Что такое вязкость моторного масла и как выбрать масло по вязкости?
16.02.2022
Характеристики масла во многом зависят от его вязкости. Однако существует еще и такое понятие как индекс вязкости.
Чем отличаются эти параметры и как учитывать их при подборе моторного масла? Обо всём по порядку.
Что такое вязкость моторного масла
Вязкость — это способность масла оказывать сопротивление перемещению одной его части (или слоя) относительно другой. Соответственно, чем выше значение вязкости, тем гуще смазочный материал.
Широко распространено определение вязкости по стандарту SAE J300. Подробно о классификации SAE мы говорили в большом материале о том, как выбрать моторное масло.
Вязкость —
один из основных показателей для моторного масла. Важно, чтобы оно оставалось жидким даже при низких температурах, могло протекать по масляным каналам и защищать детали двигателя от износа и трения. Однако в непрогретом моторе вязкость масла увеличивается, а его текучесть снижается.
В соответствии со стандартом SAE J300 моторное масло должно соответствовать следующим требованиям:
- Прокачиваемость. Насос должен без проблем качать масло по системе. Особенно это актуально при низких температурах.
- Работа при высоких температурах. Масло не должно испаряться и расходоваться на угар.
- Защита двигателя от износа и перегрева во всех температурных диапазонах.
- Обеспечение минимальной силы трения между отдельными парами в двигателе.
- Уплотнение зазоров между деталями цилиндро-поршневой группы.
На эти свойства моторного масла влияют динамическая и кинематическая вязкости. Их обозначение есть на канистре моторного масла. Например, одно из самых распространённых — 5W-40.
Первая цифра и буква означают динамическую вязкость, последнее число — кинематическую.
Что такое индекс вязкости
Индекс вязкости — это показатель, у которого нет единиц измерения: чем он выше, тем меньше вязкость масла зависит от температуры. Масло с высоким индексом вязкости быстрее поступает в зону трения при низких температурах, а при высоких — эффективнее снижает износ.
Низкий индекс вязкости означает затруднения во время запуска мотора в холодную погоду или снижение защиты деталей от износа при нагреве.
Стоит подчеркнуть: вязкость определяет текучесть жидкости в данный момент и при данных обстоятельствах. Индекс вязкости указывает на изменение вязкости при изменении температуры. Проще говоря: чем выше индекс вязкости, тем лучше, а вот вязкость нужно подбирать в соответствии с температурой внешней среды, при которой используется автомобиль.
Динамическая вязкость
Динамическая, или абсолютная, вязкость характеризует силу сопротивления маслянистой жидкости. Сила возникает во время движения двух слоёв масла, удалённых на расстояние в один сантиметр и движущихся со скоростью 1 см/с. Единица измерения силы — Па•с (мПа•с). обозначается английской аббревиатурой CCS. Тестирование отдельных образцов выполняется на специальном оборудовании — ротационном вискозиметре.
Степень вязкости показывает, при какой температуре можно запускать холодный двигатель. Рядом с цифровым значением стоит латинская буква W — первая буква слова winter («зима»).
В соответствии со стандартом SAE J300 динамическая вязкость всесезонных (и зимних) моторных масел определяется так:
- 0W — обеспечивает лёгкий запуск ДВС при температуре до —35 °С;
- 5W — при температуре до —30 °С;
- 10W — при температуре до —25 °С;
- 15W — при температуре до —20 °С;
- 20W — при температуре до —15 °С.
Отметим, здесь речь идёт именно о запуске, или проворачиваемости, коленчатого вала. Прокачиваемость в каждом случае будет на 5 градусов ниже.
Для большинства регионов России масла со значением 10W и выше не могут быть рекомендованы как всесезонные. Это указано в допусках разных автопроизводителей для машин, предназначенных для российского рынка. Для России оптимальны масла с низкотемпературной характеристикой 0W или 5W.
Кинематическая вязкость
Кинематическая, или высокотемпературная вязкость — это величина, показывающая время, за которое некоторое количество жидкости проходит через отверстие определённого диаметра в специальном приборе — капиллярном вискозиметре.
Измеряется высокотемпературная вязкость в мм²/с. Альтернативная единица измерения — сантистокс (сСт). Есть следующая зависимость: 1 сСт = 1 мм²/c = 0,000001 м²/c.
Наиболее популярные классы кинематической вязкости по стандарту SAE — 20, 30, 40, 50 и 60.
Зависимость следующая: чем меньше класс, тем масло жиже. И наоборот, чем выше — тем больше вязкость. Лабораторные тесты проводят при трёх температурах: плюс 40 °С, плюс 100 °С и плюс 150 °С. Так можно увидеть динамику изменения вязкости в разных условиях: нормальных (плюс 40 °С/ плюс 100 °С) и критических (плюс 150 °С). Эти значения приняты за основные точки, хотя испытания проводятся и при других температурах.
При повышении температуры плотность вещества уменьшается, и это значит, что при постоянной динамической вязкости кинематическая будет увеличиваться. И наоборот: при снижении температуры кинематические коэффициенты снижаются.
В последнее десятилетие в мировом автопроизводстве есть тенденция к снижению высокотемпературной вязкости при высокой скорости сдвига — HTHS. Использование масел с низким HTHS экономически и экологически оправдано: такие масла дают большую экономию топлива по сравнению с продуктами с более высокой вязкостью. Подробнее о показателе HTHS мы писали в отдельной статье.
Меньшая вязкость приводит к снижению сопротивления деталей мотора, к увеличению мощности, снижению износа в некоторых узлах двигателя. Кроме того, при использовании маловязких масел выброс СО₂ в атмосферу значительно меньше, чем у масел более высокой вязкости. Подробно об этом мы говорили в одном из прошлых материалов.
Стоит лишь отметить: если двигатель не спроектирован под маловязкие масла (с низким HTHS), использование таких продуктов в нём недопустимо. Поэтому ещё раз напомним: первоочередным фактором при выборе масла будут рекомендации завода-изготовителя авто. Полный чек-лист по выбору можете найти здесь.
Что будет, если неправильно выбрать вязкость
Слишком густое или недостаточно вязкое масло может вызвать износ деталей, что в итоге приведёт к дорогому ремонту или замене двигателя.
Если масло слишком густое, могут возникнуть проблемы:
- Рабочая температура двигателя будет повышаться, поскольку тепло будет отводиться хуже. Однако при езде на невысоких оборотах и/или в холодную погоду это не критично.
- Интенсивная нагрузка и/или езда на высоких оборотах может спровоцировать износ отдельных деталей и самого двигателя.
- Высокая температура двигателя приводит к ускоренному окислению масла, из-за чего оно быстрее теряет свои свойства.
Нельзя заливать маловязкие масла в двигатель, который на них не рассчитан. В противном случае могут возникнуть следующие ситуации:
- Масляная защитная плёнка на поверхности деталей будет очень тонкой, и детали не получат должной защиты от механического износа и воздействия высоких температур.
- Большое количество масла будет уходить в угар— высокий расход расход.
- Возникает риск появления так называемого клина мотора, что грозит сложным и дорогим ремонтом.
Заключение
Вязкость — важный, но не единственный параметр выбора масла. Большую роль играют другие показатели: допуски автопроизводителя, лицензии по стандартам ACEA, API или ILSAC, тип базового масла (синтетика, полусинтетика, минералка), особенности конструкции двигателя.
Самая точная информация о том, какое масло необходимо для вашего двигателя, содержится в технической документации к автомобилю. Кроме того, выбрать нужный продукт поможет наш онлайн-подборщик.
К списку статей
Масло 5W30 | Расшифровка | Применение
- Основная информация по маслам 5W30
Масло 5W30 — одна из самых популярных марок вязкости масла на современном рынке.
Это лучшая рекомендация для легковых автомобилей, внедорожников и легких грузовых автомобилей.
Расшифровка маркировки масел SAE 5W-30
Общество инженеров автомобильной промышленности (SAE) разработало стандартную шкалу для оценки моторных смазок и трансмиссионных масел по их вязкости. Оно соответствует формату “XW-XX”.
В случае масла SAE 5W-30 цифра, предшествующая W (т.е. 5). Чем меньше это первое число, тем лучше масло будет работать зимой (не загустевая). Буква «W» означает «зима».
Несмотря на то, что оно хорошо работает при более высоких температурах, его лучше всего использовать для автомобилей, которые ездят в регионах с низкой температурой.
Из-за более низкой вязкости его обычно рекомендуют для бензиновых автомобилей или маломощных дизельных двигателей.
• Для использования в малотоннажных автомобилях и легких грузовиках;
• Для двигателей, которые не находятся под слишком большим давлением;
• Для автомобилей, которые ездят при резких колебаниях температуры, поскольку оно менее подвержено тепловому разрушению. 5 часто задаваемых вопросов о масле 5W30
1. Чем масло 5W-30 отличается от других моторных масел?
Масло 5W-30 обладает лучшей вязкостью при низких температурах по сравнению, скажем, с маслом 10W-40. В результате масло 5W-30 менее вязкое при низких температурах.
По сравнению с другими маслами, класс вязкости 5W-30 лучше работает зимой, предотвращая износ двигателя автомобиля (благодаря противоизносным присадкам).
Масло 5W-30 не подходит для использования при экстремально высоких температурах, поскольку при таких температурах автомобильным двигателям требуется более густое масло. Поскольку масло 5W-30 сравнительно тоньше любого другого слоя всесезонного масла, такого как 5W-40, оно может плохо смазывать двигатель.
Вообще говоря, масло 5W-30 рекомендуется для использования на бензине и дизельном топливе малой мощности.
Тем не менее, 5W-30 может использоваться в тяжелых условиях, если используется в соответствующем климате (при более низких температурах).
Зимой оно может выдерживать низкие температуры и умеренное давление благодаря своей превосходной вязкости.
Обязательно избегайте использования этого масла при высоких температурах в тяжелых условиях эксплуатации. Это может привести к недостаточной смазке и амортизации под высоким давлением, а также повлиять на топливную экономичность и расход масла.
Обычно масло 5W-30 выпускается в виде гидрокрекингового синтетического масла, 100% синтетического и масла с ПАО и Эстерами.
4. Используется ли масло 5W-30 в дизельных двигателях?
Дизель сгорает при очень высокой степени сжатия — намного выше, чем у бензиновых двигателей. Поэтому для них требуются высоковязкие или полностью синтетические моторные масла, которые могут работать при высоких температурах.
Масло, используемое в двигателе, должно выдерживать высокую рабочую температуру и давление при смазке деталей двигателя.
Хотя масло 5W-30 подходит для дизельных двигателей малой мощности, но вы, вероятно, захотите выбрать более тяжелое и густое масло для повседневного использования в тяжелых условиях.
Масло 5W-30 хорошо работает с широким спектром двигателей легковых автомобилей и легких грузовиков. Это универсальное масло также подходит для приличного температурного диапазона и достаточно универсально.
Благодаря низкому уровню вязкости при низких температурах, оно также значительно снижает вероятность термического разрушения и увеличивает срок службы двигателя вашего автомобиля.
Помогает защитить детали двигателя внутреннего сгорания и обеспечивает превосходную производительность при запуске и остановке по сравнению с более густым маслом.
Идеально подходит для поездок на большие расстояния, где может потребоваться масло с большим пробегом при меньшем расходе масла.
Подходит для более старого двигателя, поскольку большинству автомобилей со старым двигателем требуется легкое масло, которое не оказывает слишком большого давления на двигатель.
Пр. Рыскулова 61.
Перейти в каталог моторных масел 5W3015.08.2022 13:44:30
0
5198
Рекомендуемые статьи
Допустимый расход моторного масла
Тот факт, что современные двигатели потребляют больше масла, чем старые, неудивителен. В последние годы нагрузка на детали возросла непропорционально их запасу прочности. Повышенная степень сжатия и увеличение эффективного давления в цилиндрах способствуют прорыву газов через поршневые кольца в вентиляцию картера, а оттуда в камеру сгорания. Эти изменения повлияли на количество масла, которое..
23.06.2021
Можно ли смешивать моторные масла?
Порой возникает вопрос: «Можно ли смешивать масла разных марок, категорий и вязкости?» По этому поводу идут споры, и единого мнения нет. Рекомендации производителей масел часто разнятся. Часто возникают ситуации, когда нужно доливать масло, но в двигателе осталось масло от другого производителя. Проблема возникает также при переходе на масло другого производителя и другой вязкости. Даже если по..
01.07.2021
0
1618
Температура застывания масел Yacco и Lotos вязкости 5W30
Синтетические масла вязкости 5W30 Yacco и Lotos: инвестируйте в долгосрочное здоровье вашего двигателяПрошли те времена, когда водители полагались исключительно на обычные моторные масла для своих автомобилей. Их непредсказуемость, примеси и в некоторых случаях токсичность вызвали необходимость в синтетических маслах, которые кардинально изменили правила игры. Синтетические масла бы..
09.11.2021
Основная информация по маслам 10W40
Перейти в каталог моторных масел 10W40Что означает 10W40? 10W-40 — это вязкость моторного масла, определенная Обществом автомобильных инженеров (сокращенно SAE). Моторное масло густеет на холоде и становится тоньше при нагревании. Расшифровка маркировки 10W40 Давайте разберем 10W-40 немного подробнее. 10W Масла имеют заданную максимальную вязкость при низкой температуре. Чем меньше значение ..
23.08.2022
Вязкость масла и ее значение
Важным качеством смазочного материала является его вязкость. Вязкость — это показатель внутренней когезионной способности масла, более известный как его сопротивление течению.
Вязкость определяется как равная напряжению сдвига/скорости сдвига. Масла с высокой вязкостью имеют молекулы с большей способностью когезии (более высокое сопротивление потоку), тогда как масла с низкой вязкостью имеют более низкую способность когезии (низкое сопротивление потоку), что позволяет достигать более высоких скоростей потока.Смазочные материалы обычно используются для разделения движущихся частей в системе. Они уменьшают трение, поверхностную усталость, тепло, шум и вибрации. Смазочные материалы могут сделать это, образуя физический барьер между движущимися частями.
При нагреве масла его вязкость уменьшается, что снижает его грузоподъемность. Вязкость изменяется в зависимости от нагрузки и температуры. При повышении температуры смазка разжижается, а вязкость снижается. И наоборот, по мере снижения температуры смазка густеет, а вязкость увеличивается, что затрудняет ее заливку или перекачку. График иллюстрирует влияние температуры на вязкость.
Индекс вязкости (VI) — это измерение изменения вязкости масла в зависимости от температуры. Чем выше индекс вязкости, тем меньше он будет густеть при охлаждении и тем меньше он будет разжижаться при нагревании. Масла с высоким индексом вязкости более устойчивы к изменению вязкости и более эффективны в широком диапазоне температур. Масла можно классифицировать или сгруппировать по их значениям индекса вязкости.
Определение вязкости чаще всего анализируется с помощью ASTM D445, известного как Стандартный метод определения кинематической вязкости прозрачных и непрозрачных жидкостей. Это делается путем измерения времени, в течение которого объем жидкости течет под действием силы тяжести через калиброванный стеклянный капиллярный вискозиметр при заданной температуре, обычно 40°C или 100°C. Кинематическая вязкость указывается в сантистоксах (сСт) при температурах 40°C и 100°C. 1 сантистокс (сСт) = 1 мм²/с.
Вязкость является важным показателем в вашей программе мониторинга состояния. Он определяет состояние масла или способность масла смазывать внутренние компоненты, разделять контакты и уменьшать трение. Новые масла (Virgin Oil) тестируются как при 40°C, так и при 100°C для установления класса вязкости, а затем используются в качестве базовых данных по отношению к отработанному маслу. Он строится в зависимости от вязкости отработанного масла, чтобы определить любое увеличение или уменьшение отработанного масла. Это определяет, может ли масло по-прежнему обеспечивать достаточную смазку внутренних компонентов. Для вязкости обычно устанавливаются стандартные пределы увеличения и уменьшения: верхние пределы обычно устанавливаются на 10 % для предупреждения и на 20 % для проблемного или критического значения. Нижние пределы обычно устанавливаются примерно на 5 или 10 % для предупреждения и на 10 или 20 % для проблемы. Пример можно увидеть ниже.
Что вызывает повышение или понижение вязкости увеличение может быть вызвано, но не ограничиваясь, окислением, полимеризацией, нагарообразованием (сажей), загрязнением, антифризом, проникновением воды и/или добавлением неправильный тип масла. Уменьшение вязкости может указывать на разбавление топливом, резкое понижение индекса вязкости, термическое растрескивание, длительные периоды замены масла и, опять же, на добавление масла неправильного типа.
Существует так много важных факторов, связанных с вязкостью, индексом вязкости, температурой, динамической и абсолютной вязкостью, базовыми маслами, присадками, моносортными, всесезонными, синтетическими, испытаниями, тенденциями, ограничениями и т. д. достаточно времени, чтобы поместить всю информацию в этот документ, я объяснил основы, и теперь у вас должно быть понимание того, что такое вязкость и насколько она важна, если вы хотите узнать больше?
Свяжитесь с нами.
Вязкость масла | Blackstone Laboratories
Большинство из нас имеют лишь смутное представление о вязкости. Мы склонны выбирать масло с вязкостью, которая, по нашему мнению, подходит для нашего конкретного двигателя, но может ли другая вязкость улучшить или сократить срок службы двигателя? Можем ли мы выбирать вязкость вне рекомендаций производителя?
Технически вязкость определяется как сопротивление потоку. Однако обычно мы думаем об этом как о толщине масла. Чтобы быть более конкретным, это толщина масла при данной температуре. Сюжет сгущается (ха!).
Вязкость масла может указываться при любой температуре, но для стандартизации большинство лабораторий сообщают либо о низкотемпературной (100F или 40C), либо о высокотемпературной вязкости (212F или 100C) и придерживаются шкалы Фаренгейта или Цельсия. В Blackstone мы сообщаем о высокотемпературной вязкости, которая обычно представляет собой температуру двигателя во время его работы и температуру, при которой масло проводит большую часть своего времени. Мы также можем измерить низкотемпературную вязкость, если вам интересно, но двигатель так мало времени работает при низкотемпературной вязкости, что для большинства людей это бесполезный тест.
Яблоко есть яблоко, независимо от того, на каком языке вы его описываете. Точно так же существует много способов описания вязкости: двигатели используют таблицу двигателей SAE, промышленное оборудование в основном использует таблицу ISO, трансмиссионные масла используют таблицу SAE для передач и т. д. (Загрузите собственную таблицу вязкости здесь). вы называете это, указанное число определяет толщину масла при стандартной высокой температуре.
Объяснение универсальных классов
Моторное масло может быть либо прямого веса, либо всесезонного вязкости. Основное различие между ними заключается просто в добавлении присадки VI, которая позволяет маслу поддерживать более или менее одинаковую скорость потока независимо от рабочей среды. Подумайте о разнице между медом и водой. Холодный мед течет очень медленно, но если поставить его в микроволновку и нагреть, он потечет гораздо легче. Вода, с другой стороны, течет с одинаковой скоростью, независимо от того, горячая она или холодная. Это потому, что у воды очень узкий диапазон вязкости, а у меда гораздо шире. Когда дело доходит до моторного масла, оно, естественно, имеет широкий диапазон вязкости, как мед, медленно течет, когда холодно, и быстрее, когда жарко. Но мы хотим, чтобы оно действовало так, как будто оно имеет узкий диапазон вязкости, как вода, поддерживая довольно постоянный расход независимо от того, холодное масло или теплое. Вот где на сцену выходят присадки, улучшающие вязкость. Присадки VI во всесезонном масле облегчают его прохождение через холодный двигатель при запуске, но при этом обеспечивают амортизацию и смазку в горячем состоянии.
Какую вязкость использовать?
Нас часто спрашивают, можно ли использовать масло с другой вязкостью, чем рекомендовано производителем. И, как правило, ответ положительный. Производители двигателей испытывают свои двигатели на динамометрическом стенде, используя масло определенной вязкости, поэтому, когда вы используете рекомендуемую ими вязкость, вы работаете с известным результатом. Переход на другую вязкость — это эксперимент, но, как правило, безобидный. Ради эффективности вы хотите использовать в своем двигателе самое легкое масло в определенных пределах. Например, если вы участвуете в гонках, может потребоваться более густое масло, чтобы выдерживать высокие требования к теплу при более экстремальном использовании.
За последние несколько лет мы наблюдаем тенденцию использования более легких масел для новых двигателей. Обычное 10W/30 десятилетие или два назад стало 5W/30, 5W/20 или 0W/20. Многие производители используют масло 5W/20 или 0W/20 на заводе (даже в грузовых автомобилях) и рекомендуют его для повседневного использования во многих легковых автомобилях. Не стесняйтесь пробовать разные сорта, пока не найдете тот, который подходит для вашей конкретной ситуации.