Пластичные смазки – назначение и составляющие компоненты | SUPROTEC
Пластичные смазки – специальные технические составы, имеющие двухкомпонентную основу. По классификации располагаются между жидкими и твердыми смазками. Это позволяет им найти применение в тех узлах качения и парах трения, где организовать постоянную смазывающую циркуляцию не представляется возможным.
Ключевые вектора использования пластичных смазок:
- подшипники и ступицы;
- амортизаторы и сальники;
- канаты и их сердечники;
- шарниры;
- винтовые и цепные передачи;
- редукторы;
- прочие трущиеся и движущиеся узлы.
Свойства пластичных смазок определяет их состав. Основным компонентом, как правило, является жидкое масло. Его доля в объеме вещества до 90%. Дополнительными элементами состава являются загустители и добавки. В общей массе вещества они могут занимать до 20%.
Загустители еще называют металлическим мылом. Это связано с его структурой и физическими свойствами. Они имеют хорошо организованную кристаллическую структуру, впитывают масло и удерживают его. Таким образом, на узлах трения и качения создается защитная пленка, а для некоторых модификаций и герметизирующая, и консервирующая база.
Дисперсионная среда или масло, – ключевой элемент пластичной смазки. Исходя из его физико-химических свойств можно дать одну из классификаций техническому составу:
- Нефтяные или минеральные;
- Высококипящие с температурой до 300-600 градусов;
- Синтетические на основе углеводородного сырья;
- Кремнийорганические или симбиозные;
- На основе сложных эфиров;
- На основе галогеноуглеродного сырья;
- Фторсилоксановые;
- Перфторалкилполиэфиры.
Загустители – не менее важный компонент. Он придает смазке пластичности. Не позволяет растекаться по поверхности трущихся деталей даже при высокой рабочей температуре.
В качестве агрегата могут использоваться:
- металлические мыла на основе таких элементов как литий, кальций или натрий;
- комплексные мыла;
- неорганические загустители, такие как силикагель или бентонитовая глина;
- синтетические загустители, в основном используется, полимочевина или пертетрафторэтилен.
Добавки – специфический элемент в составе пластиной смазки. Они, как правило, улучшают одно или несколько свойств базового сырья.
В основном их делят на 3 неравные категории:
- Присадки. Раскрывают свойства базовых масел, входящих в состав;
- Наполнители. Отвечают за герметизирующие и антифрикционные качества;
- Модификаторы структуры. Задают необходимую пластичность, для некоторых сред и узлов требуются особые химико-физичекские свойства.
Для добавок используются следующие компоненты: графит, порошки металлов, таких как, цинк, свинец, медь, ряд иных твердых добавок или сложные соединения, например, дисульфид молибдена.
Свойства исходя из базового состава
При отсутствии нагрузки и без повышения температуры пластичные смазки представляют собой очень вязкую среду. Фактически проявляются свойства твердого тела, сохранение формы. Добавив кинетическую и температурную составляющую, мы получаем практически текущую среду, проявляющую свойства жидкости. Для каждой модификации пластичной смазки это температурная и кинетическая граница своя.
В основном пластичные смазки призваны пролонгировать эксплуатационный ресурс пар трения или качения. Снизить износ узлов, зубьев и шестерней в механизмах. Кроме этого, в отдельных случаях пластичные смазки как раз равномерно распределяют нагрузку для более плавного и равномерного износа – это снижает вероятность заклинивания механизма. В отдельных случаях, технический состав защищает деталь от агрессивной среды или препятствует проникновению в отдельные сегменты системы влаги, пара или иного инородного проявления.
Стоит отметить, что есть ряд вечных пластичных смазок. То есть составов, не меняющих физико-химических свойств на всем протяжении эксплуатации. Они закладываются в механизм единовременно и навсегда. Есть и долго играющие вариации, с периодом замены 7-10 лет. Но в основном пластичные смазки требуют периодического обновления. У каждой вариации свой уникальный интервал, зависящий от множества факторов.
Еще одна особенность пластичных смазок – это антикоррозионные свойства. Более 90% модификаций продукта обладают этой особенностью. Кроме этого, существуют специальные антикоррозионные и герметизирующие смазки. Ими покрывают деталь или узел, требующий длительной транспортировки или хранения.
Отдельные вариации герметизирующих смазок великолепно пропускают электрический импульс или обладают хорошим коэффициентом вязкости в условиях полного вакуума.
Перспективное направление в сегменте изготовления пластичных смазок – это основа в виде натурального растительного масла. Такие компоненты абсолютно безопасны для окружающей среды и многие производители активно двигаются в этом векторе.
Где и когда использовать ту или иную пластичную смазку? – подскажет температура ее плавления и граница разложения ее дисперсной составляющей (масла). Классификация пластичных смазок в России зависит от консистенции, состава и области применения. Частичные характеристики и таблица сравнения будет приведена чуть ниже.
Пластичные смазки – характеристики
По консистенции пластичные смазки можно разделить на три большие подгруппы: полужидкие, пластичные и твердые.
Деление пластичных смазок по консистенции | ||
полужидкие | гель | упаковываются в специальные тубы |
пластичные | вязкий крем | упаковываются в тубы или короба |
твердые | жевачкообразная масса | упаковываются в жестяную банку или ведро |
По составу, как мы уже частично упомянули в первом разделе, ПС делят на 4 подкатегории: мыльные, углеводородные, органические и неорганические.
Классификация пластичных смазок по составу | ||
Название | Основа для загустителя | |
1. | мыльные | соли высших карбоновых кислот |
2. | органические | термостабильные органические компоненты |
3. | неоргнические | Высокодисперсные термостабильные соединения |
4. | углеводородные | тугоплавкие углеводороды, такие как парафин или синтетический воск |
Купить пластичную смазку проще всего ориентируясь на ГОСТ 23258-78. Он дает классификацию по направлениям использования. Такая градация удобна как производителям агрегатов, так и непосредственно оператору (пользователю).
Классификация пластичных смазок по вектору использования | ||
№ | Название | Вектор использования |
1. | Канатные | Используются на поверхности и у сердечника. Снижают интенсивность коррозии. Уменьшают силу трения между отдельными стальными проволочками каната. |
2. | Уплотнительные | Уменьшают зазоры в шестернях и зубьях пар трения и качения. |
3. | Антифрикционные | Самая распространенная категория. Используется для снижения трения и износа двух или более частей взаимодействующих деталей. |
4. | Консервационные | Создают защитный слой и снижают на 95% коррозионные процессы на поверхности металлических деталей. |
Одна из проблем применения пластичных смазок – это совместимость различных составов. Очень важно, что взаимодействующие компоненты не конфликтовали между собой, ведь даже хорошо вычищенный узел может содержать от 20 до 40% старой смазки.
Решить данный вопрос с минимальными затратами поможет синяя пластичная смазка от СУПРОТЕК. Ее свойства, а главное, физико-химические характеристики мы разберем ниже.
Пластичная смазка для подшипников – какую выбрать?
Новые составы от компании Супротек – это модифицированные пластичные смазки, позволяющие продлить эксплуатационный срок автомобильных подшипников и ШРУСов в 1,5-2 раза. Триботехнический состав применяется также, как и любая другая пластичная смазка. Стоит отметить, что удаление старой заводской смазки не требуется, так как компоненты полностью совместимы.
Уникальность составов – это вхождение мелкодисперсного активного минерала. Под воздействием температуры и кинетической силы он восстанавливает геометрию и создает защитный металлический слой на поверхностях пар трения и качения. Независимые тесты составом СУПРОТЕК проводились на легковых, грузовых автомобилях, а также квадроциклах. Везде была показана максимальная эффективность. А толщина образованного металлического слоя в некоторых местах достигали 0,15 мм.
Стоит отметить, что составы полностью готовы к употреблению и не требуют специальных условий для применения. Рабочий температурный диапазон от -40 до +140 градусов Цельсия. Пластичные смазки СУПРОТЕК – это демократичные цены и возможность сэкономить на дорогостоящем ремонте авто. Новая линейка заметно выделяется на полках, имея отличительный символ S синего цвета и 2 шестерни на упаковке. Продлите эксплуатационный ресурс вашего авто или специального транспортного средства вместе с пластичными смазками от компании СУПРОТЕК!
применение, классификация и виды, названия
 
К категории смазочных материалов относятся моторные и трансмиссионные масла, различные жидкости на основе нефтепродуктов и пластичные смазки.
Смазочные материалы — это неотъемлемый компонент практически любого механизма. Помимо основной функции смазки поверхностей деталей, подверженных трению, они выполняют множество других функций, в том числе герметизации, антикоррозийной защиты, охлаждения, защиты от ударной нагрузки.
Состав
Если машинные масла — это двухкомпонентный состав на основе минерального или синтетического базового масла с добавлением пакета присадок, то пластичные смазки есть не что иное, как трехкомпонентный состав, состоящий из базового масла, пакета присадок и самого главного компонента — загустителя, который формирует пластичную структуру.
Производство
Пластичные смазки изготавливаются из 3 компонентов — базового масла, присадок и загустителя. В качестве базового масла применяются синтетические или минеральные с различной вязкости.
В качестве присадок используют стандартные присадки и модификаторы трения:
- Антиоксиданты;
- Противоизносные/противозадирные компоненты;
- Адгезионные компоненты;
- Ингибиторы коррозии;
- Твердые вещества (графит и дисульфит молибдена).
В качестве загустителя используется два вида компонентов:
- Литиевый или натриевый загуститель, состоящий из жирной кислоты и гидроксида металла;
- Комплексное мыло, состоящее из смеси жирных кислот и гидроксида металла.
Степень густоты загустителя регулируется добавлением модификатора структуры — специального компонента, позволяющего делать загуститель более густым или более жидким. Все основные свойства смазки — степень адгезии, температурная стойкость, стойкость к вымыванию водой, механическая стабильность, определяются именно свойствами загустителя. Не важно, какое базовое масло использовано в смазке, важно на основе какого загустителя она изготовлена. Именно этот показатель определяет применение той или иной смазки.
Свойства
Основная функция пластичной смазки, хоть далеко и не единственная, заключается в снижении трения между поверхностями деталей, соприкасающихся между собой в процессе работы механизма. В этом смысле пластичная смазка похожа на масло.
Однако у пластичной смазки есть одна особенность — это принцип ее работы, основанный на свойствах загустителя впитывать базовое масло в состоянии покоя, и выделять его из своей структуры при механическом воздействии.
Принцип работы пластичной смазки напрямую зависит от того, какой загуститель применялся производителем при производстве той или иной пластичной смазки.
Когда пластичная смазка закладывается в узел трения, например в подшипник, на направляющую или какую-либо другую поверхность, то смазывает не сама пластичная смазка, а смазывает базовой масло, которое выступает из ее структуры. При работе узла, в который нанесена пластичная смазка, внутри него возникает механические нагрузки. Например, внутри подшипника при его вращении ролики или шарики прокатываются по телам качения, соответственно, смазка подвергается механическому воздействию.
Как следствие, загуститель расширяется и из его пор выделяется базовое масло, которое непосредственно смазывает поверхность. Как только подшипник перестает вращаться, загуститель снова впитывает в себя базовое масло.
Принцип действия загустителя похож на принцип действия губки, при надавливании на которую из ее структуры выступает вода, а если ее отпустить, то она снова впитает воду.
Применение
Пластичные смазки многофункциональны, однако можно выделить 5 основных:
- Защита от износа — одна из основных функций;
- Герметизация подшипников — для того, чтобы не допустить попадания в узел воздуха, газов, жидкостей;
- Защита от кавитации — для снижения вибрации и шума в узле трения;
- Защита от коррозии — для защиты поверхностей, куда может попасть влага и появиться коррозия;
- Защита от ударных нагрузок — там где нельзя обеспечить защиту смазыванием маслом, но необходимо, чтобы на поверхности трения всегда находился смазывающий материал.
К преимуществам можно отнести характеристики:
- Простота подачи в узел трения.
- Смазка легко закладывается в узел трения и в течение долгого времени сохраняет свои свойства, оставаясь в нем;
- Высокая степень адгезии. Смазка, обладая высокой липкостью, прочно держится на поверхностях трения, не стекает, обеспечивая при этом смазку в любой момент времени;
- Снижение шума и вибрации. Благодаря густой консистенции пластичных смазок, они прекрасно выполняют роль демпфера при ударных воздействиях, возникающих при вибрации.
Недостатки:
- Отсутствие охлаждающих свойств. Если у масла одна из функций состоит в охлаждении узла, куда оно подается, то у пластичной смазки такое свойство отсутствует;
- Отсутствие моющих свойств. Если узел подвергается загрязнению, или в нем накапливаются продукты износа, то они будут там копиться до тех пор, пока не станут действовать как абразив. Результат — выход узла из строя и его последующая замена;
- Ограничение по прокачиваемости. Есть ряд показателей, которые позволяют нормировать смазывающие материалы по степени прокачиваемости. Чем гуще смазочный материал, тем он труднее прокачивается по каналам туда, куда требуется подать смазывающий материал.
Виды пластичных смазок
От содержащихся компонентов, разделяются на несколько типов:
- Кальциевые смазки, больше известный как солидол.
- Графитные смазки. Данный тип смазки также относится к солидолам, однако обладает повышенной термоустойчивостью и антифрикционными свойствами. Гафитная смазка часто используется для внесения в высоконагруженные узлы, например шрус.
- Литиевые смазки, известные также как литол-24. Литол широко применяется в качестве универсальной смазки практически по всех узлах, требующих внесения смазки с повышенными эксплуатационными характеристиками. Литол также обладает высокими консервационными свойствами.
Пластичные смазки, в силу своих особенностей, применяются там, где применение обычных масел невозможно.
Отличаясь простотой, они выполняют множество функций, недоступных для обычных смазочных масел. Данный тип смазочных материалов можно по праву отнести к универсальным.
Предыдущая
Следующая
Смазочные материалы и возможные проблемы совместимости с пластиком или резиной
Поиск
Если вы пробуете использовать смазку или масло в прототипе устройства, вы оцените, насколько важными могут быть смазочные материалы; продление срока службы компонентов, улучшение тактильных ощущений от элементов управления, управляемых пользователем… причин для включения смазки много, и они вполне оправданы.
Перед переходом от прототипа к производству необходимо рассмотреть вопросы совместимости смазок. Вступает ли смазка в контакт с какой-либо резиной или пластиком? Это правда, что некоторые смазочные материалы (как на минеральной, так и на синтетической основе) могут со временем вызывать набухание или растрескивание пластмасс и эластомеров. Набухание, растрескивание и даже обесцвечивание не происходят мгновенно, и может потребоваться много часов воздействия смазки, чтобы произошло повреждение.
Из-за чего пластик/резина набухает или трескается? Важно отметить, что не только масло (или базовое масло при использовании смазки) может вызвать проблемы; как правило, проблема заключается в масле, но присадки к консистентной смазке/маслу также могут быть проблемой. Некоторые базовые масла, используемые для изготовления консистентной смазки, можно считать «безопасными для пластика», но присадки, включенные в формулу, также могут вызывать проблемы… поэтому будьте осторожны, не смотрите только на базовый химический состав смазочного материала, что может привести к ложному ощущению уверенность.
Типы пластмасс и эластомеров многочисленны и разнообразны, поэтому на этот вопрос нет быстрого ответа. Есть несколько общих рекомендаций, которым вы должны следовать при выборе базового масла для использования с пластмассами или эластомерами. Перфторполиэфиры (PFPE) и силиконы совместимы с большинством пластиков. Синтетические углеводороды (включая полиальфаолефины – ПАО) обычно можно использовать с пластмассами, но не с эластомерами; сложные эфиры следует использовать с особой осторожностью с поликарбонатом, полиэфиром, полифениленоксидом, полистиролом, полисульфоном, поливинилхлоридом, Buna S, бутилом, натуральным каучуком и неопреном. Однако, в конечном счете, единственный способ обеспечить совместимость — это тщательные испытания в условиях высокой нагрузки, высокой температуры и плохих условий для пластика/эластомера.
В приведенной ниже справочной таблице указана совместимость синтетических базовых масел с некоторыми распространенными пластиками и эластомерами (плюс таблица совместимости растворителей и базовых масел), которая служит в качестве общего руководства. Обратите внимание, что приведенная ниже таблица является лишь общим руководством и не учитывает загустители и добавки, которые могут быть включены в смазку, и, как вы вскоре прочтете, только тест на совместимость может определить, существует ли проблема совместимости с материалами.
Независимо от рекомендаций, приведенных в общих таблицах совместимости, мы всегда рекомендуем клиентам проводить тест на совместимость для рассматриваемых пластмасс/резины и смазочного материала. Испытания на совместимость обычно проводятся при высоких температурах, имитирующих ускоренный срок службы и плохие или стрессовые условия для пластика и эластомера/резины. Относительно простой тест, критерии которого различаются в зависимости от того, с каким производителем смазки вы имеете дело. Прохождение теста:
- Все образцы должны быть помещены в печь при высокой температуре (необходимо следить за тем, чтобы сама выбранная температура не повреждала испытуемый пластик или резину).
- Все образцы должны быть сфотографированы, взвешены и измерены до и после испытаний для проверки любых изменений в размерах или весе.
- Контрольные и испытательные образцы для помещения в печь – контрольный пластик/резина не подвергается воздействию смазки, контрольный пластик/резина полностью погружен в соответствующее масло или смазку.
- Одна или две пары образцов для тестирования – контрольный и тестовый для первой продолжительности, контрольный и тестовый для второй продолжительности (при использовании процедуры двухкратного тестирования).
- Обычно рекомендуется проводить параллельное тестирование в течение одного или двух периодов, т.е. 24 или 48 часов и 72 часа или 1 неделя.
Следует отметить, что почти всегда имеет место незначительное изменение веса и размеров, когда детали подвергаются воздействию тепла и/или смазочных материалов; небольшое количество изменений считается нормой и не является признаком серьезной проблемы совместимости, однако только клиент может решить, повлияют ли какие-либо изменения на производительность прототипа детали/устройства. Некоторые смазочные материалы могут вызывать изменение цвета пластика и резины. Обычно это считается эстетической проблемой, но может иметь значение, если деталь может быть видна покупателям/пользователям.
Если у вас нет доступа к испытательному центру, вы можете провести свой собственный тест. Хотя это и не так тщательно, как описанный выше процесс, хороший индикатор любых возможных проблем совместимости смазочных материалов и пластика может быть показан путем проведения собственного теста при температуре окружающей среды/комнатной температуре; просто погрузите кусок пластика/резины в соответствующее масло или жир и оставьте в своем офисе/рабочем месте на длительный период времени. Не забудьте взвесить и измерить детали до и после испытания.
Возможно, вам сказали, что смазка, которую вы рассматриваете, «безопасна для пластика»… Мы всегда рекомендуем производителю устройства провести тест на совместимость, даже если ему сообщают, что смазка не будет иметь проблем с их пластиком или резиной. Почему? Большая часть сырья для пластика, используемого в производстве, добывается повсеместно; Рассмотрим сценарий, когда вы производите устройство в больших объемах или в течение многих лет материал в вашем устройстве не имеет проблем совместимости со смазкой, используемой внутри, но спустя три года возникает проблема. Подготовка отчета о совместимости смазки и пластика, используемых в вашем устройстве, в «первый день» гарантирует, что вы знаете, что что-то изменилось….. может быть, ваш поставщик пластмасс начал закупать сырье из другого источника, не уведомив вас или вашего поставщика смазки. изменил формулу смазки, не сообщив вам об этом. Авторитетный производитель смазочных материалов НИКОГДА не изменит рецептуру смазочного материала и сохранит оригинальное название продукта, не уведомив об этом клиентов.
Таким образом, проведение теста на совместимость в первый день проекта — это упражнение «пояс и скобки», чтобы защитить вас/клиента от проблем в будущем с точки зрения вины и/или ответственности.
Пожалуйста, свяжитесь с нами для получения дополнительной информации о тестировании совместимости или ознакомьтесь со статьей, которая дает представление о формате тестирования совместимости, что может быть интересно, если у вас есть возможность провести собственное тестирование совместимости
Мы создаем серия статей, дающих общее представление о различных базовых маслах, которые мы используем, которые могут быть интересны читателю.
Интернет-магазин Newgate Simms
Что вы знаете о смазке пластиковой резьбы
Дата публикации
Автор Зои МозерНесмотря на то, что наши пластмассовые компоненты не требуют каких-либо внешних смазок, люди все равно хотят знать, можно ли использовать для них WD-40 или другую смазку.
Эта статья предназначена для того, чтобы подчеркнуть, что наши гайки ходового винта не требуют абсолютно никакой смазки; однако при желании вы все равно можете использовать WD-40 или OKS400. Мы будем использовать две марки, упомянутые в качестве примеров в этой статье, но, конечно же, доступны и другие формы и марки смазочных материалов.
Давайте поближе познакомимся со смазкой WD-40
Если вы внимательно посмотрите на состав WD-40, быстро станет ясно, что это не обязательно лучший способ поддерживать смазку подшипника, не затрагивая трение. Это связано с тем, что WD-40 называют «проникающим маслом».
В деталях это означает, что смазка может проникать в полости, смешиваться с частицами грязи и пыли и выносить их на поверхность. Кроме того, из-за своей жидкой консистенции он не подходит в качестве длительного варианта.
Влияет ли использование WD-40 или аналогичных смазок на характеристики пластиковой резьбы igus®?
Чтобы получить точные ответы на подобные вопросы, необходимо свериться с химическими таблицами, чтобы прояснить воздействие WD-40 на материалы iglide®. 100% устойчивость материалов iglide® в зависимости от типа загрязнения и смазки не может быть гарантирована.
Кроме того, на данный момент мы должны рассматривать долговечность и износ как две отдельные вещи. Как правило, наши материалы устойчивы к таким смазкам на масляной основе, но это не значит, что они не воздействуют на гайку.
Почему пластиковую резьбу igus® не нужно смазывать?
Наши резьбовые системы были разработаны для работы всухую, не требующей технического обслуживания. По сути, резьбовую систему со смазкой нельзя сравнивать один к одному с системой, работающей всухую. Благодаря внешней смазке коэффициент трения ниже по сравнению с резьбовой системой с сухим ходом. Однако смазка также вызывает высокие требования к обслуживанию и дополнительные расходы, которые часто не учитываются.
Однако в обоснованных случаях можно рассмотреть возможность внешней смазки резьбовых гаек iglide® для снижения коэффициента трения или увеличения скорости без создания шума. Однако всегда следует проконсультироваться с одним из наших экспертов, действительно ли это имеет смысл для вашего приложения.
Как правило, не смазывать в абразивной среде -> «наждачная паста»
Другим типом смазки является начальная смазка. Это особенно возможно для лучшего поведения при обкатке. После израсходования смазки наблюдается почти линейный износ.
Многие производители заявляют, что их продукция не требует технического обслуживания. Обычно это означает, что соответствующие подшипники или резьбовые гайки поставляются с начальной смазкой. Но только до тех пор, пока эта смазка не повреждена, обслуживание не требуется.
Пластмассы iglide®, с другой стороны, не имеют смазочной пленки и резервуара консистентной смазки. Однородная структура материала резьбовых гаек обеспечивает в значительной степени линейный износ без неожиданностей или интервалов технического обслуживания, которые необходимо соблюдать. Наши материалы отличаются и другими особыми свойствами: особый состав делает их чрезвычайно износостойкими и эластичными. Благодаря эффекту самосмазывания резьбовые гайки на 100 % работают всухую и не требуют технического обслуживания. Таким образом, такие частицы, как пыль и волокна, могут хуже прилипать к винтовым передачам. В грязных средах это приводит к значительному увеличению срока службы по сравнению с обычными материалами со смазкой.
В заключение можно сказать, что гайки ходового винта Dryspin® устойчивы к большинству имеющихся в продаже смазочных материалов. Впрочем, там вполне мог бы быть и повышенный, но и меньший износ. Если вы действительно хотите смазывать снаружи, лучше всего подходят литиевые омыленные смазки на основе минерального масла.
Использование в различных отраслях промышленности
Благодаря преимуществам, упомянутым выше, ходовые винты dryspin® также могут использоваться в специальных отраслях промышленности. Например, в медицине или фармацевтических технологиях обязательно, чтобы установленные продукты были абсолютно чистыми, гигиеничными и легко чистились. С другой стороны, в очень грязных средах важно, чтобы частицы грязи не прилипали к резьбовой гайке или резьбе. Это отрицательно сказывается на износе и эксплуатационных характеристиках.
Наши гайки с пластиковой резьбой по сравнению с металлическим решением
Системы с металлической резьбой требуют регулярной смазки.