ЗИЛ-138
сообщение №403
Автомобильный двигатель, работающий на газовом топливе, — не новинка. В свое время и у нас были разработаны такие конструкции. Но вопрос о производстве газобаллонных автомобилей приобрел особую актуальность сегодня. Прежде всего, его выхлопные газы менее токсичны. Немаловажно и то, что газовое топливо дешевле, а современное газовое хозяйство делает вполне реальным достаточно широкое использование таких автомобилей в современных крупных городах. В Москве и Ленинграде уже работают большие партии грузовиков ЗИЛ-138. Постоянно растет их парк в автохозяйствах, обслуживающих газовые коммуникации. Серьезный интерес к ЗИЛ-138 проявляют автохозяйства нефте- и газопромыслов.
Что же представляет собой ЗИЛ-138? Он создан на базе известного грузовика ЗИЛ-130 и внешне отличается от него баллоном красного цвета со сжиженным газом. Под капотом у него специальный двигатель, работающий на газовом топливе, комплект газовой аппаратуры и система резервного питания двигателя с использованием бензина.
На автомобиле установлен V-образный восьмицилиндровый двигатель ЗИЛ-138, который работает на газе марки «Технический пропан» (ГОСТ 10196-62) и приспособлен для кратковременной работы на бензине А-76. Его мощность при 3200 об/мин составляет 150 л. с., а степень сжатия равна 8 (против 6,5 у ЗИЛ-130).
Процесс приготовления горючей смеси для двигателя ЗИЛ-138 несколько сложнее, чем у его бензинового прообраза.
В баллоне газ находится в двух фазах — жидкой (занимает 90% объема баллона) и паровой (10%). Через расходные вентили топливо в паровой и жидкой фазах поступает в трубопроводы и далее к магистральному вентилю. Затем оно идет в испаритель, где окончательно принимает газообразное состояние. Через шланг высокого давления газ следует в фильтры для очистки от смолистых веществ и механических примесей и затем поступает в первую ступень редуктора.
Этот узел представляет собой двухступенчатый автоматический диафрагменный регулятор давления с рычажной передачей давления от диафрагмы к клапанам. Первая и вторая его ступени — высокого и низкого давления — имеют по диафрагме из специальной прорезиненной ткани, пружине и рычагу, соединяющему диафрагму с регулирующим клапаном. Главная обязанность редуктора — снижение давления газа на пути от баллона к смесителю. Одновременно редуктор автоматически регулирует количество топлива в зависимости от режима работы двигателя. Для этой цели служит дозирующе-экономайзерное устройство.
Избыточное давление на выходе второй (то есть низкого давления) ступени редуктора и перекрытие газовой магистрали при неработающем двигателе обеспечивается разгрузочным устройством.
После дозирующее-экономайзерного устройства, объединенного со второй ступенью редуктора, газ идет к смесителю. Здесь происходит образование газо-воздушной рабочей смеси, которая и поступает в цилиндры двигателя. Газовый смеситель объединен с приводом пневмоцентробежного ограничителя частоты вращения коленчатого вала, датчик которого установлен так же, как и на двигателе ЗИЛ-130, и имеет подогрев от системы охлаждения.
Смеситель установлен на впускном коллекторе двигателя через переходник, на котором спереди смонтирован карбюратор системы резервного питания с двумя сетчатыми пламегасителями. На случай кратковременной работы на бензине
Учитывая растущую потребность народного хозяйства в модификациях автомобиля ЗИЛ-138, автозавод имени И. А. Лихачева в 1976 году разработал конструкцию шасси ЗИЛ-138В1 (седельный тягач) и ЗИЛ-138Д2 (самосвал). От ЗИЛ-138 они отличаются размерами базы (она на 500 мм короче), количеством и размерами баллонов для сжиженного газа (их два и они меньше, чем на ЗИЛ-138).
Опыт эксплуатации первых партий автомобилей ЗИЛ-138 дал положительные результаты. Многие автохозяйства даже самостоятельно переоборудуют серийные ЗИЛ-130 под газовое топливо, используя для этого разработанные заводом комплект деталей и инструкцию по переоборудованию.
Н. РАЗИНЧЕВ, инженер-конструктор (За рулем №1, 1978)
Фото В. Князева
машинки, из коллекции «За рулем»
Поделиться в FacebookДобавить в TwitterДобавить в Telegram
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
9К55 Град-1 | Weaponsystems.
netОбзор
9К55 «Град-1»
Ракета-носитель 9П138 комплекса 9К55 «Град-1» на выставке в музее.
Источник: Дмитрий А. Моттл — © GNU Attribution — Share Alike license
Происхождение
Советский Союз
Тип
Реактивная установка залпового огня
Введен в эксплуатацию
1976
Ограниченная служба Статус3Development
1970 — Mid 1970’s
Developer
Soviet Union
Production
1976 — 1980’s
Producer
Soviet Union
Number produced
Over 500 9P138 launch vehicles
Designations
M1976 (NATO отчетное имя)
9П138 (индекс ГРАУ ракета-носитель)
9Т450 (индекс ГРАУ транспортная машина)
9Ф380 (Индекс ГРАУ для машины снабжения)
Известные пользователи
Советский Союз — Морская пехота
Описание
Введение
9К55 «Град-1» — советская реактивная система залпового огня конца холодной войны. Это облегченный вариант БМ-21 «Град», разработанный для советской морской пехоты. Он использует более короткий диапазон 9Артиллерийские реактивные снаряды серии М28, разработанные несколькими годами ранее для «Град-В», принятых на вооружение советских воздушно-десантных войск.
Конструкция
Комплекс 9К55 «Град-1» создан на базе тактических грузовиков ЗиЛ-131 с колесной формулой 6х6. Ракета-носитель имеет 36-трубную пусковую установку, которая отличается по конструкции от 40-трубной пусковой установки, используемой на БМ-21 «Град». Пусковая установка наводится вручную с помощью прицела для непрямого огня, прикрепленного к левой стороне пусковой установки. 122-мм артиллерийские ракеты стабилизированы вращением и имеют хвостовое оперение. Существуют различные типы боеголовок. Перезарядка ракет производится вручную, иногда с помощью специальной транспортно-заряжающей машины.
Огневая мощь
В 9К55 «Град-1» используется более короткая и легкая серия 122-мм артиллерийских реактивных снарядов 9М28. Они поставляются с различными боеголовками, из которых чаще всего используются осколочно-фугасные. Они имеют радиус действия 15 км. Некоторые источники предполагают, что «Град-1» может использовать штатные артиллерийские реактивные снаряды серии 9М22 с дальностью стрельбы 20 км, но это представляется неверным. Ракета-носитель 9П138 имеет 36-трубную пусковую установку. Все ракеты могут быть запущены примерно за 18 секунд. Дополнительные ракеты размещаются на выделенных 9Машина снабжения T450 или обычные транспортные грузовики.
Мобильность
9К55 «Град-1» создан на базе шасси тактического грузовика ЗиЛ-131 с колесной формулой 6х6. Это обеспечивает хорошую подвижность как на дороге, так и на бездорожье. Бензиновый двигатель V8 обеспечивает максимальную скорость по шоссе 80 км/ч. Был разработан вариант «Град-1» на модифицированном гусеничном шасси 2С1 «Гвоздика», но так и не вышедший из стадии опытного образца. Это обеспечило бы повышенные внедорожные качества и амфибийные возможности.
Защита
Система 9К55 «Град-1» создана на базе тактических грузовиков с мягкой обшивкой. Эти машины не обеспечивают защиту от огня прямой наводкой, огня с закрытых позиций или угроз NBC. После залповой стрельбы ракеты-носители должны перебазироваться, чтобы избежать встречного огня батарей. Ограниченная дальность стрельбы артиллерийских ракет серии 9М28 в 15 км делает 9К55 «Град-1» уязвимым не только для контрбатарейного огня дальнобойных артиллерийских систем, но и для обычной ствольной артиллерии. Бронированный вариант «Град-1» на модифицированном гусеничном шасси 2С1 «Гвоздика» был разработан, но так и не вышел из стадии опытного образца.
Пользователи
Ракета 9К55 «Град-1» была официально принята на вооружение Советского Союза в 1976 году. Было выпущено около 500 ракет-носителей. На вооружении СССР 9К55 Град-1 выпускался только для морской пехоты. Судя по всему, «Град-1» никогда не экспортировался, хотя в некоторых источниках Ирак указан как заказчик. После распада Советского Союза большая часть «Град-1» оказалась на вооружении России, а небольшое количество — в полудюжине бывших советских республик. Похоже, что «Град-1» до сих пор эксплуатируется ограниченно.
Состав системы
9П138
Ракета-носитель на базе шасси автомобиля ЗиЛ-131 6х6. Представлен в 1976 году. Имеет 36 стволов для ближнего действия 9М28 артиллерийского реактивного снаряда «Град». Обратите внимание, что крышка пусковой установки отличается от 40-трубной пусковой установки, используемой на штатной БМ-21 «Град».
9Т450
Специализированная машина для перевозки боеприпасов к системе 9К55 Град-1. Создан на базе обычного грузового автомобиля ЗиЛ-131 и оснащен стеллажами для размещения неупакованных 122-мм 9Артиллерийские реактивные снаряды серии М28. Впервые представлен в 1983 году, до этого использовались обычные грузовые автомобили.
Дополнительно может быть добавлена машина аккумуляторной поддержки 9Ф380 на базе шасси ЗиЛ-131.
Подробнее
Факты 9П138
Общий
Происхождение
Советский Союз
Тип
Реактивная установка залпового огня
Crew
3 on launch vehicle
2 on resupply truck
Dimensions
Weight
10.5 t combat load
Length
6.9 m
Width
2.5 m
Height
2.48 m
Основное вооружение
Тип
122-мм артиллерийский реактивный снаряд 9М28 «Град»
Пусковая установка
36-ствольная пусковая установка
Боеприпасы
3 3 ракеты, все готовы к стрельбе0013
Возвышение
от 0 до +55 °, ручное
Traverse
106 ° Слева, 75 ° Права, Руководство
Скорость пожара
36 Ракеты за 18 секунд
REGE
36 Ракеты за 7 минут
Время размещения
2,5 минуты
Время смещения
от 0,5 до 1 минуты
Шасси
Модель шасси
ZIL-131 Грумп. 0007 Chassis type
Wheeled chassis, 6×6
Wheelbase
3.35 m + 1.25 m
Tread
1.82 m
Tire size
Automotive
Engine model
ZiL-131
Engine type
6-литровый бензиновый V8
Выходная мощность
150 л.с. при 3200 об/мин
Трансмиссия
Механическая, 5 передних, 1 задняя
Топливо
340 л
9
Speed
80 km/h on road
Range
525 km on road
Turn radius
20.2 m
Power to weight ratio
14.3 hp/t
Obstacle crossing
Ground Клиран
0,33 M
Стена
0,6 м
Тренше
1,0 М
Градиент
58 %
Форминг
1,4 м
Защита
1,4 м
. 0007 Тип брони
Нет, Транспортное средство для мягкого цвета
NBC System
NO
Smoke System
NO
Пожарная подавление
NO
Оборудование
Night Vision
Night Vision
. прицел установлен на пусковой установке
Радио
№
Медиа
9К55 Град-1
Ракета-носитель 9П138 на выставке в боевом положении.
Обратите внимание на интересный камуфляж.Источник: Неизвестный автор
Авторские права: Авторские права принадлежат первоначальному владельцу
9К55 Град-1
Ракета-носитель 9П138, вид сзади с 36-трубной пусковой установкой.
Источник: Боевая машина.Артиллерийский реактивный снаряд серии М28.
Источник: Неизвестный автор
Авторские права: Авторские права принадлежат первоначальному владельцу
9К55 Град-1
Боеприпасная машина 9Т450 для системы 9К55 Град-1. На базе грузовика ЗиЛ-131 6х6.
Источник: www.comelybenng.blogspot.com
Авторские права: Авторские права принадлежат первоначальному владельцу. Сообщается, что в Афганистане.
Источник: Автор неизвестен
Авторские права: Авторские права принадлежат первоначальному владельцу
9К55 «Град-1»
Ракета-носитель 9П138 комплекса 9К55 «Град-1» выставлена в качестве памятника.
Источник: www. mapio.net
Авторские права: Авторские права принадлежат первоначальному владельцу.
Источник: Неизвестный автор
Авторские права: Авторские права принадлежат первоначальному владельцу
< Предыдущий > Следующий
Связанные статьи
БМ-21 «Град»
9К55 «Град-1» — более легкая система «Град», предназначенная для полкового использования. Он был представлен чуть более чем на десятилетие позже первой версии БМ-21 «Град».
Чтение подробнее о БМ-21 Град
9К54 Град-В
9К54 Град-В — реактивная система залпового огня, сбрасываемая с парашютом. В 9К55 «Град-1» используются те же артиллерийские реактивные снаряды 9М28 меньшей дальности, что и для «Град-В».
Чтение подробнее о 9К54 Град-В
ЗиЛ-131
Ракета-носитель и перегружатель «Град-1» созданы на базе тактического грузовика ЗиЛ-131 грузоподъемностью 3,5 т.
Чтение подробнее о ЗиЛ-131
ЛЕГЕНДА СОВЕТСКОГО АВТОПРОМА МОДЕЛИСТ-КОНСТРУКТОР
Необходимость в новом грузовике на смену старым довоенным ЗИС-5 и послевоенным автомобилям-близнецам ЗИС-150 и ЗИЛ-164 ощущалась в нашей стране в начале 1950-х гг. И уже в 1953 году на Московском автомобильном заводе имени Сталина под руководством главного конструктора предприятия А. Кри-Гера началась разработка нового грузового автомобиля ЗИС-125 (по заводской конструкторской документации — ЗИС-150М).
Спустя три года, в декабре 1956 года, появился первый опытный образец машины грузоподъемностью 4 тонны с кабиной совершенно другой конструкции, который так и был назван, вошедший в золотой фонд отечественного автомобилестроения – ЗИЛ-130.
Опытный образец успешно прошел заводские испытания, и в феврале 1961 года был утвержден проект наращивания производства, основной частью которого стала комплексная реконструкция предприятия. В соответствии с этим заданием ЗИЛ должен был в ближайшие два года без остановки производства приступить к выпуску грузовиков ЗИЛ-130.
Грузовик ЗИС-5 (1933
Послевоенный грузовик ЗИС-150 (1947)
было изготовлено 3600 штук, не менее 10 000 приспособлений и более 37 000 единиц различного специализированного инструмента, кроме того, предприятиям-приспособителям предстояло освоить выпуск высокооктановых бензинов, моторных масел новых сортов и высококачественных пластмасс, краски, резина и обивка
Первая серия автомобилей ЗИЛ-130 оснащалась экспериментальной карбюраторной П-образной 135-сильной «шестеркой» рабочим объемом 5,2 л. В 1965 г. с конвейера стали сходить автомобили с измененной кабиной и хвостовым оперением, оснащался шестицилиндровым рядным верхнеклапанным двигателем ЗИС-120 мощностью 140 л. с., но характеристики этого двигателя не подходили для большегрузных автомобилей.
Значительно лучшие показатели были у экспериментального карбюраторного /-образного 6-литрового 8-цилиндрового мотора с развалом цилиндров в 90 градусов, по образцу двигателя правительственного лимузина ЗИЛ-111. В дальнейшем этот мотор стали называть также ЗИЛ-130, унифицированный двигатель ЗИЛ-375, которым оснащались трехосные грузовики «Урал» и городские автобусы.
Помимо современного, моторного, новый грузовик впервые в отечественном автопроме был оснащен гидроусилителем руля, синхронизаторами в коробке передач, шарнирами карданной передачи новой конструкции, омывателем ветрового стекла и предпусковым подогревателем двигателя. Кроме того, ЗИЛ-130 оснащался вполне комфортной трехместной кабиной с эффективным отоплением и вентиляцией, панорамным лобовым стеклом и капотом моторного отсека типа «крокодил». ЗИЛ-130 стал первым отечественным автомобилем, цвет которого появился «гражданский», а не цвета хаки — бело-голубой, в цвет хаки красили почти все грузовики.
ЗИЛ-130 первого выпуска массой 4300 кг развивал скорость 90 км/ч и на 100 км расходовал 28 л-ров бензина. Автомобиль мог буксировать 8-тонный прицеп.
Возвращаясь к истории грузовика, стоит упомянуть, что в 1962 году по обходной технологии были собраны первые пять предсерийных ЗИЛ-130 и переданы для опытной эксплуатации на Ярославский шинный завод. Через год с основной линии стали сходить малосерийные ЗИЛ-130, а в 1964, после завершения масштабной реконструкции завод приступил к серийному выпуску грузовиков.
Проектное задание предусматривало выпуск не только базовой машины, но и целого семейства автомобилей на базе ЗИЛ-130 – тягача ЗИЛ-1 ЗОГ Длина борта-небесного грузовика ЗИЛ-1 ЗОГ была увеличена до 4500 мм. колесно-базные, строительные и сельскохозяйственные грузовики, бортовой ЗИЛ-1, ЗОА для прицепов, газобалонный ЗИЛ-138 и многие другие модели. Кроме того, завод освоил выпуск полноприводного трехосного грузовика ЗИЛ-131 грузоподъемностью 3,5 тонны, унифицированного с базовым ЗИЛ-130. На базе последнего выпускались тягачи ЗИЛ-131В и ЗИЛ-131Н.
В 1958 году вместо всех этих двигателей на автомобиль был установлен экспериментальный карбюраторный /рядный 6-литровый 8-цилиндровый двигатель с углом развала цилиндров 90 градусов, совмещенный с двигателем ЗИЛ-375.
После завершения госиспытаний на Ярославском шинном заводе началась отработка сборочного процесса, для чего в Ярославль было отправлено несколько десятков грузовиков, собранных на Зиле по обходной технологии.
В 1963 году серийный ЗИЛ-130 был отправлен на Лейпцигскую ярмарку, где грузовик и его создатели были награждены дипломом и золотой медалью.
The truck ZIL-164 1957
The truck ZIL-130 release 1964
Modifications of ZIL-130:
1 – sided truck car ZIL-130 with грузоподъемность 5 тонн; 2 – бортовая длиннобазная ЗИЛ-130Г; 3 – седельный тягач ЗИЛ-130В-1 с нагрузкой на сцепное устройство 5,4 т; 4 – легковой автомобиль ЗИЛ-ММЗ-4502 грузоподъемностью 5,25 т
Пятитонный грузовой автомобиль ЗИЛ-130Г выпуска 1965
Габаритные размеры автомобиля-тягача ЗИЛ-ММЗ-4502
Многоэтапная доводка узлов и агрегатов семи опытных образцов автомобиля ЗИЛ-130, испытания нескольких десятков отработанных прототипов автомобиля ЗИЛ-130, десятки двигателей различных конструкций и сотни коробок передач – все это способствовало тому, что на конвейере получилась качественно новая модель среднетоннажного автомобиля, которая по своим техническим характеристикам и характеристикам не уступала европейским и американским автомобилям. . В 1973 решением аттестационной комиссии ЗИЛ-130 получил Государственный Знак качества.
За период производства ЗИЛ-130 неоднократно модернизировался. Так, в 1977 году грузоподъемность грузовика была увеличена с 5 до 6 тонн, полная масса прицепа составила 8 тонн, а в 1978 году была изменена решетка радиатора — модернизированная машина получила обозначение ЗИЛ-130-76. Автомобиль был укомплектован гипоидной главной передачей, раздельными пневматическими тормозами, новой приборной панелью и переработанной решеткой радиатора. До 1994 завод выпустил 3 366 503 автомобиля типа ЗИЛ-130.
Надежность конструкции ЗИЛ-130, а также простота его обслуживания во многом способствовали его экспорту. В связи с этим завод разработал экспортные версии грузовика для стран с разными климатическими условиями. По спецзаказу покупатель мог заказать автомобиль с английским дизелем Perkins, с третьим дополнительным мостом, позволяющим довести грузоподъемность до 8 тонн. В страны Ближнего Востока поставлялись длиннобазные автобусные шасси, которыми оснащались кузова на малых, местных предприятиях.
Однако машина постепенно перестала удовлетворять современным требованиям, и в 1986 году ЗИЛ приступил к выпуску усовершенствованного ЗИЛ-4331 с дизельным двигателем.
Компоновка автомобиля ЗИЛ-130:
1 – бампер передний; 2 – радиатор; 3 – передний мост с подвеской; 4 – тормозные камеры передних колес; 5 – двигатель; 6 – переключатель; 7 – коробка передач; 8 – центральный тормоз; 9 – ресивер тормозной системы; 10 – карданный вал; 11 – задний (ведущий) мост; 12 – рессора задней подвески; 13 – тормоз заднего колеса; 14 – буксировочное устройство; 15 – рама; 16 – топливный бак; 17 – топливный фильтр; 18 – батарея; 19- руль; 20-Рулевое управление
Двигатель ZIL-130
Внутренний интерьер CAB
CABIN Zil-130428
9007 9007 DEV-130428 9007 DEVICE 130:
1 – кнопка звукового сигнала; 2 – руль; 3 – спидометр; 4 – указатель уровня топлива; 5 – контрольная лампа заряда аккумуляторной батареи; 6 – указатель давления масла; 7 – манометр тормозной системы; 8 – контрольная лампа указателей поворота; 9— указатель температуры охлаждающей жидкости; 10 – лампа аварийного перегрева охлаждающей жидкости; 11 – ручка главного выключателя света; 12 – кнопка управления воздушной заслонкой карбюратора; 13 – кнопка дроссельного управления карбюратором; 14 – головка крана управления стеклоочистителем; 15 – рычаг отопителя кабины; 16 – двигатель вентилятора выключателя; 17 – переключатель плафона кабины; 18 – педаль омывателя ветрового стекла; 19 – педаль сцепления; 20 – ножной выключатель света; 21 – педаль тормоза; 22 – ножная педаль управления дроссельной заслонкой карбюратора; 23 – кнопка включения воздушного сигнала; 24 – рычаг ручного тормоза; 25 – ручка управления решеткой; 26 – замок зажигания; 27 – рычаг переключения передач; 28 – переключатель поворотников
Последний ЗИЛ-130 был собран на головном заводе в Москве 30 декабря 1994 года, а производство «130-го» было передано в филиал ЗИЛа, Уральский автомобильный завод (УАМЗ, позднее аббревиатура АМУР) в Новоуральске.
Этот автомобильный грузовик типа ЗИЛ-130 начал выпускать кабину и капот от трехосного полноприводного автомобиля ЗИЛ-131 ПОД наименованием УАМЗ-43140 (в наши дни – АМУР-43140) или грузовика следующего поколения ЗИЛ-4331. Машина оснащена V-образным 8-цилиндровым 6-литровым карбюраторным двигателем ЗИЛ-508.10 мощностью 150 л.с. Также есть вариант машины с бортовым и 132-сильным дизелем ЗИЛ-0550 или 108-сильным дизелем Минского мотора. растение.
Грузовик выпускался на заводе имени Лихачева тридцать лет, всего за это время было собрано 3 388 312 автомобилей, ставших основной «рабочей лошадкой» отечественной промышленности
Бортовой автомобиль ЗИЛ-4331
В последние несколько лет на ЗИЛе в небольших количествах вновь начали выпускать недорогие и надежные грузовики ЗИЛ-130 под названием ЗИЛ-433360. Машина оборудована более комфортной кабиной, дизельный грузовик ЗИЛ-4331. При необходимости установка может быть установлена на автомобиль экономичный дизель Д-245.