Японская методика быстрого счета в уме Соробан: обучение ментальной арифметике

Что такое японская методика быстрого счета в уме Соробан. Как обучиться ментальной арифметике по японской системе. Какие преимущества дает освоение техники быстрого счета Соробан. Как проходит обучение детей ментальной арифметике в Японии.

Что представляет собой японская методика быстрого счета Соробан

Соробан — это японская система обучения быстрому устному счету, основанная на использовании специальных счетов-абакусов. Данная методика позволяет развить навыки молниеносных вычислений в уме и комплексно улучшить работу мозга.

Ключевые особенности системы Соробан:

  • Использование японских счетов абакус для визуализации чисел и арифметических действий
  • Постепенный переход от механических вычислений на счетах к устному счету путем мысленного представления абакуса
  • Одновременное задействование обоих полушарий мозга в процессе счета
  • Развитие образного мышления, внимания, памяти и концентрации
  • Формирование навыка быстрых вычислений с многозначными числами

Методика Соробан позволяет научиться производить сложные арифметические операции в уме за считанные секунды. При этом она развивает не только математические способности, но и общий интеллект.


История возникновения и распространения методики Соробан

Система быстрого счета Соробан зародилась в Японии более 450 лет назад. Она основана на использовании традиционных японских счетов абакус, которые пришли в страну из Китая в XVI веке.

Ключевые этапы развития методики:

  1. XVI век — появление в Японии китайских счетов суаньпань
  2. XVII век — создание японской версии счетов — соробан
  3. XIX век — начало широкого распространения соробана в Японии
  4. 1960-е годы — включение обучения счету на соробане в школьную программу
  5. 1980-е годы — разработка методики ментальной арифметики на основе соробана
  6. 2000-е годы — распространение системы Соробан по всему миру

Сегодня методика Соробан преподается в специализированных школах более чем в 50 странах мира. Она завоевала популярность благодаря эффективности в развитии интеллекта и математических навыков.

Принципы обучения быстрому счету по системе Соробан

Обучение ментальной арифметике по методике Соробан основано на нескольких ключевых принципах:

  • Визуализация чисел и арифметических действий с помощью счетов абакус
  • Постепенный переход от счета на физических счетах к мысленным вычислениям
  • Разделение больших чисел на разряды для упрощения вычислений
  • Использование формул для быстрого выполнения сложных операций
  • Регулярные тренировки для закрепления навыков
  • Развитие скорости вычислений путем соревнований

Как это работает на практике? Давайте рассмотрим пример сложения двузначных чисел:


  1. Число 37 визуализируется на абакусе как 3 косточки в разряде десятков и 7 в разряде единиц
  2. Число 45 добавляется путем передвижения 4 косточек в разряде десятков и 5 в разряде единиц
  3. В результате на абакусе получаем число 82
  4. После тренировок этот процесс происходит мгновенно в уме

Таким образом, методика позволяет научиться быстро считать в уме, развивая при этом образное мышление и память.

Преимущества освоения техники быстрого счета Соробан

Обучение ментальной арифметике по японской системе Соробан дает целый ряд преимуществ:

  • Развитие способности к быстрым вычислениям в уме
  • Улучшение концентрации внимания и памяти
  • Развитие логического и образного мышления
  • Повышение скорости обработки информации мозгом
  • Улучшение академической успеваемости
  • Рост уверенности в себе и самооценки

Владение техникой Соробан помогает не только в математике, но и в изучении других предметов. Дети, освоившие эту методику, как правило, демонстрируют более высокие результаты в школе.

Кроме того, навыки быстрого счета в уме пригождаются и во взрослой жизни — при совершении покупок, планировании бюджета, в профессиональной деятельности.


Особенности обучения детей ментальной арифметике в Японии

В Японии обучение счету на соробане входит в обязательную школьную программу. Вот как это происходит:

  • Знакомство со счетами начинается в 1-2 классе начальной школы
  • Дети учатся выполнять на соробане простые арифметические действия
  • К 3-4 классу осваивают более сложные вычисления
  • В средней школе переходят к устному счету без использования физических счетов
  • Проводятся соревнования по скоростному счету среди школьников

Обучение строится по принципу «от простого к сложному». Сначала дети осваивают базовые навыки работы со счетами, затем постепенно переходят к более сложным вычислениям и развивают скорость.

Важную роль играют регулярные тренировки — ежедневно дети уделяют 10-15 минут упражнениям на счет. Это помогает закрепить навыки и развить автоматизм вычислений.

Возможности применения методики Соробан для развития интеллекта

Методика Соробан может использоваться не только для обучения быстрому счету, но и для комплексного развития интеллекта. Она позволяет:


  • Улучшить концентрацию внимания и усидчивость
  • Развить фотографическую и образную память
  • Активизировать работу обоих полушарий мозга
  • Повысить скорость обработки информации
  • Развить креативное мышление

Как это работает? При использовании соробана задействуются сразу несколько видов восприятия:

  1. Визуальное — при работе со счетами
  2. Тактильное — при передвижении косточек
  3. Слуховое — при прослушивании заданий
  4. Моторное — при выполнении вычислений

Это обеспечивает комплексную стимуляцию мозга и способствует формированию новых нейронных связей. В результате развиваются когнитивные способности в целом.

Методика обучения ментальной арифметике для взрослых

Хотя методика Соробан изначально создавалась для обучения детей, ее с успехом применяют и взрослые. Вот основные этапы освоения техники для взрослых учеников:

  1. Изучение устройства счетов соробан и базовых принципов работы с ними
  2. Освоение простых арифметических действий на счетах
  3. Тренировка скорости вычислений на физических счетах
  4. Переход к устному счету с визуализацией абакуса в уме
  5. Освоение формул для выполнения сложных вычислений
  6. Развитие навыка быстрых вычислений с многозначными числами

Ключевые особенности обучения взрослых:


  • Более быстрый темп освоения базовых принципов
  • Акцент на понимании логики вычислений
  • Необходимость преодолевать сложившиеся стереотипы мышления
  • Важность регулярных тренировок для закрепления навыков

При должном усердии взрослые ученики могут достичь впечатляющих результатов в освоении техники быстрого счета Соробан.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *