Кпп 152 камаз передаточные числа: КПП КАМАЗ 152 — фото, характеристики, схема, описание

КПП 152 / Агрегаты трансмиссии автомобиля КамАЗ

1.2 КПП 152

На автомобилях-тягачах, предназначенных для работы в составе автопоездов использу­ется — десятиступенчатая коробка передач модели 152, состоящая из основной пятиступенча­той коробки передач и переднего двухступенчатого редуктора-делителя (Рис. 26). Делитель имеет высшую и низшую передачи и в сочетании с основной пятиступенчатой коробкой по­зволяет получать десять передач переднего хода и две заднего хода.

Применение делителя передач улучшает тягово-экономические качества автомобиля, облегчает управление автомобилем, так как при его использовании уменьшается частота пере­ключения передач рычагом переключения.

Конструктивные отличия коробки передач модели 152 от модели 15:

— усилены шлицы первичного вала делителя, каретки, шестерни первичного вала и муфты синхронизатора за счет увеличения высоты зубьев;

— применено бесшпоночное соединение шестерни и промежуточного вала делителя;

— исключено замковое устройство в шлицевом соединении каретка синхронизатора 4…5 передач и вторичный вал;

— для предотвращения самовыключения 4 и 5 передач увеличен угол утонения зубьев муфт каретки синхронизатора 4…5 передач и, соответственно, зубьев муфты первичного вала и шестерни 4-й передачи, увеличена высота зубьев муфт;

— расширен зубчатый венец шестерни 4-й передачи.

Первичный вал делителя, шестерня первичного вала и зубчатая муфта синхронизатора коробки передач модели 152 не взаимозаменяемы с аналогичными деталями коробки передач модели 15. Синхронизатор делителя коробки передач модели 152 допускается устанавливать в делитель коробки передач модели 15.

Шестерня промежуточного вала делителя и сам промежуточный вал делителя коробки передач модели 152 не взаимозаменяемы с аналогичными деталями коробки передач модели 15.

При ремонте коробок передач следует обращать внимание на маркировку вышеназван­ных деталей, которая начинается с числа 152.

Основная пятиступенчатая коробка передач модели 152 максимально унифицирована с коробкой передач модели 142, кроме небольшого числа деталей, изменение конструкции ко­торых вызвано применением делителя передач:

— изменена конструкция первичного вала и крышки заднего подшипника. Между крыш­кой и картером коробки передач отсутствует уплотнительная прокладка;

— передней опорой первичного вала является роликовый подшипник, расположенный в отверстии первичного вала делителя;

— вместо маслонагнетательного кольца на валу на шлицах закреплена гайкой муфта
синхронизатора;

— отсутствует передняя крышка промежуточного вала, вместо нее осевое смещение пе­реднего подшипника промежуточного вала ограничивает распорная втулка, которая одновре­менно является и маслоотражательной шайбой;

— масляные ванны коробки передач и делителя сообщаются между собой двумя отвер­стиями, имеющимися в нижней части переднего торца коробки передач и в задней стенке де­лителя.

Осевой ход первичного вала регулируется стальными прокладками толщиной 0,2 и 0,3 мм.

В Таблица 6 приведена техническая характеристика коробки.

Рис. 25 Коробка передач десятиступенчатая модели 152

На Рис. 25: 1 — вал первичный делителя; 2 — крышка заднего подшипника первичного вала делителя; 3, 9, 30 — прокладки регулировочные; 4 — подшипник передний роликовый пер­вичного вала; 5 — вал первичный КП; 6 — гайка кольцевая; 7 — шайба; 8 — муфта синхронизато­ра; 10 — крышка заднего подшипника первичного вала КП; 11 — кронштейн реактивной тяти; 12

— опора рычага; 13 — рычаг; 14 — шпонка; 15 — валик; 16 — гайка; 17 — болт регулировочный; 18 -прокладка; 19 — ось блока шестерен заднего хода; 20, 38 — шайбы упорные; 21 — блок шесте­рен заднего хода; 22 — роликоподшипник; 23 — болт; 24 — шайба стопорная; 25 — крышка верх­няя; 26, 39- прокладки уплотнительные; 27 — крышка заднего подшипника вторичного вала; 28

— кольцо стопорное; 29 — шарикоподшипник задний вторичного вала; 31 — червяк привода спи­дометра; 32, 47 — манжеты уплотнительные; 33 — гайка крепления фланца; 34 — фланец крепления карданного вала; 35 — стакан заднего подшипника промежуточного вала; 36 —крышка подшипника; 37 — роликоподшипник сферический; 40 — вал промежуточный; 41 — кар­тер коробки передач; 42 — вал вторичный; 43 — коробка передач основная пятиступенчатая; 44

— втулка распорная; 45 — прокладка уплотнительная; 46 — делитель передач; 48 — вилка выклю­чения сцепления; 49 -вал вилки выключения сцепления; 50 — муфта выключения сцепления.

Таблица 6

Тип коробки передач

механическая десятиступенчатая, состоящая из основной пятиступенчатой коробки передач и переднегодвухступен­чатого редуктора — делителя передач, соединенных в одномагрегате

Макс, входной крутящий момент, Н-м

850

Передаточные числа

1Н-7,824Н-1.53lB-6,384B-1,25

2Н-4,035Н-1,00

2В-3,295В-0,815 ЗН-2,5ЗХН — 7, 38 2В-2,04ЗХВ — 6, 02

Подшипники валов:

первичный вал коробки пере­дач

первичный вал коробки дели­теля

вторичный ват

промежуточный вал коробки передач промежуточный валделителя

передний роликовый, задний шариковый

шариковые

передний роликовый, задний шариковый переднийроликовый, задний двухрядный роликовый сфери­ческий переднийшариковый, задний роликовый

Подшипники шестерен

роликовые двухрядные с сепараторами без колец,подшип­ник шестерни четвертойпередачи роликовый, без сепаратора

Синхронизаторы

инерционного типа, пальчиковые с латуннымиконусными кольцами

Шестерни

с косыми зубьями, кроме первой передачи и передачизадне­го хода, постоянного зацепления

Привод спидометра

двухступенчатый, состоит из постоянной червячнойпары и сменной пары цилиндрическихпрямозубых шестерен

Система смазывания

комбинированная, вседетали смазываются разбрызгиванием, подшипники шестерен коробки передач и делителяимеют, кроме того, дополнительнуюподпитку от маслонагнетающе-го устройства

Отбормощности

от основнойкоробки передач с двух сторон через люки по ГОСТ 12323—66; с правойстороны—от зубчатого венца блокашестерен заднего хода; с левой—от зубчатого венца шестерни заднегохода промежуточного вала

Управлениекоробкой передач

механическое, сдистанционным приводом для основной коробки и пневматическое преселекторносдля делителя

Делитель передач (Рис. 26) — механический редуктор состоит из одной пары цилинд­рических шестерен, первичного 2 и промежуточного 11 валов, синхронизатора 7 и механизма переключения передач. Управление механизмом переключения передач пневматическое.

Осевой ход первичного вала регулируется набором металлических прокладок 1 толщи­ной 0, 2 и 0, 3 мм, устанавливаемых между задней крышкой 5 и наружным кольцом шарико­подшипника. На заднем конце вала эвольвентные шлицы двумя проточками разделены на три венца. Зубья крайних венцов тоньше зубьев среднего венца для создания «замка», предотвра­щающего самовыключение передач в делителе. На шлицах подвижно посажен инерционный синхронизатор 7 пальчикового типа.

Ведущая шестерня 8 вращается на двух роликовых подшипниках 9. Маслонагнетающее кольцо 3 подает масло по наклонным сверлениям первичного вала в его внутреннюю полость, откуда оно попадает в каналы первичного и вторичного валов основной коробки передач.

Промежуточный вал 11 делителя с напрессованной шестерней привода промежуточно­го вала вращается на двух подшипниках: переднем 12 и заднем 10.

Механизм переключения передач делителя закреплен на картере делителя слева (Рис. 27).

Рис. 26 Делитель передач Рис. 27 Механизм переключения передач делителя

1,5 — винты установочные; 2 — корпус механизма иере-

1 — прокладки регулировочные; 2 — вал пер- ключения; 3 — крышка смотрового люка;

вичный; 3 — кольцо маслонагнетающее; 4 — 4 — контргайка; 6, 17 — кольца уплотнительные;

шарикоподшипник; 5 — крышка задняя под- 7 — крышка цилиндра; 8 — поршень цилиндра; 9 — ман-

шипника первичного вала; 6 — крышка люка; 7 жета поршня; 10, 16 — прокладки уплотнительные; 11 —

— синхронизатор делителя в сборе; 8 — тестер- поршень воздухораспределителя; 12 — цилиндр воздухо-

ня первичного вала; 9 — подшипники шестерни распределителя; 13 — гнездо воздухораспределителя; 14

первичного вала; 10 — роликоподшипник зад- — золотник воздухораспределителя; 15 — корпус возду-

ний; 11 — вал промежуточный; 12 — подшипник хораспределителя; 18 — заглушка

В качестве воздухораспределителя в механизме переключения передач делителя может использоваться воздухораспределитель производства «Саратовдизельаппарат», показанный на Рис. 28. При сборке необходимо:

1. Трущиеся поверхности смазать ЦИАТИМ 221 ГОСТ 9433-80;

2. Затяжку винтов 17 производить Мкр=7,35.. .9,8 Нм;

3. После сборки проверить перемещение золотника 5: влево — до соприкосновения упора 6 с втулкой корпуса 1 под действием пружин поз.9,10,11; вправо — до со­прикосновения поршня 7 с втулкой корпуса 1 под действием воздуха, подавае­мого к отв. И под давлением 392,4…441,5 кПа. Перемещение золотника должно быть плавным, без рывков и заеданий;

4. Воздухораспределитель проверить на герметичность при давлении сжатого воз­духа 981 кПа:

— при заглушённом отв. Г и подводе воздуха к отв. Е;

— при заглушённом отв. Д и подводе воздуха к отв. Е и И. Утечки воздуха из-под золотника — не более 6 см3/мин.

5. После испытаний отверстия в корпусе поз.1 заглушить пробкой поз. 13 и устано­-
вить транспортную пластину поз. 12.

На Рис. 29 изображена общая компоновка такого воздухораспределителя.

При отсутствии воздуха в полости И, усилие трех сжатых пружин перемещает золотник 6 в крайнее левое положение. трубку 38 (маркированную на конце изолентой синего цвета) присоединить к

боковому выводу Д воздухораспределителя;

— нажать педаль сцепления до упора и удерживать в этом положении;

— ввернуть болт 9 до соприкосновения его сферической части с плоскостью голов­ки штока крана пневматического;

— дополнительно вывернуть болт 9 на 3,5…4 оборота, обеспечив утапливание го­ловки штока на 4,5.. .5 мм;

— завернуть контрогайку.

Соединить между собой трубки 40 и П (маркированные на концах изолентой синего цвета), присоединить к крестовине 11. Трубку 40 (маркированную на конце изолентой белого цвета). На чистую коническую резьбу угольника 26 и ответной детали нанести герметик «Лок-ктайт 5922». Хомут 13 установить вместо шайбы полоской 8×20 1/26467/01, входящей обечай­ки вентилятора. Перекручивание воздухопроводов не допускается. Соединение воздухопрово­дов проверить на герметичность сжатым воздухом под давлением (588,6+49,5) кПа. Утечка воздуха не допускается. Воздухопроводы 7, 38, 40 скрепить хомутами Г или лентой спираль­ной с пучком воздухопроводов пневмосистемы автомобиля.

Рис. 28 Воздухораспределитель производства «Саратовдизельаппарат»

Рис. 30 Установка пневмопривода управления переключением делителя передач

Дистанционный привод управления основной коробкой передач (Рис. 31) состоит из качающегося рычага 4 переключения передач, опоры 2 рычага переключения передач, ук­репленной на переднем торце блока цилиндров двигателя, передней 10 и промежуточной 17 тяг управления, которые перемещаются в сферических втулках 13 изготовленных из металло­керамики, которые уплотнены резиновыми кольцами 12 и поджаты пружиной 14 к сухарю 11. Сферические опоры передней тяги размещены в расточке кронштейна опоры 2 и в картере маховика. Опора промежуточной тяги установлена на картере сцепления. На задний конец промежуточной тяги навернут на резьбе и закреплен двумя стяжными болтами 24 регулиро­вочный фланец 18.

Рис. 31 Привод управления механизмом переключения передач коробки передач модели 152

1 — кран управления делителем; 2 — опора рычага переключения передач; 3 — переключатель крана; 4 — рычаг переключения передач; 5 — трос крана управления с оплеткой; 6 — головка передней тяги управления; 7 — ры­чаг наконечника; 8, 22 — контргайки; 9. 21 — болты установочные; 10 — тяга передняя управления; 11 — сухарь шаровой опоры; 12 — кольцо уплотнительное; 13 — втулка шаровой опоры; 14 — пружина; 15 — крышка; 16 —

Коробка передач КАМАЗ 152




Каталог грузовых шин КАМА

Главная › Запасные части › Коробки передач › КАМАЗ 152

Коробка передач КАМАЗ 152

На автомобилях-тягачах, предназначенных для работы в составе автопоездов используется модернизированная десятиступенчатая коробка передач КАМАЗ модели 152, состоящая из основной пятиступенчатой коробки передач и переднего двухступенчатого редуктора-делителя.

Делитель имеет высшую и низшую передачи и в сочетании с основной пятиступенчатой коробкой позволяет получать десять передач переднего хода и две заднего хода.

Применение делителя передач улучшает тягово-экономические качества автомобиля, облегчает управление автомобилем, так как при его использовании уменьшается частота переключения передач рычагом переключения.

При модернизации усилены шлицы первичного вала делителя, муфты шестерни первичного вала и муфты синхронизатора делителя за счет увеличения высоты зуба, применено, бесшпоночное соединение шестерни и промежуточного вала делителя.

Применяемость: КАМАЗ-4326, -43114, -43118, -55111, -43253.


Передаточные числа

Номер передачи3ХН3ХВ
Передаточные числа7,824,032,51,5317,381,531,2510,8157,386,02

Технические характеристики

Подшипники валовВ опорах первичного вала делителя применяются шариковые подшипники, у промежуточного вала делителя передняя опора — шариковый подшипник, а задняя опора — роликовый без внутреннего кольца. В опорах первичного вала КП применяются спереди роликовый подшипник без колец, сзади — шариковый подшипник. Для вторичного вала КП применяются передний роликовый и задний шариковый подшипники. Промежуточный вал КП опирается спереди на роликовый подшипник, сзади — на роликовый двухрядный сферический подшипник.
Подшипники шестеренРоликовые двухрядные с сепараторами без колец, подшипник шестерни четвертой передачи без сепаратора.
СинхронизаторыИнерционного типа, пальчиковые с латунными конусными кольцами.
ШестерниС косыми зубьями, кроме первой передачи и передачи заднего хода, постоянного зацепления.
Система смазыванияКомбинированная. Все детали смазывается разбрызгиванием, подшипники шестерен коробки передач и делителя имеют, кроме того, дополнительную подпитку от маслонагнетающего устройства.
Отбор мощностиОт основной коробки передач с двух сторон через люки по ГОСТ 12323-66; с правой стороны — от зубчатого венца блока шестерен заднего хода; с левой — от зубчатого венца шестерени заднего хода промежуточного вала; возможна установка КОМ вместо верхней крышки КП.
Управление коробкой передачМеханическое, с дистанционным приводом для основной коробки и пневматическое преселекторное для делителя.
СпидометрПривод спидометра двухступенчатый, состоит из постоянной червячной пары и сменной пары цилиндрических прямозубых шестерен.

Коробка передач модели КАМАЗ 152, применяющаяся с серийным сцеплением модели 142

Обозначение КП152.1700050-20152.1700050-80152.1700050152.1700052152.1700052-10
Обозначение КП в транспортном исполнении:  152.1700025152.1700027152.1700027-10
Обозначение КП без делителя:152.1700150-10152.1700150152.1700150152.1700150152.1700152
Опора рычага переключения передач:14.1702200-10
(серия)
Фланец:152. 1701240
(большой круглый)
142.1701240142.1701240
с торцевыми шлицами
142.1701240152.1701240
(большой круглый)
Делитель:152.1770010-20
(с кронштейном 15.1772327 и пластмассовыми трубками)
152.1770010-30
(с кронштейном 15.1772327 и металлическими трубками)
152.1770010
(без кронштейна 15.1772327, с металлическими трубками)
152.1770010
(без кронштейна 15.1772327, с металлическими трубками)
Первичный вал делителя (шлицы):152.1770044-20
(шлицы серийные Ø42)
152.1770044
(шлицы серийные Ø42)
Крышка заднего подшипника вторичного вала:14.1701200 (14.1701205)
широкая, под спидометр
Примечание:  Устанавливается на автомобиль без подпедального клапана включения делителя

Обозначение КП152. 1700053152.1700056
герметичная
152.1700057
герметичная
152.1700058152.1700059
Обозначение КП в транспортном исполнении:152.1700028152.1700031152.1700032152.1700033152.1700034
Обозначение КП без делителя:152.1700152152.1700155152.1700155152.1700155152.1700155
Опора рычага переключения передач:14.1702200-10
(серия)
Фланец:152.1701240
(большой круглый)
142.1701240
с торцевыми шлицами
Делитель:152.1770010-30
(с кронштейном 15.1772327 и металлическими трубками)
152.1770010-70
(герметичный, с кронштейном, металлическими трубками)
152.1770010-74
(герметичный, без кронштейна, с металлическими трубками)
152.1770010-30
(с кронштейном 15.1772327 и металлическими трубками)
152. 1770010
(без кронштейна, с металлическими трубками)
Первичный вал делителя (шлицы):152.1770044
(шлицы серийные Ø42)
Крышка заднего подшипника вторичного вала:14.1701200 (14.1701205)
широкая, под спидометр
141.1701201 (141.1701205)
широкая, без спидометра
Примечание:Устанавливается на автомобиль без подпедального клапана включения делителя

Обозначение КП152.1700050-90
под КОМ от промежуточного вала
152.1700054-10
Для МАЗа
152.1700070-80
под КОМ от промежуточного вала
152.1700070-90152.1700071-80
Обозначение КП в транспортном исполнении: 152.1700024-10   
Обозначение КП без делителя:152.1700150-90152.1700154152.1700150-90152. 1700150-90152.1700151-90
Опора рычага переключения передач:14.1702200-10
(серия)
142.1702010-30
без опоры рычага,
141.1702178 крышка-заглушка,
штифты 25 мм,
шпильки 45 мм
14.1702200-10
(серия)
142.1702200
(боковой вывод)
14.1702200-10
(серия)
Фланец:142.1701240
с торцевыми шлицами
Делитель:152.1770010
(без кронштейна, с металлическими трубками)
152.1770011
(нет кронштейна и металлических трубок)
Первичный вал делителя (шлицы):152.1770044
(шлицы серийные Ø42), 14.1701048-90 промвал
152.1770044
шлицы серийные
152.1770044
(шлицы серийные Ø42), 14.1701048-90 промвал
Крышка заднего подшипника вторичного вала:14.1701200 (14.1701205) широкая, под спидометр141.1701201 (141. 1701205)
широкая, без спидометра)
Примечание:Устанавливается на автомобиль без подпедального клапанаУстанавливается на автомобиль с подпедальным клапаном включения делителя

Обозначение КП152.1700071-90152.1700075152.1700075-10152.1700075-20152.1700075-30
Обозначение КП в транспортном исполнении:     
Обозначение КП без делителя:152.1700151-90152.1700151152.1700156152.1700156152.1700151
Опора рычага переключения передач:142.1702200
(боковой вывод)
14.1702200-10
(серия)
142.1702200
(боковой вывод)
142.1702200
Фланец:142.1701240
с торцевыми шлицами
Делитель:152. 1770011
нет кронштейна и металлических трубок
152.17700011
Первичный вал делителя (шлицы):152.1770044
(шлицы серийные Ø42), 14.1701048-90 промвал
152.1770044
шлицы серийные
152.1770044
Крышка заднего подшипника вторичного вала:141.1701201 (141.1701205)
широкая, без спидометра)
14.1701200
широкая, со спидометром
141.1701201 (141.1701205)
широкая, без спидометра
14.1701200 (14.1701205)
широкая, под спидометр
Примечание:Устанавливается на автомобиль с подпедальным клапаном включения делителя

Обозначение КП152.1700050-50152.1700051152.1700075-40  
Обозначение КП в транспортном исполнении:152.1700025-50152.1700026152.1700025-60 
Обозначение КП без делителя:152. 1700150-20152.1700150-20152.1700150-30
Опора рычага переключения передач:14.1702200-10
серия
141.1702114
вывод вверх
142.1702200
(боковой вывод)
Фланец:14.170124014.1701240
квадратный
142.1701240
с торцевыми шлицами
Делитель:152.1770010
(без кронштейна, с металлическими трубками)
152.1770010-10
(вместо воздухораспределителя установлен на делителе кран управления делителем)
152.1770010-90
Первичный вал делителя (шлицы):152.1770044
шлицы серийные
Крышка заднего подшипника вторичного вала:14.1701200 (14.1701205)
широкая, под спидометр
Примечание:  Устанавливается на автомобиль без подпедального клапана

Комплектации КП 152 под беззазорный привод сцепления

Обозначение КП152. 1700250152.1700250-50152.1700252-10152.1700256
герметичная
152.1700258
Обозначение КП без делителя:152.1700151152.1700151-10152.1700151-20152.1700156152.1700156
Обозначение КП для транспортировки:152.1700225152.1700225-50152.1700227-10152.1700231152.1700233
Рычаг вала вилки выключения сцепления:19.1601217-40
Муфта сцепления:720-1601180-50
Крышка первичного вала:14.1701039
Опора рычага переключения передач:14.1702200-10
Фланец:142.170124014.1701240152.1701240142.1701240
Крышка подшипника вторичного вала:14.1701200
(широкая, под спидометр)
141. 1701201
(широкая без спидометра)
Делитель:152.1770011152.1770211
герметичный
152.1770011
Соответствующая КП со сцеплением с зазором:152.1700050, 152.1700052, 152.1700075152.1700050-50152.1700052-10, 152.1700053152.1700056, 152.1700057152.1700058, 152.1700059, 152.1700075-10

Обозначение КП152.1700270-80
(под КОМ от промвала)
152.1700270-90
(под КОМ от промвала)
152.1700271-80
(под КОМ от промвала)
152.1700271-90
(под КОМ от промвала)
152.1700275-20
Обозначение КП без делителя:152.1700150-90152.1700150-90152.1700151-90152.1700151-90152.1700156
Обозначение КП для транспортировки:152.1700240-80152.1700240-90152.1700241-80152. 1700241-90152.1700245-20
Рычаг вала вилки выключения сцепления:19.1601217-40
Муфта сцепления:720-1601180-50
Крышка первичного вала:14.1701039
Опора рычага переключения передач:14.1702200-10142.1702200
(боковой вывод)
14.1702200-10142.1702200
(боковой вывод)
Фланец:142.1701240
Крышка подшипника вторичного вала:14.1701200
(широкая, под спидометр)
141.1701201
(широкая, без спидометра)
Делитель:152.1770011
Соответствующая КП со сцеплением с зазором:152.1700070-80152.1700070-90152.1700071-80152.1700071-90152.1700075-20

Обозначение КП152.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *