Как проверить ареометром антифриз: что значит, как измерить с помощью ареометра

Ареометр для антифриза: проверять, а не доверять

17 сентября 2020
1026

Качественный антифриз отводит избытки тепла от двигателя; защищает систему от коррозии и кавитации; не замерзает на морозе и не кипит при температурах выше 100 °С. Провести качественный анализ антифриза своими силами не получится, для этого нужно отправлять пробу в лабораторию.

Денис Гудин
специалист
Службы поддержки

Однако приблизительную температуру замерзания антифриза можно узнать самостоятельно. Для этого нам потребуются приборы: рефрактометр или ареометр. Рефрактометр измеряет показатель преломления в среде. Ареометр определяет плотность жидкости.

Преломление и плотность — эта два косвенных показателя, по которым можно выяснить концентрацию антифриза (соотношение воды и гликоля). Именно от концентрации зависит поведение антифриза при низких и повышенных температурах.

В данной статье мы рассмотрим принцип работы ареометра для антифриза и ответим на вопрос, можно ли доверять этому прибору?

Устройство классического ареометра для антифриза и электролита

принцип работы


АРЕОМЕТРА ДЛЯ АНТИФРИЗА

Ареометр — это прибор, известный с древности. С его помощью можно определить плотность вещества. В классическом виде он представляет собой утяжеленный стеклянный поплавок с градуировочной шкалой. Поплавок опускают в жидкость, и, когда он фиксируется на определенном уровне, снимают показания по шкале плотности. Существует много типов ареометров, которые откалиброваны под разные жидкости: спиртометры, лактометры, солемеры и др.

Главное достоинство ареометров для антифризов — их цена и доступность. В отличие от тех же рефрактометров, ареометры продаются практически в любом автомагазине и стоят копейки. Точность измерений, произведенных таким прибором, очень приблизительная. Показания измерения температуры замерзания варьируются в пределах 5–10 °C.

Как правило, ареометры для антифризов определяют температуру замерзания в пределах от −5 до −45 °С. Жидкости с более низкими температурами замерзания, предназначенные для полярных районов, проверить не получится.

Еще один недостаток: подавляющее большинство ареометров для антифризов откалиброваны для этиленгликолевых традиционных ОЖ с минеральным пакетом присадок (например, для классического ТОСОЛа). Современные составы антифризов с карбоксилатными присадками сильно отличаются от ТОСОЛа по плотности. Также отличаются по плоности пропиленгликолевые антифризы. И измерения будут неточными.

Таким образом, ни о каком серьезном анализе речи не идет, однако приблизительное представление о температуре начала кристаллизации антифриза получить можно.

5–10 °С

погрешность ареометра для антифриза

КАК ПОЛЬЗОВАТЬСЯ


АРЕОМЕТРОМ ДЛЯ АНТИФРИЗА

Автомобильные ареометры бывают разных модификаций. По умолчанию у них есть градуировка под температуру замерзания антифриза. Классические стеклянные ареометры, как правило, еще можно использовать для замеров плотности аккумуляторного электролита. Некоторые приборы имеют шкалу с температурами кипения антифриза.

Современный ареометр показывает температуры замерзания и кипения

Классический ареометр показывает плотность антифриза и электролита

Автомобильные ареометры любого типа спроектированы таким образом, чтобы токсичные жидкости случайно не попали на кожу или в глаза.

С помощью резиновой груши (баллона для закачки) антифриз набирается в колбу или непосредственно в пластиковый корпус, в зависимости от типа прибора.

Перед тем, как брать пробу на анализ, нужно убедиться в том, что ареометр для антифриза чистый и не содержит следов предыдущих испытаний. Если есть загрязнения, промываем прибор в мыльной воде и ждем высыхания 5–10 минут. После этого промываем ареометр исследуемой ОЖ, и после этого можно приступать к тестированию антифриза.

Для того, чтобы взять пробу, сжимаем грушу и опускаем резиновый наконечник пробки в охлаждающую жидкость. После этого разжимаем грушу, и антифриз заполняет колбу (корпус). Если вы используете традиционный ареометр со стеклянной колбой, то линия соприкосновения антифриза с поплавком показывает температуру замерзания. В современных ареометрах есть специальный подвижный указатель, который отмечает значения на шкале. Все готово, можно снимать показания. Сливаем охлаждающую жидкость и промываем ареометр.

Важно! Проводить имерения ареометром для антифриза необходимо при температуре воздуха 20 °С. При других температурах показания прибора будут искажаться.

Факты об антифризах

Хорошая температура замерзания — еще не признак качественного антифриза

Температура замерзания — это одно из основных, но не первостепенное свойство антифриза. Гораздо важнее то, насколько эффективно ОЖ отводит избытки тепла от двигателя. Также немаловажны антикоррозионные и антикавитационные характеристики.

Однако многие автовладельцы ошибочно отождествляют качество антифриза с его низкотемпературными свойствами. Интернет завален статьями «экспертов», которые проверяют ОЖ самостоятельно, отмечают с помощью ареометров или рефрактометров хорошую температуру замерзания, бросают в пробу жидкости щепотку соды и в целях рекламы предлагают менять антифриз каждый год или не менять до второго пришествия…

Мы напоминаем: для того, чтобы на самом деле понять, отвечает антифриз заявленному производителем качеству, нужно отправлять пробы рабочей жидкости в сертифицированные лаборатории. Там антифриз протестируют по всем показателям и выдадут экспертное заключение. Впрочем, это не уменьшает значения самостоятельных проверок антифриза. Визуальные осмотры на предмет загрязнения, замеры с помощью ручного рефрактометра или ареометра для антифриза могут выявить проблему в случае серьезного отклонения показателей от нормы.

Ареометр — дешевый и несложный прибор, с помощью которого можно получить приблизительное представление о температуре замерзания ОЖ. Сами по себе его показания не очень точные, однако его можно использовать в полевых условиях как дополнительный этап тестирования антифриза наряду с рефрактометром.

как измерять, как пользоваться, как проверить плотность

Автор Акум Эксперт На чтение 5 мин Просмотров 254 Опубликовано Обновлено

Практически каждый автолюбитель, имеющий обслуживаемый аккумулятор, знает, что плотность электролита в нем необходимо контролировать. Но, оказывается, этот показатель нужно проверять и в системе охлаждения. В статье мы выясним, для чего служит ареометр для антифриза (тосола), и узнаем, как им пользоваться.

Содержание

  1. Что такое ареометр
  2. Зачем вообще измерять плотность тосола и антифриза
  3. Какой должна быть плотность в норме
  4. Как проверить плотность охлаждающей жидкости
  5. Можно ли нормализировать плотность или лучше заменить жидкость полностью

Что такое ареометр

Ареометр для антифриза работает на том же принципе, что и для электролита. Он измеряет плотность. Оба имеют поплавок постоянной массы с проградуированной шкалой, помещенный в огромный шприц с резиновой иглой и резиновой грушей для забора жидкости. Некоторые модели дополнительно оснащаются встроенным термометром. Это актуально для антифриза – мы можем проводить измерение и на холодном, и на теплом двигателе, а от температуры сильно зависит плотность.

Поплавковый ареометр для работы с антифризом или тосолом

Более подробную информацию о конструкции ареометра и о принципе его работы можно узнать в статье «».

Существуют специализированные приборы – отдельно для антифриза и для электролита, а есть универсальные с несколькими шкалами.

Шкала универсального ареометра 

Из фото видно, что плотность электролита измеряется в г/см3, а антифриза – в градусах Цельсия (указана температура замерзания). Существуют «антифризные» устройства, измеряющие тоже в г/см3, но «электролитная» и «антифризная»  шкалы не пересекаются – нормальная плотность тосола и антифриза намного меньше. Поэтому ареометр для аккумулятора, если он не универсальный, нам не подойдет – поплавка не хватит. Он утонет ниже шкалы.

Мнение эксперта

Алексей Бартош

Специалист по ремонту, обслуживанию электрооборудования и промышленной электроники.

Задать вопрос

Существует еще один тип приборов для подобного измерения. Их называют рефрактометрами. Они работают по другому принципу. Как узнать, что у нас в руках – ареометр или рефрактометр? Это сделать несложно, поскольку приборы отличаются по внешнему виду.

Внешний вид рефрактометра

Подробнее на рефрактометре мы останавливаться не будем – это не входит в тему статьи. Скажем только, что он в разы дороже ареометра, но более точный. Его недостаток в том, что времени для измерения понадобится больше. Для тех, кого этот вопрос интересует, мы приложим небольшое видео. Из него можно узнать, как определить плотность рефрактометром:

Зачем вообще измерять плотность тосола и антифриза

Плотность охлаждающей жидкости (ОЖ), как и жидкости для омывателя стекол и фар, очень важна, особенно если вы эксплуатируете автомобиль в северных районах. При низком показателе антифриз просто замерзнет в сильный мороз, и вы уже никуда не едете, а, возможно, и меняете радиатор.

Мнение эксперта

Алексей Бартош

Специалист по ремонту, обслуживанию электрооборудования и промышленной электроники.

Задать вопрос

Покупая готовую жидкость охлаждения, обязательно почитайте, при какой температуре она замерзает. Зальете не то – рискуете «замерзнуть» в сильный мороз. И на всякий случай измерьте его плотность.

Эту охлаждающую жидкость можно использовать при температурах не ниже -38 °С

Какой должна быть плотность в норме

Мы уже отмечали, что плотность охлаждающей жидкости ниже, чем электролита. Какой она должна быть конкретно? Если у вас прибор проградуирован в г/см3, воспользуйтесь табличкой, приведенной ниже.

Если градуировка в градусах Цельсия, то зачем вам знать конкретную плотность, если вы можете сразу выяснить температуру замерзания? Показания такого прибора должны быть выше (не по шкале, а по градусам) температуры, при которой эксплуатируется автомобиль.

Зависимость плотности антифриза от его температуры и порог его замерзания


Как проверить плотность охлаждающей жидкости

Теперь разберемся, как измерять ареометром. Процесс не отличается от измерения плотности электролита. Сжимаем грушу, погружаем иглу прибора в жидкость, отпускаем грушу. Набрать нужно столько, чтобы поплавок плавал. На уровне поверхности охлаждающего вещества считываем показания со шкалы поплавка. Это место на фото ниже указано стрелкой.

Читаем показания на шкале поплавка по уровню поверхности жидкости

Можно ли нормализировать плотность или лучше заменить жидкость полностью

Можно поднять плотность без замены охлаждающей жидкости. Но для этого понадобится концентрат, причем на той же основе (этиленгликоль или пропиленгликоль), что и залитый в ваш автомобиль.

Концентрат охлаждающей жидкости на основе этиленгликоля

Доливаем в радиатор (некоторые льют в расширительный бачок) понемногу концентрат. После этого запускаем двигатель на 30-60 секунд, чтобы жидкости смешались. Глушим, измеряем плотность. Мало – повторяем процедуру. Переборщили – придется лить дистиллированную воду.

Доливка охлаждающей жидкости в радиатор

Не стоит заводить двигатель на длительное время, иначе вам придется работать с кипятком у раскаленной печки. Это и неудобно, и опасно. Да и ареометру это не понравится – поплавок сделан из обычного стекла, а колба вообще может быть пластиковой. Оптимальная температура для доливки – 20 °С, максимальная – 50 °С.

Если не хотите доливать или охлаждающая жидкость выработала свой ресурс (указан на канистре), меняйте. В первом случае особой разницы нет. Во втором, конечно, нужно поменять.

Вот и все об измерении плотности антифриза. При наличии ареометра сделать это несложно и самому. В завершение приводим наглядное видео о том, как пользоваться поплавковым прибором для проверки плотности антифриза.

Сейчас читают:

Как проверить антифриз с помощью ареометра

от Blaze Johnson

Использование автомобильного ареометра антифриза для проверки уровня охлаждающей жидкости вашего автомобиля — относительно простая задача. Некоторые ареометры работают только с антифризом на основе этиленгликоля (зеленого цвета). Подумайте о приобретении рефрактометра для проверки антифриза на пропиленгликоле (красного или розового цвета), поскольку этот тип измерения даст более точный результат. Некоторые автомобили GM и европейские производители используют разные цвета для обозначения типов антифриза. Если вы не уверены, какой тип охлаждающей жидкости используется в вашем автомобиле, обратитесь к руководству пользователя.

Шаг 1

Дайте двигателю вашего автомобиля достаточно остыть. Температура охлаждающей жидкости в вашем автомобиле должна быть около комнатной, чтобы избежать травм и получить точные показания ареометра.

Шаг 2

Откройте капот автомобиля и найдите заливную горловину радиатора. (Прочтите руководство по эксплуатации вашего автомобиля, если вы не уверены в его местонахождении.) Коснитесь крышки рукой, чтобы убедиться, что она холодная. Если крышка радиатора горячая, подождите, пока двигатель еще больше остынет, прежде чем снимать ее.

Шаг 3

Накройте крышку радиатора хлопчатобумажной тканью и слегка надавите вниз, одновременно откручивая крышку против часовой стрелки. Снимите крышку с заливной горловины радиатора и отложите ее в сторону. Проведите пальцем под заливной горловиной внутри радиатора, чтобы проверить наличие металлических остатков или обесцвеченного мусора.

Шаг 4

Промойте радиатор и залейте новую охлаждающую жидкость, если охлаждающая жидкость изменила цвет или загрязнена частицами мусора. Если охлаждающая жидкость не загрязнена, опустите конец шланга ареометра в заливную горловину радиатора. Сожмите резиновую камеру, расположенную в верхней части ареометра, и медленно отпустите ее, чтобы охлаждающая жидкость попала в тестер.

Шаг 5

Убедитесь, что ареометр полностью заполнен охлаждающей жидкостью, и отметьте положение индикатора на шкале «точки замерзания». Температура замерзания охлаждающей жидкости не должна быть выше минус 34 градусов по Фаренгейту. Если показания показывают более высокую точку замерзания, необходимо промыть систему охлаждения и заполнить ее охлаждающей жидкостью.

Шаг 6

Проверьте другую сторону ареометра на предмет «точки кипения». Показания охлаждающей жидкости должны показывать температуру кипения не менее 265 градусов по Фаренгейту. Если указанная точка кипения ниже минимальной, необходимо промыть и долить охлаждающую жидкость.

Шаг 7

Замените крышку радиатора, поместив ее на горловину радиатора и надавив вниз, одновременно поворачивая ее по часовой стрелке, пока она не зафиксируется на месте. Перед установкой крышки обязательно выдавите небольшое количество охлаждающей жидкости из ареометра обратно в радиатор. Вы можете проверить состояние уплотнения крышки и при необходимости заменить крышку.

Каталожные номера

  • AA1 Помощь по диагностике и ремонту автомобилей: Антифриз, охлаждающая жидкость
  • Помощь по ремонту автомобилей: Проверка охлаждающей жидкости двигателя

Вещи, которые вам понадобятся

  • Ареометр
  • Хлопковая тряпка

Биография писателя

Весной 2008 года Блейз Джонсон решил поделиться своим опытом в письменной форме. Он изучал бизнес-администрирование в местном колледже и руководит собственной службой дорожных механиков, специализируясь на автомобилях с компьютерным управлением и нестандартных автомобильных аудиосистемах. Джонсон также де-факто занимается ремонтом компьютеров для своей семьи, друзей и коллег.

Другие статьи

8 обязательных проверок системы охлаждения и способы их выполнения

Image/Summit Racing – David Fuller

Чтобы предотвратить перегрев вашей уличной машины, маслкара или даже вашего ежедневного водителя, важно сохранить ваш система охлаждения работает исправно.

Мы собрали восемь основных проверок системы охлаждения, чтобы помочь вашей машине пережить лето.

Проверка уровня охлаждающей жидкости

Само собой разумеется — вам нужно правильное количество охлаждающая жидкость в вашей системе охлаждения, чтобы не отставать от летней жары.

Некоторые автомобили имеют расширительный бачок охлаждающей жидкости; другие нет. Если в вашем автомобиле или грузовике есть расширительный бачок, вы можете снять крышку с расширительного бачка и при необходимости добавить необходимую смесь воды/антифриза . Заполните бак до отметки холодного уровня или отметки горячего уровня, в зависимости от состояния двигателя.

Если расширительный бачок не имеет съемной крышки или если в вашем автомобиле расширительный бачок отсутствует, для проверки уровня охлаждающей жидкости необходимо снять крышку радиатора. Чтобы безопасно снять колпачок, нажмите вниз и поверните в сторону предохранительного упора, пока давление не будет сброшено. Затем полностью снимите колпачок.

ВНИМАНИЕ: Никогда не снимайте крышку радиатора с горячего двигателя!

Кипящая охлаждающая жидкость или пар могут вылиться из заливной горловины и нанести вам вред.

Проверка прочности вашего антифриза

С помощью ареометра , вы можете проверить прочность имеющегося у вас антифриза. Ареометр позволяет вам забирать небольшое количество охлаждающей жидкости из вашей системы и показывает точку замерзания вашей охлаждающей жидкости.

Существует несколько различных типов ареометров, включая поплавковые и шариковые ареометры. Как вы могли догадаться, в поплавковом ареометре используется поплавок для определения силы охлаждающей жидкости. Как только вы втянете охлаждающую жидкость, сжав резиновую грушу ареометра, поплавок выдвинется из охлаждающей жидкости. Чем выше поплавок выступает из охлаждающей жидкости, тем сильнее охлаждающая жидкость. Термометр и шкала сбоку ареометра точно показывают, насколько низкой должна быть температура перед замерзанием.

Шариковый ареометр использует набор шариков — обычно четыре или пять — для определения концентрации охлаждающей жидкости. Чем сильнее охлаждающая жидкость, тем больше шариков всплывет.

Проверьте свой термостат

Существует несколько способов убедиться, что ваш термостат работает правильно.

Один из старых способов – поместить термостат в раствор охлаждающей жидкости. Затем вы можете нагреть охлаждающую жидкость примерно до 25 градусов по Фаренгейту выше температуры, указанной на термостате. В этот момент термостат должен открыться. Дав раствору остыть примерно на 10 градусов по Фаренгейту ниже числа на термостате, вы можете снова погрузить устройство в раствор охлаждающей жидкости. Теперь он должен полностью закрыться.

Если термостат не открывается и не закрывается должным образом, замените его.

Проверьте шланги и соединения

Потрескавшиеся или изношенные шланги и плохие соединения могут привести к попаданию воздуха в систему охлаждения.

Чтобы проверить шланги, просто сожмите их. Шланги не должны легко разрушаться. Вам необходимо заменить все мягкие, прогнившие или вздутые шланги. Все соединения должны быть проверены на герметичность.

Проверка утечки отработавших газов в систему охлаждения

Выхлопные газы в системе охлаждения могут вызвать коррозию радиатора и других компонентов системы охлаждения. Это также может быть признаком дефектной прокладки головки блока цилиндров, из-за которой выхлопные газы чаще всего попадают в систему охлаждения.

Анализатор выхлопных газов может обнаруживать выхлопные газы внутри системы охлаждения. Просто держите зонд анализатора над заливной горловиной (со снятой крышкой), и анализатор обнаружит любые присутствующие газы. Не помещайте зонд непосредственно в охлаждающую жидкость!

Проверка давления в системе охлаждения

Вы можете обнаружить любые утечки в системе охлаждения с помощью тестера давления радиатора . Вот как это обычно работает:

  1. Заполните радиатор примерно на 1/2 дюйма ниже нижней части заливной горловины.
  2. Протрите уплотнительную поверхность и прикрепите тестер.
  3. Включите насос для проверки давления, чтобы подать давление не более чем на 3 фунта на кв. дюйм выше спецификации производителя.
  4. Если давление стабильно; система не течет.
  5. Если давление падает; есть утечки.
  6. Проверьте стрелку манометра на прогретом двигателе при частоте вращения около 3000 об/мин. Колебание стрелки может указывать на утечку отработавших газов.

Проверка крышки радиатора под давлением

Для проверки крышки радиатора можно также использовать тестер давления и специальный адаптер . Если крышка не может удерживать номинальное давление, это может привести к потере охлаждающей жидкости и, в конечном итоге, к перегреву двигателя. Вам нужно будет заменить крышку радиатора.

Проверка приводного ремня

Проверьте ремень водяного насоса на предмет износа и натяжения.

Если вы слышите пронзительный визг, возможно, вы имеете дело с ослабленным или проскальзывающим ремнем. Водяной насос не сможет вращаться достаточно быстро, чтобы обеспечить надлежащую циркуляцию охлаждающей жидкости. Кроме того, генератор может вращаться недостаточно быстро, чтобы аккумулятор оставался заряженным.

Для проверки клинового ремня (всегда при выключенном двигателе) покрутите ремень пальцами и проверьте наличие мелких трещин, смазки, остекления, разрывов или расколов.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *