КПП 152 / Агрегаты трансмиссии автомобиля КамАЗ
1.2 КПП 152
На автомобилях-тягачах, предназначенных для работы в составе автопоездов используется — десятиступенчатая коробка передач модели 152, состоящая из основной пятиступенчатой коробки передач и переднего двухступенчатого редуктора-делителя (Рис. 26). Делитель имеет высшую и низшую передачи и в сочетании с основной пятиступенчатой коробкой позволяет получать десять передач переднего хода и две заднего хода.
Применение делителя передач улучшает тягово-экономические качества автомобиля, облегчает управление автомобилем, так как при его использовании уменьшается частота переключения передач рычагом переключения.
Конструктивные отличия коробки передач модели 152 от модели 15:
— усилены шлицы первичного вала делителя, каретки, шестерни первичного вала и муфты синхронизатора за счет увеличения высоты зубьев;
— применено бесшпоночное соединение шестерни и промежуточного вала делителя;
— исключено замковое устройство в шлицевом соединении каретка синхронизатора 4…5 передач и вторичный вал;
— для предотвращения самовыключения 4 и 5 передач увеличен угол утонения зубьев муфт каретки синхронизатора 4…5 передач и, соответственно, зубьев муфты первичного вала и шестерни 4-й передачи, увеличена высота зубьев муфт;
— расширен зубчатый венец шестерни 4-й передачи.
Первичный вал делителя, шестерня первичного вала и зубчатая муфта синхронизатора коробки передач модели 152 не взаимозаменяемы с аналогичными деталями коробки передач модели 15. Синхронизатор делителя коробки передач модели 152 допускается устанавливать в делитель коробки передач модели 15.
Шестерня промежуточного вала делителя и сам промежуточный вал делителя коробки передач модели 152 не взаимозаменяемы с аналогичными деталями коробки передач модели 15.
При ремонте коробок передач следует обращать внимание на маркировку вышеназванных деталей, которая начинается с числа 152.
Основная пятиступенчатая коробка передач модели 152 максимально унифицирована с коробкой передач модели 142, кроме небольшого числа деталей, изменение конструкции которых вызвано применением делителя передач:
— изменена конструкция первичного вала и крышки заднего подшипника. Между крышкой и картером коробки передач отсутствует уплотнительная прокладка;
— передней опорой первичного вала является роликовый подшипник, расположенный в отверстии первичного вала делителя;
— вместо маслонагнетательного кольца на валу на шлицах закреплена гайкой муфта
синхронизатора;
— отсутствует передняя крышка промежуточного вала, вместо нее осевое смещение переднего подшипника промежуточного вала ограничивает распорная втулка, которая одновременно является и маслоотражательной шайбой;
— масляные ванны коробки передач и делителя сообщаются между собой двумя отверстиями, имеющимися в нижней части переднего торца коробки передач и в задней стенке делителя.
Осевой ход первичного вала регулируется стальными прокладками толщиной 0,2 и 0,3 мм.
В Таблица 6 приведена техническая характеристика коробки.
Рис. 25 Коробка передач десятиступенчатая модели 152
На Рис. 25: 1 — вал первичный делителя; 2 — крышка заднего подшипника первичного вала делителя; 3, 9, 30 — прокладки регулировочные; 4 — подшипник передний роликовый первичного вала; 5 — вал первичный КП; 6 — гайка кольцевая; 7 — шайба; 8 — муфта синхронизатора; 10 — крышка заднего подшипника первичного вала КП; 11 — кронштейн реактивной тяти; 12
— опора рычага; 13 — рычаг; 14 — шпонка; 15 — валик; 16 — гайка; 17 — болт регулировочный; 18 -прокладка; 19 — ось блока шестерен заднего хода; 20, 38 — шайбы упорные; 21 — блок шестерен заднего хода; 22 — роликоподшипник; 23 — болт; 24 — шайба стопорная; 25 — крышка верхняя; 26, 39- прокладки уплотнительные; 27 — крышка заднего подшипника вторичного вала; 28
— кольцо стопорное; 29 — шарикоподшипник задний вторичного вала; 31 — червяк привода спидометра; 32, 47 — манжеты уплотнительные; 33 — гайка крепления фланца; 34 — фланец крепления карданного вала; 35 — стакан заднего подшипника промежуточного вала; 36 —крышка подшипника; 37 — роликоподшипник сферический; 40 — вал промежуточный; 41 — картер коробки передач; 42 — вал вторичный; 43 — коробка передач основная пятиступенчатая; 44
— втулка распорная; 45 — прокладка уплотнительная; 46 — делитель передач; 48 — вилка выключения сцепления; 49 -вал вилки выключения сцепления; 50 — муфта выключения сцепления.
Таблица 6
Тип коробки передач | механическая десятиступенчатая, состоящая из основной пятиступенчатой коробки передач и переднегодвухступенчатого редуктора — делителя передач, соединенных в одномагрегате |
Макс, входной крутящий момент, Н-м | 850 |
Передаточные числа | 1Н-7,824Н-1.53lB-6,384B-1,25 2Н-4,035Н-1,00 2В-3,295В-0,815 ЗН-2,5ЗХН — 7, 38 2В-2,04ЗХВ — 6, 02 |
Подшипники валов: первичный вал коробки передач первичный вал коробки делителя вторичный ват промежуточный вал коробки передач промежуточный валделителя | передний роликовый, задний шариковый шариковые передний роликовый, задний шариковый переднийроликовый, задний двухрядный роликовый сферический переднийшариковый, задний роликовый |
Подшипники шестерен | роликовые двухрядные с сепараторами без колец,подшипник шестерни четвертойпередачи роликовый, без сепаратора |
Синхронизаторы | инерционного типа, пальчиковые с латуннымиконусными кольцами |
Шестерни | с косыми зубьями, кроме первой передачи и передачизаднего хода, постоянного зацепления |
Привод спидометра | двухступенчатый, состоит из постоянной червячнойпары и сменной пары цилиндрическихпрямозубых шестерен |
Система смазывания | комбинированная, вседетали смазываются разбрызгиванием, подшипники шестерен коробки передач и делителяимеют, кроме того, дополнительнуюподпитку от маслонагнетающе-го устройства |
Отбормощности | от основнойкоробки передач с двух сторон через люки по ГОСТ 12323—66; с правойстороны—от зубчатого венца блокашестерен заднего хода; с левой—от зубчатого венца шестерни заднегохода промежуточного вала |
Управлениекоробкой передач | механическое, сдистанционным приводом для основной коробки и пневматическое преселекторносдля делителя |
Делитель передач (Рис. 26) — механический редуктор состоит из одной пары цилиндрических шестерен, первичного 2 и промежуточного 11 валов, синхронизатора 7 и механизма переключения передач. Управление механизмом переключения передач пневматическое.
Осевой ход первичного вала регулируется набором металлических прокладок 1 толщиной 0, 2 и 0, 3 мм, устанавливаемых между задней крышкой 5 и наружным кольцом шарикоподшипника. На заднем конце вала эвольвентные шлицы двумя проточками разделены на три венца. Зубья крайних венцов тоньше зубьев среднего венца для создания «замка», предотвращающего самовыключение передач в делителе. На шлицах подвижно посажен инерционный синхронизатор 7 пальчикового типа.
Ведущая шестерня 8 вращается на двух роликовых подшипниках 9. Маслонагнетающее кольцо 3 подает масло по наклонным сверлениям первичного вала в его внутреннюю полость, откуда оно попадает в каналы первичного и вторичного валов основной коробки передач.
Промежуточный вал 11 делителя с напрессованной шестерней привода промежуточного вала вращается на двух подшипниках: переднем 12 и заднем 10.
Механизм переключения передач делителя закреплен на картере делителя слева (Рис. 27).
Рис. 26 Делитель передач Рис. 27 Механизм переключения передач делителя
1,5 — винты установочные; 2 — корпус механизма иере-
1 — прокладки регулировочные; 2 — вал пер- ключения; 3 — крышка смотрового люка;
вичный; 3 — кольцо маслонагнетающее; 4 — 4 — контргайка; 6, 17 — кольца уплотнительные;
шарикоподшипник; 5 — крышка задняя под- 7 — крышка цилиндра; 8 — поршень цилиндра; 9 — ман-
шипника первичного вала; 6 — крышка люка; 7 жета поршня; 10, 16 — прокладки уплотнительные; 11 —
— синхронизатор делителя в сборе; 8 — тестер- поршень воздухораспределителя; 12 — цилиндр воздухо-
ня первичного вала; 9 — подшипники шестерни распределителя; 13 — гнездо воздухораспределителя; 14
первичного вала; 10 — роликоподшипник зад- — золотник воздухораспределителя; 15 — корпус возду-
ний; 11 — вал промежуточный; 12 — подшипник хораспределителя; 18 — заглушка
В качестве воздухораспределителя в механизме переключения передач делителя может использоваться воздухораспределитель производства «Саратовдизельаппарат», показанный на Рис. 28. При сборке необходимо:
1. Трущиеся поверхности смазать ЦИАТИМ 221 ГОСТ 9433-80;
2. Затяжку винтов 17 производить Мкр=7,35.. .9,8 Нм;
3. После сборки проверить перемещение золотника 5: влево — до соприкосновения упора 6 с втулкой корпуса 1 под действием пружин поз.9,10,11; вправо — до соприкосновения поршня 7 с втулкой корпуса 1 под действием воздуха, подаваемого к отв. И под давлением 392,4…441,5 кПа. Перемещение золотника должно быть плавным, без рывков и заеданий;
4. Воздухораспределитель проверить на герметичность при давлении сжатого воздуха 981 кПа:
— при заглушённом отв. Г и подводе воздуха к отв. Е;
— при заглушённом отв. Д и подводе воздуха к отв. Е и И. Утечки воздуха из-под золотника — не более 6 см3/мин.
5. После испытаний отверстия в корпусе поз.1 заглушить пробкой поз. 13 и устано-
вить транспортную пластину поз. 12.
На Рис. 29 изображена общая компоновка такого воздухораспределителя.
При отсутствии воздуха в полости И, усилие трех сжатых пружин перемещает золотник 6 в крайнее левое положение. трубку 38 (маркированную на конце изолентой синего цвета) присоединить к
боковому выводу Д воздухораспределителя;
— нажать педаль сцепления до упора и удерживать в этом положении;
— ввернуть болт 9 до соприкосновения его сферической части с плоскостью головки штока крана пневматического;
— дополнительно вывернуть болт 9 на 3,5…4 оборота, обеспечив утапливание головки штока на 4,5.. .5 мм;
— завернуть контрогайку.
Соединить между собой трубки 40 и П (маркированные на концах изолентой синего цвета), присоединить к крестовине 11. Трубку 40 (маркированную на конце изолентой белого цвета). На чистую коническую резьбу угольника 26 и ответной детали нанести герметик «Лок-ктайт 5922». Хомут 13 установить вместо шайбы полоской 8×20 1/26467/01, входящей обечайки вентилятора. Перекручивание воздухопроводов не допускается. Соединение воздухопроводов проверить на герметичность сжатым воздухом под давлением (588,6+49,5) кПа. Утечка воздуха не допускается. Воздухопроводы 7, 38, 40 скрепить хомутами Г или лентой спиральной с пучком воздухопроводов пневмосистемы автомобиля.
Рис. 28 Воздухораспределитель производства «Саратовдизельаппарат»
Рис. 30 Установка пневмопривода управления переключением делителя передач
Дистанционный привод управления основной коробкой передач (Рис. 31) состоит из качающегося рычага 4 переключения передач, опоры 2 рычага переключения передач, укрепленной на переднем торце блока цилиндров двигателя, передней 10 и промежуточной 17 тяг управления, которые перемещаются в сферических втулках 13 изготовленных из металлокерамики, которые уплотнены резиновыми кольцами 12 и поджаты пружиной 14 к сухарю 11. Сферические опоры передней тяги размещены в расточке кронштейна опоры 2 и в картере маховика. Опора промежуточной тяги установлена на картере сцепления. На задний конец промежуточной тяги навернут на резьбе и закреплен двумя стяжными болтами 24 регулировочный фланец 18.
Рис. 31 Привод управления механизмом переключения передач коробки передач модели 152
1 — кран управления делителем; 2 — опора рычага переключения передач; 3 — переключатель крана; 4 — рычаг переключения передач; 5 — трос крана управления с оплеткой; 6 — головка передней тяги управления; 7 — рычаг наконечника; 8, 22 — контргайки; 9. 21 — болты установочные; 10 — тяга передняя управления; 11 — сухарь шаровой опоры; 12 — кольцо уплотнительное; 13 — втулка шаровой опоры; 14 — пружина; 15 — крышка; 16 —
Коробка передач КАМАЗ 152
Каталог грузовых шин КАМА |
|