Дефицитный советский антикор Феран: эксперимент с автохимией из СССР
- Главная
- Статьи
- Дефицитный советский антикор «Феран»: эксперимент с автохимией из СССР, которая хранилась 32 года
Автор: Евгений Балабас
Революционный для СССР 80-х годов антикор «Феран» мог бы помочь сохраниться до наших дней куда большему количеству «Жигулей», «Москвичей», «Волг» и «Запорожцев», но особенности выпуска товаров народного потребления с нелепой советской системой распределения заказов по заводам и снабжения магазинов сделали уникальное средство дефицитным и редким, а распад страны и вовсе его погубил. Однако нам удалось достать дефицитный товар и опробовать его в деле.
В СССР бытовала грустная шутка, которую применяли практически ко всем маркам отечественных автомобилей: «Если загнать Москвич (Жигули, Волгу – вписать нужное) в глубокую чащу леса, заглушить мотор и прислушаться, то можно услышать, как он гниет».
В наши дни многие с удовольствием вспоминают (а некоторые еще и применяют!) старые советские средства для борьбы с коррозией кузова автомобиля. Знаменитый препарат «Мовиль» с ингибиторами коррозии, появившийся в 1977 году, не менее знаменитый и овеянный легендами (реальными и надуманными) индустриальный консервант «пушечное сало» (тоже якобы с ингибиторами), различные хитрые миксы на основе битумных мастик и масел, в том числе и с засекреченными стратегическими ингредиентами, утащенными сотрудниками разных «почтовых ящиков» и НИИ с работы… Все это и многое другое применялось как по отдельности, так и в составе различных, как правило смешиваемых наугад коктейлей, в интуитивных пропорциях. Наносилось в холодном виде и в горячем, прямо на ржавчину, на зачищенный до блеска металл, а также на миллион промежуточных между ними вариаций коррозионных повреждений.
Увы, все эти средства были довольно сильно переоценены еще в то время, когда активно использовались. Еще более они переоценены сегодня, поскольку срабатывает олдскульный эффект. Люди, чья молодость пришлась на 80-е и 90-е, сейчас с удовольствием играют в давно устаревшие 8-битные «денди», которыми на ностальгической волне заполнены магазины, и убеждают сами себя и других, вспоминая рассказы отцов и дедов, как волшебны были «Мовиль», «пушсало» и прочие составы той эпохи. Миф обрастает все большими «подробностями» и преувеличениями и живет, живет, живет… Им, к слову, пользуются и разного рода аферисты, предлагающие «настоящие советские» антикоррозийные препараты на барахолках и в соцсетях.
На самом деле толковых способов бороться с коррозией во времена «пушсала», по сути, не было. Слегка притормозить ее, безусловно, удавалось. Но прекратить процесс полностью и тем более – чуть ли не «повернуть гниение вспять», как любят фантазировать ностальгирующие по «тому самому, настоящему советскому «Мовилю», конечно же, не получалось…
Все дело в том, что остановить уже идущую коррозию препаратами, не обладающими какими-то реально высокотехнологичными характеристиками, невозможно. Состав практически любого средства можно разделить на ингибитор коррозии (меньший объем) и основной несущий компонент (больший объем – вещество, как правило, на основе нефтяных производных), и все это вполне эффективно при нанесении даже на ржавчину – но только если автомобиль… не ездит! В этом случае ингибитор работает, несущий компонент его надежно удерживает в виде слоя и изолирует от атмосферной влаги. Но как только машина начинает эксплуатироваться, и слой покрытия начинает испытывать нагрузки от песка, камней, снега, влаги, температуры и т.п., он получает повреждения и стремительно теряет защитные свойства. Влага проникает между антикором и металлом, и в этих полостях ржавление идет с удвоенной силой, поскольку затрудняется просыхание даже в теплые и сухие периоды.
Все эти мероприятия по защите кузова дают эффект лишь на безупречно очищенном до блеска металле – по которому, кстати, еще и неплохо предварительно пройтись фосфатирующими составами. Но немолодой и повидавший виды автомобиль отчистить безупречно до блеска нереально. На днище, вокруг лонжеронов, в колесных арках (не говоря уже о скрытых полостях) слишком много изгибов, углов и прочих труднодоступных мест, с которыми справится только мощная пескоструйная машина в специально оборудованной камере, чего у обычного автолюбителя, разумеется, нет.
В 70-х «Мовиль» произвел фурор в среде советских автолюбителей, ибо ничего подобного ранее не было. В прессе его сравнивали с продукцией небезызвестной голландской марки Tectyl (которая уже тогда была известна в СССР – правда, в основном лишь специалистам нашей химической промышленности, ездившим на международные выставки и консилиумы) и находили полностью соответствующим «буржуйской» химии по защитным качествам. Впрочем, несколько лет активного применения «Мовиля» советскими автолюбителями выявили главную проблему: этот антикор отлично подходил для обработки днища и открытых поверхностей типа дверных проемов и т.п., но не держался в колесных арках, откуда его быстро вымывала вода с песком и солью. Ввиду того, что подкрылки в их сегодняшнем понимании практически отсутствовали в продаже, главными источниками распространения коррозии по кузову становились именно колесные арки, средств долговременной защиты для которых не существовало.
С учетом этих сложностей и был в 1984 году создан советский антикор «Феран». Разработали его в одной из организаций из списка создателей знаменитого «Мовиля» – в вильнюсском Проектно-конструкторском бюро «Союзбытхим». Сегодня об этом препарате остались лишь туманные воспоминания, но благодаря одному из наших читателей нам удалось познакомиться с чудо-антикором поближе и даже испытать его в работе. При разборке отцовских запасов в старом гараже им была обнаружена полная банка «Ферана» выпуска 1990 года, не потерявшая ни текучести содержимого, ни, как выяснилось в дальнейшем, характеристик!
На литровой банке частично облезла краска, но серьезного ущерба она не понесла. Главное, что крышка сохранила стопроцентную герметичность.
Интересный для того времени дизайнерский прием – дно и крышку банки штамповали из того же рулона металла с принтом, что шел и на ее цилиндр. Такое оформление выглядит оригинально и сейчас.
На крышке сохранился бумажный шильдик с датой: апрель 1990 года. Производитель – Бийский олеумный завод. Это предприятие, к слову, существует и по сей день. Известно оно массовым выпуском военных и промышленных взрывчатых веществ, а в качестве «побочки» – небольшой ассортимент «товаров народного потребления», которые у стратегических предприятий ВПК чаще всего получались диковатыми.
Переливаемый в стеклянную тару, «Феран» из нашей банки демонстрирует не изменившуюся за более чем три десятка лет консистенцию! Хотя срок годности, указанный на упаковке, составляет 12 месяцев. А вот сохранились ли свойства?
Физико-химическая суть этого состава и его действия были достаточно интересными. Если «Мовиль» после полимеризации формировал относительно мягкий слой смеси нефтяных дистиллятов с ингибитором коррозии, то «Феран» представлял своего рода застывающую в жесткую корку краску – и тоже с ингибиторами коррозии. Основа «Ферана» – разновидность масляной краски, поскольку для его разбавления применяется растворитель 651, который в массе своей состоит из уайт-спирита.
Главное, что «Феран» не требовал глубокой очистки защищаемой поверхности – и уж тем более зачистки до металла! Достаточно было смахнуть стальной щеткой лишь самую грубую и рыхлую ржавчину, если таковая была. На оставшуюся же (но обязательно сухую!) ржавую поверхность состав наносился густо кистью, пропитывал ее, заставляя с помощью ингибиторов терять коррозионную активность и переводя ржу, по сути, в механический наполнитель, усиливающий прочность покрытия. Средство застывало прочной коркой, которая, в отличие от «Мовиля», формировала что-то вроде «подкрылка», который был стоек к механическим и солевым воздействиям. Если же оголялся и ржавел окрашенный участок кузова, то нанесение «Ферана» играло роль грунтования, после которого можно было подкрасить этот участок прямо поверх антикора эмалью в цвет автомобиля.
Согласно инструкции, металлическая пластина была вымыта водой, высушена, слегка обезжирена бензином и прямо по ржавчине покрыта двумя слоями «Ферана». Для ускорения сушки был применен технический фен, поэтому местами видны пузыри, что неправильно, но мы решили счесть это дополнительным усложнением условий теста.
После обработки пластину на двух небольших, но мощных неодимовых магнитах-таблетках прикрепили к кузову автомобиля внутри колесной арки переднего колеса – в зоне солевой «бани» и постоянного обстрела грязью и влагой.
На другой колесной арке закрепили вторую аналогичную пластину, отрезанную от того же куска ржавой металлической ленты, но уже без всякой защиты – в качестве контрольной.
Наш эксперимент начался незадолго до первого снега в ноябре 2021 года и завершился в апреле 2022 года. Чуть более 5 месяцев автомобиль ездил по безудержно заливаемым реагентами улицам Москвы. После этого пластины были сняты и исследованы на предмет сохранности покрытия.
«Феран» не подвел даже спустя более трех десятилетий – несмотря на нанесение прямо на ржавчину, древний советский антикор надежно остановил текущий процесс коррозии и защитил металл от внешних воздействий, позволив ему остаться в том состоянии, в котором он изначально пребывал! Пробная срезка покрытия показала, что под нижним слоем ржавчина почернела и уплотнилась, вероятно, прореагировав с ингибитором коррозии. А верхние слои эффективно изолировали ее от влаги и кислорода, устояв перед песком, снегом и солью.
Ну а контрольная пластина, как и следовало ожидать, продолжила интенсивно корродировать и проржавела до сквозных свищей.
Конечно, наш эксперимент не претендует на академическую точность, но довольно наглядно доказывает эффективность «Ферана» в реальных условиях. А заодно напоминает, что в СССР были средства эффективной защиты от коррозии, не получившие достаточно славы и внимания. Возможно, вы вспомните что-то еще?
история практика интересно
Новые статьи
Статьи / Конкурс Автомобиль мечты: что изменилось за 20 лет Всё в этой жизни течёт, всё изменяется. Вкусы автомобилистов – не исключение. Совсем недавно мы собрали автомобиль мечты большинства наших читателей. Им оказался кроссовер, к тому же бензино… 1155 4 0 20.12.2022
Статьи / Популярные вопросы Электронный договор купли-продажи: что это и как его заключить Мы уже разбирались, как оформить ДТП по европротоколу в электронном виде через Госуслуги, а также выяснили, в чем плюсы и минусы электронного ПТС и как переоформить машину с ним. Сегодня… 139 0 1 20.12.2022
Статьи / Интересно 5 причин покупать и не покупать Honda Civic IX У Honda в целом и у Civic в частности репутация неоднозначная. Вроде бы машина не слишком часто ломается, но стоимость обслуживания многим кажется завышенной. Вроде бы неплохо выглядит, но к… 1191 1 2 18.12.2022
Популярные тест-драйвы
Тест-драйвы / Тест-драйв Haval Dargo против Mitsubishi Outlander: собака лает, чужестранец идет В дилерском центре Haval на юге Москвы жизнь кипит: покупатели разглядывают машины, общаются с менеджерами и подписывают какие-то бумаги. Пока я ждал выдачи тестового Dargo, такой же кроссов… 19459 7 205 13.09.2022
Тест-драйвы / Тест-драйв Мотор от Mercedes, эмблема от Renault, сборка от Dacia: тест-драйв европейского Logan 1,0 Казалось бы, что нового можно рассказать про Renault Logan второго поколения, известный каждому российскому таксисту, что называется, вдоль и поперёк? Однако конкретно в этом автомобиле есть. .. 15339 10 41 13.08.2022
Тест-драйвы / Тест-драйв Geely Coolray против Haval Jolion: бесплатный сыр? Если бы! Хотите купить сегодня машину с полноценной гарантией, в кредит по адекватной ставке, без диких дилерских накруток? Сейчас это та еще задачка, ведь полноценную цепочку «представительство – з… 12763 26 30 10.08.2022
Nedumerit prin setarea Dulapurile — Vezi subiect
O întrebare ca asta? cine și cum să setați Dulapurile? Mai devreme azi am instalat garnituri arc roata din пластмассовые găuri глупые а.е. Fost Forate în aripa de bordurare, DAR! anterior (in mașină anterioară) a fost observată după apa de ploaie care curge în jos aripa intră în spațiul dintre căptuţeala aripii și aripa, și nu sunt protejate cu un urub și forați prima rugina începe. Am crezut că poate unge care pune în fantă, dar a fost nici un folos, deoarece nu rămâne acol, materialul de etanșare este prea vulgar.
De aceea întreb pe cineva să facă.
Deci, este necesar pentru a pune pe căptuşeala de etanșare în acest loc.
Deci, asta e problema, că în timpul utilizării, în special atunci când mașina încărcată în sus (sau de a sta in spatele pulmonar trei nu foarte uman) roți de multe ori „greva brusc“ dulapurilor dulapurilor pe este disstrusă (nu a durat mult timp). Nu am încercat de etanșare (salidolom current pătate), prietenii făcut, dar bestolku
_________________
victorii lentă și Constantă, va mai fi. pe drum
Este online acum 9 ani
Местонахождение: Įnălțime. региуне.
Авто: 2114-> Оващ Астра J
Михаил_Ш
Nu știam că am 14 + șuruburi de etanșare pentru trei ani nimic nu a căzut și nu amortit. Anul trecut, împușcat, a făcut o inspecție și din nou plantate în materialul de etanșare + șuruburi. Frontul este acum stabilit polulokera normal, dar IMHO în urmă — Locker într-adevăr nevoie (deși Samara, deși Viburnum).
_________________
Toate fierul atunci când firul se rupe. Чиар и присвятые Мерседес.
Este online acum 9 ani
Auto: LADA Largus CROSSodil, masinile cu consum mare
Unele «grăsime» sau ceva de genul asta este, grăsime, î вообще, este foarte bine protejat. Unele dintre ele în cavitățile sunt de conducere, aici закрученный în cazul îin care tratează aceste găuri nu este ceea ce nu va rugini.
_________________
LADA 21124-> LADA Kalina Wagon 11174-33-016 -> Renault Kangoo II dCI ESC/ASR (ucis în acțiune) -> LADA Largus CROSS 5 locuri
mvstika De vânzare в магазине в jurul valorii де 150 де рупий. Noi fora frotiu înțepeni și nu a crescut. unsoare nizya Tama mediu acid
Paste toate acestea, pushsalo, Movil — un mijloc pentru păstrarea mașinilor neexploatate. anticoroziv normală ar trebui să fie pus în loc de aceasta, dar g@$.
despre împinge grăsime sau ceva nu am spus. Masticul este Антикоррозийная иль типо Chenit Tekt цинк 5 кг 500 р. și fără о linie arc de roata din spate toate arcele putrezi an nafig.
La forum 13 ani
și fără o linie arc de roata din spate toate arcele putrezi an nafig.
2 meu ani și fără linie — nu putrezesc. Инка. ДАР.
Designul aripii spate este aceeași ca și cea a dălți. Și cu toții, în aceste locuri putrezi daltă. Și toate pentru că о parte a diferenței dintre trunchi aripa și nișa închis cu ceva ca un material de etanșare, și anume, anticoroziv nu va pătrunde. Dar, de nise de roată в слоте acest intra în siguranță apa și face treaba murdara. Galvanizarea — Эсте у.е. siguranță булочка, дар кино poate garanta siguranța цинкулуи в местонахождении фильма де sudare ла fața locului? Aici Există și ва putrezi, а также gaură pentru transvazare a captuzelii Fender, dacă este disponibil.
Smulg de etanșare, așa cum a făcut-o pe dălți lui, și o reticență de a pune de linie, de asemenea, dar de a conduce sub etanșant ceva anticoroziv ca o seringă cu un ac lung — acest lucru este în planurile.
La forum 14 ani
Auto: 21,099 -> Priora -> Vesta
din diferența dintre trunchi aripa și nișa închis cu ceva ca un material de etanșare, și anume, anticoroziv nu va pătrunde.
Este vorba despre ce fel de decalaj între aripa și apărătoarea de noroi?
crezut întotdeuna că garda всплеск — o гума. Așa că nu au существующее несоответствие, нумерация элементов ЕС соответствует каталогу: aripa din spate și panoul lateral. Sau, mai degrabă — locul chiar deasupra flanșei aripii, уход за înfășurat șuruburi de fixare căptuţeala aripii.
Нижняя часть булочки с номинальным составом, антикоррозийная булочка с каучуком, ci de impactul pietre și alte lucruri mult mai zboară din arc roata de nimic mai bun decât din material Plastic nu protejează ru ci asta . mai bună modalitate de a stabili că nu a existsat Probleme ulterioare.
Противокоррозийная битумная булочка Acest, предварительно приготовленная и полностью очищенная от коррозии. Da, o bună protecție împotriva coroziunii, dar în cele din urmă ricoţează pietre. «Жидкий дулапурил» с большей эластичностью и вязкостью. Îmbunătățirea izolării și pietre nu sunt teribil. В моде firesc, требуется периодическая актуализация.
Товар аналогичный
Mașinile манипулировать ведере дин ели де жос
Deoarece bugetul pentru a repara arc Vezi subiect
Cum să ușureze asfaltul din ulei — Vezi subiect
Tee-se-itse -korroosionestokäsittely, salaisuudet ja temput (valokuva ja video).
Hyvää iltapäivää. Tämän päivän artikkelin aiheena on tee-se-itse-korroosionestokäsittely, artikkelista löydät suosituksia piiloonteloiden korroosionestokäsittelystä ja maalipinnan pisimmästä säilyvyydestä ulkoisen korroosion estämiseksi.
Vartalononteloiden korroozionestokäsittely.
Lyömättömän auton mätäneminen alkaa aina korin piiloonteloista. Niihin kerääntyy pölyä ja likaa, kaikki tämä kostutetaan vedella ja saadaan suotuisa ympäristö korroosiolle.
Siksi ennen korroosionestokoostumuksen valitsemista on huuhdeltava ja kuivattava piilotetut ontelot. Se on tehty näin:
Sen jälkeen sinulla on 3 vaihtoehtoa, joilla on suunnilleen sama tehokkuus, mutta erilaiset työvoimakustannukset:
Vaihtoehto on varsin erinomainen, ja jos teet sen itse – se on ilmainen! Ja vaihtoehto on melko työvoimavaltainen, koska sinun on avattava kannet ja täytettävä öljy 2-4 kertaa vuodessa! Се на палджон! Mutta säännöllisessä käsittelyssä auto ei ruostu, koska metallin öljykalvo estää veden ja ilman pääsyn siihen, jopa alkanut korroosio hidastuu.
Puutteista – käytetty öljy sisältää haitallisia aineita, ja haihtuessaan ne voivat vaikuttaa kielteisesti kuljettajan ja matkustajien terveyteen. Mutta Neuvostoliiton päivinä kaivostyöt menettivät monia autoja, eikä mitään kauheaa tapahtunut … Erinomainen vaihtoehto kaivostoiminnalle on raakaöljy. Kyllä, siinä on paljon rikkiä ja epäpuhtauksia, mutta se on melkein mahdotonta pestä pois.
- Халват kotimaiset rahastot, kuten «Movil»
Movil – литолин, моотториолин, куиваусёлин, керосинин и корроозионестоайнейден сеос. Toimintaperiaate on täsmälleen sama kuin kaivostoiminnassa – rajoittaa veden ja ilman pääsyä rungon metalliin. Toisin kuin kaivos, se maksaa enemmän, mutta sitä on päivitettävä harvemmin – kerran vuodessa riittää.
Mutta on tärkeää ymmärtää, että periaatteessa Movil ei eroa kaivostoiminnasta, se kuivuu samalla tavalla, sisältää haitallisia aineita, ja jos ohitat käsittelyn toiston, se halkeilee ja lakkaa toimimasta.
- Kalliit maahantuotuja korroosionestoyhdisteitä.
Ystävät – kaikki korroosionestoaineet toimivat samalla tavalla – ne rajoittavat rungon metallia kosteudelta ja ilmalta. Se, että valmistajat väittävät tuotteensa sisältävän sinkiä tai kuparia tai palauttavan ruostetta, on alhainen valhe… Kukaan ei silloin sulattaisi kynnysarvoja eikä hitsaisi reikiä, kaikki tahrasivat korroosionestoyhdisteitä ja iollitullistivat. Pohjimmiltaan kalliit korroosionestoaineet eroavat halvoista vain siinä, että niitä pitää päivittää harvemmin, mutta korkeammalla hinnalla ja muistaen, että keskimääräistä autoa säilytetään 3 vuotta, jatkokäsittely kalliilla korroosionestoaineilla on merkityksetöntä.
Ei-toimivia menetelmiä piiloonteloiden suojaamiseksi korroosiolta.
Internetissä on usein videoita, joissa autoilijat hukuttavat tykin rasvaa ja puhaltavat sen piiloonteloihin. Hyvät kollegat, varoitan teitä tekemästä tätä, koska se leviää melko huonosti ja sen seurauksena se ei mätäne työntimen alla, ja sen vieressä, missä se ei pudonnut, korroosio tekee ruosteisen työnsä …. Mutta pushsalo on erinomainen ruosteenestoaine pohjalle, mastiksin päälle.
Riippumaton ruosteenestokäsittely kynnyksille.
Kynnysten ruosteenestokäsittelystä meillä on sivustolla erillinen artikkeli, joten on turha toistaa, mutta lyhyesti:
Kynnys on sisältä ontto (peitetty onkalo), joten pesemme ja levitämme korroosionestoa. Ulkopuolella kynnys hiekkapuhalletaan auton pyörien alta javastaavasti ruostuu, jos pinnoite vaurioituu. On tärkeää kunnostaa kynnysten maalipinta ajoittain, ja tästä on myös artikkeleita verkkosivuillamme (miten maalataan kynnykset antisoralla ja miten kynnykset maalataan itse)
Pohjan korroosionestokäsittely.
Tehtaalta nykyaikaisissa autoissa pohja peitetään maalla, ja siihen levitetään polyuretaanitiiviste ja joskus maalataan, sama tiiviste levitetään pyöränkaareille. Yleensä tämä pinnoite palvelee luotettavasti ja suojaa runkoa täydellisesti ruosteelta, kunnes se halkeilee tai kuoriutuu kivilla.
«Kolhoosin korjauksessa» käytetään useimmissa tapauksissa bitumisista mastiksia. Tässä ei ole mitään vikaa, se suojaa pohjaa korroosiolta melko hyvin, mutta kunnes se halkeilee, ja se halkeilee ensimmäisenä talvena pakkasissa, kun runko leikkii kolhuilla ja mastiksi lakkaa olemasta muovia. Siksi, jos käytät bitumimastiksia ja toivot, että se suojaa runkoa korroosiolta ympärivuotisen käytön aikana, olet erehtynyt!
Варианты битумной мастики на кумибитумную мастику. Toisin kuin bitumi, tämä mastiksi pysyy muovina jopa miinus 10-30 asteen lämpötiloissa koostumuksesta ja valmistajasta riippuen, joten jos tehdastiiviste on vaurioitunut, on optimaalista peittää vaurioituneet alueet ensin epoksipohjamaalilla kumi- ja sitten.
Jos tehdastiiviste ei ole vaurioitunut ja haluat parantaa pohjan ruosteenestokäsittelyä, hyvä vaihtoehto itsekäsittelyyn on kanuunarasva.
Kaava sen levittämiseksi omin käsin on yksinkertainen – lämmitämme laatan pushsalonnestemäiseen tilaan ja voitelemme sen harjalla.
Jos laitat pushsalon bitumimastiksiin, tulet pettymään – pushsalo voi poimia sen! Mutta jos levität pushsaloa polyuretaanitiivisteen tai maalin tai pohjamaalin päälle, saat erinomaisen korroosionestokäsittelyn.
Maalipinnan säilyttäminen.
Ajan myötä keho vaurioituu väistämättä. Lastujen, syvien naarmujen vuoksi metallin maalivauriot ovat mahdollisia. Tässä tapauksessa on 2 vaihtoehtoa.
Ruostetta tulee ulos ja yleensä se on rumaa, mutta ei kohtalokasta. Jos kosketat tällaista sirua harjalla tai erityisella. merkki, suurella todennäköisyydella ruoste pysähtyy.
Kaikki on paljon pahempaa, jos sirun viereen ilmaantuu bugi:
Kuoriainen on poistettava mahdollisimman nopeasti, koska kohotetun maalin alle muodostuu onkalo, johon vesi pääsee ja tekee tehtävänsä.