порядок работы и настройки, схема
Отрегулировать клапана ЯМЗ 236 можно самостоятельно, используя существующую схему. Процедура должна проводиться регулярно, поскольку тепловые зазоры требуют постоянной корректировки.
Содержание
- 1 Порядок работы цилиндров ЯМЗ 236 без турбины
- 2 Схема расположения цилиндров
- 3 Зазоры
- 4 Настройка за один оборот
- 5 Регулировка за 2 оборота
- 6 Как отрегулировать клапана ЯМЗ 236 с турбонаддувом
Если расстояние между компонентами не соответствует установленным нормам — нарушается распределение газа внутри механизма. Это сопровождается ускоренным износом деталей и повышением нагрузки на сальники клапанов. Увеличенные зазоры приводят к перегреву двигателя и уменьшению герметичности камеры сгорания, что ускоряет стирание рабочих фасок элементов. Если следовать инструкции, то регулировать клапана нужно через каждые 500 часов.
Порядок работы цилиндров ЯМЗ 236 без турбины
Функционирует мотор в последовательности:1-4-2-5-3-6. Это существенно отличается от схемы ДВС. Работа по регулировке клапанов начинается с первого цилиндра. Выставляется у него такт сжатия. Проведение процедуры заканчивается 6 цилиндром.
Регулировка основывается на одинаковых зазорах для впускных и выпускных элементов. Чтобы до них добраться, снимается клапанная крышка.
Схема расположения цилиндров
ЯМЗ 236 имеет следующую схему расположения клапанов.
Процедура выполняется по той же схеме: 1-4-2-5-3-6. Проворачивается коленчатый вал, и регулировка выполняется в том же порядке.
После снятия клапанной крышки сначала требуется понять расположение элементов.
Вспомогательная памятка:
- выпускные клапана находятся напротив каналов выхлопного коллектора;
- впускные напротив всасывающего.
Регулировка ведется при холодном состоянии двигателя.
Зазоры
Тепловые промежутки на всех клапанах составляют 0,25-0,30 мм. После выставления следует прокрутка коленчатого вала. Теперь их величина может измениться до 0,20-0,35 мм. Погрешность лежит в пределах поля допуска. Выходить за значения не рекомендуется по следующим причинам:
1. При увеличенных зазорах уменьшается высота подъема клапанов. Это значительно ухудшает степень наполнения цилиндров горючей смесью.
2. Малая величина зазоров не обеспечивает достаточное прилегание к седлу.
Выставление зазоров ведется только через 1 час после остановки двигателя. С течением времени он может достигнуть величины — 0,4 мм. Понадобится сразу проводить очередную регулировку.
Настройка за один оборот
В отличие от других ДВС, в ЯМЗ 236 не фиксируется верхняя мертвая точка поршня. Чтобы найти ее для первого цилиндра — нужно ориентироваться по моменту впрыска. При совершении коленчатым валом одного оборота есть вероятность ошибки. Практически невозможно поймать верхнюю мертвую точку поршня таким методом.
При определенном положении коленчатого вала по существующей схеме регулируются первые клапана. После поворачивания его на один оборот работа проводится с остальными. Такая настройка требует высокой квалификации у специалиста.
Регулировка за 2 оборота
Процедура начинается с определения ВМТ 1-го цилиндра. В этом положении его обе задвижки закрыты. Проводятся следующие действия:
- Относительно торца двигателя ведется вращение коленвала по часовой стрелке до закрытия впускного клапана.
- Как только выполнили, дополнительно поворачиваете вал на 1/3 оборота. Тут закрывается и выпускной.
- Проверяется зазор с помощью щупа между коромыслом и клапаном 1 цилиндра. Его величина должна быть в пределах 0,25-0,30 мм.
- В случае необходимости настройки зазора ключом откручивается контргайка и вращением винта устанавливается требуемое расстояние.
- Затем винт придерживается отверткой и одновременно закручивается контргайка.
- Чтобы отрегулировать клапана в следующем цилиндре — проворачивается вал до закрытия его впуска. Затем доворот еще на 1/3 оборота.
- Процедура продолжается до тех пор, пока все клапана не будут отрегулированы.
Настройка за 2 оборота является более надежным способом, поскольку колено проворачивается до строго определенного момента.
Как отрегулировать клапана ЯМЗ 236 с турбонаддувом
Для двигателя с бустом настройка носит тот же характер. Используется схема 1-4-2-5-3-6.
Оставить отзыв
Продолжение 2 статьи сборка дизеля ЯМЗ-236/238
После первой затяжки динамометрическим ключом необходимо повторной операцией проверить требуемый крутящий момент 220—250 Нм (22—25 кгсм) на каждой гайке, соблюдая указанную последовательность.
Штанги толкателей устанавливают в окна блока цилиндров и при этом совмещают наконечник штанги с пятой толкателя.
Предварительно штангу протирают и смазывают наконечник дизельным маслом.
Правые и левые коромысла клапанов с осью в сборе устанавливают так, чтобы установочные штифты оси вошли в отверстия головки цилиндров, а сфера регулировочного винта была совмещена с наконечником штанги.
Регулировочный винт должен быть ввернут в коромысло до упора.
Затем ввертывают в головки цилиндров болты крепления оси коромысла и затягивают их моментом 120—150 Нм (12—15 кгсм).
Зазоры клапанов регулируют одновременно на двух цилиндрах и при этом применяют лимб (рис. 4).
Лимб устанавливают на шкив коленчатого вала, а палец З вставляют в резьбовое отверстие на крышке шестерен распределения.
Тепловые зазоры двигателя ЯМЗ-326 регулируют в следующей последовательности:
— вращают коленчатый вал по часовой стрелке ключом за болт крепления шкива, наблюдают за движением впускного клапана первого цилиндра и устанавливают момент, когда он полностью закроется.
После этого вал поворачивают в том же направлении до совмещения риски на шкиве коленчатого вала с меткой 1—4 ЯМ3-236 на лимбе;
— регулируют зазоры между носками коромысел и торцами клапанов первого и четвертого цилиндров.
После затяжки контргайки регулировочного винта щуп толщиной 0,25 мм должен свободно входить в зазоры толщиной 0,30 мм – с усилием.
Допускается после прокручивания коленчатого вала изменение зазора в пределах 0,20 – 0,35 мм;
— совмещая на такте сжатия в порядке работы цилиндров (1 – 4 – 2 – 5 – 3 – 6) риску на шкиве с метками 1 – 4, 2 – 5, 3 – 6 ЯМЗ – 236 на лимбе, регулируют зазоры для остальных цилиндров.
При регулировке тепловых зазоров двигателя ЯМЗ – 238 применяют те же приемы и методы, что и для двигателя ЯМЗ – 236:
— совмещают на такте сжатия рисунок 3 на шкиве с меткой 1 – 5 ЯМЗ – 238 на лимбе;
— регулируют зазоры клапанов первого и пятого цилиндров;
совмещая на такте сжатия в порядке работы цилиндров (1-5-4-2-6-3-7-8) риску на шкиве с метками 4—2, 6—3 и 7—8 ЯМЗ-238 на лимбе, регулируют клапаны остальных цилиндров.
Штанги толкателей регулировочных клапанов должны свободно вращаться от руки.
Зазор регулируют при помощи регулировочного винта; после регулировки надо надежно закрепить винт гайкой и проверить зазор.
Установка форсунок, топливопроводов и соединительного патрубка.
На двигатель устанавливают комплект форсунок одной группы по распылению.
Группа распылителя наносится на поверхности корпуса форсунки.
Перед установкой форсунок протирают внутреннюю поверхность стаканов, а на распылитель надевают одну уплотнительную медную шайбу.
Форсунки устанавливают таким образом, чтобы уплотнитель штуцера вошел в выемку головки цилиндров.
Скобы крепления форсунок устанавливают на шпильки головки цилиндров, надевают шайбы и навертывают гайки, которые затягивают моментом 50—60 Нм (5—6 кгс м).
Дренажные трубки устанавливают на левую и правую головки цилиндров, предварительно вывернув из форсунок транспортные пробки.
Дренажные трубки крепят к форсункам соединительными гайками и болтами, предварительно подложив шайбы под наконечники трубок и под головки болтов.
Для обеспечения надежного уплотнения во всех случаях надо ориентировать шайбы вершинами конусов от наконечников трубок наружу.
Топливные отводящие топливопроводы устанавливают в развале между цилиндрами и крепят болтами к правой и левой головкам цилиндров.
Для обеспечения более жесткого крепления на каждый топливопровод устанавливают кляммер и крепят его на шпильке фланца левого впускного трубопровода.
Топливопроводы высокого давления крепят на штуцера топливного насоса высокого давления и форсунок в определенной последовательности, соответствующей порядку работы секций топливного насоса высокого давления.
Насос двигателя ЯМЗ-236 имеет порядок работы, соответствующий порядку работы цилиндров двигателя (1 – 4 – 2 — 5—3—6).
Порядок работы секций насоса двигателя ЯМЗ-238 отличается от порядка работы цилиндров этого двигателя.
Если порядок работы цилиндров двигателя 1—5—4—2—6—3—7—8, то секции насоса работают в последовательности 1-3-6-2-4-5-7-8.
Схемы соединений секций насоса с цилиндрами двигателей ЯМЗ-236 и ЯМЗ-238 показаны на рис. 5.
Соединительный патрубок впускных трубопроводов устанавливают так, чтобы фланец под воздухопровод компрессора был направлен к передней части блока цилиндров.
Патрубок крепят к фланцам впускных трубопроводов, предварительно положив на фланцы прокладки с сетками в сборе и резиновые прокладки и крепят его болтами с надетыми шайбами.
Маслоизмерительный щуп устанавливают в направляющую трубку, предварительно протерев его.
Затем устанавливают крышки го ловок цилиндров, которые крепят винтами на одну — две нитки и снимают двигатель со стенда.
Устанавливают заглушки на технологические отверстия и крепят болтами.
Под заглушки необходимо установить картонные прокладки.
Приработку и испытания двигателей после ремонта выполняют на стендах СТЭ-160-1500 с электротормозами.
На этих стендах можно испытывать двигатели ЯМЗ-236 и ЯМЗ-238 всех модификаций.
Характеристики электротормозов для испытательных стендов приведены в таблице.
Характеристики электротормозов | ||
Показатель | Электротормоз | |
АКБ-104-4 | АК-102-4 | |
Мощность, кВт | 160 | 160 |
Синхронная частота вращения, мин-1 | 1500 | 1500 |
Крутящий момент, Нм (кгсм) | 1070 (107) | 1100 (110) |
Предельная частота вращения коленчатого вала двигателя при работе в генераторном режиме с номинальным крутящим моментом, мин-1 | 3000 | 2500 |
Стенд для приработки и испытания двигателя должен иметь оборудование, необходимое для измерения мощности двигателя, частоты вращения коленчатого вала, часового расхода топлива, температуры воды, выходящей из двигателя (из правой и левой водяных труб), температуры масла в поддоне двигателя, давления масла в магистрали, угла опережения впрыска топлива в градусах угла поворота коленчатого вала.
Замер расхода топлива должен производиться на весах с пределом измерения до 15 кг, отсчет времени ведется по секундомеру с ценой деления 0.1 с; замер частоты вращения — ручным тахометром или тахотоскопом с ценой деления не более 10 мин.
Емкость расходного бачка должна быть 10 – 12 л, уровень дна мерного бачка – не ниже 500 мм от оси входного отверстия топливоподкачивающего насоса, внутренний диаметр подводящего и отводящего топливопроводов – не менее 8 мм.
Топливопроводы не должны касаться мерного бачка и должны быть погружены в топливо на глубину не более ⅓ высоты бачка от его днища.
На погруженном конце топливопровода, отводящего топливо от двигателя, устанавливают отражатель, препятствующий прямому направлению струи топлива на днище бачка и способствующий выравниванию температуры топлива в бачке.
Двигатель, устанавливаемый на стенд, должен быть полностью укомплектован (за исключением крыльчатки вентилятора, генератора, компрессора).
Приработка и испытание двигателя производится на дизельном топливе марки «Л».
На время приработки в поддон двигателя, корпус ТНВД и корпус регулятора заливают дизельное масло до верхних меток указателей уровня масла.
В воздушные фильтры заливается дизельное масло в количестве 1,6 л для двигателя ЯМЗ-236 и 1,4 л для двигателя ЯМЗ-238.
Температуру масла поддерживают при помощи технологических масляных радиаторов (в начале обкатки не ниже 50˚ С).
Приработка и испытание двигателя производится на специальных режимах и включают в себя холодную и горячую обкатку, контрольную приемку.
Двигатель ямз 236 метки грм
ПРИВОДЫ МЕХАНИЗМОВ ДИЗЕЛЬНОГО ДВИГАТЕЛЯ ЯМЗ-236
Шестеренчатый привод двигателя ЯМЗ-236
Шестеренчатый привод (рис. 21) служит для передачи вращения от коленчатого вала к распределительному валу, топливному насосу высокого давления, регулятору, вентилятору и масляному насосу. Все шестерни приводного механизма изготовлены из стали 40Х и для более надежной и бесшумной работы имеют косые зубья.
Передача вращения осуществляется следующим образом: от шестерни 22, закрепленной на коленчатом валу, вращение передается шестерне 21 распределительного вала, которая находится в зацеплении с шестерней вала привода вентилятора. К шестерне 21 крепится болтами ведущая шестерня 20 привода топливного насоса высокого давления, с которой находится в зацеплении ведомая шестерня 19.
Одновременно от шестерни 22 вращение передается промежуточной шестерне 15, а затем ведомой шестерне 24 привода масляного насоса.
Шестерня 21 распределительного вала имеет число зубьев в 2 раза больше, чем шестерня 22 коленчатого вала, и, следовательно, первая вращается в 2 раза медленнее. Шестерня 19 привода топливного насоса имеет число зубьев, равное числу зубьев шестерни 20, и поэтому вращается с числом оборотов также в 2 раза меньшим, чем число оборотов коленчатого вала.
Для правильной установки распределительных шестерен и шестерен привода топливного насоса на шестернях имеются метки, которые при сборке нужно совмещать, как показано на рис. 21.
Установочные метки на указанных шестернях ставятся на заводе при их изготовлении. Во избежание изменения фаз газораспределения и нарушения своевременной подачи топлива в
цилиндры категорически запрещается в условиях эксплуатации ставить другие метки на шестернях или производить сборку без совмещения меток.
Зазоры в зацеплении распределительных шестерен и шестерен привода агрегатов должны составлять 0,09—0,22 мм, а в зацеплении шестерни коленчатого вала с промежуточной шестерней масляного насоса 0,25—0,37 мм.
Рис. 21. Приводы механизмов двигателя: 1— шкив коленчатого вала; 2— крышка распределительных шестерен: 3— ремень привода водяного насоса; 4 — шкив вала водяного насоса: 5 — шкив вала вентилятора; 6 — ремень привода компрессора; 7 — натяжное устройство: 8— натяжной шкив; 9 — шкив компрессора; 10 — планка Для закрепления генератора после регулировки натяжения ремня; 11 — шкив генератора; 12 — ремень привода генератора: 13 — шкив насоса гидроусилителя рулевого механизма; 14 — ремень привода насоса гидроусилителя; 15 — промежуточная шестерня привода масляного насоса: 16 — топливный насос высокого давления; 17 — вал привода топливного насоса: 18 — шестерня вала привода вентилятора; 19 — ведомая шестерня привода топливного насоса высокого давления; 20 — ведущая шестерня привода топливного насоса высокого давления; 21 — шестерня распределительного вала; 22 — шестерня коленчатого вала; 23 — коленчатый вал; 24 — ведомая шестерня привода масляного насоса: 25—масляный насос
Источник
Дизельные двигатели грузовых автомобилей и тракторов.
Запасные части, регулировки и ремонт.Операции по регулировке дизельного двигателя ЯМЗ-236
Регулировка натяжения ремней дизеля ЯМЗ-236
Привод водяного насоса, компрессора и генератора ЯМЗ-236 автомобилей Урал, Маз, трактора Т-150 осуществляется клиновыми ремнями, от надежной работы которых зависит нормальная работа этих агрегатов.
Поэтому при повседневном уходе за двигателями предохранять ремни от попадания масла и топлива, контролировать их натяжение и регулировать его.
Особенно тщательно проверять натяжение ремней в течение первых 50 часов работы двигателя, так как в это время происходит их наибольшая вытяжка.
Натяжение ремней должно быть всегда нормальным, поскольку как излишнее, так и недостаточное натяжение приводит к преждевременному выходу их из строя.
Кроме того, чрезмерное натяжение ремня привода водяного насоса ЯМЗ-236 может послужить причиной разрушения подшипников насоса.
Нормально натянутый ремень водяного насоса при нажатии на середину длинной ветви с усилием 40 Н (4 кгс) прогибается на 7–12 мм или 10–15 мм (рис. 14), а ремень компрессора – на 4 – 8 мм на короткой ветви (рис. 16).
Натяжение ремней привода генератора автомобилей Урал, Маз, трактора Т-150 проверять нажатием с усилием 40 Н (4 кгс) на середину ветви каждого ремня (рис. 4), при этом ремни привода генератора должны прогибаться на 10 – 15 мм.
Регулировка клапанов ямз 236
Регулировка клапанов ямз 236 вызывает сложность только по одной причине. У этого двигателя нет фиксатора положения поршня в ВМТ. А поэтому необходимо искать данное положение в момент впрыска на первом цилиндре. Скажу сразу схемы регулировки, с проворотом коленвала за один оборот я сразу исключаю. Очень большая вероятность ошибки. И потом просто напросто приходится регулировать клапана повторно. Этод метод требует идеально точного положения поршня в ВМТ. Что на подобных моторах очень тяжело добиться.
Регулировка на двигателе ямз 236 имеет ряд особенностей, которые надо хорошо знать.
Во первых двигатель шестицилиндровый. Нужно знать порядок работы цилиндров. Он такой
Порядок работы цилиндров ямз 236
1-4-2-5-3-6
Зная порядок работы необходимо найти положение поршня первого цилиндра в момент сжатия. Повторюсь что на этом двигателе нет фиксатора, а искать метки на переднем шкиву и маховике очень не удобно. Поэтому можно проще определится, по положению клапанов первого цилиндра.
Во вторых. Величина тепловых зазоров для впускных и выпускных клапанов одинаковая.
При регулировке всегда задаешься этими вопросами. Это как бы сказать основные моменты, в которых не нужно сомневаться. Если длительное время не регулировал клапана именно на этой модели.
С чего начать.
Двигатель должен быть холодным, потому что допустимые зазоры предусмотрены именно для холодного двигателя.
Необходимо снять крышку клапанов и определиться какие клапаны впускные, а какие выпускные. Это не сложно сделать, потому что выпускные клапаны расположены на против каналов выхлопного коллектора, а впускные соответственно напротив каналов впускного коллектора. Ещё можно сориентироваться по направлению двигателя. В правом ряду по ходу движения, выпускные клапаны расположены в сторону вентилятора охлаждения. А в левом ряду выпускные клапаны расположены в сторону маховика.
Регулировка клапанов ЯМЗ 236
Здесь очень важно не ошибиться, именно от этого положения будут регулироваться и остальные клапана. Лучше лишний раз себя проверить. В этом положении метки угла опережения зажигания будут находится близко от своего совмещения. Идеальный вариант если они совместятся, но в данном случае такая точность не нужна.
Для регулировки клапана первого цилиндра. Щуп толщиной 0,25 мм должен входить между клапаном и коромыслом с небольшим усилием, а если использовать щуп толщиной 0,30 мм он должен испытывать сопротивление.
После регулировки клапанов первого цилиндра переходим на другую сторону и начинаем регулировку четвертого цилиндра. Продолжаем вращение коленвала в том же направлении. И повторюсь еще раз, дожидаемся когда закроется впускной клапан и при дальнейшем вращении на 1/3 оборота приблизительно 120 градусов, начинаем регулировку клапанов 4 цилиндра, затем в том же самом порядке производим последовательно регулировку 2, 5, 3, и 6 цилиндров.
Схема расположения цилиндров на двигателе
Повторюсь. Существует схема регулировки клапанов за один оборот коленвала. Потому что выставляешь коленвал в одном положении, регулируешь клапана согласно схеме. Затем проворачиваешь коленвал на один оборот и согласно схеме регулируешь оставшиеся клапана. Никогда этим не пользовался и не кому не советую. Очень большая вероятность ошибки в точности положения коленвала. В итоге времени и сил на регулировку клапанов затрачиваешь больше. Так как приходится всё переделывать
Очень важно своевременно производить регулировку. Увеличенные зазоры приведут к позднему открыванию и раннему закрыванию клапанов. Что скажется на мощностных характеристиках двигателя, а как следствие увеличится расход топлива. А отсутствие тепловых зазоров не позволит клапана полностью закрываться, в результате клапана прогорят. Регулировка клапанов ЯМЗ 236 не занимает слишком много времени, доступ к клапанам удобный, и особенно затягивать с ней нужно.
Источник
Советы специалистов
Моментоскоп лучше всего сделать своими руками, чтобы прибор идеально подошел к двигателю. Создать устройство можно из нескольких трубок. При работе необходимо следить за плотностью постановки трубок и не допускать протечек.
Еще один важный момент – процесс накачивания солярки до момента появления в зоне видимости трубки. Накачивание производится путем вращения вала. Подъем топливной массы будет заметен во время прокручивания вала перед непосредственным подходом к элементам первого поршня. Вращение вала важно производить плавно и очень медленно.
Двигатель ямз 236 метки грм
Газораспределительный механизм двигателей автомобилей МАЗ-500
Устройство газораспределительного механизма дизельного двигателя ЯМЗ-236
Отличительной особенностью газораспределительного механизма двигателя ЯМЗ-236 является применение качающихся толкателей с роликами.
Привод клапанов осуществляется с помощью кулачков распределительного вала 4 (см. рис. 7), общего для обоих рядов цилиндров, через качающиеся роликовые толкатели 11, штанги 10 и коромысла 18 с регулировочными винтами 20 для установки теплового зазора.
Распределительный вал 32 (рис. 20) штампуется из углеродистой стали, опорные шейки и кулачки закаляются т. в. ч. на глубину 2,5—3,5 мм (твердость поверхности HRC 52—56).
Распределительный вал расположен в верхней части блока между рядами цилиндров на четырех подшипниках скольжения, представляющих собой втулки 31 из бронзы Бр. ОЦС 5-5-5. Втулки запрессованы в отверстия блока цилиндров и расточены в них в линию.
Установка угла опережения
Искомая величина опережения находится рядом с особой отметкой. Муфта опережения впрыска топлива ЯМЗ 236 является местом нанесения этой риски. Нормальное значение равняется 20 или 18 пунктам. Сам угол топливной массы определяется по первичному цилиндру.
Контроль осуществляется с помощью обычного насоса. Так, им прорабатывают систему питания автомобильного двигателя, в обязательном порядке предварительно приоткрыв клапаны, сквозь которые из двигателя уходит воздух. После того, как воздушные массы вышли без остатка, пробки заворачивают. Далее следует подсоединить прибор моментоскоп к штуцерам специальной секции от топливного насоса. Перед проведением процедуры необходимо снять ТНВД цилиндра ямз 236.
Регулирование опережения производится таким образом:
- скобу от рабочего силового аппарата переводят в рабочее состояние;
- сливают из стеклянного сосуда все топливо до момента, когда объем жидкости будет достигать отметки в средней части трубки;
- осторожно поворачивают коленвал.
Все движения нужно совершать строго по направлению кручения. Текущее расположение мениска в трубке необходимо постоянно наблюдать и контролировать. Резкий его подъем сигнализирует о начале пуска топлива определенной секцией. Линия, нанесенная на шкив, должна быть противоположной линии с числовыми метками. Процедура постановки угла требует особой точности до 1 значения.
Двигатель ямз 236 метки грм
МЕХАНИЗМ ГАЗОРАСПРЕДЕЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ ЯМЗ-236 АВТОМОБИЛЕЙ МАЗ-500А, МАЗ-504А, МАЗ-516
Особенностью конструкции газораспределительного механизма двигателя ЯМЗ-236 является применение качающихся толкателей, снабженных роликами (рис. 11).
Рис. 11. Механизм газораспределения: 1 — распределительный вал; 2 — толкатель; 3 — штанга толкателя; 4 — впускной клапан; 5 — направляющая втулка; 6 —- шайба пружин клапана; 7 — наружная пружина; 8— внутренняя пружина; 9 — тарелка пружин клапана; 10 — втулка тарелки пружин клапана; 11 — сухарь; 12 — коромысло; 13 — гайка регулировочного винта; 14 — регулировочный винт; 15 — ось толкателей; 16 — опора; 17 — болт крепления оси коромысла; 18 — седло выпускного клапана; 19 — выпускной клапан
Двигатель ЯМЗ-236: характеристики, устройство, регулировка
ЯМЗ-236 — легендарный дизельный двигатель, который производит ОАО «Автодизель», бывший Ярославский моторный завод. Эта V-образная «шестерка» стала популярной в Советском Союзе, а после его распада — и во всем СНГ. В настоящее время двигатель используется на грузовиках, тракторах и комбайнах. Его можно встретить на таких известных автомобилях, как МАЗ, КрАЗ, УРАЛ, ЗИЛ, а также на тракторах К-700.
Ближайшие собратья этой модели — ЯМЗ-238 на 8 цилиндров и ЯМЗ-240 — на 12 цилиндров. ЯМЗ-236 имеет множество модификаций с разным количеством лошадиных сил.
История создания
В 1950-х годах Ярославский завод получил госспецзаказ на создание более мощных дизелей, которые должны были заменить устаревшие ЯАЗы. Эти двигатели должны были стать мощнее и экономичнее своих предшественников. С другой стороны, государство хотело получить универсальный ДВС, который можно было бы использовать на разных марках автомобилей.
Под руководством выдающегося конструктора СССР, заслуженного деятеля науки Чернышева Г.Д. был создан двигатель ЯМЗ-236, как и все остальное семейство дизелей того времени. Он же разработал для КАМАЗ не менее легендарную серию агрегатов.
Так родился ДВС, который и по сей день известен многим. Отличается высокой мощностью, надежностью, ремонтопригодностью, простотой обслуживания и дешевизной запасных частей. Большой ресурс и ремонтопригодность позволяют ему служить верой и правдой долгие годы.
Производство в настоящее время
На сегодняшний день производство ЯМЗ-236 продолжается, хотя уже есть его преемник ЯМЗ-530. Объемы реализуемых моторов не падают, но из-за военных действий на Украине прекратились поставки на Кременчугский автосборочный завод, выпускавший всем известные грузовики КРАЗ. Ярославский завод, конечно, потерял сегмент продаж двигателей, но производство от этого не сократилось.
Технические характеристики и устройство
Двигатель ЯМЗ-236 имеет достаточно высокие технические характеристики. Он оснащен 6 цилиндрами, которые расположены параллельно и имеют угол наклона 90 градусов. Топливо подается непосредственно в цилиндры, то есть непосредственный впрыск. Давление в двигателе 16,5 атмосферы. Поршень имеет диаметр 130 мм в базовом и 140 мм в ремонтном варианте, при его ходе 140 мм.
Двигатель имеет ТНВД механического типа и форсунки, которые непосредственно и производят впрыск в каждый цилиндр. Каждая головка имеет 6 клапанов — 3 впускных и 3 выпускных.
Система охлаждения — жидкостная с принудительной циркуляцией, которая осуществляется с помощью водяного насоса. Привод представляет собой ремень, который вращает шкив помпы от шкива коленчатого вала.
Двигатель ЯМЗ-236 имеет объем 11 литров, мощность колеблется от 150 до 420 лошадиных сил. На последних моделях она была увеличена до 500 л.с. В связи с повышением тарифов на топливо производители ЯМЗ-236, потреблявшего 40 литров на 100 километров, снизили этот показатель до 25 литров.
Основной силовой агрегат делался из чугуна до 2010 года, пока не было принято решение перевести его на алюминий, как и ГБЦ. Это позволило упростить процедуру ремонта и растачивания шеек цилиндров, а хонингование стало более точным. При этом звено части не утратило былой силы.
Основные характеристики ЯМЗ-236 показывают, что двигатель имеет достаточно простую конструкцию, что позволяет легко его ремонтировать и обслуживать.
Регулировка
ЯМЗ-236, который регулируется вручную, требует специального инструмента. Он включает в себя довольно много операций. Рассмотрим основные манипуляции, которые необходимо провести:
- Регулировка клапанов, которая производится специальным щупом, предназначенным для двигателя ЯМЗ-236. Узел двигателя позволяет выполнять эту операцию со снятой клапанной крышкой.
- Регулировка сцепления, точнее этот процесс называется балансировкой. Проводится на специальном стенде.
- Регулировка подачи топлива через ТНВД.
Все регулировочные операции проводятся только в автосервисах, так как для них требуется специальный инструмент, который сложно найти в гараже.
Сервис
Обслуживать дизель ЯМЗ-236 достаточно просто, если знать как и что делать. Рассмотрим основные операции, которые входят в услугу:
- Замена масла. Обычно для этого двигателя рекомендуется использовать смазку для дизелей типа М10Г2К.
- Замена фильтрующих элементов. В моторе несколько фильтров, менять которые стоит каждые 15 000 км. Это масляный фильтр, фильтрующий элемент грубой и тонкой очистки топлива, ремкомплекты всех фильтров.
- Регулировка впрыска, проще говоря — обдув форсунок.
- Замена прокладок клапанных крышек и ГБЦ. В некоторых случаях меняется набивочный материал поддона.
- Подвеска или замена приводных ремней.
Вот, в принципе и все техобслуживание, которое проводится на ЯМЗ-236. Все остальное меняется в текущем и плановом ремонте.
Ремонт
Двигатель ЯМЗ-236 ремонтируется только в автосервисах, т.к. требует наличия специального оборудования и инструмента. В их состав входят такие стенды: для разборки и сборки силового агрегата и его элементов, балансировочные, регулировочные и для испытаний.
Также потребуется специальное оборудование:
- Сверлильно-хонинговальный станок.
- Оборудование для шлифовки и полировки коленчатого вала.
- Стенд с ванночкой для опрессовки.
- Развертки для притирки седел клапанов.
- Оборудование для установки направляющей арматуры.
- Токарно-фрезерный станок.
- Стенд для чистки форсунок.
- Пресс для запрессовки подшипников и сальников.
- Аргонная сварка, в некоторых случаях.
- Другой инструмент и спецоборудование для ремонта дизельных двигателей.
Как видно из списка, стендов и оборудования потребуется довольно много, что не каждый автосервис может себе позволить.
Двигатель ЯМЗ-236 ремонтируется в несколько этапов. Все они достаточно сложны, и за каждую отвечает профессионал узкого профиля. Рассмотрим все этапы по очереди:
- Разборка. Наверное, и так понятно, что ДВС разбирается с помощью обычного расширенного набора инструментов и пневматического пистолета.
- Диагностика неисправностей и определение перечня запасных частей, подлежащих замене.
- Шлифовка коленвала и подготовка блока цилиндров.
- Мойка всех запасных частей и узлов. Обычно его проводят горячим керосином.
- Когда все готово, происходит сборка.
Процесс разборки ЯМЗ-236 занимает около 6-8 часов. Подготовка деталей к сборке занимает примерно 16-20 часов в зависимости от сложности неисправности. Процесс сборки занимает до 36 часов. Все зависит от того, насколько изношены основные агрегаты и узлы и насколько хорошо они подготовлены к завершающему этапу работ.
Планы на будущее
В 2020 году Ярославский завод планирует прекратить выпуск двигателей ЯМЗ-236, так как на смену им приходит новый ЯМЗ-660, который станет на 100 лошадиных сил мощнее, а объем увеличится до 12,5 литров. При этом сохранится классическая компоновка цилиндров и клапанов. Нововведением планируется сделать электронный ТНВД, который будет иметь стандарт Евро-5, что позволит двигателям выйти на мировой рынок. Также планируется продолжить выпуск дизельных электростанций на базе ЯМЗ-236.
р>
Масштаб 1:43 Premium ClassiXXs KS — 3574 (Урал — 4320) военный автокран
Среди военно-транспортной техники не только России, но и многих других стран одно из ведущих мест занимает Урал-4320 — семейство многофункциональных автомобилей повышенной проходимости. Выпускается автомобильным заводом в городе Миасс Челябинской области с момента начала его серийного производства в 1977 году и по настоящее время.
Изначально трехосный полноприводный грузовик «Урал» разрабатывался в основном для армейских нужд, но вскоре нашел широкое применение в коммунальной сфере, нефтегазовой отрасли, лесозаготовках, сельском хозяйстве, пожарно-спасательных службах. Впечатляющий запас прочности, надежность и простота машины способствовали ее экспортным поставкам во многие страны мира. С 2015 года автомобиль «Урал NEXT» уступил место основной модели завода, но продолжает выпускаться на экспорт как «Урал-М».
(
История разработки
Необходимость создания новой машины на базе трехосного полноприводного грузовика Урал-375 появилась вскоре после начала производства этой модели в 1960 году. Главный недостаток всех первых модификаций этого автомобиля был чрезвычайно прожорливый бензиновый двигатель, потреблявший около 50 литров дорогого высокооктанового бензина А-93 бензина на 100км.
При этом сама конструкция автомобиля считалась достаточно надежной и работоспособной. Суть предстоящей модернизации заключалась в замене бензинового двигателя на дизельную установку, потребляющую более простое топливо и по возможности экономичную. За самостоятельную разработку такого двигателя взялись инженеры Уральского автозавода, но в итоге на уровне руководства отрасли было принято решение о переносе этого процесса на Ярославский моторный завод (ЯМЗ).
В 1969 году специалисты ЯМЗ представили новый дизельный двигатель в сочетании с коробкой передач для автомобиля на базе Урал-375Д, основной модели того времени. Но первые варианты новой машины не показали требуемых прежде всего военными заказчиками ТТХ (ТТХ), и после серии испытаний, затянувшейся на несколько лет, в 1977 году началось серийное производство модели Урал-4320, причем на базе появившегося к тому времени двигателя КамАЗ-740.
Руководство по эксплуа эксплуатировать на всех типах дорог в любой местности. Диапазон температур окружающей среды, на которые была рассчитана эксплуатация автомобилей, был достаточно широк и составлял от плюс 50 до минус 50 градусов Цельсия. Кроме того, эксплуатационные требования отражали очень высокие параметры надежности миассового грузовика.
Если для первоначального ТО нового автомобиля обычно требовалось 1000 км или 50 часов, то последующее ТО проводилось через 4000 км или 125 часов работы двигателя, а более углубленное — с четырехкратным увеличением производительности. При этом большинство пунктов обслуживания сводилось к затяжке гаек, очистке и т.п. операциям.
Конструкция и устройство
Основой конструкции автомобиля Урал-4320 является высокопрочная несущая рама из двух продольных лонжеронов, соединенных поперечинами. Усиленные бамперы добавляют машине прочности и дополняются крюками и тягово-сцепным устройством.
Высокая проходимость грузовика обеспечивается полным приводом с колесной формулой 6х6 в сочетании с одинарными шинами с централизованно регулируемой накачкой и короткими свесами.
Трансмиссия
Базовая версия автомобиля Урал-4320 оснащалась 5-ступенчатой механической коробкой передач КамАЗ-141 с синхронизаторами на передачах со второй по пятую. В ряде модификаций использовалась коробка передач ЯМЗ 236У с аналогичными параметрами. Раздаточная коробка имеет две ступени и блокируемый межосевой дифференциал планетарного типа. Крутящий момент между передней (постоянно включенной) и задней осью распределяется в соотношении 1:2. Ведущие мосты имеют двойную главную передачу, состоящую из конических и цилиндрических шестерен. Карданная передача включает четыре вала.
Тормоза
Тормозная система имеет два механизма: помимо двухконтурного основного имеется одноконтурный запасной. Выхлопная система на основе пневмопривода также имеет дополнительную функцию торможения. Колесные тормоза, как и стояночный тормоз, представляли собой механическую барабанную конструкцию.
Двигатель
При производстве автомобилей семейства Урал-4320 применялось несколько моделей V-образных силовых агрегатов с непосредственным впрыском топлива. Их условно можно разделить на два типа в соответствии с производителями: КамАЗ и ЯМЗ. Модель двигателя изменена в связи с пожаром на заводе двигателей КамАЗ в 1993. Чуть более компактные 8-цилиндровые атмосферные двигатели КамАЗ-740 имели объем 10,86 литра и развивали мощность 210 лошадиных сил. Они были особенно надежны при запуске в сильный мороз, даже после многодневного простоя. Это достигалось возможностью его работы с использованием мощного аккумулятора и стартера, а также привода топливного насоса высокого давления. Моторы ЯМЗ-238 и ЯМЗ-236 (имеющие 8 и 6 цилиндров соответственно, объем 11,15 и 14,86 л, мощность 230 и 240 л.с.) использовали электрофакельный механизм при запуске. К тому же, прежде чем заглушить такой мотор, нужно было дать ему поработать 2-3 минуты на холостом ходу.
Подвеска и грузоподъемность
В передней части Урал-4320 используется зависимая подвеска, установленная на полуэллиптических рессорах со скользящими задними концами и амортизаторами двухстороннего действия. Подвеска, применяемая в задней части машины, также зависимого типа, но сбалансирована и снабжена рессорами с реактивными тягами. Все оси транспортного средства являются ведущими осями. Передний мост управляемый, колеса которого оснащены ШРУСами. Платформа стандартной версии машины способна выдерживать максимальную нагрузку в 6855 килограммов. В различных модификациях грузоподъемность машин семейства Урал-4320 варьируется от 4,5 до 10 и даже 12 тонн. Кроме того, автомобиль может буксировать дополнительный груз максимальной массой до 11,5 тонн.
Кабина и кузов
Стандартный кузов автомобиля Урал-4320 представляет собой платформу с деревянными бортами.
Расход топлива
Расход топлива на 100 км Для автомобиля Урал-4320 при средней скорости (60 км/ч) расход дизельного топлива на 100 км составляет 35 литров. Скорость 40 км/ч позволяет снизить этот показатель до 31 литра. При буксировке груза расход топлива заметно возрастает, составляя 36-42 литра в зависимости от скорости. Движение по грунтовому покрытию приводит к расходу 50-55 литров дизельного топлива на 100 км пути.
Боевые и базовые модификации
Основные модификации автомобилей семейства Урал 4320 отличаются прежде всего типом шасси и платформы. Среди них:
Урал-43202 — деревянная платформа с высокими бортами;
Урал-43203 — вариант для установки различных типов фургонов и КУНГов;
Урал-43206 — двухосный вариант с колесной формулой 4х4.
Модификацией Урал-43207 иногда называют экспортный вариант грузовика Урал-4320-06, предназначенный для тропиков. Еще одна модификация, приспособленная для особых климатических условий, — Урал-432001-01, предназначенная для Крайнего Севера: помимо усиленной теплоизоляции кабины и аккумуляторов, она отличалась двойным остеклением кабины, дополнительным отопителем и яркой окраской.
Модификации Урал-4320-10, 4320-31, 4320-41 отличались типами двигателей: КамАЗ, ЯМЗ-238 и ЯМЗ-236 соответственно. Версии с разной удлиненной колесной базой дополнялись собственными индексами, наиболее распространенными из которых были 4320-19, 4320-30, 4320-40. Из модификаций последних лет выпуска следует отметить: Урал-4320-44 — вариант модели 4320-41 с обновленной кабиной; Урал-4320-45 — вариант модели 4320-44 с удлиненной базой; Урал-4320-48 — версия с 300-сильным двигателем ЯМЗ-7601, предназначенная для установки специального оборудования.
Особое место среди специализированных военных модификаций Урал-4320 занимают модификации бронеавтомобиля:
Урал-4320-09-31 с кабиной, все основные элементы которой выполнены из бронелистов, с применением бронестекла, внутренней блокировки замков, оборудования бойниц и люка для ведения огня, возможности размещения спецоборудования в кабине и бронемодуля на 15-20 бойцов под тентом в кузове;
Урал-4320-0010-31 («Мотовоз-1») с повышенной защитой от огня стрелкового оружия и минной стойкостью;
Урал-4320ВВ («Мотовоз-2») по заказу Внутренних войск (ныне — Росгвардии), с возможностью применения различных быстросменных бронированных боевых модулей;
Урал-4320ВП («Военная полиция»), защищенный бронеавтомобиль с модулем для перевозки особо охраняемых задержанных.
Достоинства и недостатки
Все «плюсы» и «минусы» модели Урал-4320 вытекают из предназначения этого автомобиля. К числу его важнейших достоинств можно отнести уверенную проходимость в условиях бездорожья, надежность и долговечность конструкции, солидную грузоподъемность, относительную простоту обслуживания и ремонта. Важным преимуществом машины можно считать ее приспособленность для работы в различных климатических зонах.
Недостатки грузовиков Урал-4320 являются, по сути, неизбежной стороной собственных достоинств, определивших особенности функциональности машины. В этой серии очевидны высокий расход топлива, ограниченная скорость, индивидуальные «капризы» двигателей ЯМЗ и далеко не комфортные условия в кабине большинства версий автомобиля.
Модель
Модель представляет собой версию военного крана производства Premium ClassiXXs в масштабе 1:43. В этой модели ничего не открывается. На последних 2 фотографиях изображены 2 настоящих военных грузовика Урал из датского военного музея Panzermuseum East.