Химический состав тосола. Таблица | АвтоЖидкость
Главная / Антифриз / Состав тосола и его свойства
Александр 30.10.2018 Антифриз Комментировать 13,034 Просмотров
ТОСОЛ — аббревиатура группы охлаждающих жидкостей отечественного производства. Происходит от заглавных букв «Технология Органического Синтеза», а окончание «ол» указывает на класс спиртов. Подробно опишем химический состав тосола и роль компонентов.
Общее описание и свойства
Качественный состав тосола не отличается от зарубежных аналогов. Расхождения заключаются лишь в процентном соотношении компонентов. В основу охлаждающей жидкости входит дистиллированная или деионизированная вода, спирты этандиол или пропандиол, антикоррозионные присадки и краситель. Дополнительно вводят буферный реагент (гидроксид натрия, бензотриазол) и пеногаситель — полиметилсилоксан.
Подобно другим ОЖ тосол понижает температуру кристаллизации воды и минимизирует расширение льда при замерзании. Тем самым исключает повреждение рубашки охлаждающей системы двигателя в зимнее время. Обладает смазывающими и антикоррозионными свойствами.
Что входит в состав тосола?
Известно несколько десятков «рецептов» тосола — как на неорганических ингибиторах, так и на карбоксилатных либо лобридных аналогах. Ниже описан классический состав антифриза, а также процентное содержание и роль химических компонентов.
- Гликоли
Моноатомные или многоатомные спирты — этиленгликоль, пропандиол, глицерин. При взаимодействии с водой понижают точку замерзания конечного раствора, также увеличивают температуру кипения жидкости. Содержание: 25–75%.
- Вода
Используется деионизированная вода. Главный теплоноситель. Отводит тепло от нагретых рабочих поверхностей. Процентная доля — от 10 до 45%.
- Красители
Тосол А-40 окрашен в синий цвет, что указывает на температуру замерзания (-40 °C) и точку кипения, равную 115 °C. Также встречается красный аналог с точкой кристаллизации -65 °C. В качестве красителя используется уранин — натриевая соль флуоресцина. Процентное содержание: менее 0,01%. Назначение красителя заключается в визуальном определении количества ОЖ в расширительном баке, а также служит для определения протечек.
Присадки — ингибиторы коррозии и пеногасители
В силу дешевизны обычно применяются неорганические модификаторы. Также встречаются марки ОЖ на основе органических, силикатных и полимеркомпозитных ингибиторов.
Присадки | Класс | Содержание |
Нитриты, нитраты, фосфаты и бораты натрия. Силикаты щелочных металлов
| Неорганические | 0,01–4% |
Двух-, трёхосновные карбоновые кислоты и их соли. Обычно применяют янтарную, адипиновую и декандиовую кислоты | Органические | 2–6% |
Кремнийорганические полимеры, полиметилсилоксан | Полимеркомпозитные (лобридные) пеногасители | 0,0006–0,02% |
Пеногасители вводят для снижения вспениваемости тосола. Пенообразование препятствует теплоотводу и создаёт риск загрязнения подшипников и других конструкционных элементов продуктами коррозии.
Качество тосола и срок службы
По изменению цвета тосола можно судить о состоянии охлаждающей жидкости. Свежий антифриз обладает ярко-синей окраской. В процессе эксплуатации жидкость приобретает желтоватый оттенок, а затем окраска полностью исчезает. Происходит подобное вследствие деградации ингибиторов коррозии, что сигнализирует о необходимости замены ОЖ. На практике срок службы тосола составляет 2–5 лет.
Похожие статьи
Предыдущий Как проверить уровень тормозной жидкости?
След. «Реагент 3000». Ассортимент присадок на все случаи
описание, характеристики, состав, классы, фото, видео, предназначение.
Nevada 1976Тосол: описание, характеристики, состав, классы, фото, видео, предназначение. 0 Comment
Содержание статьи
Системы отопления и охлаждения двигателя автомобилей работают за счет циркуляции специальной жидкости в системе. Она по своим свойствам похожа на воду. Жидкость при постоянной циркуляции забирает лишнее тепло от двигателя и транспортирует его к радиатору. Здесь это тепло отдается в атмосферу. Эта жидкость – тосол. Появилась она 50 лет назад. Давайте рассмотрим, что такое тосол, зачем он нужен, какими характеристиками обладает и как его заменить в автомобиле.
Тосол
Тосол появился в Советском Союзе вместе с ВАЗом. Для нового а/м (с новыми материалами в системе охлаждения) потребовался антифриз с лучшими (чем выпускались антифризы на тот момент), свойствами. Такой антифриз был создан в Государственном Союзном НИИ органической химии и технологии сотрудниками отдела «ТОС» («ТОС» – сокращенно – технология органического синтеза), откуда и произошло название «Т_О_С_ол».
Более полная история приведена ниже. В СССР ТОСОЛ стал что-то вроде торговой марки или коммерческого названия. Хотя правильнее было бы сказать, что это был некий стандарт антифриза, поскольку это была ОЖ с заданными составом и свойством, но выпускаемая разными предприятиями.
Сегодня ТОСОЛ стал просто нарицательным названием ОЖ (также, как «ксерокс»), выпускаемым в России (или СНГ) с уровнем качества от весьма высокого до откровенно бодяжного.
Несмотря на то, что ОЖ, АНТИФРИЗ и ТОСОЛ означают по сути одно и то же, сегодня (по УПОРНО сложившейся ОБЫВАТЕЛЬСКОЙ терминологии) стали подразумевается следующие понятия:
- АНТИФРИЗ – импортная ОЖ, как правило высокого качества (хотя, думаю, в нашей стране на прилавках может быть что угодно), чаще концентрированная (но может быть и готовой к употреблению)
- ТОСОЛ – отечественная ОЖ самого разного качества (от высококачественной ОЖ до подкрашенной воды), как правило готовой к употреблению (т.е. не требующей разбавления)
АНТИФРИЗ ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ – теперь уже устаревшее (но еще живущее) обывательское понятие ОЖ, выпускавшийся для грузовых а/м (хотя сегодня в грузовики льют все ту же жидкость с самым разным составом, продающуюся под единым нарицательным названием «ТОСОЛ»).
В большинстве случаев основой для ОЖ является этиленгликоль (если не ошибаюсь, МОНОэтиленгликоля, с Ткип=197 гр.С, т.к. есть и ДИэтиленгликоль, с Ткип=245 гр.С, тоже использующийся (или использовавшийся) для антифризов). Существуют (или существовали) антифризы на других основах – глицерине, пропиленгликоле, моноэтиленгликоле и др.
КАК РАБОТАЕТ СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ
Во время сгорания топлива в цилиндрах выделяется большое количество тепла, большая часть которого уходит вместе с выхлопными газами. Оставшееся тепло распределяется между поршнем, цилиндром и головкой блока цилиндров (ГБЦ). Благодаря этому повышается температура стенок поршня, блока цилиндров и ГБЦ, что облегчает воспламенение топлива и улучшает его сгорание. Если двигатель продолжит нагреваться даже после достижения оптимальной температуры, то топливо будет воспламеняться раньше, чем нужно (детонация), из-за чего начнут разрушаться шатуны, коленчатый вал, поршни, клапана и днище ГБЦ. Помимо этого, раннее воспламенение топлива приведет с падению мощности двигателя и ухудшению экономичности.
Дальнейший рост температуры приведет к:
- появлению трещин в ГБЦ; разрушению клапанов и поршней;
- перегреву масла и вызванному этим увеличению износа коленвала и вкладышей;
- ухудшению работы маслосъемных колпачков и попаданию масла цилиндры, что приведет к еще большему снижению мощности и увеличению расхода топлива;
- резкому снижению общего ресурса двигателя; заклиниванию коленвала.
Помпа (водяной насос) системы охлаждения гонит охлаждающую жидкость (ОЖ) по каналам. Благодаря этому ОЖ омывает блок цилиндров и ГБЦ, унося с собой излишки тепла. После этого ОЖ поступает в радиатор, который обдувает входящий воздух. Использование вентилятора позволяет повысить эффективность обдува. После охлаждения в радиаторе ОЖ поступает в блок цилиндров, поднимается до ГБЦ и охлаждает мотор. Чем выше обороты двигателя, тем сильней вращается крыльчатка помпы и тем быстрей движется ОЖ по каналам системы охлаждения.
НА ЧТО ВЛИЯЕТ СОСТАВ ОЖ
В тех регионах, где температура зимой не опускается ниже нуля градусов, в систему охлаждения раньше (20-60 года прошлого века) заливали дистиллированную воду. Так поступали, потому что не было специальных жидкостей, блоки цилиндров изготавливали из чугуна, а радиаторы из латуни. Если ожидались морозы, а на автомобиле нужно было ездить, то в воду добавляли этиленгликоль. Однако, переход на алюминиевые блоки цилиндров и радиаторы не позволяет применять такой подход, потому что этиленгликоль разъедает стенки каналов, радиатор и крыльчатку помпы. Поэтому в такую охлаждающую жидкость необходимо добавлять вещества, которые снижают повреждающее действие этиленгликоля (ингибиторы коррозии).
Характеристика охлаждающих жидкостей
Задача любой охлаждающей жидкости (ОЖ) состоит в том, чтобы не давать двигателю перегреваться в процессе работы. Ранее в этом качестве использовали обычную или дистиллированную воду, однако ее применение имеет ряд недостатков, среди которых:
- вода замерзнет в мороз и закипает при температуре +100°С, то есть имеет небольшой рабочий температурный диапазон;
- вода негативно влияет на некоторые элементы охлаждающей системы двигателя, в частности, подвергает их коррозии.
Именно эти недостатки вынудили в свое время автопроизводителей изобрести охлаждающие жидкости на основе водно-гликолевого состава. На территории бывшего СССР самыми популярными ОЖ являются жидкости с использованием этиленгликоля. Кроме этого, для предотвращения коррозии элементов системы охлаждения в состав ОЖ добавляют антикоррозионные присадки. Они бывают двух типов:
- Силикатные. Такие составы покрывают внутреннюю поверхность частей системы маленьким слоем накипи. За счет этого снижается величина рециркуляции тепловой энергии. Как правило, такие ОЖ имеют зеленый цвет.
- Карбоксилатные. Эти составы выполняют защиту от коррозии в тех местах, где она наиболее вероятна путем создания защитного слоя. При этом карбоксилатные составы имеют более длительный срок службы, а при замене ОЖ нет необходимости промывать систему. Цвет таких жидкостей —
Эта классификация является стандартом по всему миру. Однако в настоящее время многие производители используют при производстве различные красители, которые затрудняют идентификацию той или иной жидкости.
Так есть ли разница между тосолом и антифризом?
Давайте еще раз напомним, что все охлаждающие автомобильные жидкости являются антифризом. Аналогичным образом карась, скумбрия или камбала (вернемся к «рыбной» аналогии) все считаются рыбой. Отличием является лишь то, что нынешние марки ОЖ так же отличаются от обыкновенной воды с добавлением этиленгликоля, как транспортные средства XXI века отличаются от прототипов передвижных экипажей. Тем не менее, термины «тосол» и «антифриз» почему-то стали нарицательными и, честно говоря, даже синонимами «плохой» и «хорошей» жидкости для охлаждения. И к этому разделению прибегают не только автовладельцы, но даже дилеры и посредники. Конечно, в сегодняшнем тосоле есть только присадки, которые обеспечивают минимальную устойчивость к образованию ржавчины.
Это все объяснимо и этому есть несколько причин: низкая стоимость производства; для ВАЗов и это сойдет; «чаще покупать будут». А вот различным маркам ОЖ, подписанным как «Антифриз», не так повезло – большая часть производителей (есть среди них и достаточно крупные) не перегружают себя какими-либо нововведениями и разработками, из-за чего в пластиковые канистры заливается тот же тосол из восьмидесятых. При этом о принадлежности вещества к той или иной категории (лобридные, силикатные, карбоксилатные и проч.) эти самые производители почему-то умалчивают и, возможно, даже слов таких не знают.
Рассмотрим основные параметры, по которым можно отличить тосол от антифриза:
Не многим водителям известно, что тосол это – название, разработанное советскими учеными, а название антифриз относится к всемирно принятому названию жидкостей для охлаждения систем авто.
Все антифризы подразделяются на минеральные, органические и лобридные. Отечественный тосол можно отнести к минеральным – классу G 11. Импортные жидкости – это охладители классов G 12, G 12 +, G 12 ++ и G 13, т.е. состоят из компонентов органического и лобридного происхождения.
Тосол используется в автомобилях исключительно отечественного производства, антифриз – как в импортных, так и в отечественных автомобилях.
Для того чтобы измерить плотность антифриза нельзя пользоваться прибором, который предназначен для измерения плотности тосола.
Для охладителей существуют параметры, согласно которым они отличаются – это температура закипания и замерзания, смазывающие и антикоррозийные свойства.
Тосол бывает в основном синего цвета, а антифриз имеет относительно широкую цветовую гамму – бывает зеленый, фиолетовый, красный, оранжевый, розовый и других цветов.
Согласно вышеперечисленным параметрам можно подвести итог, что отличить тосол от антифриза возможно только лишь по количеству находящихся в них присадок, добавок и красителей, которые влияют в первую очередь, на их свойства.
Отечественная продукция: состав и маркировка
В зависимости от маркировки различаются и состав жидкости, ее плотность и технические характеристики. Сейчас в современной классификации производители используют буквы – А, М, К. Цифры – 30, 40, 65. Буквами обозначается тип тосола – автомобильный, модернизированный, концентрат.
Цифрами указывается температура замерзания. Также в маркировке могут содержаться части от названия компании-изготовителя. Жидкостей, температура замерзания которых ниже 65 градусов, на рынке сейчас нет. Уровень кристаллизации обеспечивается именно концентрацией этиленгликоля. Что касается присадок, то их не меньше 8. Их количество может доходить до 15.
Состав тосола и антифриза
Тосол производится на основе этиленгликоля/глицерина/ди-/триэтиленгликоля (“антизамерзатели”) или их смеси. Кроме этого, в него входят вода, красителя и ингибиторы коррозии (их состав отличается у каждого производителя). Антифриз же выполнен на основе аналогичных антизамерзателей, однако с использование органических присадков. Представляем вашему вниманию таблицу, где перечислены вещества, которые входят в состав тосола и антифриза.
Название охлаждающей жидкости | Химический состав |
Тосол А40-М | Этиленгликоль, бензоат натрия, буры (бораты), бензоат натрия, нитрит натрия, каптакс, декстрин, бутанол, пеногаситель, краситель, дистиллированная вода |
Антифриз класса G11 | Этиленгликоль, силикаты (соли кремниевых кислот), краситель |
Теперь подробнее рассмотрим классы антифризов, эволюцию их развития, а также вещества, входящие в их состав.
Классы антифризов
Антифризы классифицируются с помощью буквы G и числа, по которому можно судить о его составе и свойствах. Родоначальником такой маркировки является всемирно известная компания Volkswagen, которая выпускала в свое время популярные марки антифризов «VW coolant G 11» и «VW coolant G 12».
Так, в соответствии с маркировкой, принятой в компании Volkswagen, в настоящее время используются следующие виды антифризов:
Содержание ингибиторов в зависимости от пробега
- Силикатные, обозначаются как G11 (соответствуют спецификации VW TL 774-C). К слову, к этому типу относится и старый советский “Тосол”. Принцип действия состава заключается в образовании тонкой защитной пленки, предотвращающей коррозию элементов охлаждающей системы. Компания Volkswagen рекомендовала его для автомобилей собственного производства до 1996 года выпуска. Как правило, жидкости G11 имеют зеленый или синий цвет. В состав жидкостей входят нитраты, амины, нитриты, бораты, фосфаты, силикаты.
- Карбоксилатные, имеют обозначение G12 (соответствуют спецификации VW TL 774-D). На территории Европы антифризы G12 рекомендованы для использования в машинах до 2001 года выпуска. Имеет красный или розовый цвет.
- Гибридные, G12+ ( соответствуют спецификации VW TL 774-F). Предназначены для высокооборотистых движков с высокой температурной нагрузкой, применяются для автомобилей 1997…2008 года выпуска (на территории нашей страны используется и для более новых). Имеет красный цвет.
- “Лобрид” (Lobrid). Имеет индекс G12++ (соответствуют спецификации VW TL 774-G) или G13. В последнем случае вместо этиленгликоля в качество основы используют пропиленгликоль. Такие антифризы не ядовиты, быстро разлагаются и наносят значительно меньше вреда экологии. Однако их недостаток состоит в высокой стоимости, поэтому на территории стран СНГ они используются нечасто. Эти антифризы рекомендованы для использования в машинах, произведенных в 2008 году и позже.
Стоит отдельно отметить, что большинство реализуемых на отечественном рынке антифризов не соответствуют упомянутым спецификациям от компании Volkswagen. Кроме этого, чтобы иметь официальную лицензию, антифриз должен пройти аттестацию в лабораториях компании. Естественно, что 99% реализуемых жидкостей такой проверки не проходило. А потому классификация антифризов по G-параметру весьма условна, и к ней стоит относиться с долей скепсиса.
Что делать, если нужно заменить тосол антифризом
Очень большое количество автолюбителей спрашивают: можно ли заменить тосол антифризом? Можно, но прежде необходимо провести следующие действия:
Выяснить, из какого металла изготовлен ваш двигатель. Так как в том случае, когда ваш мотор изготовлен из алюминия, то лучше всего заливать в него тосол, а если из меди или латуни – тогда антифриз.
Перед заменой охлаждающей жидкости одной на другую обязательно следует тщательно промыть систему. Для удобства, чтобы старая жидкость полностью удалилась из системы охлаждения, автомобиль нужно поставить на наклонную поверхность. Затем заливается дистиллированная вода и включается двигатель на некоторое время, пока жидкость не протечет через всю систему. Процедура повторяется несколько раз.
Устанавливаем авто так, чтобы передняя часть была поднята вверх, затем следует залить охладитель и не закрывая крышки радиатора, запускается мотор. Прогнав лишний воздух, доливаем охладительную жидкость до нужного объема.
И в конце можно подвести итог: тосол все-таки это тот же антифриз только его нельзя использовать в автомобилях иностранного производства, так как их внутренние части двигателя не выдержат агрессивного влияния и быстро придут в негодность.
В иномарках лучше использовать охлаждающие жидкости, которые были залиты при производстве автомобиля еще на заводе и обязательно изучить характеристики антифриза и совместимость с авто.
Тосол по своему химическому составу больше всего подходит для автомобилей советского производства, таких как «Жигули», «Москвич» или «Волга». В двигатели этих автомобилей без страха можно его использовать, но, ни в коем случае не пользоваться современными охладителями.
Если вы будете придерживаться выше перечисленных правил, то можете быть полностью уверенными, что ваш автомобиль не подведет и не выйдет из строя в самый неподходящий момент.
Как отличить поддельный антифриз
Существует один народный метод, как отличить поддельный антифриз от фирменного. Дело в том, что подделки выполняют на кислотной основе, которая может повредить элементы системы охлаждения двигателя. Чтобы выявить это, после покупки достаточно налить в крышечку или небольшой сосуд немного купленной жидкости и добавить в нее щепотку пищевой соды. Если бурная химическая реакция не произошла — можно смело заливать жидкость в радиатор. В противном случае нужно брать канистру и идти выяснять отношения с продавцами, у которых вы купили антифриз, требуя вернуть ваши деньги.
Для выяснения подлинности антифриза, а также его свойств при покупке можно проверить его плотность и pH-фактор (кислотность).
Таблица зависимости плотности и температуры замерзания тосола и антифриза от содержания в них этиленгликоля
Плотность тосола, антифриза, г/см3 | Содержание этиленгликоля в процентах, в тосоле, антифризе | Температура замерзания тосола, антифриза, °С |
1,115 | 100 | -12 |
1,113 | 99 | -15 |
1,112 | 98 | -17 |
1,111 | 96 | -20 |
1,110 | 95 | -22 |
1,109 | 92 | -27 |
1,106 | 90 | -29 |
1,099 | 80 | -48 |
1,093 | 75 | -58 |
1,086 | 67 | -75 |
1,079 | 60 | -55 |
1,073 | 55 | -42 |
1,068 | 50 | -34 |
1,057 | 40 | -24 |
1,043 | 30 | -15 |
Отравление антифризом: Медицинская энциклопедия MedlinePlus
URL этой страницы: //medlineplus.gov/ency/article/002751.htm
Чтобы использовать функции обмена на этой странице, включите JavaScript.
Антифриз — жидкость, используемая для охлаждения двигателей. Ее также называют охлаждающей жидкостью двигателя. В данной статье рассматриваются отравления, вызванные проглатыванием антифриза.
Это только для информации, а не для использования в лечении или лечении фактического отравления. Если вы заразились, вам следует позвонить по местному номеру службы экстренной помощи (например, 9).11) или в Национальный токсикологический центр по телефону 1-800-222-1222.
Ядовитые компоненты антифриза:
- Этиленгликоль
- Метанол
- Пропиленгликоль
Вышеуказанные ингредиенты содержатся в различных антифризах. Они также могут быть использованы в других продуктах.
Ниже приведены симптомы отравления антифризом в различных частях тела.
ДЫХАТЕЛЬНЫЕ ПУТИ И ЛЕГКИЕ
- Учащенное дыхание
- Отсутствие дыхания
МОЧЕВОЙ ПУЗЫРЬ И ПОЧКИ
- Кровь в моче
- Отсутствие диуреза или сниженный диурез
ГЛАЗА, УШИ, НОС И ГОРЛО
- Затуманенное зрение
- Слепота
СЕРДЦЕ И КРОВЬ
- Учащенное сердцебиение
- Низкое кровяное давление
МЫШЦЫ И СУСТАВЫ
- Судороги ног
НЕРВНАЯ СИСТЕМА
- Кома
- Конвульсии
- Головокружение
- Установка
- Головная боль
- Случайная речь 9003 КОЖА
- Синие губы и ногти
- Тошнота и рвота
- Возраст, вес и состояние человека
- Название продукта (а также состав, если он известен)
- Время проглатывания
- Проглоченное количество
- Анализы крови и мочи
- Дыхательная поддержка, включая кислород, трубку через рот в горло и дыхательный аппарат
- Рентген грудной клетки
- КТ (расширенная визуализация головного мозга)
- ЭКГ (электрокардиограмма или кардиограмма)
- Внутривенные жидкости (через вену)
- Лекарства для снятия действия яда
- Трубка, введенная через нос и в желудок (иногда)
ЖЕЛУДОК И ЖЕЛУДОЧНО-КИШЕЧНЫЙ ТРАКТ
Немедленно обратитесь за медицинской помощью. ЗАПРЕЩАЕТСЯ вызывать у человека рвоту, если только токсикологический центр или поставщик медицинских услуг не скажет вам об этом.
Используйте стандартную первую помощь и сердечно-легочную реанимацию при признаках шока или отсутствия сердцебиения (остановка сердца). Позвоните в местный токсикологический центр или по телефону 911 для получения дополнительной помощи.
Подготовьте следующую информацию:
Ваш местный токсикологический центр может связаться напрямую, позвонив на бесплатную национальную горячую линию Poison Help (1-800-222-1222) из любой точки США. Они дадут вам дальнейшие инструкции.
Это бесплатная и конфиденциальная услуга. Все местные токсикологические центры в США используют этот национальный номер. Вам следует позвонить, если у вас есть какие-либо вопросы об отравлении или профилактике отравления. Это НЕ должно быть чрезвычайной ситуацией. Звонить можно по любому поводу, 24 часа в сутки, 7 дней в неделю.
Возьмите контейнер с собой в больницу, если это возможно.
Медицинский работник будет измерять и контролировать основные показатели жизнедеятельности человека, включая температуру, пульс, частоту дыхания и кровяное давление. Человек может получить:
Диализ (аппарат для почек) может потребоваться во время выздоровления. Эта потребность может быть постоянной, если повреждение почек тяжелое.
Для этиленгликоля: смерть может наступить в течение первых 24 часов. Если пациент выживает, выделение мочи может быть незначительным или вообще отсутствовать в течение нескольких недель, прежде чем почки восстановятся. Поражение почек может быть необратимым. Любое повреждение головного мозга также может быть необратимым.
Для метанола: Метанол чрезвычайно токсичен. Всего 2 столовые ложки (1 унция или 30 миллилитров) могут убить ребенка, а от 4 до 16 столовых ложек (2–8 унций или 60–240 миллилитров) могут быть смертельными для взрослого человека. Исход зависит от того, сколько было проглочено и как скоро была оказана соответствующая помощь. Потеря зрения или слепота могут быть постоянными
Может произойти необратимое повреждение нервной системы. Это может вызвать слепоту, снижение умственной деятельности и состояние, похожее на болезнь Паркинсона.
Храните все химикаты, чистящие средства и промышленные продукты в их оригинальных упаковках с пометкой «Ядовитые вещества» и в недоступном для детей месте. Это снизит риск отравления и передозировки.
Отравление охлаждающей жидкости двигателя
Нельсон ME. Токсичные спирты. В: Walls RM, Hockberger RS, Gausche-Hill M, eds. Неотложная медицина Розена: концепции и клиническая практика . 9-е изд. Филадельфия, Пенсильвания: Elsevier; 2018: глава 141.
Томас ШЛ. Отравление. В: Ralston SH, Penman ID, Strachan MWJ, Hobson RP, ред. Принципы и практика медицины Дэвидсона . 23-е изд. Филадельфия, Пенсильвания: Elsevier; 2018: глава 7.
Обновлено: Джесси Борке, доктор медицинских наук, CPE, FAAEM, FACEP, лечащий врач в Kaiser Permanente, округ Ориндж, Калифорния. Также рассмотрены Дэвидом Зивом, доктором медицины, MHA, медицинским директором, Брендой Конауэй, редакционным директором, и A.D.A.M. Редакционная коллегия.
Антифризная композиция — U S IND CHEMICALS INC
Настоящее изобретение относится к композициям, обычно называемым «антифризом», и особенно к таким композициям, предназначенным для подавления коррозии и образования ржавчины в системах охлаждения двигателей внутреннего сгорания.
В течение многих лет было принято смешивать этиленгликоль с водой, используемой в системах охлаждения двигателей автомобилей, для снижения температуры замерзания. Добавление масел, таких как касторовое масло, к гликолю, используемому в качестве антифриза, с целью ингибирования коррозии хорошо известно. Поскольку масла, предназначенные для этой цели, нерастворимы в гликоле, в контейнерах, используемых для дозирования этого материала, происходит разделение. Для достижения поставленной цели в системе охлаждения следует использовать однородный продукт с соответствующим содержанием элементов, замедляющих коррозию и ржавчину.
Целью настоящего изобретения является создание композиции гликолевого антифриза, в которой элементы, ингибирующие коррозию и ржавчину, тщательно и равномерно распределены и механически неразделимы.
Другой целью изобретения является создание гликолевой антифризной композиции, не содержащей мыла и других пенообразующих элементов, чтобы избежать потери жидкости из системы охлаждения из-за пенообразования.
Другие цели и преимущества изобретения будут очевидны, если их лучше понять из следующего описания, в котором описаны предпочтительные варианты осуществления изобретения.
Касторовое масло, которое является превосходным антикоррозионным средством, но не растворяется в гликоле, может быть объединено с ним в подходящих условиях для получения смешанного монорицинолеата, состоящего, насколько можно определить, из одной части глицерилмонорицинолеата и двух частей гликоля монорицинолеат. Эта смесь монорицинолеатов растворима в гликоле, имеет антикоррозионные свойства, практически эквивалентные свойствам касторового масла, и практически не содержит мыла или других пенообразующих элементов, так что растворы продукта в гликоле можно добавлять в воду двигателя. -системы охлаждения без опасности потери на пенообразование. Будучи растворимым в гликоле, продукт не расслаивается механически, как касторовое масло, и раствор остается однородным при транспортировке и хранении. Кроме того, продукт совместим с другими желательными компонентами антикоррозионной композиции, которые дополняют и улучшают его качество.
В практике изобретения необходимо приготовить смешанный монорицинолеат путем объединения касторового масла с гликолем. Реакцию можно проводить путем нагревания, но можно ускорить реакцию, применяя подходящие агенты, т. е. щелочные катализаторы, такие как гидроксиды щелочных металлов. Предпочтительно для этой цели используют гидроксид натрия, но можно использовать и другие агенты.
Например, реакцию можно проводить в нагреваемом котле, оборудованном мешалкой подходящего размера, например, для работы с 100-галлонной емкостью. обвинение. Конечно, желательно использовать оборудование любой выбранной мощности. Я добавляю в котел 66% галлонов гликоля и нагреваю его примерно до 1000°С. Начальный нагрев желателен, так как он имеет тенденцию уменьшать развитие цвета. Когда гликоль достигает нужной температуры, я добавляю 1,17 галлона 40% (по весу) водного раствора гидроксида натрия и тщательно перемешиваю. Твердый гидроксид натрия можно добавлять непосредственно в гликоль, но его растворение утомительно, а применение тепла для облегчения растворения может привести к нежелательному окрашиванию. Еще один момент, который следует соблюдать, заключается в том, что существует определенная переносимость воды, и, следовательно, количество добавляемой воды должно быть ограничено. Вода может быть использована до примерно 2%.
Когда раствор гидроксида натрия тщательно перемешан, я добавляю 331/3 галлона касторового масла и продолжаю перемешивание, постепенно повышая температуру, пока смесь не перейдет в однофазное состояние. Это резкое изменение соответствует реакции, в результате которой образуется смесь монорицинолеатов глицерина и гликоля. В этот момент я добавляю 11,13 фунта борной кислоты, т. е. количество, немного превышающее количество, необходимое для нейтрализации гидроксида натрия. Гидроксид натрия используют в пропорции 1 грамм или 1,75 см3. 40% раствора на 100 мл. гликоля, а количество борной кислоты должно быть примерно вдвое больше веса добавленного гидроксида натрия.
После добавления борной кислоты продолжают перемешивание и нагревание, а температуру повышают до тех пор, пока температура помутнения жидкости не достигнет +13°С или ниже. Обычно эта точка достигается при температуре 1450°С, но значительно более высокая температура не оказывает серьезного влияния, кроме небольшого усиления окраски. В результате реакции образуется смесь монорицинолеата глицерина и гликоля, практически не содержащая мыла, которое является нежелательным компонентом антифриза из-за его склонности к пенообразованию.
Продукт растворим в гликоле.
Чтобы приготовить антифриз, я растворяю в гликоле соответствующую пропорцию смешанного монорицинолеата. Используемое количество может варьироваться. Достаточно относительно небольшого количества, обычно от 1 до 3% по объему. Могут быть использованы меньшие или большие количества, как, например, от 0,5% до 5%. 6 Однако более высокая пропорция не служит никакой полезной цели при применении изобретения.
При приготовлении антифриза для коммерческих целей желательно добавлять другие ингредиенты, дополняющие смешанный рицинолеат в качестве ингибитора коррозии. Продукт реакции соединения щелочного металла, такого как гидроксид натрия и борная кислота, является желательной добавкой, поэтому я могу добавить дополнительное количество гидроксида натрия вместе с достаточным количеством борной кислоты, чтобы довести смесь до желаемой степени нейтральности. Пропорции могут варьироваться, хотя в коммерческом продукте желательны относительно небольшие количества этих ингредиентов. Также желательно включать небольшое количество нитрита натрия, который обладает выраженными свойствами ингибитора коррозии.
В качестве примера коммерческого антифриза подходит следующий состав. Пропорции, как указано, подвержены значительным изменениям. Гликоль ————- ——галлоны- 97,35 40% (по весу) водный раствор гидроксида натрия ————— do— — 0,655 Борная кислота (предпочтительно в виде порошка) —фунты._ 5,45 40% (по весу) водный нитрит натрия ——————галлоны- 0,095 Смешанный монорицинолеат (как описано ранее ) ——- сделать.- 1.50 Можно добавить подходящий краситель для придания раствору любого желаемого цвета в требуемых пропорциях.
При приготовлении композиции предпочтительно следовать следующей процедуре. Сначала размешайте раствор гидроксида натрия в гликоле. Растворяют в ней борную кислоту при активном перемешивании. Для ускорения растворения можно прибегнуть к нагреву примерно до 70°С. После этого вмешайте раствор нитрита и смесь монорицинолеата.
Описанный состав не воздействует на резину и при смешивании с водой в обычных пропорциях, применяемых в системах охлаждения двигателей, не склонен к пенообразованию. При разбавлении водой в соотношении 1:1 или с большей долей воды монорицинолеат выбрасывается из раствора в виде устойчивой эмульсии. Он действует как защитный пленкообразующий агент для покрытия поверхностей, подверженных коррозии. Испытания, проведенные в таких системах, показали, что антифриз в соответствующих пропорциях снижает температуру замерзания в соответствии с требованиями и обеспечивает превосходное антикоррозийное и антикоррозийное средство. Более того, смешанный рицинолеат не отделяется от гликоля при транспортировке или хранении, и, следовательно, его можно отпускать без каких-либо специальных мер предосторожности, чтобы обеспечить доставку потребителю однородного продукта с желаемыми свойствами.