Трансмиссионное масло – как правильно выбрать, рейтинг средств, можно ли смешивать масла?
Автомобиль – сложное устройство, состоящее из разных механизмов и деталей. В процессе их взаимодействия происходит трение, которое может привести к повреждениям, чтобы этого избежать используют такой материал для смазки как трансмиссионное масло. Важно его правильно выбрать, использовать и вовремя менять.
Что такое трансмиссионное масло?
Специальный состав, который используют для осуществления защиты деталей разных видов механизмов в коробке передач и других сопутствующих деталях. Разбираясь, куда заливается трансмиссионное масло, нужно знать, что оно производится на полусинтетических или минеральных основах, которые дополнительно обогащают функциональными добавками – присадками. Принцип действия – создание защитной пленки на деталях.
Уровень эксплуатации напрямую связан со свойствами и пробегом автомобиля, помимо этого составом присадок и их эффективностью. В среднем срок годности трансмиссионного масла составляет 5 лет. В составе современных марок используют разные присадки, каждая из которых наделена своими уникальными качествами.
Для чего нужно трансмиссионное масло?
Рассмотрим, для чего используется смазочное масло:
- снижение уровня энергозатрат при трении;
- отвод тепла образующегося от соприкосновения поверхностей;
- осуществление защиты от изнашивания деталей;
- снижение уровня образующего шума и вибрации от зубчатых колес;
- минимизирование ударной нагрузки на механизмы.
Классификация трансмиссионных масел
Продукция разделяется на разные группы. Виды трансмиссионных масел делятся на группы по степени вязкости:
- SAE-85W – густой состав для теплого времени года до -12°С;
- SAE-80W – средней вязкости, разрешено круглогодичное использование;
- SAE-75W – сравнительно жидкое, для зимы или круглогодично от -40°С до +35°С.
Следующее разделение по виду техники от GL-1 до GL-5. Первые три для грузовой, а последние для легковых. GL-5 самый универсальный вариант масла для автоматических трансмиссий которое в отличие от предыдущих марок рассчитан на высокоскоростные передачи, функционирующих при повышенных температурах. Однако использовать его можно на КПП, где отсутствуют элементы меди и остальные мягкие сплавы.
Синтетическое трансмиссионное масло
Получают с помощью химической реакции, результатом которой является получение органических соединений (полиолефины, алкилбензолы или эфиры) с нужными качествами. Главная особенность данного вида – способность становиться жидким при снижении температуры и густым при повышении. Помимо этого они:
- имеют низкую температуру застывания;
- стойкость к окислению;
- меньшему расходу на угар.
Трансмиссионное масло синтетика имеет средний срок службы 20 тыс. км. Синтетические компоненты можно комбинировать для получения лучших качеств. Данный вид почти не чувствителен к низким температурам, а при высоком показателе становится слишком жидким и может привести к появлению протечек.
Полусинтетическое трансмиссионное масло
Компромисс, состоящий из основы в виде смеси высококачественного минерального состава и синтетических базовых компонентов. Трансмиссионное масло полусинтетика значительно ниже по стоимости, чем синтетическое, однако при этом обладает всеми его качествами и при этом менее текучее. Данное название носят минеральные составы после специальной обработки – гидрокрекинга и гидроизомеризации. Полусинтетика имеет один минус – срок службы, почти, как и у минерального.
Минеральное трансмиссионное масло
Получается путем очистки нефти от лишних веществ. В результате получаются дистиллятные и остаточные фракции. Первые – основа зимних и всесезонных составов, а вторые – входят в состав летних видов. Таким образом минеральное трансмиссионное масло – это смесь сложных углеводородов, которые входят в состав нефти. Из-за особенностей важно тщательно подбирать вид в зависимости от условий будущей эксплуатации.
Состав формирует на резиновых деталях устройства характерный налет, который в дальнейшем играет роль дополнительного уплотнителя, при использовании в дальнейшем синтетических – он смоется. Данный вид используется редко, потому что требования к качеству настолько высокие, что даже из отборной нефти с использование передовых технологий очистки невозможно получить нужный состав.
Маркировка трансмиссионных масел
В этом случае нужно уметь читать комбинацию букв и цифр на упаковке. На примере SAE 75W90 рассмотрим расшифровку маркировки трансмиссионных масел:
- 75 – цифра, указывающая на текучесть жидкости при низких температурах.
- W – указывает на всесезонность. Если W отсутствует – значит, масло летнее.
- 90 – диапазон вязкости при 100°С. Когда после W нет цифр, значит состав подходит для холодного времени года.
Как выбрать трансмиссионное масло?
Для приобретения качественного состава нужно знать, на что обращать внимание во время покупки. Для механической или автоматической КПП они разнятся. Изучая, какое лучше трансмиссионное масло, нужно понимать, как его правильно выбрать:
- Трибологические параметры – защитные свойства при контакте. Согласно ГОСТу показатель должен быть 85.
- Критическая нагрузка – порог деформирования пленки. Чем выше параметр, тем лучше.
- Задир и износ. Данный показатель для трансмиссионных масел GL-4 не нормируется, а для GL-5 – должен быть до 0,4 мм. В этом случае, чем ниже, тем лучше.
- Нагрузка сваривания. Показатель GL-4 не меньше 3000 Н, для GL-5 – 3280 Н.
- Вязкость трансмиссионного масла. Выделяют кинематическую и динамическую. Кинематический показатель – 13,5-24 сст. Чем меньше динамический, тем быстрее будет греться машина и легче трогаться.
- Температура застывания. Чем ниже показатель, тем лучше.
- Температура вспышки