Смазки с дисульфидом молибдена
Одними из самых эффективных с точки зрения защитных функций являются смазки с дисульфидом молибдена и антифрикционные покрытия (АФП) на его основе. Эти материалы работают в самых неидеальных условиях эксплуатации узлов: при высоких нагрузках, температурах, вибрациях, давлениях, воздействии агрессивных сред и абразивов.
Покрытия выпускают далеко не все известные производители – большей частью дисульфид молибдена вводят в состав смазок, паст или присадок в масло. Однако это не умаляет достоинств АФП, скорее наоборот – относит их к числу уникальных продуктов на рынке смазочных материалов.
Ниже мы провели обзор лучших дисульфидмолибденовых покрытий и выбрали «лидера» по соотношению цена/качество.
Обзор покрытий с дисульфидом молибденаЧто такое дисульфид молибдена?
Молибден и его сплавы характеризуются высоким модулем упругости, незначительным коэффициентом терморасширения, превосходной температурной стойкостью, малым сечением захвата тепловых нейтронов.
Свойство проводить электрический ток у молибдена ниже, чем у меди, однако больше, чем у железа. В механической прочности молибден немного уступает вольфраму, однако легко поддается воздействию давления.
Бинарное химическое соединение четырехвалентного молибдена с двухвалентной серой называется дисульфидом молибдена (Mo2S).
Это вещество обладает следующими преимуществами:
- Широкий температурный предел плавления и жаропрочность
- Высокая удельная прочность
- Высокий модуль упругости
- Малый термокоэффициент расширения
- Высокая температурная стойкость
- Малое сечение захвата тепловых нейтронов
- Превосходная коррозионная устойчивость
- Стойкость ко многим щелочным и кислотным растворам
Области применения молибдена и дисульфида молибдена
MoS2 используется в виде легирующей добавки к сплавам, в т. ч. к сверхнадежным сталям.
Молибден применяется в соединениях, долгое время эксплуатирующихся при экстремально высоких температурах (до +1800 °С), например, в ракетных соплах, электровакуумных приборах и т.д.
Дисульфид молибдена является рабочим материалом для ядерных реакторов.
Лента из молибдена используется в производстве высокотемпературных печей.
Молибден и его сплавы широко применяются в ракетостроении и самолетостроении – для производства панелей космических аппаратов, термообменников, тепловых экранов, деталей кромок крыльев, стабилизаторов в сверхзвуковых самолетах.
MoS2 используется в стекольной промышленности, например, при производстве электродов для плавления стекла.
Из молибденовых сплавов вырабатывают пресс-формы, стержни для литья под давлением, прутки.
Молибден значительно повышает технические качества сталей, даже незначительно добавление присадки на основе молибдена (0,15-0,8 %) улучшает их прокаливаемость, прочность, вязкость и устойчивость к коррозии.
Для повышения прочности молибден добавляют в кобальтовые сплавы, используемые для плавления кромок стальных элементов.
Молибден используют как ленту или проволоку в электрических печах, эксплуатирующихся в экстремальном температурном режиме.
Жесть на основе молибдена применяется в радиоэлектронике для производства элементов электронных ламп, рентгеновских трубок.
Молибденовые соединения являются катализаторами химических реакций.
В чистом виде монокристаллический молибден применяется для изготовления зеркал для газодинамических лазеров.
Теллурид молибдена – термостойкий материал для изготовления термоэлектрогенераторов.
Химические соединения молибдена используют для производства лаков и красок, а также для окрашивания тканей и мехов.
Дисульфид молибдена добавляют в моторные масла – в результате на металлической поверхности формируются слои, снижающие трение.
Дисульфид молибдена используют в качестве компонентов смазок для деталей, эксплуатирующихся в широком температурном режиме (от -45 °С до +400 °С).
Смазочные материалы с дисульфидом молибдена обладают повышенной устойчивостью к большим нагрузкам и давлениям, агрессивным средам, низким и высоким температурам. Частицы MoS2способствуют лучшему скольжению контактирующих поверхностей, что, как следствие, уменьшает коэффициент их трения и интенсивность износа.
Был ли полезен обзор?
(2 оценки)
Дисульфидмолибденовые материалы MODENGY и EFELE
Пищевые клеи EFELE для хлебопекарной промышленности
Оборудование пищевой промышленности: особенности и требования к обслуживанию
Дроссельная заслонка: какую роль она играет и какие проблемы испытывает?
Ресурсные испытания конструкционных материалов и изделий из них
Дисульфид молибдена – это наиболее распространенная в природе форма существования молибдена, неорганическое химическое соединение четырехвалентного молибдена с двухвалентной серой. Химическая формула дисульфида молибдена – MoS2.
В природе молибден встречается только химически связанным с другими элементами в виде руды.
Из-за внешнего сходства с галенитом – сульфидом свинца – этот минерал раньше назывался «molybdos», что в переводе с греческого означает «похожий на свинец». В 1778 году шведский ученый Carl Wilhelm Scheele идентифицировал молибденит как сульфид металла, а в 1782 году Peter Jacob Hjelm выделил этот металл и назвал его молибденом.
На сегодняшний день открыты и разрабатываются крупные месторождения молибденита в горах Колорадо (США), Китае, Чили и России.
В качестве смазочного материала дисульфид молибдена нашел свое применение в 1935 году. Испытательная установка, которая была разработана для моделирования вибраций самолетов, оказалась неработоспособной – детали ее тяжелонагруженных узлов трения двигались скачкообразно. Попытки устранить проблему применением доступных в то время смазочных материалов не приносили положительных результатов.
Задачу обеспечения плавного движения узлов установки решил немецкий инженер Alfred Sonntag, применив на практике сведения о свойствах молибденита, датированные еще XVIII веком.
Однако, наряду с эффективным снижением коэффициента трения, дисульфид молибдена вызывал износ узлов, так как в природном минерале содержались примеси абразивного кварцита, а получить чистое вещество на существующем технологическом уровне было невозможно.В начале 1970-х механизм смазочного действия дисульфида молибдена был впервые изучен методом сканирующей электронной микроскопии. В результате было установлено, что уникальные антифрикционные свойства этого твердого вещества обусловлены его анизотропной слоистой структурой и способностью заполнять впадины микронеровностей поверхности, образуя смазочный слой в виде гладкой и очень скользкой пленки.
Введение твердых смазочных материалов в состав пластичных смазок придает им новые свойства. Образование двух смазочных слоев (пластичная смазка и твердая смазка) существенно повышает несущую способность таких продуктов. В качестве твердых смазок обычно применяют графит (графитные смазки), дисульфид молибдена (дисульфидмолибденовые или молибденовые смазки), политетрафторэтилен (PTFE или фторопластовые смазки) и другие специальные добавки.
Основное преимущество молибденовых смазок перед традиционными состоит в том, что они стабильно работают при экстремально высоких нагрузках, в условиях высоких и низких температур, эффективно предотвращают повышенный износ, фреттинг-коррозию, образование задиров, обеспечивают долговременную смазку в условиях агрессивных факторов внешней среды. Дисульфидмолибденовые смазки по сравнению с графитовыми обладают более высокими антифрикционными свойствами, имеют большую несущую способность и могут работать в условиях вакуума.
Экспериментальными исследованиями на четырехшариковой машине установлено, что дисульфид молибдена и графит проявляют синергетическое взаимодействие и усиливают положительные свойства друг друга (см. рис.1).
Рис. 1. График зависимости износа от нагрузки и содержания графита и дисульфида молибдена в смазке
Результаты эксперимента показали, что антифрикционные свойства дисульфида молибдена в любых условиях превосходят свойства графита. При определенных пропорциях взвеси этих компонентов в минеральном масле износ снижается до 6 раз по сравнению с применением чистого графита, а в некоторых условиях нагружения композиция этих твердых смазок оказывается эффективнее чистого дисульфида молибдена.
В линейке смазочных материалов MODENGY и EFELE имеются пластичные смазки как с чистым дисульфидом молибдена, так и с наполнителями в виде его смеси с графитом.
Пластичная смазка EFELE MG-212 содержит полностью очищенные от всех примесей мелкодисперсные частицы дисульфида молибдена.
EFELE MG-212 – универсальная литиевая смазка с противозадирными присадками и дисульфидом молибдена. Она работоспособна во влажной среде, обладает повышенной несущей способностью, отличными противоизносными и антикоррозионными свойствами. Работает при температуре от -30 до +120 °C.
Варианты применения:
- Узлы трения качения и скольжения оборудования в деревообработке, полимерной промышленности, металлургии и других отраслях
- Высоконагруженные подшипники общепромышленного оборудования
- Ходовая часть автомобилей, тракторов, экскаваторов, бульдозеров, погрузчиков и других транспортных средств, работающих в тяжелых условиях эксплуатации
- Подшипники электродвигателей и вентиляторов
Дисульфид молиблена активно применяет российская компания «Моденжи» в своих антифрикционных твердосмазочных покрытиях. Например, MODENGY 1001 на основе дисульфида молибдена и графита.
Оно реализует технологию твердой смазки, благодаря чему обеспечивает низкий коэффициент трения,предотвращает скачкообразное движение механизмов, снижает износ деталей и повышает их стойкость.
Материал обладает высокой несущей способностью, функционирует в широком диапазоне температур: -180…+440 °C.
Примеры использования:
- Ходовые винты токарных станков
- Резьбовые соединения из нержавеющей стали
- Роторы винтовых безмасляных компрессоров
- Запорные клапаны ТЭС
- Шлицевые соединения приводных валов оборудования
- Матрицы и пуансоны гибочного оборудования
- Замки лопаточного аппарата турбин
MODENGY 1001 наносится методом распыления и создает на поверхности деталей устойчивый слой серого цвета, полимеризующийся при комнатной температуре за 15 минут.
Mobilux™ EP 2 Moly
Mobilux™ EP 2 Moly
Смазка Mobil, Испания
Описание продукта
Mobilux EP 2 Moly — многоцелевая смазка высшего качества на литиевой основе NLGI № 2, рекомендованная для общепромышленного применения. Содержит противозадирную присадку для повышения несущей способности. Кроме того, она содержит дисульфид молибдена (известный также как молибден и MoS 2), который усиливает антифрикционные свойства смазки в условиях граничной смазки. Mobilux EP 2 Moly темно-серого цвета с гладкой маслянистой текстурой. Он водостойкий, обладает отличной окислительной и механической стабильностью, защищает от коррозии.
Особенности и преимущества
Дисульфид молибдена дает особые преимущества в условиях граничной смазки, особенно когда скольжение или вибрация отталкивают смазку от контактирующих поверхностей. Он обеспечивает некоторую защиту от истирания и поэтому рекомендуется там, где это явление является проблемой, например, в шлицевых валах, шарнирных пальцах, седельно-сцепных устройствах и других деталях, подвергающихся колебательным или скользящим движениям. Кроме того, при редком повторном смазывании дисульфид молибдена обеспечивает расширенную защиту от смазывания.
Многоцелевая смазка Mobilux EP 2 Moly обладает следующими характеристиками и преимуществами:
• Широкий спектр применения в промышленности и автомобилестроении
• Обогащен противозадирными присадками для тяжелых нагрузок
• Содержит дисульфид молибдена для дополнительной защиты
• Превосходная устойчивость к окислению, водостойкость и защита от коррозии
Применение
Mobilux EP 2 Moly подходит для подшипников скольжения и шестерен. Он также может использоваться в подшипниках качения, но обычно не рекомендуется для высокоточных подшипников качения из-за возможности образования дисульфида молибдена в зазорах. Mobilux EP 2 Moly применяется в строительной, горнодобывающей и сельскохозяйственной отраслях. В грузовиках повышенной проходимости и других транспортных средствах он отлично подходит для пальцев ковша, реечных передач, седельно-сцепных устройств, рулевых механизмов и т. д.
Свойства и характеристики
Собственность | |
Класс | NLGI 2 |
Загуститель Тип | Литий |
Базовое масло Вязкость смазок при 40°С, мм2/с, AMS 1697 | 150 |
Цвет, визуальный | Темно-серый |
Антикоррозионные свойства, рейтинг, ASTM D1743 | ПРОПУСК |
Температура каплепадения, °C, ASTM D2265 | 175 (347) |
Содержание дисульфида молибдена, мас. %, РАСЧЁТ | 3 |
Отделение масла, мас.%, ASTM D1742 | 3 |
Пенетрация, 60X, 0,1 мм, ASTM D217 | 280 |
Timken OK Нагрузка, кг, ASTM D2509 | 18 (40) |
Вымывание водой, потери при 79°C, вес.%, ASTM D1264 | 6 |
Испытание ступичного подшипника, потери, 6 ч при 104°C, %, ASTM D1263 | 0 |
Здоровье и безопасность
Рекомендации по охране труда и технике безопасности для этого продукта можно найти в паспорте безопасности материала (MSDS) @ http://www. msds.exxonmobil.com/psims/psims.aspx
Все используемые здесь товарные знаки являются товарными знаками или зарегистрированными товарными знаками корпорации Exxon Mobil или одной из ее дочерних компаний, если не указано иное.
07-2020
Mobilux™ EP 2 Moly
Mobilux™ EP 2 Moly
Смазка Mobil, США
Описание продукта
Mobilux EP 2 Moly — многоцелевая смазка высшего качества на литиевой основе NLGI № 2, рекомендованная для общепромышленного применения. Содержит противозадирную присадку для повышения несущей способности. Кроме того, она содержит дисульфид молибдена (известный также как молибден и MoS 2), который усиливает антифрикционные свойства смазки в условиях граничной смазки. Mobilux EP 2 Moly темно-серого цвета с гладкой маслянистой текстурой. Он водостойкий, обладает отличной окислительной и механической стабильностью, защищает от коррозии.
Особенности и преимущества
Дисульфид молибдена дает особые преимущества в условиях граничной смазки, особенно когда скольжение или вибрация отталкивают смазку от контактирующих поверхностей. Он обеспечивает некоторую защиту от истирания и поэтому рекомендуется там, где это явление является проблемой, например, в шлицевых валах, шарнирных пальцах, седельно-сцепных устройствах и других деталях, подвергающихся колебательным или скользящим движениям. Кроме того, при редком повторном смазывании дисульфид молибдена обеспечивает расширенную защиту от смазывания.
Многоцелевая смазка Mobilux EP 2 Moly обладает следующими характеристиками и преимуществами:
• Широкий спектр применения в промышленности и автомобилестроении
• Обогащен противозадирными присадками для тяжелых нагрузок
• Содержит дисульфид молибдена для дополнительной защиты
• Превосходная устойчивость к окислению, водостойкость и защита от коррозии
Применение
Mobilux EP 2 Moly подходит для подшипников скольжения и шестерен. Он также может использоваться в подшипниках качения, но обычно не рекомендуется для высокоточных подшипников качения из-за возможности образования дисульфида молибдена в зазорах. Mobilux EP 2 Moly применяется в строительной, горнодобывающей и сельскохозяйственной отраслях. В грузовиках повышенной проходимости и других транспортных средствах он отлично подходит для пальцев ковша, реечных передач, седельно-сцепных устройств, рулевых механизмов и т. д.
Свойства и характеристики
Собственность | |
Класс | NLGI 2 |
Загуститель Тип | Литий |
Базовое масло Вязкость смазок при 40°С, мм2/с, AMS 1697 | 150 |
Цвет, визуальный | Темно-серый |
Антикоррозионные свойства, рейтинг, ASTM D1743 | ПРОПУСК |
Температура каплепадения, °C, ASTM D2265 | 175 (347) |
Содержание дисульфида молибдена, мас. %, РАСЧЁТ | 3 |
Отделение масла, мас.%, ASTM D1742 | 3 |
Пенетрация, 60X, 0,1 мм, ASTM D217 | 280 |
Timken OK Нагрузка, кг, ASTM D2509 | 18 (40) |
Вымывание водой, потери при 79°C, вес.%, ASTM D1264 | 6 |
Испытание ступичного подшипника, потери, 6 ч при 104°C, %, ASTM D1263 | 0 |
Здоровье и безопасность
Рекомендации по охране труда и технике безопасности для этого продукта можно найти в паспорте безопасности материала (MSDS) @ http://www.