Понижаем раздатку УАЗ — Трансмиссия
Рубрика: УАЗ
- Назначение узла
- Устройство раздатки УАЗ 469
- Корпус РК Механизм привода
- Механизм управления
Модели Ульяновского автомобильного завода отличаются проходимостью на бездорожье. Раздатка УАЗ повышает показатели проходимости машины и позволяет передвигаться по покрытиям разного качества. На УАЗ 469 включение раздаточной коробки осуществляется механически из салона автомобиля.
Назначение узла
Раздаточная коробка УАЗ 469 используется для включения полного привода. Механизм двухступенчатый. Это позволяет увеличить диапазон скоростей для движения вперед и назад в два раза. Понижение крутящего момента при движении по бездорожью снижает степень пробуксовывания колес.
УАЗ 469 имеет постоянно включенный задний мост. Передний мост подключаемый. Его включение предусмотрено производителем для движения по покрытию низкого качества.
ВАЖНО: Запрещается использовать автомобиль с постоянно включенной передней осью при езде по качественному дорожному покрытию. Несоблюдения этого правила приведет к повреждению комплектующих раздаточной коробки или заклиниванию вращающихся частей.
Устройство раздатки УАЗ 469
Раздатка жестко крепится на задней части корпуса коробки переключения передач. Задняя часть раздаточной коробки оснащена стояночным тормозом. Он выполнен в виде барабана и колодок с фрикционными накладками.
При включении стояночного тормоза разжимное устройство прижимает колодки к барабану, блокируя вращение карданного вала заднего моста. После отпускания рычага стояночного тормоза колодки движутся в обратном направлении под действием силовых пружин. Так же можете прочитать про УАЗ «Карго».
Корпус РК
Корпус раздаточной коробки состоит из двух частей. Во избежание утечки смазочного материала в месте соединения части герметизированы прокладками. На валах, выходящих из герметичного корпуса, установлены сальники. Они предотвращают вытекание смазки при движении автомобиля.
СПРАВКА: Под нагрузкой смазка и детали РК нагреваются. Во избежание нарушения герметичности корпуса производитель оборудовал его дыхательным клапаном. Устройство обеспечивает сообщение полости устройства с атмосферой.
Механизм привода
Механизм РК состоит из:
- Вала задней оси. Жестко соединяется с задним карданным валом автомобиля. Установлен на подшипниках шарикового типа. Они позволяют валу свободно вращаться;
- Вала передней оси. Приводит в действие передний карданный вал. Крепится при помощи гайки;
- Промежуточного вала. Необходим для включения переднего моста или пониженной передачи;
- Вилки переключения. Используются для передвижения шестерен при включении/выключении переднего моста и для понижения передачи. Движение вилок осуществляется по специализированным штокам. Каждая вилка оснащена фиксирующим механизмом, исключающим самопроизвольное передвижение изделия по штоку.
Составляющие трансмиссии УАЗ
На машинах семейства УАЗ – 452 нового образца присутствует механическая КПП (четырехступенчатая). Обеспечивают облегченное включение передач синхронизаторы инерционного типа. Пятиступенчатая коробка передач АДС является синхронизированной на всех передачах переднего хода.
КПП УАЗ
На УАЗ может устанавливаться 5-МКПП Даймос (DYMOS). Данная коробка передач отличается своей надежностью. Средний ресурс ее работы – 300000 км пробега. Заливная пробка расположена посредине коробки, сливная снизу. Их представляется возможным открутить при помощи шестигранного ключа. Когда происходит слив масла, следует подготовить специальную тару. Новую жидкость нужно заливать до имеющегося на коробке уровня маслоналивного отверстия. Щуп позволяет точно определить то, до какой отметки залита жидкость. Альтернативой щупа может выступать длинный гвоздь. В целях профилактики, каждые 15000 км необходимо замерять уровень масла.
Наличие механики на данном варианте транспортного средства полностью оправдано. Такую машину актуально использовать по пересеченной местности, при бездорожье. В дополнении к этому не будет отмечаться проблем с буксировкой.
Коробка передач имеет наружные рычаги переключения. Рычаг в кабине свободно перемещается как параллельно, так и перпендикулярно своей оси.
Машина оснащается раздаточной коробкой. В конструкцию раздаточной коробки на УАЗ 452: валы ведущих мостов, шестеренки. Все перечисленные комплектующие детали находятся в чугунном картере. Картер и крышка соединяются гайками. Надежно закреплены в крышке штоки вилки переключения.
Статья в тему: CVT коробка передач (вариатор) — что это?
Имеется шлиц, подшипники. Здесь присутствует винтовая шестерня привода спидометра. На подшипниках «буханки» зафиксирован промежуточный вал. На данной коробке имеются надежные шестерни с прямыми зубьями.
Таким образом, КПП на УАЗ 452 состоит из множества узлов и агрегатов. Данный узел нуждается в регулярном ТО.
Схема переключения раздатки УАЗ 469
Управление раздаточным механизмом осуществляется дистанционно из салона автомобиля. включение пониженной передачи или переднего моста принудительное. Осуществляется при помощи рычагов, установленных рядом с органом управления механической коробкой переключения передач.
Управление приводом передней оси осуществляется правым рычагом (по ходу движения автомобиля). для включения привода водитель переводит рычаг в крайнее переднее положение. Для отключения рычаг передвигается в обратном направлении. Управление передней осью выполняется при выключенной муфте сцепления.
Левый рычаг служит для понижения передачи крутящего момента. Орган управления имеет три фиксированных положения:
- Прямая. Рычаг находится в крайнем переднем положении. При этом раздаточная коробка не изменяет передаточное число от КПП;
- Нейтраль. Рычаг устанавливается в центральное положение. Крутящий момент не передается к ведущим осям автомобиля;
- Понижающая. Переключение органа управления осуществляется в крайнее заднее положение. Механизм раздаточной коробки понижает крутящий момент.
ВНИМАНИЕ: Раздатка УАЗ 469 схема переключения, которой приведена выше, оборудована блокировкой от непроизвольного включения понижающей передачи. Блокировка выполнена в виде шарикового фиксатора, не позволяющего включить пониженную передачу без привода переднего моста.
Передаточные числа кпп уаз 469
Передаточные числа КПП УАЗ
— коробка передач с синхронизаторами включения всех передач переднего хода
I передача — 3,78 (3,80?) II передача — 2,60 III передача — 1,55 IV передача — 1,00 R задний ход — 4,12
— коробка передач с синхронизаторами включения третьей и четвертой передач I передача — 4,124 II передача — 2,641 III передача — 1,58 IV передача — 1,00 R задний ход — 5,224
Передаточные числа раздаточной коробки УАЗ
прямая передача: 1,00 понижающая передача: 1,94
Передаточные числа мостов УАЗ
• Военные мосты: 5,38 (=2,77*1,94 — передаточные числа соответственно главной и бортовой передач) • Гражданские (колхозные) мосты: 5,125 (41 зуб) либо 4,625 (37 зубьев) • Спайсер: 4,1
Задний карданный вал под военные мосты на 1 см короче, чем под гражданские.
Коробка передач служит для изменения силы тяги и скорости движения автомобиля в зависимости от условий работы. С помощью коробки передач можно изменить направление движения на задний ход и отключить работающий двигатель от трансмиссии при остановке.
На автомобилях семейства УАЗ – 452, 469, 2206.. устанавливается механическая, четырёхступенчатая коробка передач, снабжённая синхронизаторами инерционного типа для облегчения включения первой, второй, третьей и четвёртой передач. Коробка крепится к картеру сцепления четырьмя шпильками, ввёрнутыми в картер сцепления.
Шестерни привода промежуточного вала, второй и третьей передач — косозубые, первой передачи – прямозубые и находятся в постоянном зацеплении. Шестерни первой, второй и третьей передач установлены на ведомом валу на игольчатых подшипниках.
На автомобиль может устанавливаться коробка передач, имеющая синхронизатор только для третьей и четвертой (прямой) передач.
Обслуживание коробок одинаково. Взаимозаменяемость коробок в сборе сохранена, но детали этих коробок и механизмов переключения не взаимозаменяемы.
Вариант исполнения коробки передач с синхронизатором только для третьей и четвёртой (прямой) передачи.
Схема коробки передач уаз:
1, 16, 23 — первичный, вторичный и промежуточные валы; 2 — крышка переднего подшипника; 3 — специальная гайка или стопорное кольцо; 5 — прокладка; 6 — подшипник первичного вала; 7 — передний подшипник вторичного вала; 8 — картер; 9 — муфта синхронизатора III и IV передач; 10, 11 — шестерни III и II передач; 12 — муфта синхронизатора I и II передач; 13 — шестерня I передачи; 14 — стопорные пластины; 15 — подшипник; 17 — стопорное кольцо; 18 — шайба; 19 — распорное кольцо; 20 — подшипник промежуточного вала; 21 — специальный болт; 22 — специальная шайба; 24 — ось шестерни заднего хода; 25 — промежуточная шестерня заднего хода; 26 — пробка сливного отверстия; 27 — блок шестерен привода промежуточного вала и III передачи; 28 — стопорное кольцо; 29 — заглушка; 30 — роликовый подшипник.
Применение синхронизаторов в коробке передач облегчает управление автомобилем, обеспечивает бесшумность включения передач и повышает долговечность зубчатых муфт шестерён.
Передаточные числа коробки передач уаз:
Процесс замены масла в раздатке Уаз 469
Перед началом работ необходимо прогреть трансмиссию. Для этого на автомобиле проехать от 2 до 4 километров. При нагреве вязкость масла снижается и будет проще слить его из картера.
Замена масла в раздатке УАЗ 469 осуществляется в определенной последовательности:
- Установить транспортное средство на яму, эстакаду или подъемник. Некоторые автомобилисты предпочитают проводить процедуру лежа под автомобилем на специализированном поддоне;
- Очистить масляные потеки и загрязнения в области сливного и заливного отверстия. Используется металлическая щетка;
- Демонтировать заглушку заливного отверстия. Необходимо для исключения возникновения вакуума в картере при сливе жидкости;
- Подставить емкость для сбора отработанной смазки под сливное отверстие. Емкость должна иметь объем, достаточный для сбора отработанной жидкости. Лучше подобрать сосуд с широкой горловиной. Подойдет ведро или обрезанная пластиковая канистра;
- Демонтировать заглушку сливного отверстия. Во избежание падения пробки в сосуд для отработанного масла, необходимо крепко удерживать ее;
- Дождаться полного стекания жидкости из картера;
- Очистить сливную и заливную заглушку от загрязнений и металлических частиц;
- Установить пробку сливного отверстия;
- Залить новую смазку при помощи специализированных приспособлений. Используются шприцы или нагнетатели;
- Установить пробку заливного отверстия.
СПРАВКА: При проведении процедуры замены масла на УАЗ 469 рекомендуется проверить работоспособность дыхательного клапана (сапуна). Нарушение работоспособности изделия может привести к разгерметизации картера.
После замены необходимо устранить потеки масла, образовавшиеся при проведении работ. Для этого используется ветошь.
Техника безопасности при выполнении работ
Во избежание получения травм при замене масла в раздатке необходимо:
- Установить противооткатные башмаки под колеса автомобиля. Это исключит самопроизвольное прокатывание авто;
- При демонтаже сливной пробки необходимо находится на расстоянии от раздатки. Горячее масло из раздаточной коробки при попадании на кожу может стать причиной ожога;
- Для защиты глаз и кожи необходимо использовать средства индивидуальной защиты, такие как перчатки и очки.
Из вышеперечисленного следует, что раздатка УАЗ 469 необходима для повышения показателей проходимости на бездорожье. Конструкция РК позволяет подключать переднюю ось и понижать крутящий момент от коробки переключения передач. Для нормальной работы необходимо регулярно обслуживать узел.
Причины возникновения поломок
Как правило, необходимость замены основных комплектующих деталей на КПП возникает с их естественным износом.
Причины поломок КПП
Основная причина течи масла из КПП – это наличие повышенного уровня горючего в системе. Для КПП на УАЗ следует использовать качественное масло. Если жидкость не будет иметь должное качество, то из-за этого могут возникать характерные шумы со стороны коробки. При износе синхронизатора или его деталей всегда отмечается затрудненная смена передач. Обратить внимание следует и на детали механизма переключения. При деформации зубьев шестерен нередко отмечается самовыключение передач.
Статья в тему: Что нужно знать о коробке передач Нива 21213?
РАЗДАТОЧНАЯ КОРОБКА УАЗ КОСОЗУБАЯ, ПРИМЕНЯЕМОСТЬ, МЕХАНИЗМ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ, ОСОБЕННОСТИ.
Раздатка УАЗ 469 служит в автомобиле для распределения тяговых усилий трансмиссии на заднюю тележку и передний ведущий мост. Раздаточные коробки устанавливаются только в автомобилях с полным приводом для его включения. Агрегат является двухступенчатым и в два раза увеличивает скоростной диапазон машины как при движении вперед, так и назад.
Раздатка УАЗ 469
Фото 1: Раздатка УАЗ 469 (Источник: Яндекс.Картинки)
Назначение узла
Раздаточная коробка УАЗ 469 предназначена для эффективной езды автомобиля по бездорожью, пересеченной местности, движения по дорогам без асфальтового покрытия. Когда автомобиль преодолевает сложные тяжелые участки лесной либо заболоченной местности, уменьшение крутящего момента с помощью РК существенно снижает степень пробуксовки колес.
Все модели машин, производимые Ульяновским автомобильным заводом, отличаются повышенной степенью проходимости, отличной управляемостью, способностью преодолевать любое бездорожье. РК повышает маневренность, проходимость авто, позволяя без проблем быстро передвигаться по дорогам самого разного качества. Раздатка УАЗа включается механическим способом из салона автомобиля двумя рычагами.
Задний ведущий мост авто УАЗ 469 постоянно включенный. Передний ведущий мост подключается по мере необходимости, когда автомобиль преодолевает препятствия. Езда по хорошим асфальтированным дорогам осуществляется с отключенным передним ведущим мостом. В таких условиях он работает, как простая передняя ось машины.
ВАЖНО! При длительном движении автомобиля УАЗ по качественной автодороге с асфальтовым либо бетонным покрытием запрещена эксплуатация транспортного средства с постоянно включенным передним ведущим мостом. Это приведет к поломке комплектующих раздаточной коробки и заклиниванию деталей вращения.
Принцип действия
Для того чтобы понять и представить, как происходит процесс смены скоростных режимов работы двигателя и соответствующего показателя допустимого числа оборотов, обратимся к небольшому пояснению. Низшие ступени, обеспечивающие трогание автомобиля с места, включаются самой мощной шестерней, которая продвигается по специальным полозьям, расположенным на ведомом вале. Такое действие позволяет передать тяжелой машине силу, достаточную для того, чтобы авто начало движение.
Как только автомобиль тронулся с места, можно переходить на вторую передачу, за счет чего машина не останавливается и поддерживается не очень быстрое ее движение. Однако второй скоростной ступени будет недостаточно, если необходимо набрать скорость порядка 40-50 км/ч. В данном случае потребуется использование более высоких передач.
Что касается 3 и 4 скоростных режимов и соответствующих шестерен, которые обеспечивают высокое количество оборотов в секунду, то они управляются муфтой синхронизатора. Выпускались некоторые модификации КПП на УАЗ 452, где переключение 1 и 2 скоростного режима работы трансмиссии также осуществлялись с помощью дополнительной муфты синхронизатора. Однако в данном случае мы рассматриваем вариант трансмиссии с одной муфтой синхронизатора.