Масло тэп 15 технические характеристики: Трансмиссионное масло ТЭп-15. ТЭП-15 (Нигрол): описание и характеристики

Тэп-15 технические характеристики и применение

Главная / Трансмиссионное масло / Масло Тэп-15. Характеристики и области применения

Александр 12.10.2018 Трансмиссионное масло Комментировать 10,540 Просмотров

Среди многообразия нигролов – трансмиссионных масел – популярностью пользуется и смазка Тэп-15, применяемая для механических передач тракторной и прочей гусеничной спецтехники со средней интенсивностью применения.

Общие параметры и применение ТЭп-15

Масло Тэп-15 (цифровое обозначение в названии марки означает номинальную вязкость этой смазки при 100ºС) отличается низкой температурой загустевания, а также содержит в себе противоизносные и противозадирные присадки. Кислотность вещества невелика, что позволяет обеспечивать деталям передач (особенно открытых) достаточно высокие антикоррозионные характеристики. Для производства масла трансмиссионного марки Тэп-15 используются сорта нефти с высоким процентным содержанием смол, поэтому конечный продукт получается только в результате качественной перегонки и дистилляции исходного сырья.

В быту данную смазку часто применяют для получения других типов трансмиссионного масла, используя нигрол Тэп-15 в качестве добавки (впрочем, такое допустимо только для отечественных марок старых автомобилей, гипоидные передачи которых некритичны к изменению рекомендуемых характеристик вязкости).

Относительно низкая цена материала оправдывает необходимость его частой замены, если транспортное средство интенсивно используется. Объясняется это тем, что при повышенных контактных нагрузках масло расслаивается, допустимый процент механических примесей возрастает, и контактные температуры увеличиваются, это и приводит к ускоренному износу валов и передач.

Особенности состава и условий эксплуатации

В отличие от распространённой марки Тад-17 рассматриваемый продукт обладает более низкой вязкостью. Это снижает усилие при переключении передач транспортного средства, в частности, при установившемся режиме его применения. Часть присадок к Тэп-15 имеет не столько улучшение противозадирной способности, сколько повышение температуры загустевания: с 0…-5ºС до -20…-30ºС. Это повышает надёжность работы механических передач тракторов при пониженных температурах окружающей среды, а также при периодических выключениях двигателя.

Технические характеристики трансмиссионного масла марки Тэп-15:

  1. Плотность, кг/м3 – 940…950.
  2. Вязкость, сСт при 100ºС, не более – 16.
  3. Предельно допускаемый процент примесей, %, не более – 0,03.
  4. Коррозионная стойкость – должна соответствовать требованиям ГОСТ 2917-76.
  5. Основные противозадирные присадки: фосфор (не менее 0,06%), сера (не более 3,0%).
  6. Допустимое увеличение вязкости при контактных температурах более 140ºС, %, не более – 9.
  7. Химическая агрессивность по отношению к бензомаслостойким резинам – соответствует требованиям ГОСТ 9030-74.

Смазка малотоксична (группа опасности 4 по ГОСТ 12.1.007-76) и характеризуется достаточно длительными сроками хранения (до 5 лет, при соблюдении надлежащих условий).

Ограничения

Ограниченное процентное содержание присадок, хотя и обеспечивает низкую цену на продукцию, но не гарантирует расслаивание смазки в ходе продолжительной эксплуатации. Поэтому через каждые 20…30 тыс. км пробега транспортного средства такое трансмиссионное масло подлежит замене.

Как горючее вещество Тэп-15 должно с осторожностью применяться вблизи открытых источников пламени, а также вблизи потенциальных очагов воспламенения. При хранении на складах обязательно их проветривание, вследствие которого концентрация паров вещества в воздухе снижается до 3…4 мг/м3.

Оптимальное сочетание депрессорных добавок не должно быть менее 1,3%, поскольку в противном случае увеличивается опасность кристаллизации компонентов масла. Как следствие, затрудняется работа всех механических передач транспортного средства и увеличивается усилие включения передачи.

Некоторые производители выпускают масло трансмиссионное Тэп-15 под названием ТМ-2-18. Здесь первое число обозначает эксплуатационную группу по ГОСТ 17479.2-85, а второе – наименьшее значение вязкости при 100ºС. Прочие условия применения этой смазки определяются требованиями ГОСТ 23652-79.

Похожие статьи

Предыдущий Сколько стоил бензин в СССР?

След. Загуститель и стабилизатор вязкости масла. В чём разница?

Чем отличаются масла ТЭП-15 и ТАД-17?

Выбор смазки влияет на продолжительность службы устройств трансмиссии. В ее конструкцию входят: коробка передач, ведущий мост, коробка раздаточная и отбора мощности. Чаще изнашиваются подшипники, валы, муфты, шестерни.
Смазка в трансмиссии:

  1. Снижает толчкообразные нагрузки и звук зубчатых зацеплений.
  2. Защищает элементы трения от коррозии.
  3. Отводит тепло и удаляет частицы износа.
  4. Предотвращает образование пены и осадка.

Технические характеристики ТЭП-15 (ГОСТ 23652-79)

ТЭП-15 (ТМ-2-18) — трансмиссионное масло API GL-2 и вязкости SAE 90W, сезона зима/лето. Расшифровка:

  • Т – трансмиссионное.
  • Э – экономичное.
  • П – содержит присадки.
  • 15 – вязкость при температуре +100 °С.

Предназначено для цилиндрических, конических и спирально-конических передач. Находит свое применение в тракторах и сельхозтехнике.

Производят на основе дистиллятных масел и ароматизированных остаточных продуктов. Дистиллятные масла сохраняют вязкость и не окисляются при перепаде температур. Но их маслянистая пленка непрочная. Остаточные масла наоборот – характеризуются повышенной маслянистостью, но плохими низкотемпературными и вязкостно-температурными качествами. Поэтому эти нефтепродукты смешивают для получения оптимального состава смазки.

ТМ-2-18 дополнено противоизносной и депрессорной присадками. Они снижают температуру затвердевания и улучшают липкость смазочного покрытия.

Смазка всесезонная, используется в районах с умеренным климатом до -18 °С.

Работает от -20 до +100 °С.

Свойства ТЭП-15:

  • Вязкость кинематическая при 100 °С –8.
  • Плотность при +15 °С – 0,919.
  • Застывает при -20 °С.
  • Температура воспламенения паров –
  • Содержание фосфора за счет присадок – 0,06%.
  • Содержание серы не больше – 3%.
  • Сульфатная зольность отсутствует.

Производители: Лукойл, OILRIGHT, Волга-Ойл, SINTOIL.

Технические характеристики ТАД-17 (ГОСТ 23652-79)

ТАД-17 (ТМ-8-15) — универсальное всесезонное минеральное трансмиссионное масло класса API GL-5 и вязкости SAE 85W90

.

Расшифровка:

  • Т – трансмиссионное.
  • А – для автотранспорта.
  • Д – дистиллятное масло.
  • 17 – вязкость при +100 °С.

Буква «И» в вариации продукта ТАД-17И (ТМ-5-18) означает, что в составе присадок использованы импортные ингредиенты.

Предназначено для смазывания цилиндрических, конических, червячных, спирально-конических и гипоидных передач. Используется в ведущих мостах и механических КП легковых отечественных авто. Смазку применяют в редукторах лебедок, навесах сельскохозяйственной и строительной спецтехники, приводах стационарного техоборудования.

Заливают в технику, работающую в сложных погодных условиях, при нагрузках до 3000 МПа и высоких скоростях скольжения:

  • Легковые автомобили и грузовики.
  • Дорожно-строительная техника.
  • Заводское оборудование.
  • Автобусы, тепловозы.

Произведено на основе высокоочищенной минеральной базы с небольшим включением серы.

В составе есть серо-фосфоросодержащие, депрессорные, антипенные присадки, разработанные российскими производителями. Работает от -25 до +130-140 °С.

Свойства ТАД-17:

  • Вязкость кинематическая при 100 °С – 17,5.
  • Плотность при +15°С – 0,907.
  • Застывает при -25 °С (не подходит для Крайнего Севера — при -25 °С становится текучим).
  • Температура воспламенения паров – +200.
  • Содержание фосфора за счет присадок – 0,1%.
    Содержание серы – 2%.
  • Сульфатная зольность – не больше 0,3%.

Производители: Лукойл, OILRIGHT, Волга-Ойл, Роснефтесинтез, SINTOIL.

Что общего между ТЭП-15 и ТАД-17

  1. Производятся в России.
  2. Защищают металл от коррозии.
  3. Депрессорная присадка снижает температуру застывания.
  4. Применяются для цилиндрических, конических и спирально-конических передач.
  5. Содержат следы воды.
  6. Летом равносильны – вязкостно-температурные характеристики одинаковые (SAE = 90).
  7. Малозольные – препятствуют образованию сажи, но пагубно воздействуют на вкладыши, пальцы, способствуют задиру юбок в двигателе.
  8. Малотоксичные.
  9. Хранятся 5 лет.
  10. Требуется замена каждые 70 тыс. км.

Сравним ТЭП-15 и ТАД-17

ПоказательТЭП-15 (ТМ-2-18) ТАД-17 (ТМ-8-15)Комментарий
Температура застывания, °С-18-25Зимой до -18 со своими задачами справляются, но в сильные морозы предпочтительнее ТАД-17.
Гипоидные передачинетда 
Нагрузка2 ГПА3 ГПАВ тракторах эффективнее ТЭП-15. При больших нагрузках – ТМ-8-15.
Индекс задиранетменее 568ТАД-17 лучше защищает детали узлов трения. Содержит противозадирную присадку.
Плотность950907Масло с более высокой плотностью экономит топливо, но фильтры придется менять чаще. ТАД-17 обеспечивает работоспособность в холода, характеризуются высокой скоростью вытекания из механизмов.
Рабочая температура-20 +100 °С-25 +130-140 °СУ масла ТМ-8-15 рабочий диапазон больше.
Применение на легковом авто (см. руководство по эксплуатации)нетда 
КлассAPI GL-2API GL-5GL-5 применяют при больших ударных нагрузках и скоростях, с разными видами шестеренок. GL-2 не рекомендуют при высоких скоростях вращения.
Вязкость кинематическая при 100 °С1517,5ТЭП-15 снижает усилие при переключении КП, благодаря более низкой вязкости.
Совместимость с резиновыми деталями (изменение объема) %4 – 101 – 6ТМ-8-15 сводит к минимуму отрицательное влияние на РТИ.

Подведем итоги

ТАД-17 лучше справляется со своими задачами в морозы, но для умеренной зимы подходят оба варианта. ТАД-17 эффективнее при больших нагрузках и высоких скоростях, хорошо защищает детали узлов трения от повреждения, бережнее относится к РТИ, применим на некоторых видах отечественных авто.

ТЭП-15 используется для тракторов и сельхозтехники, уменьшает расход топлива, снижает усилие при переключении передач, плохо защищает детали от повреждения, изнашивает РТИ и фильтры.

Авто и мотоКомментировать

Моторное масло и защита от экстремальных температур | Шелл РОТЕЛЛА®

Для обеспечения экономичности транспортных средств крайне важно понимать сопротивление моторного масла течению — будь то 200° или -30°F — и его влияние на выбор продукта.

Ваш бизнес — это хорошо смазанный механизм, который работает лучше всего, когда все его части — люди, процессы, физические установки и парк — работают без сбоев.

Производственная линия завода, остановленная из-за проблем с оборудованием, связанных с неисправной коробкой передач, создает проблемы в цепочке поставок. А самолеты, поезда и автомобили, остановившиеся из-за субарктической погоды, поставили под угрозу жизнь и средства к существованию людей.

Без знаний о влиянии температуры на масла нередки отказы оборудования. Всего один час простоя может привести к потерям в сотни тысяч долларов. Таким образом, понимание всех различных воздействий температуры необходимо, чтобы максимально продлить срок службы масла и вашего оборудования.

Как температура влияет на защиту от износа

Хотя две металлические поверхности, соприкасающиеся в машине, могут выглядеть гладкими, увеличение покажет сцену, которая больше напоминает горный хребет с пиками и долинами. «Пики» называются асперитами.

Именно эти неровности соприкасаются при скольжении металлических деталей, если нет надлежащей пленки жидкости. Масло между двумя металлическими частями, уменьшающее трение между ними, пленка жидкости, должна быть достаточно густой, чтобы разделить две поверхности даже под нагрузкой.

Однако он не должен быть настолько толстым, чтобы детали не двигались с трудом.

Знайте правильную вязкость масла

Производитель двигателя рекомендует оптимальную вязкость масла для использования в зависимости от условий эксплуатации автомобиля. А синтетические смеси и полностью синтетические смазки обеспечивают дополнительную защиту двигателя при высоких и низких температурах.

Например, если у вас есть две металлические пластины, которые движутся друг против друга в горячей среде, масло с низкой вязкостью может не обеспечить идеальную пленку жидкости, что приведет к контакту металла с металлом. Это увеличивает износ и нагрев, сокращая срок службы компонентов.

Теперь, если вы возьмете те же два компонента и используете смазку со слишком высокой вязкостью, может возникнуть эффект сопротивления при рабочей температуре, который увеличит трение. Это неэффективное использование масла, которое может привести к незапланированным временным задержкам, дополнительному потреблению энергии и затратам.

Найдите масло, подходящее для вашего автомобиля или оборудования

Поиск Lubematch

Почему более высокие температуры сокращают срок службы масла

Закон Аррениуса гласит, что при каждом повышении базовой температуры смазочного материала на 50°F срок службы масла сокращается вдвое. «Мы также видим, что скорость окисления почти удваивается», — утверждает д-р Джейсон Р. Браун, глобальный менеджер по технологиям масел для дизельных двигателей для тяжелых условий эксплуатации в Shell. «Это очень значительная разница для того, что кажется небольшим скачком температуры».

Большие перепады температур можно наблюдать даже в Соединенных Штатах. Представьте, что вы путешествуете с юга на север, получая заказ в Хьюстоне, где 55 градусов по Фаренгейту.

К тому времени, как вы доберетесь до Огайо, вы можете ехать при минусовых температурах, из-за чего моторное масло может загустеть. Чем он толще, тем менее эффективно он течет к критическим частям двигателя, что может привести к износу при запуске.

Изготовители оригинального оборудования (OEM) предоставляют рекомендации по вязкости масла для каждого автомобиля в зависимости от температуры окружающей среды, условий применения и т. д. Их следует всегда соблюдать, чтобы защитить двигатель.

Понимая все критические элементы, связанные с температурой, которые могут влиять на вязкость масла, лица, принимающие функциональные решения, водители и инженеры могут создать «хорошо смазанный» план, обеспечивающий движение сборочных линий и цепочек поставок, а также гудение шестерен и поршней… температура слишком высокая, слишком низкая или в самый раз.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *