «Литол 24», но обладает меньшей вязкостью и механической прочностью. Главное достоинство – сохраняет рабочие свойства при низких температурах. |
Фиол-2 | По эксплуатационным параметрам занимает промежуточную позицию между Фиолом-1 и Фиолом-3. |
Фиол-2М | Мазь серебристо-черного цвета. Содержит наполнитель – дисульфид молибдена и адгезионную присадку. |
ЛСЦ-15 | Несменяемая смазка на литиевой основе, содержащая антиокислительную присадку. Отлично подходит для консервации механизмов. Разрешено смешивать с «Литолом 24» и фиолами. |
ЦИАТИМ-201 | Состав желтого или светло-коричневого цвета. Долгие годы оставалась в СССР главной смазкой для регионов с низкой температурой. Основная сфера применения – узлы с небольшой нагрузкой. |
ЛЗ-31 | Стабильная литиевая смазка для подшипников. Закладывается в подшипник сцепления некоторых моделей. От других литолов отличается слабой водостойкостью, так как изготавливается с применением сложных эфиров, а не нефтяных масел. |
Применение литиевой смазки в автомобилях
Расскажем о сфере применения литолов на примере наиболее распространенного продукта данного типа – «Литол 24». Этот состав можно встретить практически в любом автосервисе или гараже. Где он используется? Разберемся.
Чаще всего в автомобилях литиевая смазка используется для подшипников. Эти детали есть почти во всех узлах, где выполняется механическая работа. Например, «Литолом 24» смазывают подшипник водяного насоса, пыльники переднеприводных авто. В машинах с приводом на задний мост этот состав закладывают в крестовину кардана.
Густая консистенция смазки на литиевой основе позволяет почти полностью устранить вибрацию в парах трения. Для узлов, работающих в условиях тяжелых нагрузок, это означает снижение износа. Пластичная смазка не вытекает из рабочей полости, обеспечивая защиту не только от трения, но и от воздействия неблагоприятных факторов.
Часто универсальную литиевую смазку применяют в резьбовых и шарнирных соединениях. Резьба, смазанная этим составом, не ржавеет со временем, даже если на нее попадают брызги из луж или конденсат. Это упрощает работу слесарям, когда нужно снять деталь, зафиксированную резьбовым соединением.
Когда нужно менять литиевую смазку для подшипников
Литолы обладают большой механической, химической и температурной стабильностью. Срок службы часто превосходит время выработки ресурса для узлов, в которые закладывается этот смазочный состав. Тем не менее, следует следить за состоянием литиевой смазки, чтобы при необходимости заменить.
Иногда требуется дополнить объем смазочного состава. Например, если превышен порог температуры каплеобразования, смазка на литиевой основе плавится и превращается в жидкость. Смазывающее вещество просто вытекает из подшипника. В этом случае узел быстро изнашивается и может разрушиться. Необходимо срочно заложить состав в подшипник.
В каких случаях требуется менять литол? Это может быть связано как с потерей или ухудшением эксплуатационных свойств смазки на литиевой основе, так и с попаданием посторонних включений. Например, в подшипник может попасть грязь или продукты разрушения других деталей.
Чтобы заложить в подшипник новую литиевую пластичную смазку, нужно удалить отработанное вещество. Следует помнить, что некоторые смазывающие вещества смыть с поверхности детали практически невозможно, а их перемешивание с литолами существенно снижает рабочие характеристики продукта. Например, противопоказано смешивать литол со смазками на основе силикона.
Прогресс не стоит на месте. Производители постоянно разрабатывают новые масла и смазочные составы. Более совершенные двигатели, трансмиссия и другие узлы требуют все более качественных технических жидкостей. Литолам тоже досталось внимание разработчиков автохимии.
Применение специальных средств, повышающих качество литолов
Сегодня производители предлагают специальные средства, которые улучшают эксплуатационные параметры смазочных продуктов. На российском рынке можно встретить большое количество присадок и добавок для пластичных смазок и масел.
Отлично зарекомендовала себя продукция отечественного разработчика Suprotec. Российская фирма предлагает триботехнический концентрат для добавления в пластичные литиевые смазки. Этот состав можно использовать как профилактическое средство, помогающее продлить моторесурс любого подшипника или другого узла, в который закладывается густое смазывающее средство.
Если литиевая смазка имеет нормальный внешний вид, но работа подшипника имеет небольшое отклонение, можно исправить положение с помощью «Супротека». Концентрат следует ввести прямо в смазку из расчета 1:10. По возможности перемешайте две субстанции. Можно просто проехать некоторое расстояние, не нагружая деталь, пока состав не перемешается со смазкой.
Если литол визуально имеет отклонения от нормы, лучше удалить его полностью. Тщательно перемешайте смазку с концентратом и введите в рабочую полость.
Какие бывают литиевые смазки и как их правильно применять
Применение литиевой смазки-спрей позволяет защищать механизмы от преждевременного износа и повышать их несущие способности при эксплуатации в режиме повышенной нагрузки. Преимущество применения аэрозольных смазочных материалов заключается не только в удобстве, но и в эффективности, а также экономичности.
Что такое литиевые смазки?
Сегодня на рынке представлен большой выбор пластичных смазочных материалов из высококачественных синтетических, а также полусинтетических и минеральных элементов. Литиевая смазка изготавливается на основе нефтяного масла, которое загущено литиевым мылом. Для улучшения технических характеристик добавляются специальные компоненты и разнообразные присадки. После смешивания всех составляющих получается густая эмульсия с однородной консистенцией, применяемая в различных отраслях, в том числе автопромышленности.
Основную роль в смазках играет загуститель, который влияет на влагостойкость, механическую стабильность и прочие характеристики. Несмотря на то что литиевый загуститель относится к недорогим компонентам, его применение значительно улучшает качество смазочных материалов.
Преимущества
В том, что такое литиевая смазка, мы разобрались, теперь рассмотрим ее достоинства. К ним относятся:
- высокая термостойкость и влагостойкость;
- механическая стабильность — способность восстанавливать свои свойства после контакта с трущимися элементами;
- многофункциональность и универсальность;
- комплексная защита деталей от коррозии;
- высокий уровень шумоизоляционных свойств.
Еще одно немаловажное преимущество — возможность применения и эксплуатации в любых климатических условиях. Именно поэтому современные литиевые смазки применяют для деталей оборудования практически любого назначения.
Виды литиевых смазок
Смазочные материалы различаются в зависимости от составляющих:
- Минеральные — отличаются невысокой ценой и предназначены для работы при показателях на термометре -40+150°С. По качеству такие смазки не уступают другим видам, но есть один недостаток. Их не рекомендовано использовать для оборудования с пластмассовыми элементами и деталями из резины, так как состав вызывает набухание.
- Силиконовые — разновидность синтетического материала на основе кремнийорганического (силиконового) масла. Смазки устойчивы к влаге и химическим веществам, хорошо держатся на обрабатываемых поверхностях и безопасны для здоровья человека. Силиконовые смазки — качественный материал, но они не подходят для узлов, работающих при чрезмерно высоких нагрузках.
- Эфирные — изготавливаются на основе синтетически синтезированного эфирного масла, отлично подходят для узлов, работающих на повышенной скорости — от 1300000 оборотов за минуту и более.
- Синтетические — предназначены для любых конструкций и узлов, обладают высокой термостойкостью и механической стабильностью. Стоимость таких материалов порядком выше, чем у предыдущих видов смазок.
Кроме этих разновидностей, есть еще комплексные смазочные материалы. Их отличие в способности противостоять окислительным процессам, а в составе сразу несколько разновидностей мыл.
Применение литиевых смазок в автомобилях и прочих сферах нашей жизни
Чтобы улучшить эксплуатационные качества узлов и продлить срок их службы, необходимо знать для чего нужна литиевая смазка и какие ее виды использовать для той или иной детали.
Если во время работы механизмов появляются нехарактерные звуки в виде скрипов, свиста или, например, треска, это сигнал о том, что нужно срочно проверить уровень смазочных материалов, и при необходимости восполнить их нехватку до требуемого объема.
С точки зрения экономичности и удобства лучше использовать литиевые смазки в виде спрея, которые применяются строго по назначению:
- Для обработки шарниров используются смазки-аэрозоли, в составе которых есть дисульфид молибдена. Такие материалы эффективно защищают узлы с высокой скоростью вращения от перегревания и преждевременного износа.
- Чтобы смазать труднодоступные детали, работающие в условиях повышенного механического давления, лучше использовать комплексные смазочные материалы с кондиционером металла.
- При обработке трущихся элементов, например, тросов, цепей или резьбовых соединений целесообразно применять смазки с добавлением тефлоновых присадок. Такие материалы обладают повышенной стойкостью к негативным внешним факторам — влаге, грязи и пыли, что позволяет надежно защищать открытые узлы от окисления и коррозии.
- Для обработки остальных деталей автотранспорта используют универсальные литиевые смазки с водоотталкивающим эффектом, широким температурным диапазоном и хорошей липкостью.
Кроме автопрома, такие материалы широко используются при обработке офисных приборов, промышленного оборудования, любых других аппаратов, работающих в условиях высокой нагрузки или под постоянным воздействием пыли.
Особенности использования аэрозольных литиевых смазок
Литиевая синтетическая смазка — универсальный продукт, который следует использовать при определенных температурных показателях, обозначенных на упаковке. Также следует придерживаться рекомендаций специалистов:
- прежде чем приступать к работе, баллон необходимо тщательно встряхнуть, чтобы компоненты как следует перемешались до однородной консистенции;
- перед нанесением смазочного материала необходимо удалить с детали грязь, пыль и влагу;
- для труднодоступных узлов лучше использовать смазки в баллончиках, так как в отличие от других форм выпуска, аэрозоли обладают большей проникающей способностью.
Для удаления излишков смазки хорошо подходит Уайт-спирит. Он не сворачивает смазочный материал и не сгущает его.
Литиевые смазки — эффективное решение многих задач
Часто автовладельцы при обработке деталей применяют непрофессиональные подручные средства, что категорически недопустимо. Для этих целей лучше выбирать эффективные смазочные материалы, которые надежно защищают узлы от преждевременного износа и улучшают их работоспособность. При этом не забывайте о видах смазки, которые предназначены для обработки той или иной детали. Неправильный выбор грозит снижением несущей способности механизма и его выходом из строя.
Литиевая смазка | Автозапчасти O’Reilly
Сравнить
CRC Industries Смазка 10 унций
Сравнить
Белая смазка Lucas 8 унций
Сравнить
Белая смазка MasterPro 14 унций
Сравнить
Репрезентативное изображение
Красная смазка Lucas 14,5 унций
Сравнить
Белая смазка Permatex 1,5 унции
Сравнить
Смазка B’laster 11 унций
Сравнить
MasterPro 1 кварта Синяя, серая, черная смазка
Сравнить
MasterPro 3 унции, темно-коричневая смазка
Сравнить
MasterPro 14 унций, синяя, серая, черная смазка
Сравнить
Смазка B’laster 8 унций
Сравнить
Смазка Sta-Lube Super White 10 унций
Сравнить
Белая литиевая смазка CRC Industries
Сравнить
Sta-Lube Sta-Plex Смазка 14 унций
Сравнить
MasterPro 3 унции, синяя, серая, черная смазка
Сравнить
Смазка Valvoline 16 унций
Сравнить
Sta-Lube 35 фунтов.
СмазкаСравнить
American Grease Stick 1,25 унции смазки
Сравнить
Смазка 3M 16 унций
Сравнить
Лукас 120 фунтов. Красная смазка
Сравнить
Репрезентативное изображение
Лукас 400 фунтов. Красная многоцелевая противозадирная смазка
Сравнить
Смазка Mystik
Литиевая смазкаотличается превосходной устойчивостью к атмосферным воздействиям и температурам и имеет множество применений. Благодаря своим антикоррозийным свойствам он лучше всего подходит для соединений металл-металл. Литиевая смазка обеспечивает смазку и предотвращает ржавчину на открытом металле. Если вы заметили скрип из-за движения вашего автомобиля, это может быть вызвано какой-либо деталью, которую необходимо смазать. Литиевая смазка отлично подходит для дверных петель, шарикоподшипников, деталей шасси и многого другого. Литиевая смазка также может использоваться в бытовых целях, включая направляющие для гаражных ворот. O’Reilly Auto Parts предлагает белую литиевую смазку, а также различные другие варианты смазки для вашего применения.
Введите ключевые слова: |
|
|