Классификация моторных масел: API
21.01.2015
Этикетки современных канистр с моторным маслом все чаще напоминают небольшой томик со стихами на иностранном языке: множество непонятных для большинства покупателей символов и цифр. Однако они несут в себе важную информацию и позволяют определить принадлежность смазочных материалов к конкретному классу, обладающему характерными эксплуатационными свойствами. Разбираясь в таких обозначениях, автолюбители легко смогут подобрать для своего автомобиля правильные моторные масла.
В настоящее время существует несколько различных классификаций моторных масел, наиболее известными из которых являются SAE, ACEA, ILSAC и API. О последней и пойдет речь в этом материале.
Классификация моторных масел Американского нефтяного института API (American Petroleum Institute) – одна из самых распространенных в мире. Она выделяет несколько категорий моторных масел, в которые попадают все без исключения смазочные продукты для автомобильных двигателей.
Категории S и C также включают в себя целые группы различных дополнительных обозначений, выстроенных в алфавитном порядке. Эти объединения обозначаются как API SL, API CH-4 и т.д. и обладают определенным набором уникальных характеристик. Чтобы иметь возможность относить смазочный материал к любому из этих классов, продукт должен быть тщательно протестирован в соответствии с конкретными требованиями классификации моторного масла
Важно: на упаковках моторного масла часто можно встретить и обозначения формата API SL/CF. Такое совмещение классов говорит об универсальности смазочного продукта – он может применяться как в бензиновых, так и в дизельных двигателях.
Но как это помогает покупателям?
Классификация моторных масел API для бензиновых двигателей (S)
API SN
Самый актуальный класс моторных масел, который был представлен в конце 2010 года. Его основные отличия от предыдущих спецификаций заключаются в повышенном сбережении топлива, а также совместимости этих смазочных материалов с системами нейтрализации выхлопных газов.
API SM
Класс моторных масел, принятый в конце 2004 года. Продукция, которая имеет такую маркировку, обладает повышенными защитными свойствами и оберегает двигатель автомобиля от износа и повреждений. Кроме того, она сохраняет свои свойства при пониженных температурах.
API SL
Данный класс объединяет моторные масла, предназначенные для применения в автомобилях, сошедших с конвейера после 2000 года. Эти смазочные материалы совместимы с турбированными и многоклапанными системами, работающими на современном экологичном топливе.
API SJ
Такой класс указан на канистрах с маслом, которое используется в моторах, выпущенных после 1996 года. Эти смазочные материалы эффективно защищают систему от нагара, а также обладают лучшей работоспособностью при пониженной температуре по сравнению с младшими классами.
API SH
Масла данного класса актуальны для автомобилей, произведенных после 1994 года. Наличие такой спецификации говорит о повышенных защитных свойствах моторного масла, его антиокислительных свойствах и способности защитить двигатель автомобиля от коррозии и нагара.
API SG
Спецификация, обозначающая моторное масло для автомобилей, выпущенных после 1989 года. Такие масла обладают улучшенными защитными свойствами, а также расширенными пакетами присадок. Это позволяет избежать возникновения очагов коррозии в системе.
Классификация моторных масел API для бензиновых двигателей – устаревшие классы:
API SF, API SE, API SD, API SC, API SB, API SA.
Классификация моторных масел API для дизельных двигателей (C)
API CJ-4
Класс моторных масел, введенный в эксплуатацию в конце 2006 года. Включает требования более ранних категорий API CI-4 и API CI-4 PLUS, но при этом соответствует последним экологическим стандартам, в соответствии с которыми разработаны современные двигатели.
API CI-4 PLUS
Дополнительный класс, который отвечает специальным требованиям и спецификациям Caterpillar ECF-1, Cummins 20078, Mack EO-N PremiumPlus 03. Чтобы подтвердить соответствие этому допуску, смазочный материал должен пройти сложнейшее специализированное тестирование, состоящее из 17 стадий.
API CI-4
Моторные масла, соответствующие этой спецификации, применяются в двигателях, которые были выпущены после 2002 года. В состав этого смазочного материала входит полный пакет моющих и защищающих присадок, повышающий устойчивость масла к температурному воздействию. Текучесть масел была увеличена, а угар – уменьшен.
API CH-4
Данный класс был введен в конце 1998 года. Масла, прошедшие сертификацию на соответствие его требованиям, отвечают современным экологическим нормам. Они эффективно защищают двигатель, предотвращают появление нагара и уменьшают износ клапанов.
API CG-4
Класс объединяет смазочные материалы для двигателей грузовиков, тягачей и автобусов. Сюда включаются моторные масла, предотвращающие износ внутренних деталей системы смазки и защищающие от образования пены, нагара и сажи.
API CF (CF-4 для четырехтактных двигателей и CF-2 для двухтактных)
Этот класс подразделяется на две категории: к одной относятся двухтактные двигатели (бензопилы, катера и другое), а к другой – четырехтактные (автомобили). Этой спецификации соответствуют масла, предотвращающие появление отложений и препятствующие возникновению очагов коррозии внутри двигателя.
Классификация моторных масел API для дизельных двигателей – устаревшие классы:
API CE, API CD-II, API CD, API CC, API CB, API CA.
Важно: при выборе моторного масла следует помнить, что все вышеперечисленное актуально только при покупке известной и проверенной продукции, которая действительно получает спецификации формата API.
Классификация моторных масел по API
API система классификации моторных масел (API Engine Service Classification System) развивалась с 1969 года в результате совместной работы API, ASTM и SAE.
По системе API (ASTM D 4485, SAE J183 APR96) установлены три эксплуатационные категории (три ряда) назначения и качества моторных масел:
API SA, API SB, API SC, API SD, API SE, API SF, API SG, API SH и API SJ (категория SI — намеренно пропущена API, для исключения путаницы с Международной системой мер).
Категории API SA, API SB, API SC, API SD, API SE, API SF, API SG на сегодняшний день признаны недействительными, как устаревшие, однако в некоторых странах масла этих категорий еще выпускаются, категория API SH является «условно действующей» и может использоваться только как дополнительная, например API CG-4/SH.
Класс SL введен 2001 г. и отличается от SJ существенно лучшими антиокислительными, противоизносными, противопенными свойствами, а также меньшей испаряемостью;
C (Commercial) — состоит из категорий качества и назначения масел для дизельных двигателей, идущих в хронологическом порядке. Для каждой новой генерации присваивается дополнительная буква по алфавиту:
API СA, API СB, API СC, API СD, API СD-II, API CE, API CF, API CF-2, API CF-4, API CG-4 и API CH-4.
Категории API СA, API СB, API СC, API СD, API СD-II на сегодняшний день признаны недействительными, как устаревшие, однако в некоторых странах масла этих категорий еще выпускаются;
EC (Energy Conserving) — энергосберегающие масла — новый ряд высококачественных масел, состоящий из маловязких, легкотекущих масел, уменьшающих расход топлива по результатам тестов на бензиновых двигателях.
Моторные масла, отличающиеся низкой вязкостью как при низкой, так и при высокой температуре могут быть сертифицированы на соответствие категории API EC «энергосберегающее» масло («Energy Conserving» Oil). Ранее энергосбережение определялось по методике Последовательности VI (Sequence VI, ASTM RR D02 1204). Данная методика использовалась для сертификации масел категории API SH на уровни (степени) энергосбережения: API SH/EC — 1,5% экономии топлива и API SH/ECII — 2,7% экономии топлива, по сравнению с эталонным маслом SAE 20w-30. Римские цифры после букв ЕС указывают уровень получаемой экономии топлива (ЕС II — 2,5%).
Влияние систем по контролю эмиссии вредных веществ
Универсальные масла для бензиновых и для дизельных двигателей обозначаются двумя символами соответствующих категорий: первый символ является основным, а второй указывает на возможность применения этого масла для двигателя другого типа. Например, API CG-4/SH — масло, оптимизированное для применения в дизельных двигателях, но его можно применять и в бензиновых двигателях, для которых предписывается масло категории API SH и ниже (SG, SF, SE и т.д.).
Для бензиновых двигателей — классы масел по шкале S | |||
Группа масел | Рекомендуемая область применения | Годы выпуска автомобилей | Качественные показатели |
SN | Введена в октябре 2010г. Это последняя сервисная категория для автомобилей с бензиновыми двигателями. Этот новый североамериканский стандарт заменил предыдущую сервисную категорию SM, которая была введена в 2004 г. Моторные масла, отвечающие API SN, могут использоваться в двигателях, которым предписаны категории API SM и более ранние категории S. Масла API SN улучшены по сравнению с API SM в областях окислительной стабильности и контроля отложений и шламов. API также ввело новое обозначение «Сберегающее Ресурсы» (Resource Conserving), которое может использоваться в связке с API SN. Обозначение «Сберегающее Ресурсы» заменило предыдущее обозначение «Сберегающее Энергию» (Energy Conserving). В то время как обозначение «Сберегающее Энергию» было сфокусировано только на экономии топлива, новое обозначение «Сберегающее Ресурсы» охватывает экономию топлива, защиту системы очистки выхлопных газов и турбонаддувов, а также совместимость с топливами, содержащими этанол (вплоть до Е85, т. е. с топливами, содержащими до 85 % биоэтанола). Другими словами основное отличие API SN от предыдущих классификаций API в ограничении содержания фосфора для совместимости с современными системами нейтрализации выхлопных газов, а также комплексное энергосбережение. То есть, масла, классифицируемые по API SN, приблизительно соответствовуют АСЕА С2, С3, С4, без поправки на высокотемпературную вязкость. | с 2011 | — |
SM | Введена в ноябре 2004. Тенденции развития техники направлены на повышение их экологической безопасности, увеличение интервалов техобслуживания при сохранении надежности работы. Естественно, это вносит свои коррективы в процесс совершенствования двигателей, отображаясь и на качествах смазывающих материалов. Следуя данным тенденциям, в ноябре 2004 года в классификации API появился класс на моторные масла для бензиновых двигателей — SM, предполагающий, по сравнению с SL, повышенные требования к смазывающим материалам относительно стойкости к окислению, защите от отложений, износа и т. д. С октября 2006 года пополнилась категория и для дизельных масел классом CJ-4. |
с 2004 | — |
SL | (Действующая). API планировал разрабатывать проект PS-06 как следующую категорию API SK, но один из поставщиков моторных масел в Корее использует сокращение «SK» как часть своего корпоративного имени. Для исключения возможной путаницы буква «К» будет пропущена для следующей категории «S». — стабильность энергосберегающих свойств; — пониженная летучесть; — удлиненные интервалы замены. |
c 2001 | — |
SJ | (Действующая). Категория утверждена 06.11.1995, лицензии стали выдаваться с 15.10.1996. Автомобильные масла данной категории предназначены для всех используемых в настоящее время бензиновых двигателей и полностью заменяют масла всех существовавших ранее категорий в более старых моделях двигателей. Максимальных уровень эксплуатационных свойств. Возможность сертификации по категории энергосбережения API SJ/EC. | c 1996 | — |
SH | (Условно действующая). Лицензированная категория, утвержденная в 1992 году. На сегодняшний день категория является условно действующей и может быть сертифицирована только как дополнительная к категориям API C (например API AF-4/SH). По требованиям соответствует категории ILSAC GF-1, но без обязательного энергосбережения. Автомобильные масла данной категории предназначены для бензиновых двигателей моделей 1996 года и старше. При проведении сертификации на энергосбережение, в зависимости от степени экономии топлива присваивались категории API SH/EC и API SH/ECII. | с 1993 | высшее для моделей с 1995 г.в. |
SG | Лицензированная категория, утвержденная в 1988 году. Выдача лицензий прекращена в конце 1995 года. Автомобильные масла предназначены для двигателей моделей 1993 года и старше. Топливо — неэтилированный бензин с оксигенатами. Удовлетворяют требованиям, выдвигаемым к автомобильным маслам для дизельных двигателей категории API CC и API CD. Имеют более высокую термическую и противоокислительную стабильность, улучшенные противоизносные свойства, уменьшенную склонность к образованию отложений и шлама. Автомобильные масла API SG заменяют масла категорий API SF, SE, API SF/CC и API SE/CC. |
1989-1993 | высшее для четырехтактных моторов |
SF | Автомобильные масла данной категории предназначены для двигателей моделей 1988 года и старше. Топливо — этилированный бензин. Они имеют более эффективные, чем предыдущие категории, противоокислительные, противоизносные, антикоррозийные свойства и обладают меньшей склонностью к образованию высоко- и низкотемпературных отложений и шлака. Автомобильные масла API SF заменяют масла API SC, API SD и API SE в более старых двигателях. |
1981-1988 | высшее для двухтактных моторов |
SE | Высокофорсированные двигатели, работающие в тяжелых условиях. | 1972-1980 | высшее |
SD | Среднефорсированные двигатели, работающие в тяжелых условиях. | 1968-1971 | среднее |
SC | Двигатели, работающие с повышенными нагрузками. | 1964-1967 | — |
SB | Двигатели, работающие при умеренных нагрузках, используется только по требованию производителя. | — | — |
SA | Двигатели, работающие в легких условиях, используется только по требованию производителя. | — | — |
Для дизельных двигателей — классы масел по шкале C | |||
Группа масел | Рекомендуемая область применения | Годы выпуска автомобилей | Качественные показатели |
CJ-4 | Введена в 2006. Для быстроходных четырёхтактных двигателей, проектируемых для удовлетворения норм по токсичности отработавших газов 2007 года на магистральных дорогах. Масла CJ-4 допускают использование топлива с содержанием серы вплоть до 500 ррт (0,05% от массы). Однако работа с топливом, в котором содержание серы превышает 15 ррт (0,0015% от массы), может сказаться на работоспособности систем очистки выхлопных газов и/или интервалах замены масла. Масла CJ-4 рекомендованы для двигателей, оборудованных дизельными сажевыми фильтрами и другими системами обработки выхлопных газов. Масла со спецификацией CJ-4 превышают рабочие свойства CI-4, CI-4 Plus, CH-4, CG-4, CF-4 и могут применяться в двигателях, которым рекомендуются масла этих классов. |
с 2006 | — |
СI-4 | Введена в 2002 году. Для быстроходных четырёхтактных двигателей, проектируемых для удовлетворения нормам по токсичности отработавших газов, осуществляемым в 2002 году. Масла СI-4 допускают использование топлива с содержание серы вплоть до 0,5% от массы, а также применяются в двигателях с системой рециркуляции отработанных газов (EGR). Заменяет CD, СЕ, CF-4, CG 4 и СН-4 масла. В 2004 году была введена дополнительная категория API CI-4 PLUS. Ужесточены требования к сажеобразованию, отложениям, вязкостным показателям, ограничение значения TBN. |
с 2002 | — |
СH-4 | Введена в 1998 году. Для быстроходных четырёхтактных двигателей, удовлетворяющих требования по токсичности выхлопных газов, введенных в США с 1998 года. Масла СН-4 позволяют использовать топливо с содержанием серы вплоть до 0,5% от массы. Можно использовать вместо CD, СЕ, CF-4 и CG-4 масел. | с 1998 | — |
СG-4 | Введена в 1995 году. Для двигателей быстроходной дизельной техники, работающей на топливе с содержанием серы менее чем 0,5%. Масла CG-4 для двигателей, выполняющих требования по токсичности отработанных газов, введенные в США с 1994 года. Заменяет масла CD, СЕ и CF-4 категорий. | с 1995 | высшее для моделей с 1995 г. |
СF-4 | Введена в 1990 году. Для быстроходных четырехтактных дизельных двигателей с турбонаддувом и без него. Можно применять вместо CD и СЕ масел. | с 1990 | высшее для четырехтактных моторов |
СF-2 | Введена в 1994 году. Улучшенные характеристики, используется вместо CD-II для двухтактных двигателей. | с 1994 | высшее для двухтактных моторов |
CF | Введена в 1994 году. Масла для внедорожной техники, двигателей с разделительным впрыском, в том числе работающих на топливе с содержанием серы 0,5% от массы и выше. Заменяет масла CD. | с 1994 | — |
CE | Высокофорсированные перспективные двигатели с высоким турбонаддувом, работающие в тяжелых условиях, может использоваться вместо масел классов CC и CD. | с 1987 | высшее |
CD | Класс масел для скоростных дизельных двигателей с турбонаддувом и высокой удельной мощностью, работающих на больших скоростях и при высоких давлениях и требующих повышенных противоиносных свойств и предотвращения образования нагара. | с 1955 | среднее |
CC | Высокофорсированные двигатели (в том числе с умеренным наддувом), работающие в тяжелых условиях. | с 1961 | низкие |
CB | Среднефорсированные двигатели без наддува, работающие при повышенных нагрузках на сернистом топливе. | 1949-1960 | — |
CA | Двигатели, работающие при умеренных нагрузках на малосернистом топливе. | 1940-1950 | — |
Универсальные масла для бензиновых двигателей и дизелей имеют обозначения обеих категорий, например API SG/CD, API SJ/CF.
Классы дизельных масел подразделяются дополнительно для двухтактных (CD-2, CF-2) и четырехтактных дизелей (CF-4, CG-4, СН-4).
Знаки API
Масла, соответствующие требованиям действующих категорий качества и прошедшие официальные испытания API — SAE, имеют на своих этикетках графический круглый знак (donut mark) — «API символ обслуживания» (API Service Symbol), в котором указаны степень вязкости по SAE, категория качества и назначения по API и возможная степень энергосбережения.
Масла, лицензированные API и отвечающие API SN отображаются на заднем лейбле сервисным символом «кольцо» API. Сведения о том, что лицензированное масло также отвечает обозначению Resource Conserving, изображены на нижней части кольца.
Новейшие категории масел сертифицированные API, в случае соответствия требованиям ILSAC, обозначаются «Символом Свидетельства сертификации API» (API Certification Mark), так называемым знаком «Звездного взрыва» («Starburst»). Этот знак может присваиваться только энергосберегающим, легкотекучим маслам наивысшего уровня качества, с вязкостями SAE 0W-…, 5W-… и 10W-… . Система требований к маслам серии ILSAC GF является составной частью системы API Обеспечения Качества Американских Масел (EOLCS).
Системы API — ILSAC предназначены для удовлетворения требований к маслам, используемым в двигателях американских и японских автомобилей. Требования европейских автопроизводителей несколько отличаются по причине конструктивных особенностей европейских двигателей. Несмотря на это, большинство моторных масел, поступающих на европейский рынок, маркируются знаками соответствия категориям качества API и, в редких случаях, даже «Символом Обслуживания API» (API Service Symbol).
Диаграммы классификации API >>>
Petroleum – Классификация – API
API означает Американский институт нефти, который является крупнейшей торговой ассоциацией США в области нефти и природного газа. API представляет около 400 корпораций нефтяной промышленности и помогает устанавливать стандарты производства, переработки и распределения нефтепродуктов. Они также выступают от имени отрасли. Одним из наиболее важных стандартов, установленных API, является метод измерения плотности нефти. Этот стандарт называется плотностью API.
Удельный вес – это отношение плотности одного вещества к плотности эталонного вещества, обычно воды. Плотность в градусах API — это не что иное, как стандартный удельный вес, используемый в нефтяной промышленности, который сравнивает плотность нефти с плотностью воды с помощью расчетов, предназначенных для обеспечения согласованности измерений. Менее плотная нефть или «легкая нефть» предпочтительнее более плотной нефти, поскольку она содержит большее количество углеводородов, которые могут быть преобразованы в бензин.
Нефть менее плотная, чем вода, и в 1916 году правительство США ввело шкалу Боме в качестве стандартной меры для любой жидкости менее плотной, чем вода. Это, в большинстве случаев, относится к маслу. В этой шкале использовалось значение 141,5 (см. расчет ниже), но последующая проверка показала, что из-за ошибки фактическое значение должно быть 140. Правительство изменило шкалу на 140, чтобы исправить проблему, но использование 141,5 стало настолько укоренился в нефтяной промышленности, что API решил создать шкалу плотности API, используя старое значение 141,5.
Плотность по API рассчитывается с использованием удельной массы нефти, которая представляет собой не что иное, как отношение ее плотности к плотности воды (плотность нефти/плотность воды). Удельный вес для расчетов API всегда определяется при 60 градусах по Фаренгейту. Плотность в градусах API находится следующим образом:
Плотность в градусах API = (141,5/удельный вес) – 131,5
Хотя значения API не имеют единиц измерения, их часто называют градусами. Таким образом, считается, что плотность в градусах API для West Texas Intermediate составляет 39..6 градусов. Плотность в градусах API движется обратно пропорционально плотности, а это означает, что чем плотнее нефть, тем ниже будет ее плотность в градусах API. API 10 эквивалентен воде, что означает, что любая нефть с API выше 10 будет плавать на воде, а любая нефть с API ниже 10 утонет.
Плотность API используется для классификации нефти как легкой, средней, тяжелой или сверхтяжелой. Поскольку «вес» масла является самым важным фактором, определяющим его рыночную стоимость, плотность в градусах API имеет исключительно важное значение. Значения API для каждого «веса» следующие:
- Легкий — API > 31.1
- Среда — API от 22,3 до 31,1
- Тяжелый – API < 22,3
- Сверхтяжелый – API < 10,0
Это лишь приблизительные оценки, поскольку точное разграничение по плотности в градусах API между легкой и тяжелой нефтью меняется в зависимости от региона, из которого поступила нефть. Колебание того, что представляет собой легкая нефть в данном регионе, является результатом торговли нефтью.
Поскольку плотность является мерой веса на единицу объема, API можно использовать для расчета того, сколько баррелей сырой нефти можно извлечь из метрической тонны данной нефти. Из метрической тонны West Texas Intermediate с API 39,6 можно получить 7,6 барреля (по 42 галлона каждый). Расчет:
Баррелей на метрическую тонну = 1/[(141,5/(API + 131,5) x 0,159]
Лицензирование и сертификация моторного масла API
Лицензионные тесты моторного масла API доступны от Intertek:
Метод испытаний | Тест Описание | |
---|---|---|
D 6557 | Тест на дерево (BRT, TMC калиброванная) | |
D 59668 9005. 9005. 9005. Drubed 9005. 9005. Draved 9005.9005 9005. 9005. 9005. 9005. Drubde. | ||
D 6594 | Тест высокой температуры в коррозионной скамейке (HTCBT, TMMC -калиброванная) | |
D 5133 | Индекс гелирования (TMC -калиброван) | |
DE (TMC калиброван) | ||
DERTALICE (TMC калиброван) | ||
DERTALIDALIDAS | ||
D 7109 | Shear Stability of Fluids (Kurt Orbahn) — 30/90 Cycles | |
D 6795 | Engine Oil Filterability Test (EOFT, TMC Calibrated) | |
D 6794 | Engine Oil Water Tolerance Test (EOWTT, TMC Calibrated) | |
D 6335 | TEOST 33C Test (TMC Calibrated) | |
D 7097 | TEOST MHT Test (TMC Calibrated) | |
D 5800 | Volatility, NOACK (TMC Calibrated) | |
D 6417 | Volatility Simulated Distillation (TMC Calibrated) | |
D 6922 | Homogeneity & Miscibility (H&M) | |
D 892 | Foaming Tendency/Stability Seq . I-III | |
D 6082 | Склонность к высокотемпературному пенообразованию/стабильность | |
D 4951 | Содержание фосфора по ICP | 2 20052 |
0052 | Содержание серы с помощью WDXRF | |
D 445 | Кинематическая вязкость (для J300 Grade) | |
D 4683 | Высокая температура. 4684 | MRV-TP1 Вязкость при температуре класса J300 |
D 5293 | Вязкость по CCS при температуре класса J300 |
Услуги по тестированию автомобильных смазочных материалов
- Испытания смазочных материалов для дизельных двигателей
- Испытания смазочных материалов для бензиновых двигателей
- Аналитический стенд для лабораторных испытаний
- Проверка состояния масла
Нужна помощь или есть вопрос? +1 800 967 5352
Нужна помощь или есть вопрос?
+1 800 967 5352
- Великобритания/Ирландия:
- +44 116 296 1620
- Южная Америка:
- +55 11 2842 0444
- Азиатско-Тихоокеанский регион:
- +86 400 886 9926
- Бенилюкс:
- +31 88 126 8888
- Германия
- +49 711 27311 152
- ОАЭ
- +971 4 317 8777
- Индия
- +91 11 4159 5408
- Гонконг:
- +852 2173 8888
Блоги:
- Разработка моторных масел практически незаметна для владельцев автомобилей, но крайне важна для срока службы двигателя автомобиля (14 ноября 2012 г.