Вязкость моторного масла – выбираем нужный состав + Видео » АвтоНоватор
Выбрать смазку для двигателя своего автомобиля несложно, если выяснить, что представляет собой вязкость моторного масла и некоторые иные его параметры. Разобраться в данном вопросе может любой водитель.
Вязкость масла – что это?
Данная жидкость выполняет несколько важных задач, обеспечивающих работоспособность двигателя: удаление продуктов износа, обеспечение оптимального показателя герметичности цилиндров, смазка сопряженных элементов. Учитывая, что температурный диапазон функционирования силовых агрегатов современных транспортных средств достаточно широк, производителям сложно изготовить «идеальный» состав для мотора.
Зато они могут выпускать такие масла, которые помогают добиваться оптимального КПД двигателя, обеспечивая при этом его незначительный эксплуатационный износ. Важнейшим показателем любого моторного масла является класс его вязкости, который обуславливает способность состава сохранять свою текучесть, оставаясь на поверхности узлов силового агрегата. То есть достаточно знать, какой вязкости лить моторное масло в ДВС, и уже не беспокоиться о нормальной его работе.
Динамическая и кинематическая вязкость моторного масла
Американский Союз автомобильных инженеров SAE создал понятную систему, которая устанавливает классы вязкости моторных масел. Она учитывает два вида вязкости – кинематическую и динамическую. Первая измеряется в капилляр-вискозиметрах или (что отмечается чаще) в сантистоксах.
Кинематическая вязкость описывает показатели его текучести при высоких и нормальных температурах (100 и 40 градусов по Цельсию, соответственно). А вот динамическая вязкость, которую также называют абсолютной, обозначает силу сопротивления, образующуюся при движении двух, отдаленных друг от друга на 1 сантиметр слоев жидкости со скоростью 1 см/с. Площадь каждого слоя устанавливается равной 1 см. Замеряют ее вискозиметрами ротационного типа.
Как определить вязкость моторного масла по стандарту SAE?
Данная система не устанавливает качественные параметры смазки. Другими словами, индекс вязкости моторного масла не способен дать автомобилисту четких сведений о том, какую конкретно жидкость ему лучше всего заливать в двигатель своего «железного коня». Зато цифро-буквенная либо цифровая маркировка состава по SAE описывает температуру воздуха, когда можно эксплуатировать масло, и сезонность его применения.
Расшифровка вязкости моторного масла по SAE не представляет труда. Всесезонные смазки маркируются следующим образом – SAE 0W–20, где:
- число 20 является показателем высокотемпературной вязкости состава;
- английская литера W «дает разрешение» на применение масла в зимний период;
- цифра 0 определяет самое малое значение температуры, при которой допускается заводить двигатель до -40 °С.
Классификация моторных масел по вязкости для сезонных составов еще более проста. Летние имеют вид SAE 50, зимние – SAE 20W.
На практике класс SAE выбирается на основании того, какой средний зимний температурный режим характерен для пояса, где используется транспортное средство. Российские водители обычно выбирают продукцию с индексом 10W–40, так как она оптимальна для эксплуатации при температуре до -25 градусов. А максимально подробную информацию о соответствии отечественных групп вязкости и международных классов содержит таблица вязкости масел моторных. Найти в интернете ее совсем нетрудно.
Кроме описанной классификации масел по вязкости используется их разделение по индексам ACEA и API. Они характеризуют моторные смазки по качеству, но об этом мы поговорим в другом материале, посвященном вязкости смазок для двигателей авто.
youtube.com/embed/HNJ9KkseO5g?rel=0″ frameborder=»0″ allowfullscreen=»»>- Автор: Марина
Оцените статью:
(0 голосов, среднее: 0 из 5)
Поделитесь с друзьями!
Adblock
detector
Вязкость масла, зависимость от температуры, правильный выбор марки товара при покупке нового смазочного материала
Вязкость — это одна из наиболее важных характеристик моторной смазки. Основной задачей данного материалаявляется недопущение трения «сухих» рабочих элементов при сохранении герметичности двигателя.
Описание понятия «вязкость масла»
Вязкость моторного масла — наиболее важный его параметр. Физический смысл данного свойства состоит в способности оставаться в виде защитной пленки на поверхностях элементов движка и в то же время обладать текучестью.
В связи с тем, что в рабочем моторе температура смазки непостоянна, колеблется в широких диапазонах, сложно обеспечить стабильность ее характеристик. При равномерной температуре тосола или антифриза, которую отражает шкала прибора, нагрев смазки в прогретом движке может доходить до 140 °C и выше, все зависит от нагрузок, получаемых силовым агрегатом.
При изготовлении смазочного материала задается конкретная вязкость автомобильного масла, обеспечивающая лучший коэффициент полезного действия для каждого вида мотора, с учетом допустимых эксплуатационных условий.
Зависимость густоты материала от температуры
Вязкость моторного масла является величиной непостоянной, имеющей переменные показания при разной температуре внутри движка.В процессе эксплуатации силовых моторов возникла необходимость определять зависимость вязкости масла от температуры.
В ассоциации инженеров SAE проводится классификация масел по вязкости в зависимости от различных температур. Разработанная таблица вязкости позволяет определить границы возможных значений температуры, в которых эксплуатация данного силового агрегата не представляется опасной при использовании смазочного материала, имеющего определенные параметры.
Классификация моторных масел по вязкости помогает произвести правильный выбор при покупке смазочного вещества. В зависимости от интервалов температур в специальный документ занесена вязкость моторного масла, таблица является вспомогательным инструментом для получения необходимой информации.
Индекс вязкости моторного масла по SAE должен обозначаться в зависимости от ее величин при 100°C и 150°C в соответствии с таблицей. Определение вязкости масла при помощи данных, размещенных в таблице, не представляет сложностей.
Обозначения в маркировке смазочных веществ
Маркировка моторной жидкости содержит аббревиатуру SAE, затем идут числовые и буквенные обозначения. Например, наиболее часто используется обозначение марки всесезонного средства SAE 5W — 40. Что означают цифры в данной надписи? Чтобы расшифровать надпись, нужно отнять 40 от 5, получится минус 35°C — при таком значении температуры можно запускать холодный двигатель. Латинская буква W означает зимний вид, первая буква слова Winter.
Цифры, стоящие после буквы W, указывают на густоту смазочного материала при повышении температуры. Чем это число больше, тем более высокой вязкостью будет обладать смазывающая жидкость в работающем двигателе при возрастании температуры. Для определения, подходит ли данное средство для конкретного мотора, необходимо воспользоваться информацией, содержащейся в документации на автомобиль.
Степень вязкости моторного масла указана на этикетке, размещенной на канистре.
Выбор подходящей густоты смазки
Автовладельцы часто задаются вопросом, какую вязкость масла выбрать. Существует общее мнение о том, что чем выше вязкость моторного масла при повышенных температурах, тем лучше работает двигатель. Такое утверждение справедливо для езды на автомобилях спортивных моделей.
Чтобы не ошибиться при покупке смазочного средства, выбрать вязкость, являющуюся оптимальной, необходимо изучить рекомендации производителей, размещенные в сервисной книжке. Использовать моторные масла, имеющие непредусмотренную вязкость для данного вида автомобиля и его мотора, крайне нежелательно.
При производстве автомобиля учитываются допустимые режимы эксплуатации двигателя. Исходя из этого даются рекомендации по параметрам густоты смазочных материалов, оптимальным для данного силового агрегата. Только при применении правильной смазки двигатель будет стабильно работать.
На правильность выбора моторного средства не должны оказывать влияния следующие данные:
- Дата выпуска автомобиля.
- Количество пройденных километров.
- Стиль вождения.
- Материальные возможности автовладельца.
- Некомпетентность обслуживающего персонала СТО.
Параметры заливаемой смазочной жидкости должны соответствовать требованиям, выдвинутым разработчиками данного силового агрегата.
Динамика изменения густоты смазки, кинематическая вязкость
Работа двигателя находится в прямой зависимости не только от абсолютной густоты смазочных материалов, но и от такого показателя, как динамическая вязкость масла, изменяющаяся при определенных скачках рабочей температуры, присущих данному мотору.
Выбирая нужную смазку, необходимо помнить, что динамика должна подходить к конструктивным особенностям данного движка.
Повышенная вязкость моторного масла приводит к таким негативным последствиям:
- рост рабочей температуры двигателя;
- ускоренный износ деталей;
- быстрое окисление и выход из строя смазки, приводящее к частой замене.
Снижение высокотемпературной густоты автомасел ниже рекомендуемого уровня более опасно для силового агрегата, чем ее завышение. При схожем индексе по SAE такие виды смазки имеют классы качества ACEAA1/B1, ACEAA5/B5. Данные смазочные материалы используются только в специальных моторах.
Обычные двигатели не рассчитаны на низкий класс вязкости моторных масел. Высокие температуры и обороты мотора приводят к интенсивному истончению созданной защитной пленки на трущихся поверхностях. Смазка становится неэффективной, расход смазочной жидкости увеличивается в результате ускоренного выгорания. В таких условиях высока опасность заклинивания мотора.
Если сервисная книжка или инструкция по эксплуатации автомобиля не содержат рекомендаций по применению моторных масел, относящихся к классам ACEAA1/B1, ACEAA5/B5, то применять их для своего авто нежелательно.
Кинематическая вязкость масла — это показатель, характеризующий те свойства масла, что присущи ему при нормальной и повышенной температуре, 40°C и 100°C соответственно. Данный параметр измеряется в сантистоксах.
Масла низкой вязкости
Кроме привычной классификации вязкости масел по SAE, автомеханиками используется современный индекс HTHS, учитывающий высокотемпературную вязкость при высокой скорости сдвига. С помощью данного показателя определяется толщина защитной пленки при высоких температурах смазки.
Исходя из данной классификации, моторные масла делятся на маловязкие и полновязкие. Числовое значение коэффициента HTHS указывает на степень защитных и энергосберегающих качеств смазки.
В связи с жесткими требованиями экологов в странах Европы и Японии к количеству вредных выбросов автопроизводители вынуждены использовать маловязкие сорта моторных смазочных материалов. Применение энергосберегающих масел приводит к снижению трения в двигателях, что способствует уменьшению потребления горючего и выделения в атмосферу углекислого газа.
Знакомство со стабилизаторами густоты масла
В процессе эксплуатации моторная смазка претерпевает изменение, теряет необходимую вязкость. Стабилизатор вязкости масла, предназначен для восстановления утраченных полезных свойств и доведения густоты до необходимых величин. Использование стабилизаторов показано для силовых агрегатов любого вида, имеющих среднюю либо высокую степень износа.
При использовании данного средства улучшаются такие показатели:
- увеличивается вязкость масла;
- снижается давление в системе смазки;
- исчезают шумовые эффекты работающего мотора;
- резкое уменьшение количества вредных выхлопных газов;
- приостанавливается разжижение и окисление смазочного материала;
- трущиеся поверхности покрываются защитной пленкой;
- снижается образование нагаров в цилиндрах.
Благодаря простоте использования и получаемому эффекту стабилизаторы вязкости смазочных материалов нашли широкое применение среди автолюбителей.
Особенности масловязких гидравлических масел
Низко застывающие масловязкие жидкости типа гидравлического либо турбинного масла, используются для смазки трущихся деталей в северных широтах при сверхнизких температурах.
Минимальная вязкость гидравлического масла увеличивает надежность системы смазки. Если правильно подобрать марку вещества, масляный насос стабильно получает смазку, создается оптимальное гидравлическое сопротивление, что способствует выравниванию мощности и замедлению износа элементов мотора.
Масловязкие моторные жидкости обладают неоспоримыми преимуществами. К плюсам жидкостей 5W-20, OW-40 относятся следующие факторы:
- Уменьшение выбросов углекислого газа в атмосферу.
- Существенная экономия топлива.
- Высокая эффективность охлаждения двигателя за счет быстрой циркуляции жидкости.
Вязкость растительных масел
В производственных целях в качестве смазочных веществ используются также смазки растительного происхождения:
- Подсолнечное
- Касторовое
Как определить вязкость растительных масел? Коэффициент вязкости касторового масла, подсолнечного и другого растительного масла определяется при помощи специальных установок в лабораторных условиях.
Использование машинных смазок в производстве
Веретенный машинный вид смазки имеет низкую вязкость, применяется в слабонагруженных механизмах, работающих на высоких скоростях (текстильное производство).
Турбинная жидкость используется для смазки и охлаждения подшипников в механизмах турбинного типа:
- газовая либо паровая турбина;
- гидравлическая турбина;
- турбокомпрессорный привод.
Определяющий фактор турбинной смазки — это ее устойчивость против окисления, способствующая стойкой защите металлических элементов, входящих в действующий механизм. Благодаря уникальным свойствам турбинной смазки продлевается срок эксплуатации механизмов.
Широкую популярность приобретает ВМГЗ, обозначение должно расшифровываться как всесезонное масло гидравлическое загущенное. Данное средство используется в технических устройствах, оснащенных гидравлическими приводами, работающих в северных районах. Уникальный продукт ВМГЗ, определяемый как вещество, обладающее минимальной динамической вязкостью, обеспечивает стабильную работу техники.
Ойлрайт — это графитная смазка, имеющая водостойкую консистенцию, используемая для обработки и консервации деталей. Данный продукт сохраняет свои свойства при температуре от минус 20°С до плюс 70°С.
OILRIGHT применяется для покрытия ответственных узлов автомобилей и механизмов, деталей из нержавеющей стали, сохраняет прокат, годится для борьбы со скрипами и для защиты металлических поверхностей от коррозии. Под воздействием данного средства пластмассовые и резиновые части механизмов не должны становиться разбухшими и пористыми.
Проверка чистоты моторной жидкости
Измерение степени загрязненности моторных масел посторонними включениями производят под действием ультразвука при помощи специальных устройств. Основным недостатком проверок данного вида является невозможность проведения оперативного анализа моторной жидкости непосредственно в силовом агрегате. Ультразвуковой метод диагностики смазочного материала возможен только в условиях лаборатории.
Вязкость обычных жидкостей по типу жидкости
Жидкость | Удельный вес @ 16°C | Абсолют Вязкость сП | Температура С° | Тип вязкости N = ньютоновская T = тиксотропная |
МОЛОЧНЫЕ ПРОДУКТЫ |
|
|
|
|
Сливочное масло Жир |
| 42 | 43 | Н |
Сливочное масло Жир |
| 20 | 65 | Н |
Масло сливочное дезодорированное |
| 45 | 50 | Н |
Творог |
| 30 000 | 18 | Т |
Масло какао | 0,92 | 50 | 60 | Н |
Масло какао | 0,87 | 0,5 | 100 | Н |
Сгущенное молоко |
| 40-80 | 40-50 | Н |
Сгущенное молоко 75% сухих веществ | 1,3 | 2160 | 20 | Т |
Сливки 30% жирности | 1,0 | 14 | 16 | Н |
Сливки 45% жирности | 0,99 | 48 | 16 | Н |
Сливки 50% жирности | 0,98 | 112 | 16 | Н |
Сливки 50% жирности |
| 55 | 32 | Н |
Молоко | 1,02-1,05 | 2,0 | 18 | Н |
Молоко | 1,02-1,05 | 1,0 | 52 | Н |
Молочная сыворотка 48% сахара |
| 800-1500 | 40 | Т |
Плавленый сыр |
| 6500 | 80 | Т |
Плавленый сыр |
| 30 000 | 18 | Т |
Целое яйцо |
| 150 | 4,5 | Т |
Йогурт | 1,15 | 152 | 40 | Т |
ПИЩЕВЫЕ ПРОДУКТЫ |
|
|
|
|
Тесто |
| 29 500 | 30 | Т |
Детское питание |
| 1400 | 93 | Т |
Свекольный соус |
| 1950 | 76 | Т |
Премикс для бисквитного крема |
| 29 200 | 18 | Т |
Пивные дрожжи |
| 368 | 18 | Т |
Смесь для бульона |
| 430 | 18 | Т |
Соус из рожкового дерева |
| 1500 | 30 | Т |
Шоколад |
| 280 | 49 | Т |
Мякоть цитрусовых | 1,27 | 600 | 20 | Т |
Кофейный ликер 30-40% |
| 10-100 | 20 | Т |
Заварной крем | 1,6 | 1500 | 85-90 | Т |
Пищевое масло | 0,9 | 65 | 20 | Н |
Желатин 37% сухих веществ |
| 1190 | 43 | Т |
Глюкоза | 1,3 | 4300-8600 | 25-30 | Т |
Соусная суспензия | 1,0 | 110 | 80 | Т |
Фруктовый сок | 1,04 | 55-75 | 18 | Н |
Джем Гарнир |
| 8440 | 16 | Т |
Экстракт солода 80% |
| 9500 | 18 | Т |
Экстракт солода | 1,4 | 3000 | 60 | Т |
Майонез |
| 20 000 | 20 | Т |
Фарш |
| 100 000 | 30 | Т |
Смесь для мусса |
| 1200 | 5 | Т |
Пектин |
| 300 | 38 | Н |
Пектин |
| 345 | 27 | Н |
Концентрат апельсинового сока | 30 Брикс | 630 | 20 | Н |
Концентрат апельсинового сока | 30 Брикс | 91 | 80 | Н |
Концентрат апельсинового сока | 50 Брикс | 2410 | 20 | Н |
Концентрат апельсинового сока | 50 Брикс | 330 | 80 | Н |
Рисовый пудинг |
| 10 000 | 100 | Т |
Салат со сливками |
| 1300-2600 | 18 | Т |
Соус – Яблоко | 1. | 500 | 80 | Т |
Сорбитол | 1,29 | 200 | 20 | Н |
Томатный кетчуп |
| 1000 | 30 | Т |
Томатная паста 30% |
| 195 | 18 | Т |
Уксус |
| 12-15 | 20 | Н |
Дрожжевой сурри |
| 20 | 18 | Т |
Соевая суспензия |
| 5000-10 000 | 50-90 | Т |
ФАРМАЦЕВТИЧЕСКАЯ ПРОДУКЦИЯ |
|
|
|
|
Моющие средства |
| 1470 | 70 | Т |
Крем для рук |
| 780 | 18 | Т |
Латексная эмульсия | 1,0 | 200 | 24 | Т |
Латексная эмульсия |
| 48 | 65 | Т |
Парафиновая эмульсия | 1,2 | 3000 | 18 | Т |
Шампуни |
| 3000 | 36 | Т |
Мыло Арилан | 1,0 при 40°C | 630 | 60 | Т |
Мыльный раствор | 1,03 при 60°C | 82 | 60 | Т |
Зубная паста |
| 70 000–100 000 | 18 | Т |
Воск | 0,9 | 500 | 93 | Т |
РЫБНЫЙ И ЖИВОТНЫЙ ЖИР |
|
|
|
|
Костяное масло | 0,92 | 48 | 54 | Н |
Масло трески | 0,93 | 32 | 38 | Н |
Лард | 0,96 | 62 | 38 | Н |
Лард Ойл | 0,91-0,93 | 40-47 | 38 | Н |
Масло спермы | 0,88 | 24 | 38 | Н |
Китовый жир | 0,93 | 25-39 | 38 | Н |
РАСТИТЕЛЬНЫЕ МАСЛА |
|
|
|
|
Касторовое масло | 0,96 | 580 | 27 | Н |
Касторовое масло |
| 36 | 80 | Н |
Масло китайского дерева | 0,94 | 300 | 21 | Н |
Кокосовое масло | 0,93 | 55 | 24 | Н |
Кокосовое масло |
| 30 | 38 | Н |
Кукурузное масло | 0,92 | 28 | 57 | Н |
Хлопковое масло | 0,88 | 62 | 24 | Н |
Хлопковое масло | 0,93 | 24 | 52 | Н |
Льняное масло сырое | 0,93-0,94 | 29 | 38 | Н |
Оливковое масло | 0,91 | 40 | 38 | Н |
Пальмовое масло | 0,92 | 43 | 38 | Н |
Арахисовое масло | 0,92 | 38 | 38 | Н |
Соевое масло | 0,93 | 60 | 24 | Н |
Соевое масло |
| 12 | 80 | Н |
Скипидар | 0,86 | 2,0 | 16 | Н |
ПРОМЫШЛЕННЫЕ ТОВАРЫ |
|
|
|
|
Ацетатный клей |
| 1200-1400 | 20 | Т |
NaOH 20% | 1,22 | 1,0 | 18 | Н |
NaOH 30% | 1,33 | 1,0 | 18 | Н |
NaOH 40% | 1,43 | 20 | 18 | Н |
Кристаллы крезола |
| 10 | 18 | Т |
Глицерин 100% | 1,26 при 20°C | 648 | 20 | Н |
Глицерин 100% |
| 176 | 38 | Н |
Изопропиловый спирт | 1. | 1,9 | 85 | Н |
Лак 25% твердых веществ |
| 3000 | 18 | Т |
Полиэстер | 1.1 при 30% | 3000 | 30 | Т |
Полипропилен |
| 240 000 | 50 | Т |
Полиизобутилен | 1,09 при 85° | 12 500 | 85 | Т |
Пластизоль | 2,5 | 28 000 | 18 | Т |
Чернила для принтеров |
| 550-2200 | 38 | Т |
Чернила для принтеров |
| 238-660 | 54 | Т |
Раствор смолы |
| 880 | 24 | Т |
Раствор смолы |
| 975 | 21 | Т |
Раствор смолы |
| 7140 | 18 | Т |
Сульфоновая кислота | 1,04 | 125 | 30 | Т |
Триацетатный допинг |
| 48 000/60 000 | 40 | Т |
ГЛИКОЛЕВЫЕ ПРОДУКТЫ |
|
|
|
|
Пропилен | 1,04 | 52 | 21 | Н |
Триэтилен | 1,12 | 40 | 21 | Н |
Диэтилен | 1,12 | 32 | 21 | Н |
Этилен | 1,12 | 18 | 21 | Н |
нажмите здесь для загрузки в формате pdf
Вязкость жидкостей и газов
Вязкость жидкостей и газов
| Индекс Таблицы Справочник | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| 5Назад |
|