Обозначения и расшифровка трансмиссионных масел: что означает значение вязкости масел, их классификация и расшифровка

Содержание

Как читать этикетку трансмиссионных масел

Не разобравшись в маркировке трансмиссионного масла, неопытный водитель может выбрать неправильный продукт. Ведь обращать внимание нужно не только на производителя масла – это важный, но не единственный критерий.

Два ключевых параметра, которые важно знать – вязкость по SAE и группа качества по API. Объясняем, что означают эти маркировки на этикетке.

Классификация по SAE

Грамотный подбор масла по вязкости обеспечит стабильную работу трансмиссии в течение всего года

Вязкость трансмиссионного масла отвечает за устойчивость масляной пленки на движущихся узлах трансмиссии. В зависимости от температуры вязкость масла меняется: оно становится более густым при остывании и менее вязким с ростом температуры. На способности сохранять вязкость в определенном температурном диапазоне и основана классификация SAE. Согласно SAE, трансмиссионные масла делятся на зимние, летние и всесезонные (универсальные).

Для зимних масел используется маркировка с буквой W и цифра. Эти значения показывают, насколько сохраняется вязкость смазочной жидкости при отрицательных температурах:

«Зимний» класс

Минимальная температура, °С

Минимальная вязкость при температуре 100 °C

70W

−55

4,1

75W

−40

4,1

80W

−26

7,0

85W

−12

11,0

Летние масла маркируются только цифрой, которая указывает на минимальную и максимальную вязкость:

«Летний» класс

Минимальная вязкость при температуре 100 °C

Максимальная вязкость при температуре 100 °C

80

7,0

11,0

85

11,0

13,5

90

13,5

24,0

140

24,0

41,0

250

41,0

Сейчас в продаже чаще всего встречаются универсальные масла с двойной маркировкой, например SAE 80W-90, где первое число обозначает «зимний» класс, вторая – «летний».

Выбирайте вязкость масла в соответствии с условиями эксплуатации (перепады температур) и рекомендациями производителя агрегата.

Классификация по API

Трансмиссионное масло должно подходить не только по вязкости, но и по нагрузке на узел

В отличие от SAE, классификация API учитывает эксплуатационные характеристики трансмиссионных масел. А именно, насколько состав продукта обеспечивает защиту подвижных частей от износа, а самого масла – от вспенивания, окисления и загрязнения.

Классификация API предусматривает следующие допуски трансмиссионных масел:

API-GL-1

Предназначены для КПП со спиральными, коническими и червячными передачами. Также подходят для некоторых трансмиссий с ручным управлением, работающих в условиях с низким удельным давлением и скоростью скольжения. В маслах с такой маркировкой не используются модификаторы трения и противозадирные присадки. Допуск API-GL-1 позволяет использовать масло в некоторых механических коробках передач грузовых автомобилей.

API-GL-2

Подходят для КПП с червячной передачей автомобильного типа. Масло может содержать противоизносные и очень мягкие противозадирные присадки. Как правило, такое масло используется в сельскохозяйственной технике, которая работает при низких скоростях и оборотах.

API-GL-3

Масло может применяться в механических трансмиссиях со спирально-коническим приводом, работающих при умеренно тяжелых нагрузках. Оно может содержать мягкие противозадирные присадки. Не подходит для гипоидных передач.

API-GL-4 (ТМ-4) – распространено в современных условиях

Масло для зубчатых, в том числе гипоидных передач, работающих при:

  • некритических умеренных скоростях и ударных нагрузках;
  • высоких скоростях и низком крутящем моменте;
  • низкой скорости и высоком крутящем моменте.

Как правило, такое масло используется в синхронизированных КПП автомобилей с передним приводом.

Содержание присадок с противоизносными свойствами составляет максимум 4 %.

API-GL-5 (ТМ-5) – распространено в современных условиях

Масло для зубчатых, в том числе гипоидных передач легковых и грузовых автомобилей, работающих при:

  • высоких скоростях и ударных нагрузках;
  • высокой скорости и низком крутящем моменте;
  • низкой скорости и высоком крутящем моменте.

В масле используется не более 6,5 % противоизносных модификаторов. Кроме того, в составе противозадирных присадок увеличено количество фосфора и серы. Оксиды этих элементов могут вызывать коррозию цветных металлов в конструкционных деталях синхронизированных трансмиссий. Поэтому масло с допуском API-GL-5 в таких агрегатах почти не применяется.

API-GL-6 – устарело

Масла с антизадирными свойствами для КПП старых высокопроизводительных автомобилей. Сейчас такая маркировка не применяется.

API-MT-1 – устарело

Масло с высоким содержанием антизадирных присадок, предназначенное для некоторых несинхронизированных механических коробок передач грузовых автомобилей и автобусов.

Последствия неправильного выбора масла для трансмиссии

Какое именно масло для трансмиссии необходимо, обычно указывается в руководстве по эксплуатации автомобиля. Главное – внимательно изучить, какой именно тип масла подходит для конкретного агрегата (КПП, мосты и т.п.). Ведь ошибка при выборе может нанести достаточно серьезный ущерб трансмиссии. К самым распространенным неприятным последствиям при использовании неправильного масла относятся:

  • посторонние шумы при переключении скоростей;
  • замедление работы сцепления;
  • избыток масла, который приведет к перегреву трущихся между собой деталей и утечке смазочной жидкости;
  • износ сальников и уплотнителей, что приведет к деформации рабочих узлов КПП.

Чтобы избавить себя от лишних сомнений при покупке, вы можете смело доверить выбор автоматическому сервису на сайте ADDINOL, который позволяет выбрать трансмиссионное масло. Здесь достаточно указать марку, модель и комплектацию автомобиля.

Ориентируясь на требования автопроизводителя, наша система точно подберет именно то масло, которое подходит вашему автомобилю.

классификация по sae и api

Трансмиссионные смазочные материалы обделены пристальным вниманием автолюбителей, так как не требуют такой частой замены. Трансмиссионное масло — это смазочное масло, которое служит для образования защитной пленки на всех зубчатых механизмах автомобиля, а именно в коробках передач любого типа, в раздаточных и рулевых коробках, ведущих мостах.

Часто можно услышать диагноз на свой автомобиль в автосервисе — гудит мост, заклинило коробку и т.п. Любая из неисправностей повлечет за собой остановку в эксплуатации машины. Зачастую, причиной всему является отсутствие своевременной профилактики и замены трансмиссионного масла. Капитальный ремонт автомобиля и замену агрегатов можно избежать, зная когда и какую защиту нужно поменять. Трансмиссионные масла, так же как и моторные, систематизированы по вязкости, их разделяют по видам и назначению. В использовании три основных классификации: API, SAE и ГОСТ.

Содержание статьи

  • 1 Трансмиссионные масла — классификация по ГОСТу
  • 2 Трансмиссионные жидкости — классификация по SAE
  • 3 Трансмиссионнпя защита — система по API
  • 4 Масла ATF — трансмиссионное масло для автоматов

Трансмиссионные масла — классификация по ГОСТу

ГОСТ-классификация досталась нам со времен советской эпохи, все же не все там было так плохо. В основу систематизации лег документ за номером 17479.2-85, который поделил все масла для трансмиссий на 4 основных класса — 9, 12, 18 и 34, согласно основной характеристики, типичной для всех масел в целом — вязкости. Вязкость определялась опытным путем, при нагрузках на предельных температурах в 100 и 150 градусов (кинематическая и динамическая вязкость). Далее деление трансмиссионных масел происходило от их непосредственных эксплуатационных свойств, что породило 5 основных групп к использованию.

  • Первая группа — минеральное масло без наличия присадок, показано к использованию в передачах: червячных, цилиндрических, канонических с предельной контактной нагрузкой от 900 до 1500 МПА при температуре 90 градусов по Цельсию.
  • Вторая группа — минеральное масло, содержащее противоизносную присадку, показано к использованию в передачах: червячных, цилиндрических, канонических с предельной контактной нагрузкой до 2100 МПА при температуре до 130 градусов по Цельсию.
  • Третья группа — минеральное масло, содержащее противозадирную присадку, с умеренным воздействием, показано к использованию в передачах: спирально-канонических, цилиндрических, канонических и гипоидных с предельной контактной нагрузкой до 2500 МПА при температуре до 150 градусов по Цельсию.
  • Четвертая группа — минеральное масло, содержащее противозадирную присадку, с высоким воздействием, показано к использованию в передачах: спирально- канонических и гипоидных с предельной контактной нагрузкой до 3000 МПА при том же температурном максимуме.
  • Пятая группа — универсальные масла и минеральное масло, содержащее многофункциональную противозадирную присадку, с высоким воздействием, показано к использованию только в гипоидных передачах (с ударными нагрузками) с предельной контактной нагрузкой до 3000 МПА при тех же температурных условиях.

Соответственно отечественная маркировка трансмиссионного масла выглядит примерно так — ТМ-5-9(3), где ТМ — обозначение, что масло трансмиссионное, «5» — в наличие присутствует многофункциональная противозадирная присадка высокого воздействия, «9» — масло низковязкое, «(3)» — содержит загущающую присадку для круглогодичного использования.

Трансмиссионные жидкости — классификация по SAE

Ассоциация американских автолюбителей предложила следующую классификацию ТМ по вязкости для механических КПП и таких агрегатов, как ведущие мосты автомобилей:

  • Зима — 70W; 75W; 80W; 85W
  • Лето — 80; 85; 90; 140; 250
  • Все сезонность — SAE 80W-140, особо популярные трансмиссионные масла среди автолюбителей, за счет своей универсальности.

Как сопоставить градацию SAE с ГОСТом?

  1. Класс вязкости ГОСТ 9 = 75W по SAE
  2. Класс вязкости ГОСТ 12 = 80W/85W по SAE
  3. Класс вязкости ГОСТ 18 = 90 по SAE — обратите внимание, только летнее масло
  4. Класс вязкости ГОСТ 34 = 140 по SAE — обратите внимание, только летнее масло

Трансмиссионнпя защита — система по API

Классификация трансмиссионных смазочных средств по API сродни ГОСТовской системе. API учитывает не только вязкость масла, но и конструкции узлов, а так же агрессивность среды при применении.

  • API GL-1 — базовое масло без присадок, рассчитанное на работу в легких условиях. Показаны для конусных и червячных передач, а так же механических КПП без синхронизаторов.
  • API GL-2 — базовое масло + противоизносная присадка. Защита эффективна в условиях средней тяжести. Показаны к использованию передачам червячного типа, наиболее распространены для агрегатов наземного транспорта и сельхозмашин.
  • API GL-3 — базовое масло + противоизносная присадка, занимающая 2,7% состава. Рекомендовано при средних нагрузках в основном для конусных передач грузовых автомобилей. Категорически противопоказано использовать такие трансмиссионные масла для передач гипоидного типа.
  • API GL-4 — универсальное масло, работающее в любых условиях нагрузки. Данный тип масла носит название «универсал». Состав включает базовое масло + противозадирную присадку (4% в стандарте). Показано к использованию для передач гипоидной и конусной системы с небольшим смещением осей. Прекрасно подходят для ведущих мостов и КПП грузовых автомашин, тяжелой техники и городского пассажирского транспорта, где КПП не имеют синхронизации. Идеальны для всех синхронизированных коробок передач, так как зачастую состоят на 50% из защитных присадок различного назначения.
  • API GL-5 — многофункциональное масло для суровых испытаний нагрузками. В состав входит 6,5 % противозадирных присадок с усиленной формулой. Основное использование в передачах гипоидного типа, с сильно смещенными осями. Вариация, как универсальная смазочная защита для других типов и агрегатов механической трансмиссии, за исключением КПП.

Как сопоставить градацию API с ГОСТом?

  • ТМ 1 по ГОСТу = GL-1 по API;
  • ТМ 2 по ГОСТу = GL-2 по API;
  • ТМ 3 по ГОСТу = GL-3 по API;
  • ТМ 4 по ГОСТу = GL-4 по API;
  • ТМ 5 по ГОСТу = GL-5 по API.

Трансмиссионные масла API MT-1 занимают отдельное место среди смазочных веществ. Они идеальны для высоких нагрузок тягачей и автобусов с механическими несинхронизированными коробками передач. Основное отличие этих масел от сородичей — высокая термическая стабильность.

Масла ATF — трансмиссионное масло для автоматов

Трансмиссионное масло для автоматических коробок передач можно определить по аббревиатуре ATF — Automatic Transmission Fluid (жидкость для автоматических трансмиссий). Систематизация включает в себя 4 основные группы. Чем выше цифра на упаковке, тем универсально масло, благодаря все тем же присадкам, входящим в него. Параметры для классификации были взяты те же, что и для любого другого масло, вязкость и текучесть, силовые нагрузки, предельные температуры. Для того, что бы исключить спутывание смазочных жидкостей, все масла ATF выпускают в зеленом цвете. Даже перепутав упаковки, автолюбитель не смешает несовместимые продукты. Тут работает принцип, заливать разноцветные жидкости в одно место нельзя.

Многие продавцы подразделяют масла ATF еще жестче — высококачественной, среднего качества, низкого качества. Это не совсем верно, так как, какое именно масло использовать для смазки, защиты и охлаждения указано производителем при выпуске агрегата. Употребляя современное унифицированное ТМ, обратитесь к информации, указанной в сервисной книжке.

Характеристики трансмиссионного масла для бортовых передач: устранение путаницы

Вы когда-нибудь смотрели на спецификации трансмиссионного масла и задавались вопросом, что на самом деле означают все эти значения? Учитывая, насколько важно трансмиссионное масло для вашего двигателя главной передачи, всегда полезно знать как можно больше. В этом блоге мы углубимся в иногда запутанный, но всегда интересный мир характеристик трансмиссионного масла!

Класс вязкости SAE

Если вы долгое время работали с оборудованием, вы, вероятно, уже знакомы с классом вязкости SAE и его значением, но небольшой обзор никогда никому не повредит. Обозначение SAE содержит два числа, представляющих вязкость, например 80W-9.0. Обозначение W означает «класс вязкости для зимы» и означает, что вязкость была протестирована при более низкой температуре. Числа без W были протестированы при температуре около 210 F, что считается близкой к рабочей температуре двигателя. Для SAE 80W-90 класс вязкости 80 соответствует зимнему классу вязкости, а класс 90 — стандартному классу.

Чтобы найти фактическую вязкость, связанную с номерами, вы можете обратиться к таблице классов вязкости SAE или таблице . Обратите внимание, что 9Трансмиссионные масла 0015 имеют другую таблицу вязкости, чем стандартные автомобильные моторные масла или картерные масла , поэтому, используя таблицу классов для трансмиссионных масел , вы обнаружите, что 80W имеет минимальную вязкость 7,0 сСт, а 90 соответствует минимальной вязкости 13,5. сСт. Как и ожидалось, трансмиссионное масло становится менее вязким при более высоких рабочих температурах.

 

 

Цвет трансмиссионного масла

Характеристика цвета трансмиссионного масла довольно интересна, поскольку она связывает цвет масла с числом. При проведении теста (с использованием ASTM D1500) цвет масла сравнивают с предметным стеклом. Вот описание от MachineryLubrication.com

«Этот тест используется в производстве смазочных материалов для целей контроля качества. Он выполняется с использованием стандартного источника света для сопоставления образца с предметным стеклом. Значения для стекла варьируются от 0,5 до 8,0. с шагом 0,5. Если образец находится между двумя цветами, сообщается большее число. Если цветомер недоступен, цвет масла сравнивается с предыдущим образцом или новым образцом масла».

Цвета могут варьироваться от непрозрачных до прозрачных и изменение цвета масла может указывать на такие проблемы, как окисление или загрязнение.

 

Gear Oil Плотность по API

Плотность по API аналогична удельной плотности в том смысле, что она сравнивает вес масла с весом воды, но использует, так сказать, другую систему отсчета. Если плотность в градусах API больше 10, то нефть легче воды и будет плавать поверх нее; если плотность в градусах API меньше 10, то нефть тяжелее воды и будет тонуть. API для трансмиссионного масла определяется по 9.0009 ASTM D287 .



 

Вязкость трансмиссионного масла

Вязкость жидкости является мерой того, насколько жидкость сопротивляется деформации; Проще говоря, это мера того, насколько «густой» является жидкость или насколько трудно ее наливать. Это наиболее важное физическое свойство смазки, которое влияет на то, насколько хорошо эта смазка работает, включая толщину пленки, прочность пленки, ожидаемый срок службы главной передачи и эффективность главной передачи. Это свойство определяется с помощью ASTM D2983 (низкотемпературная вязкость по Брукфилду) и ASTM D445 .

 

Индекс вязкости

Индекс вязкости (VI) представляет собой безразмерное число, полученное эмпирическим путем. Его цель состоит в том, чтобы обеспечить меру изменения вязкости в зависимости от температуры. Чем выше индекс вязкости, тем более стабильной будет вязкость смазочного материала в более широком диапазоне температур. VI определяется в соответствии со стандартом ASTM D2270 .

 

Температура воспламенения трансмиссионного масла

Согласно Engineering Toolbox , температура воспламенения — это «самая низкая температура, при которой может испариться достаточное количество жидкости для образования горючей концентрации газа». Он служит индикатором того, насколько легко химическое вещество (в данном случае трансмиссионное масло) может воспламениться и сгореть. Типичная температура воспламенения трансмиссионного масла указывает на то, что оно не очень опасно. Температура вспышки обычно определяется в соответствии со стандартом ASTM D92 .

 

 

Температура застывания трансмиссионного масла

Температура застывания масла — это температура, при которой оно становится полутвердым и трудно заливаемым. Короче говоря, когда масло охлаждается ниже температуры застывания, вам будет трудно его заливать. Это значение обычно определяется в соответствии со стандартом ASTM D97 . Обратите внимание, что более низкие значения температуры застывания используются для применений, связанных с более низкими температурами.

 

 

Точка канала трансмиссионного масла

Вот отличное объяснение точки канала, взятое из Certified Labs :

«Когда шестерня проходит через трансмиссионное масло, масло течет за ней, заполняя канал, оставленный шестерней. Этот метод регистрирует температуру при котором трансмиссионное масло больше не течет обратно в канал».

Трансмиссионное масло и бортовые передачи

Очень важно проверять и менять трансмиссионное масло в соответствии с рекомендациями производителя. Невыполнение этого требования приведет к дорогостоящему повреждению двигателя главной передачи. Кроме того, следуйте рекомендациям производителя по используемому сорту трансмиссионного масла.

 

 

 

Заключение

На самом деле в типичном описании характеристик трансмиссионного масла содержится много информации, хотя большая ее часть кажется скрытой за техническим жаргоном. Тем не менее, как только мы избавимся от жаргона, легко увидеть, что для разработки трансмиссионного масла требуется много испытаний и химии, которое позволяет вашему двигателю главной передачи работать без проблем. Эти факты о трансмиссионном масле полезно знать, особенно если вы собираетесь0009 исправить бортовую передачу .

 


Загрузите бесплатное руководство с инфографикой по «6 увлекательных фактов о трансмиссионном масле », предоставленное Texas Final Drive .

 

 

Темы: Конечная передача, Мотор-шестерни конечной передачи, Техническое обслуживание конечной передачи, Тяжелое оборудование 101, Гидравлический приводной двигатель, Гидростатический привод

Общие сведения о редукторных маслах

Часто возникает путаница в отношении классификаций Американского института нефти (API), используемых для спецификаций коробок передач или трансмиссионных масел. Таким образом, лица, ответственные за выбор смазочных материалов, должны понимать, как выбирать смазочные материалы для зубчатых передач. В этой статье специально рассматриваются классификации API GL-4 и API GL-5 и разница между ними.

 

При выборе смазочных материалов для промышленных зубчатых передач необходимо учитывать множество факторов, помимо выбора продукта из списка рекомендованных продуктов в руководстве по техническому обслуживанию. К ним относятся доступность, условия эксплуатации, предпочтительная марка смазочного материала и усилия по консолидации продукции. Так как же тогда узнать, какой смазочный материал лучше всего подходит для данного применения?

Много лет назад фосфорная присадка с активной серой заменила эффективные, но экологически небезопасные свинцовые присадки для трансмиссионных масел. Это работало следующим образом: сера прикреплялась к шестерням, создавая твердый жертвенный слой материала, который может стираться, тем самым защищая поверхность шестерни. Однако позже обслуживающий персонал обнаружил, что активная сера вызывает коррозию латуни и других желтых мягких металлов, используемых в дифференциалах и трансмиссиях. Это привело к разработке дезактивированной или забуференной серы, которая реагировала с фосфором для создания защитного слоя в коробках передач, не вызывая коррозии более мягких металлов. Эта присадка сегодня присутствует в большинстве масел.

 

Различия в классификации

Масла API G-5 также часто заявляют о требованиях API GL-4 для трансмиссионных масел, обычно называемых смазками для «полной трансмиссии». Однако здесь мы будем обсуждать только те продукты, которые соответствуют спецификациям API GL-4 или API GL-5, но не обоим.

Проблемы возникают, когда вы пытаетесь или вам нужно использовать тот же продукт в трансмиссии, что и в дифференциале. Обе классификации имеют разные свойства, и неправильное использование может привести к повреждению трансмиссии или дифференциала автомобиля. Поэтому очень важно выбрать правильную категорию для конкретного приложения. Пользователи часто спрашивают, подходит ли масло, отвечающее требованиям API GL-4 или API GL-5, для использования в синхронизированной или синхронизированной трансмиссии. Ответ — решительное «нет», поскольку классификации относятся к спецификациям трансмиссионного масла, а не к спецификациям трансмиссии. Другими словами, категории не имеют ничего общего с синхронизаторами передачи.

Обозначение API GL-4 обозначает смазочные материалы, предназначенные для мостов со спирально-коническими передачами, работающими в условиях умеренных и тяжелых скоростей и нагрузок, или мостов с гипоидными передачами, работающих при умеренных скоростях и нагрузках. И наоборот, API GL-5 представляет собой смазочные материалы, предназначенные для зубчатых передач, особенно гипоидных передач, в мостах, работающих в различных комбинациях высоких скоростей и ударных нагрузок или в условиях низкой скорости и высокого крутящего момента.

Как правило, чем выше рейтинг GL масла, тем выше обеспечиваемая защита от экстремального давления (EP), поэтому большее давление может поддерживаться без какого-либо контакта металла с металлом между компонентами трансмиссии. Вязкость не имеет отношения к классификации трансмиссионных масел API, и пользователи должны следовать рекомендациям OEM.

Противозадирные присадки

Основное различие между редукторными маслами API GL-4 и GL-5 заключается в количестве противозадирных присадок, наиболее распространенными из которых могут быть сера/фосфор. В продуктах GL-4 обычно используется примерно вдвое меньше добавок серы/фосфора, чем в их аналогах GL-5. Следовательно, операторы часто используют последний в приложениях с высоким давлением, например, в дифференциале переднего моста и заднего моста. В этих условиях серо-фосфорная добавка образует на зубчатом колесе черное расходуемое покрытие. По мере вращения шестерен стирается защитное покрытие, а не сами шестерни.

Однако более высокая концентрация серы/фосфора в API GL-5 может привести к катастрофе для синхронизирующих колец коробки передач из-за агрессивной реакции присадки на бронзу и медь. Анализ отработанного масла показывает, что в отработанном масле продукта GL-5 в два-четыре раза больше меди, чем в продукте GL-4. Это связано с тем, что продукт API GL-5 воздействует на медные синхронизаторы и вызывает преждевременный износ.

Таким образом, несмотря на то, что трансмиссионное масло API GL-5 можно использовать в приложениях, требующих жидкости для механических трансмиссий, придется идти на компромисс. Вы можете рассчитывать на отличную защиту шестерен, но также и на сокращение срока службы синхронизатора, если эти компоненты изготовлены из более мягких материалов. Поэтому использование API GL-5 в трансмиссии не рекомендуется, если это не разрешено производителем.

Как правило, можно с уверенностью предположить, что для современной трансмиссии потребуется продукт API GL-4, а для мостов и дифференциалов — эквивалент API GL-5.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *