что такое вязкость, расшифровка маркировки, синтетика или минеральное
Главная » Автолюбителю » Обслуживание кроссоверов
Обслуживание кроссоверовadmin058
Когда-то давно существовал всего лишь один универсальный тип антифриза и несколько общих марок масла для двигателя.
Времена изменились, и правильно выбирать моторное масло среди большого количества вариантов стало непросто. Ошибка не приведёт к немедленной катастрофе, но может вызвать серьёзные проблемы.
Роль в двигателе
Основное назначение — ограничить контакт металлических деталей друг с другом. Соприкосновение подвижных поверхностей приводит к трению и износу. Трение генерирует тепло, деформирующее детали. Без смазки двигатель проработает в течение нескольких минут прежде, чем получит серьёзные повреждения. Кроме отвода тепла и снижения трения,
- защищает от коррозии;
- содержит поверхности чистыми;
- служит рабочим телом в гидравлических механизмах.
Тщательный выбор типа смазочного материала и фильтра может также оказать заметное положительное влияние на расход топлива.
У автовладельцев, не уделяющих внимания снижению расхода, выбор заметно проще, поскольку немало производителей привлекают покупателей к своим маркам лозунгами об экономии топлива. Тем не менее многие типы масел, влияющих на расход, могут стоить значительно дороже.
Ключевые характеристики
Вязкостью называют сопротивление жидкости текучести. Недостаточно вязкая смазка не будет удерживаться на трущихся деталях и не сможет смазывать двигатель должным образом. Избыточно густая — заставит работать масляный насос в экстремальном режиме и не сможет проектно циркулировать внутри двигателя. Кроме того, густая смазка усложняет запуск в холодное время года. Поэтому маркировка масла отражает прежде всего его свойства при различных температурах.
- SAE — стандарты оценки определены Американской ассоциацией автомобильных инженеров. Предполагают 12 классов вязкости: 6 летних и 6 зимних.
- Число перед W — показатель вязкости в условиях холода.
- Число после W — показатель вязкости при нормальной рабочей температуре.
Правильно выбирать моторное масло поможет знание о его происхождении. В качестве сырья для него используют продукты перегонки нефти I и II группы (минеральное масло) или полностью искусственные соединения на основе группы V (синтетическое).
Существуют также их смеси, которые на упаковке обозначают как полусинтетические. Синтетические смазки, как правило, работают лучше минеральных, поскольку менее требовательны к условиям окружающей среды для сохранения своих качеств. Но из-за сложного процесса производства они недешевы.
В любом случае синтетическое — лучший выбор для двигателя. Если выбор ограничен ценой, стоит обратить внимание на полусинтетическое. Минеральные, как правило, используют для двигателей с больши́м пробегом.
В маслах присутствует целый ряд добавок, улучшающих те или иные характеристики. Сведения об их назначении и влиянии на свойства обычно указываются производителем. Это могут быть снижающие выбросы фосфора, увеличивающие долговечность турбин или повышающие возможности при холодной температуре компоненты.
Каким бы ни было масло, его необходимо менять. С течением времени оно насыщается загрязнениями и теряет свои качества. Грамотное изменение марки смазки не вредит автомобилю. Особенно внимательно стоит отнестись к выбору, если автомобиль эксплуатируется в тяжёлых условиях.
- Автомобиль используется на короткие расстояния.
- Требует регулярного долива масла.
- Машина работает на пониженных передачах или перевозит тяжёлые грузы.
- Двигатель форсирован или перенёс капитальный ремонт.
- Исключительно городская эксплуатация автомобиля.
Лучшим выбором для регулярной замены в автомобиле, работающем в расчётных режимах, будет масло, рекомендованное производителем.
Требования к нему обязательно вносятся в руководство пользователя. Некоторые современные моторные масла представляют собой высокотехнологические жидкости, специально разработанные для использования в конкретных моделях автомобилей.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
admin/ автор статьи
Классификация моторных масел по SAE, API, ASEA
Содержание статьи
- 1 Тип базового масла — минералка, синтетика, полусинтетика
- 1.0.1 Видео: Синтетика, полусинтетика, минералка
- 2 Классификация вязкоcти масла по SAE
- 2.0.1 Видео: Немного информации о моторных маслах. Обозначения маркировок.
- 3 Классификация по группам качества (API, ACEA)
- 4 Допуски производителей
Наверное, тема обсуждения моторных масел останется вечным источником преломления копий на автомобильных форумах. Учитывая огромное количество марок на рынке, это неудивительно – кто-то ищет более бюджетный вариант регулярной замены, кто-то просто хочет поэкспериментировать. Но и в том, и в другом случае неплохо для начала разобраться, что обозначают ряды букв и цифр на упаковках, и самое главное – в чем физический смысл обозначений.
Тип базового масла — минералка, синтетика, полусинтетика
Информация об основе, на которой производится конкретное моторное масло, в классификационных параметрах не шифруется. Как правило, сам производитель указывает это на упаковке (а в случае синтетики – еще и большими буквами).
Минеральные масла (Mineral oil, Mineralol) производятся на основе части фракций перегонки нефти (грубо говоря, фракционного промежутка между дизельным топливом и мазутом). Сама такая база по своим свойствам, во-первых, очень сильно зависит от качества сырьевой нефти, во-вторых, не удовлетворяет никаким требованиям двигателестроения – все ее характеристики приходится корректировать пакетом присадок, который далеко не вечен. Отсюда – низкий ресурс, быстрое падение антифрикционных свойств, «гуляющая» вязкость.
Синтетические (Fully synthetic, synthetisches Ol) же масла основываются, как это понятно из названия, на основе синтезированной – она чище, менее зависима от качества сырья, может быть легче «запрограммирована» на нужные свойства. Но нужно понимать, что разные технологии изготовления заметно влияют на свойства синтетической базы – полиальфаолефиновые базы, синтезируемые из природного газа, долговечнее (но и дороже), чем гидрокрекинговая синтетика, использующая как сырье все ту же нефть. Отдельная группа баз – это эстеровые, использующие как сырье растительные масла.
Полусинтетика (Semisynthetic, teilsynyhetishes Ol) – вариант компромиссный: в минеральную базу вводят до 40% синтетической (обычно гидрокрекинговой), частично «вытягивая» ее характеристики при сохранении бюджетной цены.
Видео: Синтетика, полусинтетика, минералка
Наиболее интересно то, что одну и ту же гидрокрекинговую синтетику разные производители могут позиционировать и как чистую синтетику, и как полусинтетику.
Классификация вязкоcти масла по SAE
Для двигателя вязкость масла – это одна из ключевых характеристик. Она определяет не только давление масла, но и многие другие подчас незаметные аспекты работы мотора:
Вязкость масла принято обозначать согласно стандарту SAE. Измеряется она в двух точках, схематически характеризующих состояние при холодном пуске (-30) и при рабочей температуре (100 градусов по Цельсию). В каждой точке есть несколько условных классов, определяющих возможный диапазон вязкостей. Низкотемпературная вязкость, чтобы ее можно было отличить, имеет приставку W в конце. Каждый класс имеет цифровое обозначение, причем они имеют разный физический смысл (у масла 20W-20, естественно, не одинаковые вязкости в двух точках).
Так как вязкостные свойства моторного масла прямо связаны со свойствами базового масла, в большинстве случаев можно легко понять, на основе чего произведена конкретная марка. Более стабильные синтетические базы позволяют получать масла с очень узкой вилкой вязкостей, например – 0W-30 и даже 0W-20. В то же время у минеральных баз, даже с большим объемом стабилизирующих присадок, эта вилка будет шире – 20W-50 (загущенное масло) или 20W-20 (низкокачественное масло по типу М8-В1). Есть и исключения: например, синтетика для высокофорсированных моторов может иметь вязкость 10W-60.
Читайте также: Какие бывают присадки в масло для двигателя и нужны ли они
Видео: Немного информации о моторных маслах. Обозначения маркировок.
Говоря о вязкости, нужно понимать, что поведение масла в работающем двигателе определяет только высокотемпературный индекс. Поэтому фраза «залей вместо 10W-40 15W-40, оно погуще» в корне неверна – после прогрева эти масла будут иметь вязкость, попадающую в один и тот же классификационный диапазон, зато запуск на морозе следование такому совету еще и ухудшит.
Классификация по группам качества (API, ACEA)
Помимо вязкости, качество моторного масла определяет длинный список параметров – это и антифрикционные, и противозадирные свойства, и щелочное число, и с каждым новым стандартом качества список требований все увеличивается. Перечислить все эти параметры на упаковке нереально, да и неудобно. Поэтому приняты стандарты, легко кодируемые в простой символьной форме. Наиболее распространенный – это стандарт Американского института нефти (API), Он предусматривает разделение масел на две группы – для дизелей (С) и для бензиновых моторов (S). После указания типа мотора идет буква, обозначающая конкретный стандарт, и чем дальше она по алфавиту, тем стандарт строже. Грубо говоря, масло API SL предназначено для более новых двигателей, чем SG. Но здесь есть много нюансов – в теории, масло более свежего стандарта должно лучше работать и в старых моторах, но так происходит не всегда – иногда антифрикционными характеристиками или ресурсом приходится жертвовать в угоду экологии.
Многие моторные масла могут работать в двигателях с любым типом питания. В этом случае классификатор указывается двойной, например – API SL/CF. У специализированных дизельных масел может указываться ограничение и по тактности – так, масло API CF-2 предназначено исключительно для двухтактных дизелей, CF-4 – для четырехтактных.
В Европе общепринят стандарт ACEA, и его классификатор также указывается на упаковке моторного масла. Принцип обозначения схож – вначале дается указание на тип двигателя, затем – на конкретный стандарт. Но само разделение типов моторов здесь другое: класс A/B указывает на бензиновые и дизельные моторы легковых машин и легкого коммерческого транспорта, C – на транспорт с катализаторами (это вновь и бензиновые, и дизельные моторы), E – на моторы тяжелого дизельного транспорта. Каждый тип двигателей по стандарту ACEA имеет и свои подклассы, обозначаемые цифровым индексом. В общем, стандарт ACEA гораздо точнее может описать характеристики и применяемость масла, но и наглядность у него хуже, чем у API. Поэтому проще запомнить требования по ACEA для своего мотора и, выбирая масло, не отступать от них. Например:
- A3/B3-04 – масла для легкового транспорта без катализаторов, имеющие увеличенный срок замены;
- C2-04 – маловязкие масла для моторов с высокой степенью форсировки, имеющие катализатор или сажевый фильтр.
Классификация ILSAC дополнительно определяет свойства энергосберегающих масел. Здесь есть только один класс GF со своими подклассами (GF-1, GF-2 и так далее).
В общем, чтобы не запутаться во всем этом, достаточно запомнить – покупаемое масло должно соответствовать всем классам, указанным производителем, покупка аналога только по вязкости и классификации API может оказаться ошибкой!
Допуски производителей
Однако даже всех вышеперечисленных классификаций может быть недостаточно, чтобы указать на применимость масла в конкретном двигателе. Поэтому, помимо них, на упаковке масла указывается и список одобрений производителя, которым оно соответствует. Если в сервисной книге автомобиля есть указание на какое-либо требуемое одобрение, то и приобретаемое масло должно ему соответствовать.
Перечень подобных одобрений огромен, а их обозначения у каждого производителя свои. Приведем лишь пару примеров:
- VW 504.00/507.00 – маловязкие синтетические масла с увеличенным сроком замены, пригодные для большинства моторов Volkswagen младше 2005 года выпуска, кроме моторов R5/V10-TDi;
- MB228.31 – масла для дизельных моторов Mercedes-Benz, оборудованных сажевыми фильтрами. Это одобрение жестко определяет зольность масел и их испаряемость, содержание фосфора и серы в них.
Особо критично следование одобрениям производителя для высокофорсированных моторов и дизелей с сажевыми фильтрами. У первых условия работы масла весьма жестки, локальные перегревы и увеличенные нагрузки ужесточают требования к ряду свойств масла. Вторым для достижения запланированного ресурса сажевого фильтра нужны масла с малой испаряемостью и зольностью, продукты сгорания которых должны нести с собой минимум соединений фосфора и серы (LowSAPS-масла).
Проще говоря – чем сложнее двигатель, тем больший список требований к маслу он предъявляет.
Расшифровка современных этикеток моторных масел
Расшифровывая, как читать современные этикетки масел и расшифровывать, какие химические вещества действительно лучше всего подходят для двигателей ваших клиентов, Кевин Маккартни говорит, что это почти похоже на прохождение пяти стадий горя.
Вы начнете с отрицания, а в конце будете торговаться, чтобы просто узнать, какое масло использовать, в шутку сказал он участникам ASRW 2013 во время открытия мероприятия и Механического форума. Сократив свои четыре с лишним часа занятия до одного часа, Маккартни, владелец Automotive Support Services, начал «Скрытая ответственность и возможности в области жидкостей и смазочных материалов» с изучения случая трансмиссии Nissan с небольшим пробегом и хорошо зарекомендовавшей себя трансмиссией. который был обслужен для постоянного клиента.
Он объяснил, что используемая жидкость имеет маркировку OEM, одобренную для Nissan Matic-J и многих других применений. В руководстве по эксплуатации автомобиля Matic J указана как подходящая жидкость.
Сбой передачи вскоре после обслуживания. Дилер и компания Nisan обвинили в неисправности многофункциональную жидкость вторичного рынка и отказали в гарантии. Крупная нефтяная компания, которой доверяют, отрицает свою ответственность.
Нефтяная компания заявила, что обслуживание было неправильным применением их жидкости. Matic-J был снят с производства Nissan и заменен Matic-S. Matic-J больше не является подходящей жидкостью для любых транспортных средств. Таким образом, нефтяные компании не несут ответственности за соблюдение листинга Matic-J.
«Значит, нефтяные компании не несут никакой ответственности, поэтому они ее перечисляют. Имеет ли это смысл? Нет», — говорит Маккартни.
Защита себя
Маккартни объясняет, что вы должны научиться хорошо читать описания продуктов и этикетки. ILSAC не определяет свой стандарт как требование к одному двигателю; это зонт. Поэтому вы должны научиться интерпретировать то, о чем говорится на листе продукта и на этикетках.
Например, бренд скажет, есть 32 области, и мы назовем те, которые прошли защиту двигателя стандарта, а те, которые не прошли, назовем как-то еще, добавляет он. Но действительно ли это одобрено? Например, лейбл McCartney поделился заявлениями только о соответствии требованиям защиты двигателя ILSAC. То же самое часто говорили о GM 4718M. Такие продукты обычно не соответствуют ограничениям по вязкости, эффективности использования топлива или SAPS, что снижает срок службы масла, отложения, охлаждение и даже защиту двигателя.
В другом предложенном им примере одна нефтяная компания использует следующие заявления для некоторых своих продуктов: защита ACEA A1, производительность ACEA A1 или обслуживание ACEA A1. Но что они означают?
Просто помните, что защита не означает, что она соответствует стандарту, подчеркивает Маккартни, и некоторые из этих оценок устарели с 2004 года.
«Итак, как широкая публика, большинство владельцев магазинов и техников судят о качестве моторного масла? Марка, вязкость и термин «синтетика», — быстро говорит Маккартни, что эти три вещи на самом деле ничего не значат.
Взгляд на вязкость и защиту от износа
В идеальной ситуации постоянный поток масла предотвращает контакт «поверхность к поверхности» движущихся компонентов двигателя. Это обеспечивает наилучшую защиту от износа. Это называется гидродинамической смазкой, которая в шейке коленчатого вала и подшипнике очень похожа на аквапланирование шины на воде, но на гидродинамическом масляном клине, утверждает Маккартни.
«Поэтому, когда мы возьмем два продукта 5W30, которые, по нашему мнению, являются одинаковыми, и заменим одобренный в Европе продукт на одобренный в США, у нас будет намного больше (проблем)», — добавляет он.
Затем была такая проверка: некоторые масла 5W-30 намного гуще, чем другие. Некоторые из них слишком густые, чтобы их можно было использовать в некоторых приложениях 5W-30. Некоторые из них слишком тонкие для использования. Он полагает, что любой, кто говорит вам, что у них есть продукт, который можно использовать в обоих случаях, лжет.
Изучив конкретные различия, Маккартни также обратился к последующим проблемам с цепью ГРМ, отказам привода насоса GDI и отравлению масла и катализатора.
В последнем случае каждая машина расходует немного масла, даже если она новая. Чаще всего это происходит в течение первых 300–500 миль пробега после каждой замены масла. Пары масла переносят загрязняющие вещества через PCV во впускную систему. Это является одной из причин выхода катализатора из строя при «нормальной» работе.
«Поэтому, если от этого и будет неблагоприятный эффект, это произойдет, чем чаще мы будем менять масло», — говорит Маккартни. Так что каталитический нейтрализатор прослужит всю жизнь автомобиля, если вы перестанете менять масло, но это невозможно.
Завершая несколько советов, Маккартни перечислил важные и взаимоисключающие рейтинги, на которые сегодняшние владельцы магазинов должны обратить внимание. Он также предложил, чтобы ваш поставщик загрузил лист продукта, чтобы дать вам, и свидетельство об ответственности было бы хорошей идеей в этой ситуации.
«Я знаю, что эти листы данных надоедают… но нам нужно просмотреть эти листы данных, чтобы убедиться, что продукт соответствует нужным нам спецификациям», — говорит Маккартни. Это важно для жизни автомобилей ваших клиентов.
Подпишитесь на Motor Age и получайте подобные статьи каждый месяц… абсолютно бесплатно. Щелкните здесь
ПОНИМАНИЕ КОДОВ МОТОРНЫХ МАСЕЛ | Тяжело работающие грузовики
Внимательный взгляд на этикетки моторного масла и понимание аббревиатур
Брюс В. Смит / Editorial Services
Неважно, какую марку или тип контейнера с маслом вы возьмете, в нем есть ряд символов и аббревиатур. на этикетке, которые помогут вам сделать правильный выбор масла.
Начнем с того, что SAE — это аббревиатура Общества инженеров-автомобилестроителей, а аббревиатура SAE на упаковках масел сообщает, на какую вязкость масло способно и, косвенно, при каких температурах окружающей среды масло должно использоваться.
Большинство производителей автомобилей рекомендуют для своих двигателей масло, сертифицированное API (Американский институт нефти). На самом деле, используйте масло без рейтинга API, и вы рискуете лишиться гарантии на двигатель.
Сертификация API пользуется таким большим уважением, потому что в ней также участвуют Американское общество испытаний и материалов (ASTM), производители автомобилей и двигателей, технические общества и промышленные ассоциации, такие как Американский химический совет, для определения испытаний и процедур, которые должным образом выявят характеристики масла.
Сертификация масла производителя зависит от того, определит ли API соответствие стандартам, установленным Международным комитетом по стандартизации и одобрению смазочных материалов (ILSAC).
Кроме того, на емкости с маслом имеются более подробные сокращения, которые помогают определить пригодность масла для различных целей.
Обозначения масел для бензиновых двигателей
- SL Для использования во всех автомобильных бензиновых двигателях до 2003 г. Разработано для лучшего контроля высокотемпературных отложений и снижения расхода масла.
- SJ Используется во всех двигателях 2001 года и ранее.
- GF-3 Масло соответствует минимальной сертификации OEM для бензиновых двигателей 2001 года и всех более ранних моделей
- GF-4 Масло соответствует минимальной сертификации OEM для бензиновых двигателей 2005 года и всех более ранних моделей
Обозначения масел для дизельных двигателей
- CF Для использования в дизельных двигателях, в том числе использующих топливо с массовой долей серы более 0,5%, и может использоваться вместо масел CD.
- CF-2 Для использования в тяжелых условиях, двухтактные двигатели. Может использоваться вместо масел CD-II.
- CF-4 Для использования в высокоскоростных четырехтактных двигателях без наддува или с турбонаддувом. Может использоваться вместо масел CD и CE.
- CG-4 Для использования в высокоскоростных четырехтактных дизельных двигателях с тяжелым режимом работы, использующих топливо с содержанием серы менее 0,5% по массе. Масло с таким обозначением требуется для двигателей, отвечающих нормам выбросов 1994 года. Может использоваться вместо масел CD, CF и CF-4.
- CH-4 Для использования в высокоскоростных четырехтактных дизелях, разработанных в соответствии со стандартами выбросов 1998 года. Предназначен для дизельных топлив с массовой долей серы до 0,5%. Может использоваться вместо масел CD, CE, CF-4 и CG-4.
- CI-4 Для использования в высокоскоростных четырехтактных дизелях, соответствующих стандартам выбросов 2004 года.