Страница не найдена — Трактор-РЕВЮ
Похоже, что здесь ничего нет…Может, попробуете воспользоваться поиском?
Искать:Свежие записи
- Трактор Massey Ferguson 6713: технические характеристики
- ЧЕТРА Т40: технические характеристики
- Бульдозер Shantui SD22: технические характеристики
- Итоги 9-й Международной специализированной выставки АГРОСАЛОН 2022
- Праздник сельхозтехники: АГРОСАЛОН 2022 открыт!
Архивы
Архивы Выберите месяц Ноябрь 2022 Октябрь 2022 Сентябрь 2022 Август 2022 Июль 2022 Июнь 2022 Май 2022 Апрель 2022 Март 2022 Февраль 2022 Январь 2022 Декабрь 2021 Ноябрь 2021 Октябрь 2021 Сентябрь 2021 Август 2021 Июль 2021 Июнь 2021 Май 2021 Апрель 2021 Март 2021 Февраль 2021 Январь 2021 Декабрь 2020 Ноябрь 2020 Октябрь 2020 Сентябрь 2020 Август 2020 Июль 2020 Июнь 2020 Май 2020 Апрель 2020 Март 2020 Февраль 2020 Январь 2020 Декабрь 2019 Ноябрь 2019 Октябрь 2019 Сентябрь 2019 Август 2019 Июль 2019 Июнь 2019 Май 2019 Апрель 2019 Март 2019 Февраль 2019 Январь 2019 Декабрь 2018 Ноябрь 2018 Октябрь 2018 Сентябрь 2018 Август 2018 Июль 2018 Июнь 2018 Май 2018 Апрель 2018 Март 2018 Февраль 2018 Январь 2018 Декабрь 2017 Ноябрь 2017 Октябрь 2017 Сентябрь 2017 Август 2017 Июль 2017 Июнь 2017 Май 2017 Апрель 2017 Март 2017 Февраль 2017 Январь 2017 Декабрь 2016 Ноябрь 2016 Октябрь 2016 Сентябрь 2016 Август 2016 Июль 2016 Июнь 2016 Май 2016 Апрель 2016 Март 2016 Февраль 2016 Январь 2016 Декабрь 2015Рубрики
РубрикиВыберите рубрикуCase IHCATJohn DeereKomatsuMassey FergusonShantuiValtraАгромашАМЗАТЗАФИША СОБЫТИЙБУЛЬДОЗЕРЫВгТЗВМТЗВТЗГОСТЕХНАДЗОРГРАБЛИ-ВОРОШИЛКИГУСЕНИЧНЫЕ ЭКСКАВАТОРЫДВИГАТЕЛИЗЕРНОУБОРОЧНЫЕ КОМБАЙНЫЗМЗКамАЗКОМБАЙНЫКОРМОРАЗДАТЧИКИКОРМОУБОРОЧНЫЕ КОМБАЙНЫКТЗЛТЗМИНИ-ПОГРУЗЧИКИМИНИТРАКТОРЫММЗМОТОБЛОКИМТЗНАВЕСНОЕ И ПРИЦЕПНОЕ ОБОРУДОВАНИЕОТЗПМЗПНЕВМОКОЛЕСНЫЕ ЭКСКАВАТОРЫПРЕСС-ПОДБОРЩИКИПТЗРостсельмашСЕЯЛКИСПКТЕЛЕСКОПИЧЕСКИЕ ПОГРУЗЧИКИТЕХНИКА ДЛЯ ДОМАТОПЛИВОТРАКТОРЫУВЗУСТРОЙСТВОФРОНТАЛЬНЫЕ ПОГРУЗЧИКИХЗТМХМЗ «СЕРП И МОЛОТ»ХТЗЧЕТРАЧТЗ-УРАЛТРАКЭКСКАВАТОРЫЭКСКАВАТОРЫ-ПОГРУЗЧИКИЮМЗЯМЗМетки
Страницы
- Афиша событий
- Бульдозеры
- CAT
- KOMATSU
- ЧЕТРА
- ЧТЗ-УРАЛТРАК
- Гостехнадзор
- Двигатели
- АМЗ
- ВМТЗ
- ЗМЗ
- ММЗ
- Топливо
- Устройство
- ХМЗ «Серп и молот»
- ЯМЗ
- Комбайны
- Зерноуборочные комбайны
- Кормоуборочные комбайны
- Навесное и прицепное оборудование
- Грабли-ворошилки
- Кормораздатчики
- Пресс-подборщики
- Сеялки
- О персональных данных пользователей
- Обратная связь
- От редакции
- Погрузчики
- Мини-погрузчики
- Телескопические погрузчики
- Фронтальные погрузчики
- Пользовательское соглашение
- Техника для дома
- Минитракторы
- Мотоблоки
- Тракторы
- Case IH
- John Deere
- Valtra
- Агромаш
- АТЗ
- ВгТЗ
- ВТЗ
- КамАЗ
- КТЗ
- ЛТЗ
- МТЗ
- ОТЗ
- ПМЗ
- ПТЗ
- Ростсельмаш
- СПК
- УВЗ
- ХТЗ
- ЮМЗ
- Экскаваторы
- JCB
- Terex
- Гусеничные экскаваторы
- Пневмоколесные экскаваторы
- Экскаваторы-погрузчики
Страница не найдена — Трактор-РЕВЮ
Похоже, что здесь ничего нет.
Свежие записи
- Трактор Massey Ferguson 6713: технические характеристики
- ЧЕТРА Т40: технические характеристики
- Бульдозер Shantui SD22: технические характеристики
- Итоги 9-й Международной специализированной выставки АГРОСАЛОН 2022
- Праздник сельхозтехники: АГРОСАЛОН 2022 открыт!
Архивы
Архивы Выберите месяц Ноябрь 2022 Октябрь 2022 Сентябрь 2022 Август 2022 Июль 2022 Июнь 2022 Май 2022 Апрель 2022 Март 2022 Февраль 2022 Январь 2022 Декабрь 2021 Ноябрь 2021 Октябрь 2021 Сентябрь 2021 Август 2021 Июль 2021 Июнь 2021 Май 2021 Апрель 2021 Март 2021 Февраль 2021 Январь 2021 Декабрь 2020 Ноябрь 2020 Октябрь 2020 Сентябрь 2020 Август 2020 Июль 2020 Июнь 2020 Май 2020 Апрель 2020 Март 2020 Февраль 2020 Январь 2020 Декабрь 2019 Ноябрь 2019 Октябрь 2019 Сентябрь 2019 Август 2019 Июль 2019 Июнь 2019 Май 2019 Апрель 2019 Март 2019 Февраль 2019 Январь 2019 Декабрь 2018 Ноябрь 2018 Октябрь 2018 Сентябрь 2018 Август 2018 Июль 2018 Июнь 2018 Май 2018 Апрель 2018 Март 2018 Февраль 2018 Январь 2018 Декабрь 2017 Ноябрь 2017 Октябрь 2017 Сентябрь 2017 Август 2017 Июль 2017 Июнь 2017 Май 2017 Апрель 2017 Март 2017 Февраль 2017 Январь 2017 Декабрь 2016 Ноябрь 2016 Октябрь 2016 Сентябрь 2016 Август 2016 Июль 2016 Июнь 2016 Май 2016 Апрель 2016 Март 2016 Февраль 2016 Январь 2016 Декабрь 2015Рубрики
РубрикиВыберите рубрикуCase IHCATJohn DeereKomatsuMassey FergusonShantuiValtraАгромашАМЗАТЗАФИША СОБЫТИЙБУЛЬДОЗЕРЫВгТЗВМТЗВТЗГОСТЕХНАДЗОРГРАБЛИ-ВОРОШИЛКИГУСЕНИЧНЫЕ ЭКСКАВАТОРЫДВИГАТЕЛИЗЕРНОУБОРОЧНЫЕ КОМБАЙНЫЗМЗКамАЗКОМБАЙНЫКОРМОРАЗДАТЧИКИКОРМОУБОРОЧНЫЕ КОМБАЙНЫКТЗЛТЗМИНИ-ПОГРУЗЧИКИМИНИТРАКТОРЫММЗМОТОБЛОКИМТЗНАВЕСНОЕ И ПРИЦЕПНОЕ ОБОРУДОВАНИЕОТЗПМЗПНЕВМОКОЛЕСНЫЕ ЭКСКАВАТОРЫПРЕСС-ПОДБОРЩИКИПТЗРостсельмашСЕЯЛКИСПКТЕЛЕСКОПИЧЕСКИЕ ПОГРУЗЧИКИТЕХНИКА ДЛЯ ДОМАТОПЛИВОТРАКТОРЫУВЗУСТРОЙСТВОФРОНТАЛЬНЫЕ ПОГРУЗЧИКИХЗТМХМЗ «СЕРП И МОЛОТ»ХТЗЧЕТРАЧТЗ-УРАЛТРАКЭКСКАВАТОРЫЭКСКАВАТОРЫ-ПОГРУЗЧИКИЮМЗЯМЗМетки
Страницы
- Афиша событий
- Бульдозеры
- CAT
- KOMATSU
- ЧЕТРА
- ЧТЗ-УРАЛТРАК
- Гостехнадзор
- Двигатели
- АМЗ
- ВМТЗ
- ЗМЗ
- ММЗ
- Топливо
- Устройство
- ХМЗ «Серп и молот»
- ЯМЗ
- Комбайны
- Зерноуборочные комбайны
- Кормоуборочные комбайны
- Навесное и прицепное оборудование
- Грабли-ворошилки
- Кормораздатчики
- Пресс-подборщики
- Сеялки
- О персональных данных пользователей
- Обратная связь
- От редакции
- Погрузчики
- Мини-погрузчики
- Телескопические погрузчики
- Фронтальные погрузчики
- Пользовательское соглашение
- Техника для дома
- Минитракторы
- Мотоблоки
- Тракторы
- Case IH
- John Deere
- Valtra
- Агромаш
- АТЗ
- ВгТЗ
- ВТЗ
- КамАЗ
- КТЗ
- ЛТЗ
- МТЗ
- ОТЗ
- ПМЗ
- ПТЗ
Ростсельмаш- СПК
- УВЗ
- ХТЗ
- ЮМЗ
- Экскаваторы
- JCB
- Terex
- Гусеничные экскаваторы
- Пневмоколесные экскаваторы
- Экскаваторы-погрузчики
Проверка и регулировка фаз газораспределения двигателя ЗМЗ-405
В процессе эксплуатации, а также из-за погрешности изготовления деталей привода газораспределительного механизма (ГРМ) или вследствие неквалифицированного ремонта привода ГРМ, возможны значительные отклонения фаз газораспределения от заданных значений
Правильные фазы газораспределения являются одним из важнейших факторов, влияющих на мощность, крутящий момент и экономические показатели двигателя.
Поэтому при снижении тяговых свойств двигателя, увеличении рабочего расхода топлива и нестабильной работе двигателя возникает необходимость проверки и при необходимости правильной установки фаз газораспределения.
Для этого используется набор инструментов, разработанный на ЗМЗ. Включает: транспортир (рис. 1),
- — шаблон (рис. 2) с кулачковым профилем и стрелкой
- — и приспособление для сверления дополнительных отверстий под штифты в звездочках распределительных валов (рис. 3)
Проверку и регулировку фаз газораспределения можно проводить на двигателе, установленном на автомобиле; для контроля фаз газораспределения необходимо:
Отсоединить шланг вентиляции картера от штуцера клапанной крышки, ослабив хомут.
Отсоединить разъемы проводов от катушек зажигания.
Снимите наконечники со свечей зажигания с пломбами и высоковольтными проводами.
Освободите скобы и отодвиньте жгут проводов от крышки клапана.
Снимите клапанную крышку с прокладкой, уплотнительные кольца свечей зажигания, катушки зажигания и высоковольтный провод в сборе, отвернув восемь болтов (головка «на 12», удлинитель и вороток).
Оставьте болты, шайбы и зажимы жгута проводов в отверстиях крышки. ( ⇒На Рисунке 4 показаны действия на примере ЗМЗ-4062)
Установите поршень 1-го цилиндра в ВМТ такта сжатия, провернув коленчатый вал в направлении вращения (по часовой стрелке) до метки на коленчатом валу Демпферный шкив совпадает с ребром указателя (в виде прилива) на крышке цепи.
Внимание! Вращение коленчатого вала против часовой стрелки не допускается.
При этом кулачки распределительных валов 1-го цилиндра и метки на звездочках распределительных валов должны располагаться согласно схеме (рисунок 5).
Если вершины кулачков и метки расположены внутри, то необходимо провернуть коленчатый вал еще на один оборот.
Точная установка поршня 1-го цилиндра в ВМТ может осуществляться с помощью стрелочного индикатора, который устанавливается и фиксируется в свечном отверстии 1-го цилиндра.
Установить транспортир 3 (рисунок 6) за первым кулачком впускного распредвала — вид « А «, поместив его между кулачком и крышкой опоры распредвала.
Прижав транспортир 3 к верхней плоскости головки блока цилиндров 5, приложите и плотно прижмите шаблон 2 к поверхности первого кулачка.
При этом стрелка шаблона должна находиться на отметке транспортира 20˚30′± 2˚40′
При измерении ведущая ветвь цепи в районе верхней заслонки (между звездочки распределительных валов) необходимо натянуть и удерживать в таком состоянии, поворачивая впускной распредвал против часовой стрелки ключом на «27» за квадрат на корпусе вала.
В этом случае проворачивание выпускного распредвала не допускается.
Аналогично проверьте угловое положение первого кулачка распредвала выпускных клапанов — вид «В».
Стрелка шаблона должна указывать на метку на транспортире 19°30′±2°40′.
При измерении ведущую ветвь цепи в районе среднего демпфера (между звездочкой распределительного вала и ведущей звездочкой промежуточного вала) необходимо натянуть и удерживать в этом состоянии, поворачивая выпускной распредвал против часовой стрелки с Ключ «27» на квадрат на корпусе вала.
В этом случае проворачивание промежуточного и коленчатого валов не допускается.
При таких значениях углового положения первых кулачков распределительных валов достигаются наилучшие технико-экономические показатели двигателя.
Если отклонения углового положения кулачков распределительных валов превышают допустимые ± 2°40′, требуется регулировка фаз газораспределения.
Для этого необходимо выполнить следующие работы на двигателе:
- 1. Снимите переднюю крышку ГБЦ, отвернув четыре болта (ключ «на 12»).
- 2. Снимите верхний гидронатяжитель (в ГБЦ), отвернув два болта (головка «на 12», удлинитель и вороток) крепления крышки гидронатяжителя, снимите крышку со звукоизоляционной шайбой.
- 3. Снимите верхнюю и среднюю направляющие цепи, отвернув по два болта их крепления (ключ «6» для болтов с внутренним шестигранником).
- 4. Снимите звездочки распределительных валов, отвернув поочередно болты их крепления (ключ «на 12»), удерживая при этом валы ключом «на 27» за угольник на корпусе распределительного вала.
Не допускайте соскальзывания цепи со звездочек распределительных валов со звездочки промежуточного вала.
- В соответствии с приспособлением, установленным на звездочку, в каждой звездочке просверлить по шесть дополнительных отверстий 3 (рисунок 7) Ø 6,1 мм с угловыми смещениями 2°30′, 5°00′ и 7°30′ от номинальное положение заводского отверстия 2, расположенного по оси симметрии одной из впадин зубьев звездочки.
При этом три дополнительных отверстия, смещенных от оси симметрии полости зубьев по часовой стрелке, положительные, три других, смещенных против часовой стрелки, отрицательные, если смотреть на звездочку со стороны метки 1.
Если при регулировке фаз газораспределения требуется провернуть распределительный вал (валы) в направлении его (их) вращения (по часовой стрелке), то звездочку (звездочки) необходимо установить на одно из дополнительных отверстий с положительное смещение, расположенное справа от заводского отверстия, если — против часовой стрелки, то установить звездочку (звездочки) на одно из отверстий с минусовым смещением, расположенное слева от заводского отверстия.
Выбор отверстия на звездочке с необходимой величиной смещения производится в зависимости от величины отклонения углового положения кулачка от номинального значения.
При установке звездочки на дополнительное отверстие заводская установочная метка 1 на звездочке не будет совпадать с верхней плоскостью головки блока цилиндров
В качестве примера рассмотрим регулировку фаз газораспределения при отметке стрелки шаблона 23° 30′ для впускного кулачка и 16°30′ для выпускного кулачка, эти углы превышают номинальные значения для впускного и выпускного кулачков на 3°, что превышает допуск ± 2°40′.
При данных показаниях углового положения кулачков и, учитывая, что распределительные валы при работающем двигателе вращаются по часовой стрелке, наблюдая со стороны шкива коленчатого вала, начало открытия впускных и выпускных клапанов будет происходить с некоторым опережением от заводских значений фаз газораспределения.
Для коррекции фаз в этом случае необходимо провернуть распределительные валы против часовой стрелки и при установке звездочек использовать дополнительное отверстие с минусовым угловым смещением, с величиной смещения 2°30′ (первое отверстие, расположенное до слева от заводского отверстия).
Далее продолжить работу в следующей последовательности:
- 1. Повернуть ключом на 27 и установить распредвал выпускных клапанов так, чтобы стрелка шаблона находилась напротив метки транспортира 19°30’.
- 2. Накинуть цепь на звездочку и сориентировать ее первое дополнительное отверстие, расположенное слева от заводского отверстия, так, чтобы оно находилось перед цапфой распределительного вала, а ветвь привода цепи (у среднего демпфера) была натянута.
Чтобы установить звездочку на фланец и штифт распределительного вала, слегка поверните распределительный вал по часовой стрелке с помощью гаечного ключа.
После установки звездочки повернуть распределительный вал против часовой стрелки, чтобы натянуть ведущую ветвь цепи, при этом стрелка шаблона, установленного на кулачке, должна показывать 19°30′±2°40′.
- 3. Установите входной делительный вал розетки так, чтобы стрелка шаблона находилась напротив метки транспортира 20° 30’.
- 4. Установите звездочку на впускной распредвал так же, как звездочку выпускного распредвала, используя то же дополнительное отверстие.
- При этом при натянутой ведущей ветви цепи (в районе верхнего демпфера) стрелка шаблона, установленного на кулачке, должна показывать 20˚30′±2˚40′.
- 5. Предварительно затяните болты крепления звездочки (ключ «на 12»).
- 6. Разобрать и собрать («зарядить») гидронатяжитель, установить его в отверстие в головке блока цилиндров, закрыть крышку, затянув болты крышки, и вывернуть заглушку из крышки.
- 7. Через отверстие в крышке гидронатяжителя металлическим стержнем или отверткой нажмите на гидронатяжитель, переместив его до упора, затем отпустите — гидронатяжитель «разрядится», когда стопорное кольцо на плунжер выходит из зацепления с корпусом гидронатяжителя и позволяет плунжеру и корпусу двигаться под действием пружины.
Корпус полностью войдет в крышку, а цепь будет натянута через рычаг натяжителя.
- 8. Ввернуть заглушку в крышку гидронатяжителя, предварительно нанеся на резьбу заглушки герметик «Стоп-6».
- 9. Проверьте правильность установки фаз газораспределения, повернув коленчатый вал по направлению вращения на два оборота и совместив метки на демпферном шкиве и крышке цепи.
Проверьте с помощью транспортира и кулачкового шаблона, как описано выше.
Стрелка шаблона, установленного на впускном кулачке, должна показывать 20°30′±2°40′, а на выпускном кулачке 19°30′±2°40’.
Если это условие не выполняется, необходимо повторить установку фаз газораспределения.
- 10. Вверните и затяните болты звездочки распределительного вала с окончательным крутящим моментом 56–62 Нм (5,6–6,2 кгсм).
- 11. Установите верхнюю и среднюю направляющие цепи, ввернув и затянув винты крепления моментом 20-25 Нм (2,0 — 2,5 кгсм) (ключ «6» для болтов с внутренним шестигранником под ключ, динамометрический ключ с головкой «6 »).
Предварительно нанести герметик «Стоп-6» на винты крепления демпферов.
- 12. Соберите двигатель в порядке, обратном разборке .
После регулировки фаз газораспределения двигатель должен работать как часы.
Порядок сборки двигателя ЗМЗ-405
Очистить все сопрягаемые поверхности блока от прикипевших и порванных при разборке прокладок
Закрепить блок цилиндров на стенде, внимательно осмотреть зеркало цилиндра, при необходимости снять неизношенный ремень над верхним компрессионным кольцом скребком. Металл следует снимать вровень с изношенной поверхностью цилиндра.
Снимите заглушки масляных каналов и продуйте все масляные каналы сжатым воздухом. Заверните пробки на место.
Собрать коленчатый вал, для этого отвернуть пробки грязеуловителей шатунных шеек и удалить с них отложения, промыть и продуть воздухом, поставить пробки на место, затянуть их моментом 37.. .51 Нм (3,8…5,2 кгсм).
Для надежной фиксации нанесите на резьбу пробок анаэробный герметик Стопор-9.
Проверить состояние рабочих поверхностей коленчатого вала. Зазубрины, заусенцы и другие внешние дефекты не допускаются.
Протрите салфеткой постель под вкладышами в блоке и в крышках коренных подшипников.
Установить верхние вкладыши коренных подшипников (с канавками и отверстиями) в ложе блока, а нижние (без пазов) в ложе крышек, протереть вкладыши салфеткой и смазать моторным маслом.
Протрите салфеткой коренные и шатунные шейки коленчатого вала, смажьте их чистым маслом и установите коленчатый вал в блок цилиндров.
Смажьте и установите полушайбы упорных подшипников:
— верхние — в канавки третьей коренной опоры с антифрикционным слоем с канавками к щеке коленчатого вала;
— нижняя — вместе с крышкой третьего коренного подшипника. Выступы нижних полушайб должны войти в пазы крышки;
Установите крышки остальных опор на соответствующие коренные шейки, заверните и затяните болты крепления крышек коренных подшипников моментом 98. ..107,9 Нм (10…11 кгсм).
На нижних поверхностях 1, 2 и 4 корневых чехликов выбиты их порядковые номера.
На нижней поверхности крышки третьего коренного подшипника имеется резьбовое отверстие для крепления держателя масляного насоса, а на боковых поверхностях канавки и канавки для установки полушайб.
Крышки коренных подшипников устанавливаются в соответствии с их нумерацией, ориентируясь так, чтобы пазы для опоры вкладыша в крышке и блоке располагались с одной стороны.
Проверните коленчатый вал, его вращение должно быть свободным с небольшим усилием.
Проверить осевой зазор коленчатого вала (рисунок 1), который должен быть не более 0,36 мм. У неизношенных полушайб коленвала и упорного подшипника зазор составляет 0,06…0,27 мм.
Если осевой зазор превышает максимально допустимое значение, замените упорные шайбы новыми и повторно измерьте осевой зазор. Если при измерении он окажется больше 0,36 мм, замените коленчатый вал.
Извлечь держатель сальника с сальником заднего конца коленчатого вала, проверить пригодность сальника к дальнейшей работе.
Если сальник имеет изношенные рабочие кромки или слабо закрывает фланец коленчатого вала, замените его новым.
Рекомендуется запрессовывать сальник в держатель сальника с помощью оправки.
Сальник должен устанавливаться пылезащитным чехлом снаружи двигателя, рабочая кромка должна быть закрыта пружиной внутри. Перед запрессовкой на наружную поверхность сальника нанесите смазку Литол-24 для облегчения запрессовки.
Заполнить ⅔ полости между рабочей кромкой и пыльником резиновой манжеты смазкой ЦИАТИМ-221, установить и закрепить сальник с прокладкой к блоку цилиндров.
Установите маховик на задний конец коленчатого вала, совместив отверстие для штифта в маховике с установочным штифтом, запрессованным во фланец коленчатого вала.
Установить шайбу болтов крепления маховика, навернуть и затянуть болты моментом 70,6…78,4 Нм (7,2…8,0 кгсм).
Запрессуйте распорную втулку и подшипник в гнездо маховика. Запрессуйте подшипник, прикладывая усилие к наружному кольцу. Нажатие на внутреннее кольцо повредит подшипник.
Далее собираем шатунно-поршневую группу — статья Как собрать шатунно-поршневую группу двигателя ЗМЗ-40524
Прикрепите держатель к масляному насосу.
Установите масляный насос с прокладкой на сопрягаемую поверхность блока цилиндров и закрепите.
Срезать выступающие концы прокладок крышки цепи и прокладки сальника, выступающие над плоскостью блока, крышки цепи и сальника.
Установите и закрепите масляный картер с прокладкой и усилителем сцепления.
Смажьте втулки промежуточного вала моторным маслом, установите шпонку в канавку на конце промежуточного вала и установите промежуточный вал в блок цилиндров.
Вверните два болта в передний фланец промежуточного вала. Установите шестерню с гайкой на задний конец вала, совместив шпоночный паз шестерни со шпонкой, и, вращая промежуточный вал двумя болтами, затяните гайку шестерни до упора.
Установите и закрепите фланец промежуточного вала.
Смажьте приводной вал масляного насоса и зубья шестерни моторным маслом и вставьте вал в отверстие блока так, чтобы приводные шестерни масляного насоса и промежуточный вал вошли в зацепление.
Вставить шестигранный вал привода масляного насоса в отверстие втулки приводного вала так, чтобы он вошел в шестигранное отверстие вала масляного насоса.
Установите и закрепите крышку привода масляного насоса с помощью прокладки.
Проверить легкость вращения промежуточного вала. Вал должен вращаться свободно, без заеданий.
Установка привода распредвала (Рисунок 2):
Вдавить сегментную шпонку в шпоночный паз переднего конца коленчатого вала.
С помощью специального инструмента насадите звездочку на коленчатый вал двигателя, сориентировав метку вперед.
Установите резиновое уплотнительное кольцо в канавку переднего конца коленчатого вала.
Провернуть коленчатый вал двигателя до совпадения метки на звездочке коленчатого вала с меткой «М1» на блоке цилиндров, что будет соответствовать положению поршня первого цилиндра в ВМТ. При этом метка на блоке цилиндров должна располагаться симметрично относительно оси полости зубьев звездочки.
Установить нижний успокоитель цепи, не затягивая полностью болты крепления, предварительно нанеся на резьбу болтов анаэробный герметик «Стоппер-6».
Наденьте нижнюю цепь на ведомую звездочку (количество зубьев 38) промежуточного вала и на звездочку коленчатого вала двигателя.
Установить звездочку с цепью на промежуточный вал, при этом метка на ведомой звездочке промежуточного вала должна совпадать с меткой «М2» на блоке цилиндров, а ведущая ветвь цепи, проходящая через демпфер, должна быть натянута .
Установите ведущую звездочку промежуточного вала со штифтом и закрепите обе звездочки на промежуточном валу болтами с моментом 24,5…26,5 Нм (2,5…2,7 кгсм). Согните два угла стопорной пластины по краям головок болтов.
Установите рычаг натяжителя со звездочкой нижней цепи привода распределительного вала и закрепите его болтом рычага, предварительно нанеся на резьбу болта анаэробный герметик Стопор-6.
При нанесении слишком большого количества герметика он выдавится из резьбы и зафиксирует рычаг натяжителя на оси.
Нажав на рычаг натяжителя, натяните цепь, проверьте правильность установки звездочек по меткам и затяните болты нижнего демпфера.
После установки нижней цепи вращение коленчатого вала не допускается до установки цепи привода распределительных валов и гидронатяжителей.
Установить болтовую опору рычага натяжителя и закрепить болтами, предварительно нанеся на резьбу болтов анаэробный герметик Стопор-6
Установить рычаг натяжителя со звездочкой верхней цепи привода распределительного вала и закрепить болт рычага на опоре, предварительно нанеся на резьбу болта анаэробный герметик Стопор-6.
Наденьте цепь привода верхнего распределительного вала на звездочку привода промежуточного вала.
Нанесите силиконовый герметик Unisil H50-1 на блок цилиндров в районе монтажной втулки крышки цепи с правой стороны блока (внутри которой расположен канал подачи масла к нижнему гидронатяжителю).
Забрать крышку цепи с сальником, проверить пригодность сальника к дальнейшей работе. Если сальник имеет изношенную рабочую кромку или слабо охватывает ступицу демпферного шкива, замените его новым.
Рекомендуется запрессовывать сальник в крышку цепи с помощью оправки (рис. 3).
Сальник должен устанавливаться пылезащитным чехлом наружу двигателя, рабочей кромкой, прикрытой пружиной, внутрь. Перед запрессовкой нанесите на наружную поверхность сальника смазку Литол-24 для облегчения запрессовки.
Полость между рабочей кромкой и пыльником резиновой манжеты крышки цепи заполнить смазкой ЦИАТИМ-221.
Удерживая цепь второй ступени от соскальзывания со звездочки промежуточного вала, установите и зафиксируйте кожух цепи прокладками и кронштейн генератора.
Установите и закрепите водяной насос электромагнитной муфты с прокладкой на крышке цепи, затянув болт, крепящий водяной насос к крышке цепи.
Смажьте отверстие гидравлического натяжителя чистым моторным маслом, используемым для двигателя, находящегося в крышке цепи, и установите собранный гидравлический натяжитель, пока он не коснется рычага натяжителя, но не нажимайте, чтобы предотвратить срабатывание блокировки гидравлического натяжителя.
Установить звукоизоляционную шайбу в крышку, закрыть гидронатяжитель крышкой с прокладкой, вставить болты (нижний болт с кронштейном крепления провода датчика синхронизации) и затянуть болты крепления крышки.
Через отверстие в крышке гидронатяжителя надавить оправкой на гидронатяжитель, перемещая его до упора, затем отпустить, при этом стопорное кольцо на плунжере выйдет из зацепления с корпусом гидронатяжителя и позволит плунжер и корпус двигаться под действием пружины.
Кузов переместится до упора, и цепь будет натянута через рычаг натяжителя.
Вставить заглушку в крышку гидронатяжителя, предварительно нанеся на резьбу заглушки анаэробный герметик Стопор-6.
Срезать концы прокладок крышки цепи, выступающие над плоскостью блока цилиндров и крышки цепи.
При отсутствии резиновых уплотнителей на прокладке ГБЦ в двух местах, лежащих на стыках крышки цепи с блоком цилиндров, на эти места прокладки (окно) следует нанести силиконовый клей-герметик Unisil H50-1. .
Установите прокладку головки блока цилиндров на штифты блока цилиндров и шпильки крышки цепи.
Установите на форсунку водяного насоса шланг, соединяющий форсунку водяного насоса с корпусом термостата.
Поместите собранную головку блока цилиндров на блок цилиндров и закрепите.
Затяните болты крепления головки блока цилиндров в последовательности, указанной на рисунке 4, в два этапа: предварительно затяните болты моментом 40…50 Нм (4,0…5,0 кгс·м), затем выдержите не менее 1 ,2 мин и, наконец, затяните болты, повернув 90˚.
Перед установкой смажьте резьбу болтов моторным маслом. Затяните болты № 11, 12 моментом 19,6…24,5 Нм (2,0…2,5 кгсм).
Во избежание гидравлических ударов при затяжке болтов и возникновения трещин в блоке цилиндров в резьбовых колодцах блока не должно быть масла.
Отвернуть болты и снять крышки распредвалов, протереть салфеткой постели под распредвалами в головке и в крышках, перед установкой крышек смазать резьбу болтов чистым моторным маслом.
Смажьте отверстия в головке гидрокомпенсаторов моторным маслом и установите гидрокомпенсаторы в головку блока цилиндров.
При ремонте двигателя без замены гидротолкателей установить их в соответствии с их расположением перед разборкой.
При выходе из строя гидротолкателя его необходимо заменить, так как он не подлежит ремонту. Снимать гидротолкатели необходимо с помощью присоски или магнита.
Установить распределительные валы на головку блока цилиндров, предварительно смазав посадочные места в головке маслом, используемым для двигателя.
Впускной распределительный вал устанавливается штифтом звездочки вверх, а выпускной распредвал — штифтом звездочки вправо. Благодаря угловому расположению кулачков эти положения распределительных валов устойчивы.
Смажьте шейки подшипников чистым моторным маслом.
Крышки распределительных валов необходимо устанавливать согласно их нумерации (рисунок 5), ориентируясь по круглым бобышкам с номерами для впускного вала — влево, выпускного — вправо, если смотреть с переднего торца двигателя.
Такая ориентация обусловлена асимметричным расположением канавки масляного канала в крышках.
Установить переднюю крышку распределительных валов с установленными в ней упорными фланцами на установочные втулки, при этом за счет продольного перемещения распределительных валов добиться установки упорных фланцев в пазы.
Перед установкой смажьте упорный фланец чистым моторным маслом, используемым в двигателе.
Установите крышки №3 и №7 распределительных валов и предварительно затяните болты крышек до касания поверхностью крышек верхней плоскости головки блока цилиндров.
Установите все остальные крышки в соответствии с маркировкой и заранее затяните болты крышек.
Окончательно затянуть болты крепления крышки распределительного вала моментом 18,6…22,6 Нм (1,9…2,3 кгсм).
Смажьте все кулачки распределительных валов моторным маслом и проверьте вращение каждого распределительного вала в подшипниках, для чего проверните распределительный вал ключом с помощью специального квадрата на распределительном валу до полного сжатия пружин клапанов одного из цилиндров.
При дальнейшем вращении распределительный вал должен самостоятельно вращаться под действием пружин клапанов до касания следующих кулачков толкателей.
После проверки легкости вращения распределительных валов путем их поворота сориентируйте их так, чтобы установочные штифты звездочек были примерно горизонтальны и указывали в разные стороны (рис. 2).
Эти положения распределительных валов стабильны и обеспечиваются угловым расположением кулачков.
Начинать настройку углового положения распределительных валов с выпускного вала, для этого, накинув приводную цепь на звездочку, установить звездочку на фланец и штифт распределительного вала, при этом поворачивая распределительный вал по часовой стрелке за квадрат до совпадения штифта и штифта отверстие на звездочке.
Поворачивая распределительный вал против часовой стрелки, натяните приводную цепь, при этом метка на звездочке должна совпадать с верхней плоскостью головки блока цилиндров. Нельзя допускать, чтобы коленчатый вал вращался.
Для наклона впускного распределительного вала накиньте приводную цепь на звездочку, установите звездочку на фланец и штифт распределительного вала со слегка провисшей ветвью цепи между звездочками.
Поверните распределительный вал против часовой стрелки, чтобы натянуть цепь, при этом метка на звездочке должна совпадать с верхней плоскостью головки блока цилиндров.
Установите и затяните с моментом 54,9…60,8 Нм (5,6…6,2 кгсм) болты звездочки, удерживающие распределительные валы от проворачивания, с помощью квадратного ключа.
Установить гидронатяжитель верхней цепи привода распределительного вала аналогично установке гидронатяжителя нижней цепи.
Установить среднюю и верхнюю направляющие цепи, затянуть болты крепления без окончательной затяжки, предварительно нанеся на резьбу болтов анаэробный герметик Стопор-6.
Проворачивая коленчатый вал двигателя по направлению вращения, натяните рабочие ветви верхней цепи и окончательно затяните болты крепления средней и верхней направляющих цепи.
Установите втулку на передний конец коленчатого вала рядом со звездочкой, ориентируя большую внутреннюю фаску на уплотнительное кольцо, а канавку под концом шпонки в сторону передней части двигателя.
Вдавите призматическую шпонку в шпоночный паз переднего конца коленчатого вала так, чтобы она вошла в канавку втулки до упора своим полусферическим концом.
Используя специальный инструмент, надавите на передний конец коленчатого вала демпферный шкив до упора, совместив шпоночный паз демпферного шкива со шпонкой.
Установите стяжной болт и затяните его моментом 166,6…215,6 Нм (17…22 кгсм).
По окончании сборки проверьте установку распределительных валов, для этого проверните коленчатый вал двигателя по направлению вращения на два оборота до совпадения метки на демпфере коленчатого вала с меткой на крышке цепи. При этом метки на звездочках распределительных валов должны совпадать с верхней плоскостью головки блока цилиндров.
При ремонте двигателя, связанном со снятием распредвалов, головок цилиндров и звездочек на промежуточном валу, установить привод распредвала при сборке, как описано выше.
Если при ремонте не сняты звездочки промежуточного вала и крышка цепи, то перед разборкой необходимо установить поршень 1-го цилиндра в положение ВМТ на такте сжатия, при этом линия на демпферном шкиве коленчатого вала должны совпадать с выступом на крышке цепи, а метки на звездочках распределительных валов должны быть горизонтальны, направлены в разные стороны и совпадать с верхней плоскостью головки блока цилиндров.
После снятия распределительных валов и ГБЦ коленчатый вал можно провернуть только с возвратом в исходное положение или с вращением коленчатого вала на 2 оборота.
Проворот коленчатого вала на 1 оборот, даже если метки на шкиве и крышке цепи совпадают, приведет к неправильной установке фаз газораспределения.
При неправильной установке распределительных валов и звездочек метки на звездочках не будут совпадать с верхней плоскостью ГБЦ. В этом случае необходимо снять звездочки, провернуть коленчатый вал по направлению вращения на 1 оборот и повторить установку звездочек, как описано выше.
Последующие этапы сборки двигателя
Установите и закрепите переднюю крышку головки блока цилиндров с помощью прокладки.
Установите корпус термостата в шланг термостата и закрепите корпус термостата прокладкой на головке блока цилиндров, затяните хомуты шланга.
Нажмите на трубку стержня индикатора уровня масла и установите индикатор. для повышения надежности монтажа и герметичности предварительно нанесите на поверхность нижнего конца трубы герметик Loktite-638.
Установите выпускной коллектор с прокладкой на шпильки головки блока цилиндров. Установите и затяните все, кроме последней гайки крепления коллектора.
Установите кожух выпускного коллектора на шпильки выпускного коллектора и закрепите гайками.
Установите шланг, соединяющий насос с водозаборной трубой, на штуцер водяного насоса и закрепите хомутом.
Установите кронштейн на трубу забора воды. Вставьте трубу забора воды в шланг, наденьте штуцер водяного насоса и наденьте скобу на последнюю шпильку коллектора. Закрепите кронштейн, затянув гайку и затянув хомут.
Установить сливную пробку блока цилиндров, предварительно нанеся на резьбу пробки силиконовый клей-герметик Унисил Н50-1 или анаэробный герметик Стопор-6.
Установите и закрепите клапанную крышку с прокладкой и уплотнениями свечных колодцев. Установите держатель разъема датчика синхронизации на клапанную крышку.
Одновременно установите и закрепите верхний и нижний кронштейны генератора и передний подъемный кронштейн двигателя.
Установить патрубок отвода охлаждающей жидкости с прокладкой. На резьбу болтов патрубка предварительно нанести анаэробный герметик Стопор-6.
Установите и закрепите впускную трубу с прокладкой на головке блока цилиндров.
Установите ресивер с прокладкой на шпильки впускной трубы и закрепите гайками.
Закрепите бачок на головке блока цилиндров с помощью двух уголков, закрепленных на шпильках головки блока цилиндров.
Сначала следует завести, не затягивая, винты крепления кронштейнов к ресиверу, затем затянуть гайки крепления кронштейнов к головке и затянуть винты крепления к ресиверу.
Установите вентиляционный шланг с вентиляционной трубкой и закрепите хомутами. Установить шланг малого вентиляционного патрубка на штуцеры вентиляционной трубки и ресивера и закрепить хомутами.
Установите и закрепите ведомый и нажимной диски сцепления, отцентрировав ведомый диск с помощью специальной оправки.
Первичный вал редуктора можно использовать в качестве оправки. Вверните последовательно в несколько приемов болты нажимного диска во избежание перекоса нажимного диска до момента 19,6…24,5 Нм (2,0…2,5 кгсм).
Установите штифт вилки выключения и шпильки в картер сцепления.
Установите картер сцепления с кронштейном подъема двигателя на установочные штифты блока цилиндров и прикрутите болтами к блоку цилиндров.
Снимите двигатель со стенда.
Порядок установки навесного оборудования на двигатель
1. Смажьте резиновые уплотнительные кольца форсунок чистым моторным маслом, установите топливопровод с концами форсунок в отверстия впускной трубы и закрепите топливопровод.
2. Установить датчик указателя аварийного давления масла в головку блока цилиндров, предварительно нанеся на резьбовую часть датчика анаэробный герметик Стопор-6.
3. Установите генератор и закрепите его. Сначала затяните гайки болтов крепления генератора к верхнему и нижнему кронштейнам, затем болт втулки верхнего кронштейна.
4. Установить автоматический натяжитель так, чтобы штифт устройства вошел в отверстие бобышки его крепления, и затянуть винт его крепления, предварительно нанеся на резьбу винта анаэробный герметик Стопор-6.
Далее следует:
— ролик натяжителя ключом для болта ролика отвести в крайнее положение;
— вставьте стопорный штифт (Ø 4 мм и длиной 55 мм) в отверстие натяжителя до упора;
— освободить валик, который одновременно с валиком в крайнем положении;
— надеть ремень на шкивы;
— слегка сдвинуть ролик ключом, ослабив штифт, и вынуть штифт пассатижами;
— поднести ролик к ремню и отпустить ролик. Ремень будет натянут натяжителем.
5. Установите датчик фаз в отверстие головки блока цилиндров и закрепите его болтом, предварительно смазав уплотнительное кольцо датчика чистым моторным маслом. Фланец датчика должен плотно прилегать к поверхности головки блока перед тем, как его закрепить болтами.
6. Установите датчик синхронизации в проушину крышки цепи. Вставьте провод датчика в кронштейн, зафиксировав его нижним болтом нижней крышки гидронатяжителя, установите разъем в держатель на клапанной крышке.
7. Установите датчик детонации и закрепите его гайкой и пружинной шайбой с усилием 20 ± 0,5 Нм (2,0 ± 0,05 кгсм).
8. Установите и закрепите дроссельную заслонку с прокладкой на ресивере.
9. Вверните свечи зажигания.
При установке свечей зажигания будьте осторожны, чтобы не повредить резьбу свечного отверстия в головке блока цилиндров. Свечи следует устанавливать легким вращением ключа и затем затягивать с моментом 20,0…30,0 Нм (2,1.