Молибден в масле хорошо или плохо: Молибден в моторном масле — это хорошо или плохо (особенности молибдена)

Молибден в моторном масле — это хорошо или плохо (особенности молибдена)

Так уж сложилось, что многие считают наличие в моторном масле добавок молибдена признаком высокого качества и панацеей от всех бед. Но не совсем понятно, почему тогда его не применяют все изготовители масел поголовно. Очевидно, что не всё там идеально, существуют недостатки и ограничения.

Содержание статьи:

  • 1  Что такое молибден, характеристика элемента
  • 2  Зачем молибден в моторном масле
  • 3   Плюсы присадки
  • 4  Минусы присадки
  • 5  Как выбрать хорошее масло для автомобиля

 Что такое молибден, характеристика элемента

Это обычный металл, в чистом виде мало где используемый, но достаточно ценный в качестве легирующих добавок в сплавы.

К маслам он вообще не имеет никакого отношения, поскольку там применяется не сам металл, а его химические соединения, то есть совершенно другие по своим свойствам вещества.

Начиналась вся история с молибденом после того, как были отмечены особые свойства его соединения, а именно, дисульфида, как эффективной антифрикционной и противозадирной смазки для особо нагруженных узлов трения.

Молекулы этого вещества создавали дополнительный скользкий слой на поверхности металла, работающий даже тогда, когда плёнка масла или смазки полностью выдавливалась из зазора. Трение в контакте двух металлов разрушало обе поверхности в результате локального перегрева или механического повреждения.

По теме: Почему течет масло из двигателя, как найти и устранить протечку

Работает дисульфид молибдена на молекулярном уровне. Атомы серы, прочно соединённые с атомами присадочного металла и плохо взаимодействующие с материалом трущихся поверхностей создают своего рода среду сухой смазки, что защищает металлы и улучшает скольжение.

 Зачем молибден в моторном масле

Дисульфид молибдена успешно вводят в масло для двигателя, где он стабилен и может долго находится в виде взвеси, сам по себе являясь твёрдым веществом и не растворяясь в нефтепродуктах и прочей органике, в том числе и достаточно агрессивных веществах присадок, которых в качественном масле великое множество.

Рабочий слой вещества на поверхностях двигателя очень тонок, поэтому не оказывает существенного влияния на геометрию зазоров. Соединение проходит через масляные фильтры, не образуя крупнодисперсных частиц, способных создать засорения, тем более не понижает сечение маслопроводящих каналов.

При этом молекулы присадки формируют на всех деталях вторую защитную границу. Первая образуется масляной плёнкой, но она имеет ограниченную прочность.

При высоком удельном давлении, которое всегда присутствует в особо нагруженных парах трения, плёнка разрывается и наступает контакт двух металлических деталей. Мгновенно повышается температура, происходит механический или тепловой задир поверхностей. Присадка позволяет этого избежать.

Особенную роль подобные присадки сыграли в тех условиях, когда двигатели могли испытывать масляное голодание при работе в нештатных режимах.

Например, моторы военной техники, повреждённые во время боевого применения.

Имелись случаи, когда двигатели самолётов, потеряв масло в результате попаданий снарядов в масляные радиаторы, продолжали некоторое время работать без масла, только на оставшейся плёнке из твёрдых веществ молибденосодержащих присадок.

В гражданских автомобилях на такое не рассчитывают. Тут на первый план выходит энергосберегающий эффект, когда в критических режимах масляного голодания, например, низких оборотах и большой нагрузке, коэффициент трения не возрастает и расход топлива остаётся в норме.

  Плюсы присадки

В настоящее время неорганические вещества на основе молибдена в моторных маслах повышенного качества почти не применяются, им на смену пришла органика.

Используются вещества, обозначаемые, как MoDTC или MoDTP, это более эффективные модификаторы трения, способные при определённых условиях даже легировать атомами молибдена трущиеся поверхности металлов.

К уже известным антифрикционным свойствам добавляется эффект упрочнения поверхностей, между которыми остаётся прочный и скользкий дополнительный слой твёрдой смазки. Эти вещества более стабильны и придают новые свойства моторным маслам.

Читайте также: Классификация и обозначение моторных масел, индекс вязкости

Особенно это важно для применяемых при низких температурах сезонных и энергосберегающих масел низкой вязкости, плёнка которых не отличается высокой прочностью основы. Хотя данные соединения часто добавляют и в более традиционные продукты, но уже в меньших количествах.

Стабильность пограничного слоя обеспечивается его динамическим обновлением. Молекулы присадки постоянно содержатся в составе масла и защита обновляется по мере расходования её молекул в зоне трения.

Поэтому не стоит верить заявлениям, призывающим один раз обработать двигатель, создав защиту, работающую даже после смены масла на обычное. Сроки обновления смазывающего продукта не должны нарушаться, какими бы свойствами он ни обладал.

 Минусы присадки

Основной проблемой может стать очень неохотное отношение производителей двигателя к присадкам на основе молибдена.

Кроме положительных свойств, подобные вещества имеют неустранимые недостатки, поэтому испытания продуктов автомобильными фирмами практически не проводятся, им вполне достаточно тех продуктов, под которые их двигатели были изначально рассчитаны и созданы.

  • Прежде всего, изготовителей волнуют вопросы повышенной зольности металлосодержащих присадок.
    При высоких температурах и под воздействием кислорода они образуют отложения на деталях двигателя, вплоть до закоксовки поршневых колец.

У современных высокоэффективных двигателей это и так слабое место. Куда проще применять с теми же целями синтетические компоненты присадок на основе сложных эстеров или даже тефлона.

  • Вторым большим недостатком стали реакции соединений молибдена с кальцием, который широко применяется в качественных маслах.

Образуются крупнодисперсные частицы нерастворимых соединений, забивающие фильтры и ведущие к общему загрязнению двигателя.

Проблемы не имеют решения, поэтому многие молибденосодержащие вещества прямо запрещены к применению, вплоть до законодательного уровня. А уж получить допуск автопроизводителя таким маслам вообще нереально. Продукты распространяются только в виде отдельных присадок к маслу.

 Как выбрать хорошее масло для автомобиля

При подборе масла надо ориентироваться исключительно на допуски изготовителя автомобиля.

Нужный код указывается в руководстве по эксплуатации и должен совпадать с одним из допусков, перечисленных на канистре с маслом.

Это будет означать, что продукт прошёл все необходимые испытания и зарекомендовал себя с лучшей стороны.

Прочитай обязательно: Все причины странных стуков в двигателе

Количество параметров, по которым проверяется масло, очень велико, нельзя ориентироваться только на его вязкость и заверения производителя, что оно подходит к любому типу двигателя.

Все моторы разные, и часто в них применяются уникальные технические решения, требующие строго определённых свойств смазывающего агента.

Не надо думать, что всё ограничено только низким коэффициентом трения, масло – очень сложный высокотехнологичный продукт.

А убийцу вы не найдете…

Рынок подкапотной автохимии велик. И немалое место в нем занимают присадки к моторным маслам в симпатичных флакончиках и маленьких канистрах. Иногда их называют добавками, иногда аддитивами, но сути это не меняет – вам предлагается открутить крышку флакона и вылить содержимое в масляную горловину двигателя. И начнутся чудеса…

Что такое присадка и добавка?

Прежде чем продолжить, договоримся о терминологии. Присадки ли это? Или все же добавки? А может, здесь необходим какой-то другой термин?

Вопрос, конечно, интересный. Специалист по дизельному топливу докт. техн. наук Тамара Митусова (ВНИИ НП) говорит, что присадки вводят в топливо до 0,5% объема, а добавки – от 0,5 до 2,0%. Все, что больше 2%, называется компонентами.

Но эти цифры, повторяем, относятся к топливу. С маслом немного сложнее, тут другие объемы и соотношения. Судите сами: если в систему смазки объемом 4 л залить 200 г жидкости из купленного в автомагазине флакончика, получится 5%-я концентрация. По топливной терминологии – компонент. По сути – неизвестно что. Ведь собственно присадки в классическом «масляном» понимании там может быть несколько граммов.

Остальное – какая-то углеводородная жидкость, «носитель» этой присадки.

Поэтому договоримся так. Во флакончике плещется не присадка, не добавка и не компонент. Там содержится автопрепарат – с таким термином согласно большинство специалистов по моторным маслам. Возьмем его на вооружение и мы. А если и воспользуемся словом «добавка», то только в кавычках.

Закон равновесия

Итак, флаконы с разнообразными автопрепаратами. Сопровождающие инструкции предлагают перенести их содержимое в систему смазки двигателя, суля повышение компрессии и мощности, увеличение ресурса мотора, снижение расхода топлива и масла, уменьшение токсичности отработавших газов и даже восстановление размеров изношенных пар трения. При этом о каких-то возможных негативных последствиях в рекламе не говорится. А может, и нет их – негативных последствий? Только позитивные? Что ж, давайте обратимся к азбуке масляных технологий.

Особенности работы современных двигателей влекут за собой (вот она, обратная сторона прогресса!) усиленное образование нагара и шлама – особенно в городском режиме «stop and go». При работе на маслах «давно забытых дней» высокофорсированный двигатель выйдет из строя буквально через несколько десятков часов. Моторист, взявшийся его реанимировать, ужаснется: поршневые кольца закоксованы, шейки коленчатого вала задраны, кулачки изношены сверх всякой меры, толкатели истерзаны питтингом…

К счастью, в современных маслах наряду с базой имеются присадки – фирменные, введенные в базу на маслосмесительном заводе. Они-то и не допустят столь удручающей кончины современного ДВС. Присадки своеобразно и не всегда одинаково взаимодействуют с компонентами базового масла и друг с другом. Специалисты выделяют три случая такого взаимодействия.

1. Антагонизм. Разумеется, он недопустим.

2. Нейтральное отношение.

3. Синергетическое взаимодействие. В этом случае совместный эффект действия всей композиции превосходит сумму эффектов отдельно взятых присадок.

Ясно, что при создании композиции присадок ведущие компании стремятся к синергетическому варианту.

Говоря о составе композиции, можно было бы ограничиться одной фразой: он содержит ингредиенты, называемые di – от английского dispensity inhibition, т.е. вещества, сдерживающие нежелательные процессы. Классический пример – ингибиторы коррозии цветных металлов и сплавов, входящих в подшипники двигателя. И подобные примеры можно привести для каждой присадки, входящей в заводскую композицию.

В чужой монастырь

И вот в этот слаженный организм, в эту синергетическую систему попадает чужеродная эмульсия или суспензия из того самого флакона. Не грозит ли композиции присадок разбалансирование?

Грозит. Иначе ведущие автомобильные концерны непременно оценили бы «чудо-добавки», присоединив свои мощные голоса к славящему их рекламному хору. Но что-то не слышно этих голосов. Ни в одной инструкции по эксплуатации мы не найдем рекомендаций по использованию дополнительных автопрепаратов для масляной системы.

Как раз наоборот: крупные автопроизводители запрещают применение каких-либо «добавок» к маслу и топливу в своих двигателях. Чтобы не быть голословными, сошлемся на немецкий каталог смазочных материалов Dekra Betriebsstoff-Liste. Год издания неважен.

Так вот, на страницах этого каталога высказываются автопроизводители Mercedes-Benz (концерн Daimler), MAN и Volvo. Прямо скажем, отрицательно высказываются – почитайте цветные врезы в статье.

Причины такого отношения очевидны. Как уже упоминалось, введение композиции присадок – прерогатива маслосмесительных заводов. Дополнительно к сбалансированной композиции в базовое масло вводят вязкостные присадки для получения всесезонного товарного продукта, а также депрессорные присадки. Но опять же – на маслосмесительных заводах.

Как только в масло попадает какая-либо «добавка», в картере двигателя образуется продукт, на который нет ни технических условий, ни стандарта. Внедрение «засланного казачка» неизбежно нарушает баланс заводской композиции присадок. А ведь именно она, композиция, определяет необходимый уровень эксплуатационных свойств по API и ACEA.

Если говорить конкретно

А теперь несколько примеров. Иногда потребителю предлагают «добавки», содержащие порошки политетрафторэтилена. Впрочем, продавец может и не знать столь витиеватого названия. Он будет говорить о создании твердой смазывающей пленки. Но использовать эти препараты нельзя по экологическим соображениям: при сгорании масла, содержащего политетра­фторэтилен, в отработавших газах оказываются чрезвычайно токсичные вещества.

По той же причине нельзя добавлять к моторным маслам маслорастворимые органические соединения фтора и других галогенов. И хотя они являются эффективными противоизносными присадками, наносимый окружающей среде вред перекрывает все положительные качества этих препаратов.

Широкое распространение получили «добавки» к моторным маслам, содержащие дисперсии пластичных металлов, – например, меди, сереб­ра и их сплавов. Их назначение – снижение трения и износа. Звучит солидно и заманчиво, не так ли? Но и у этой «медали» есть обратная сторона. Благодаря большой удельной поверхности частицы той же меди служат мощным катализатором окислительных процессов. А это означает сокращение срока службы масла.

Если же двигатель снабжен центрифугой для очистки масла, взвешенные металлические частицы быстренько займут объем ротора, а загрязнения благополучно останутся в масле. Кроме того, диспергированные металлические порошки повышают зольность масла, которая строго ограничивается спецификациями производителей автомобилей.

Разумно ли портить этот показатель сульфатной зольности, вводя в масло металлосодержащую «добавку»? Полагаем, ответ очевиден.

Скользят лучше – моют хуже

Довольно часто автовладельцу предлагают автопрепараты с дисульфидом молибдена и графитом. По-научному это звучит так: суспензии твердых смазочных материалов с пластинчатой структурой кристаллов.

Надо сказать, что у масел с дисульфидом молибдена и графитом есть определенные преимущества. Суспензии с пластинчатой структурой образуют в парах трения твердый смазывающий слой, предотвращающей контакт металла с металлом. Что это дает? Пусковые износы двигателя снижаются – раз; экстремальные ситуации (а от них никто не застрахован) становятся не так страшны – два. Например, при нарушении подачи масла с полной потерей давления или сквозном повреждении картера можно своим ходом худо-бедно добраться до места ремонта, не опасаясь задиров.

Однако есть у вышеупомянутых суспензий и недостатки. Так, при высокой температуре дисульфид молибдена окисляется, образуя молибденовый ангидрид МоО3. А это уже абразив. Иными словами, смазка превращается в свою противоположность.

И еще: масла с дисульфидом молибдена и графитом не столь хорошо моют двигатель. Они поддерживают в диспергированном состоянии меньшее количество загрязнений, – в частности, сажи и нерастворимых продуктов окисления масла. Все сказанное легко объяснимо: беззольные дисперсанты и детергенты, входящие в заводскую композицию присадок, вынуждены «отвлекаться» на постороннюю суспензию. Вот вам весьма наглядный пример разбалансирвания пакета.

Но самое главное вот в чем: нет никакой необходимости специально добавлять к маслу графит или дисульфид молибдена! Ряд производителей выпускают масла, в которые графит или дисульфид молибдена вводятся на стадии производства.

Но в условиях маслосмесительных заводов отмеченные выше недостатки можно нивелировать за счет рецептуры композиции присадок! Что и делается вполне успешно. Хотите такое масло – идите и покупайте готовый продукт. Будет дешевле и надежнее.

Иногда те самые красивые флакончики содержат макрополимерные загущающие присадки. Добавление такого препарата, естественно, повышает вязкость масла, снижает его расход, а также увеличивает компрессию в цилиндрах двигателя-ветерана.

Но и в этом случае можно найти более экономичное решение. При очередной смене масла залейте в картер масло той же марки, но более вязкое. Например, вместо SАЕ 10W-30 используйте SАЕ 10W-40 или SАЕ 20W-50. Разумеется, при этом надо отследить идентичность эксплуатационных свойств по API и ACEA. Требуемый эффект будет достигнут, а гармония базового масла и композиции заводских присадок не нарушится.

Противоречия по кругу

Не забывайте, что применение добавок зачас­тую противоречит сложившейся практике проверки моторного масла и мониторинга двигателя. Так, при коррозии вкладышей в отработанном масле повышается содержание свинца. При механическом износе тех же вкладышей – содержание свинца и меди. Это тревожный сигнал, если не сказать – набат. Если же в масло добавлены металлосодержащие препараты, карты путаются. Как оценить, что там, в масле, – «добавка» или продукты износа?

И вообще, можно довести ситуацию до абсурда. Боремся с износом, вводим металл – снижаем моющую и диспергирующую способность масла.

Вводим моющие «добавки» – повышаем зольность масел, что недопустимо. Добавляем антиокислительную присадку, а в ней содержится дитиофосфат цинка, а значит, фосфор. А это смерть каталитического нейтрализатора.

Вводим загуститель – увеличиваем нагаро­образование, ведь не все макрополимеры имеют надлежащую термостойкость. Прикажете опять доливать моющую «добавку» для предотвращения нагара? И – по второму кругу?

Сам выпускаю – сам отвечаю

А теперь немного позитива. Мы вовсе не желаем очернить всю подкапотную автохимию. Вот, например, автопрепрарапты, останавливающие течи сальников. Они воздействуют на состарившуюся резину, заставляя ее набухать и «расправлять крылья». Такие препараты, несомненно, полезны для двигателей, разменявших вторую сотню тысяч километров пробега. Правда, существуют и моторные масла, успешно выполняющие ту же функцию «лечения» сальников.

Еще пример. Некоторые российские и зарубежные компании со звучными именами выпускают как моторные масла, так и дополнительные автопрепараты к ним. Они рекомендуют четкие схемы: свое собственное масло плюс своя «добавка» к маслу. Они пишут: масло хорошее, но с данным препаратом оно становится еще лучше. Новому двигателю – вот этот флакон, прошедшему 50 тыс. км – этот, а после 100 тыс. – этот. Специалисты этих компаний скрупулезно просчитали последствия и гарантируют положительные результаты. Рецептуры-то свои собственные, как и ответственность перед потребителем. Что ж, флаг им в руки. Если «добавка» совпадает по своей «химии» с заводской присадкой, польза может быть ощутимой. Но подчеркнем еще раз: если это гарантирует производитель моторных масел.

Предъявите документы

И все же… Масел сегодня множество, «добавок» тоже, а примеров необдуманного их применения еще больше. Давайте зададимся простым вопросом: есть ли официальные данные об испытаниях всех этих «добавок» по действующим в России правилам и нормативам? Испытаний длительных, в полноразмерных двигателях, с квалифицированной оценкой результатов и (внимание!) получением официального допуска к применению? Есть ли одобрения автопроизводителей? Увы, нет таких данных…

Отсюда неутешительный вывод. Вы залили в двигатель тот или иной автопрепарат. После этого мотор умер. «После» не значит «вследствие», правда? Но вы этого не докажете. Может, «добавки» тут и ни при чем, а мастер говорит: «Вы нарушили заводскую инструкцию. Вот заключение экспертов: в картере непонятно что. Гарантии мы вас лишаем, платите за ремонт».

Подобная история может произойти и при поломке двигателя из-за недоброкачественного масла, в которое влили изрядную порцию «улучшающих» добавок. И опять же, они могут быть и не виноваты. Но производитель или продавец масла отклонит рекламацию, обнаружив в своем продукте посторонние вещества.

А убийцу мотора вы не найдете. При этом поставщик дополнительных «присадок-добавок-автопрепаратов» скромно останется в стороне.

ДМБ

Откуда они вообще взялись на рынке – эти многочисленные автопрепараты? Не беремся судить обо всем ассортименте, но большинство «демобилизовалось» из армии и военных научно-исследовательских институтов разных стран мира.

Изначальное предназначение «чудо-добавок» – вывести неисправную машину из боя, добраться до ремонтных мастерских, иными словами, выжить, пока не добили. Об этом косвенно свидетельствуют и руководства по применению: остановка течи масла, повышение компрессии, повышение мощности, восстановление зазоров с помощью «металлизаторов» и т.  д. Надолго ли эта терапия? Это неважно – двигатель боевой машины вообще не рассчитан на большой ресурс. Когда надо, применяется агрегатный метод ремонта – т. е. замена мотора, и снова выполняй боевые задачи.

Но мы-то ездим на мирных автомобилях. И хотим делать это долго и счастливо. Поэтому дешевле и спокойней выбрать для себя масло, в котором уже есть все необходимые ингредиенты. И менять его вовремя. И ничего не лить в двигатель, кроме рекомендованного производителем автомобиля моторного масла.

Впрочем, если кто-либо из производителей и поставщиков «добавок» к моторным маслам пожелает опровергнуть тезисы этой статьи, мы с удовольствием предоставим ему слово на страницах журнала.

  • Юрий Буцкий
  • Александр Первушин, зав. лабораторией «НАМИ-ХИМ»

моторное масло

Почему молибден является важным питательным веществом

Александра Роулз, доктор медицинских наук, 6 мая 2017 г.

Возможно, вы не слышали о микроэлементе молибдене, но он необходим для вашего здоровья.

Несмотря на то, что ваше тело нуждается в очень небольшом количестве, это ключевой компонент многих жизненно важных функций. Без него в вашем теле накапливались бы смертельные сульфиты и токсины.

Молибден широко доступен в рационе, но добавки по-прежнему популярны. Как и со многими добавками, высокие дозы могут быть проблематичными.

В этой статье рассказывается все, что вам нужно знать об этом малоизвестном минерале.

Что такое молибден?

Молибден является важным минералом в организме, так же как железо и магний.

Он присутствует в почве и попадает в ваш рацион, когда вы потребляете растения, а также животных, которые питаются этими растениями.

Данных о специфическом содержании молибдена в некоторых продуктах очень мало, так как оно зависит от содержания в почве.

Хотя количество варьируется, самыми богатыми источниками обычно являются бобы, чечевица, зерновые и мясные субпродукты, особенно печень и почки. Более бедные источники включают другие продукты животного происхождения, фрукты и многие овощи (1).

Исследования показали, что ваш организм плохо усваивает его из определенных продуктов, особенно из соевых продуктов. Однако это не считается проблемой, так как другие продукты так богаты им (2).

Поскольку вашему организму он нужен только в следовых количествах, а во многих продуктах его много, дефицит молибдена встречается редко. По этой причине люди обычно не нуждаются в добавках, если только по каким-то конкретным медицинским причинам.

Резюме:

Молибден содержится во многих пищевых продуктах, таких как бобовые, зерновые и мясные субпродукты. Ваше тело требует его только в следовых количествах, поэтому дефицит встречается крайне редко.

Действует как кофактор важных ферментов

Молибден жизненно важен для многих процессов в организме.

После того, как вы его съедите, он всасывается в вашу кровь из желудка и кишечника, а затем переносится в печень, почки и другие органы.

Часть этого минерала хранится в печени и почках, но большая его часть превращается в кофактор молибдена. Любой избыток молибдена затем выделяется с мочой (3).

Кофактор молибдена активирует четыре основных фермента, которые представляют собой биологические молекулы, управляющие химическими реакциями в организме. Ниже приведены четыре фермента:

  • Сульфитоксидаза: Преобразует сульфит в сульфат, предотвращая опасное накопление сульфитов в организме (4).
  • Альдегидоксидаза: Расщепляет альдегиды, которые могут быть токсичными для организма. Кроме того, он помогает печени расщеплять алкоголь и некоторые лекарства, например, используемые при лечении рака (5, 6, 7).
  • Ксантиноксидаза: Превращает ксантин в мочевую кислоту. Эта реакция помогает разрушать нуклеотиды, строительные блоки ДНК, когда они больше не нужны. Затем они могут выводиться с мочой (8).
  • Компонент, восстанавливающий митохондриальный амидоксим (mARC): Функция этого фермента до конца не изучена, но считается, что он удаляет токсичные побочные продукты метаболизма (9).

Роль молибдена в разрушении сульфитов особенно важна.

Сульфиты естественным образом содержатся в пищевых продуктах, а также иногда добавляются в качестве консервантов. Если они накапливаются в организме, они могут вызвать аллергическую реакцию, которая может включать диарею, проблемы с кожей или даже затрудненное дыхание (10).

Резюме:

Молибден действует как кофактор для четырех ферментов. Эти ферменты участвуют в переработке сульфитов и расщеплении отходов и токсинов в организме.

Очень немногие люди страдают дефицитом

Хотя добавки широко доступны, дефицит молибдена у здоровых людей встречается очень редко.

Расчетное среднесуточное потребление молибдена в США составляет 76 мкг в день для женщин и 109 мкг в день для мужчин.

Это превышает рекомендуемую норму потребления (RDA) для взрослых, которая составляет 45 мкг в день (11).

Информация о потреблении молибдена в других странах различается, но обычно оно значительно превышает требования (11).

Было несколько исключительных случаев дефицита молибдена, которые были связаны с неблагоприятными условиями для здоровья.

В одной ситуации пациент больницы получал искусственное питание через зонд и не получал молибдена. Это привело к серьезным симптомам, включая учащенное сердцебиение и дыхание, рвоту, дезориентацию и, в конечном итоге, кому (12).

Длительный дефицит молибдена наблюдается в некоторых группах населения и связан с повышенным риском рака пищевода.

В одном небольшом регионе Китая рак пищевода встречается в 100 раз чаще, чем в США. Было обнаружено, что почва в этом районе содержит очень мало молибдена, что приводит к длительному низкому потреблению молибдена (13).

Кроме того, в других районах с высоким риском развития рака пищевода, таких как части северного Ирана и Южной Африки, уровни молибдена в образцах волос и ногтей оказались низкими (14, 15).

Важно отметить, что это случаи в отдельных группах населения, и дефицит не является проблемой для большинства людей.

Резюме:

В нескольких случаях низкое содержание молибдена в почве было связано с раком пищевода. Однако, поскольку среднесуточное потребление молибдена в США превышает RDA, дефицит встречается крайне редко.

Дефицит кофактора молибдена вызывает серьезные симптомы, проявляющиеся в младенчестве

Дефицит кофактора молибдена — очень редкое генетическое заболевание, при котором дети рождаются без способности вырабатывать кофактор молибдена.

Следовательно, они не могут активировать четыре важных фермента, упомянутых выше.

Это вызвано рецессивной наследственной мутацией гена, поэтому ребенок должен унаследовать пораженный ген от обоих родителей, чтобы он развился.

Младенцы с этим заболеванием выглядят нормальными при рождении, но в течение недели им становится плохо, у них возникают судороги, которые не проходят при лечении.

В их крови накапливается токсичный уровень сульфита, так как они не могут преобразовать его в сульфат. Это приводит к аномалиям головного мозга и серьезным задержкам развития.

К сожалению, больные дети не доживают до раннего детства.

К счастью, такое состояние встречается крайне редко. До 2010 г. в мире было зарегистрировано лишь около 100 случаев заболевания (16, 17).

Резюме:

Дефицит кофактора молибдена вызывает аномалии головного мозга, задержки развития и детскую смерть. К счастью, это крайне редко.

Слишком большое количество молибдена может вызвать серьезные побочные эффекты

Как и в случае с большинством витаминов и минералов, прием молибдена в количестве, превышающем рекомендуемое, не дает никаких преимуществ.

На самом деле это может нанести вред вашему здоровью.

Верхний допустимый уровень потребления (UL) — это максимальное ежедневное потребление питательного вещества, которое вряд ли причинит вред почти всем людям. Не рекомендуется его регулярно превышать.

UL для молибдена составляет 2000 микрограмм (мкг) в день (18).

Токсичность молибдена встречается редко, и исследования на людях ограничены. Однако у животных очень высокие уровни были связаны с замедлением роста, почечной недостаточностью, бесплодием и диареей (19).

В редких случаях добавки молибдена вызывали серьезные побочные эффекты у людей, даже если дозы были в пределах UL.

В одном случае мужчина употреблял 300–800 мкг в день в течение 18 дней. У него развились судороги, галлюцинации и необратимое повреждение головного мозга (20).

Высокое потребление молибдена также связано с рядом других состояний.

Симптомы, похожие на подагру

Слишком большое количество молибдена может вызвать накопление мочевой кислоты из-за действия фермента ксантиноксидазы.

Группа жителей Армении, каждый из которых потреблял 10 000–15 000 мкг в день, что в 5–7 раз превышает максимально допустимую норму, сообщила о симптомах, подобных подагре (19).

Подагра возникает при высоком уровне мочевой кислоты в крови, что вызывает образование крошечных кристаллов вокруг суставов, что приводит к боли и отеку.

Плохое здоровье костей

Исследования показали, что высокое потребление молибдена может вызвать снижение роста костей и минеральной плотности костей (МПКТ).

В настоящее время контролируемых исследований на людях не проводилось. Однако обсервационное исследование 1496 человек дало интересные результаты.

Было обнаружено, что по мере увеличения уровня потребления молибдена МПК поясничного отдела позвоночника снижается у женщин старше 50 лет (21).

Контролируемые исследования на животных подтвердили эти выводы.

В одном исследовании крыс кормили большим количеством молибдена. По мере увеличения их потребления рост костей замедлялся (22).

В аналогичном исследовании на утках высокое потребление молибдена было связано с повреждением костей стопы (23).

Снижение фертильности

Исследования также показали связь между высоким потреблением молибдена и репродуктивными проблемами.

Обсервационное исследование, включавшее 219 мужчин, набранных в клиниках по лечению бесплодия, показало значительную взаимосвязь между повышенным содержанием молибдена в крови и снижением количества и качества сперматозоидов (24).

Другое исследование также показало, что повышенный уровень молибдена в крови был связан со снижением уровня тестостерона. В сочетании с низким уровнем цинка это было связано с колоссальным снижением уровня тестостерона на 37% (25).

Контролируемые исследования на животных также подтвердили эту связь.

У крыс высокое потребление было связано со снижением фертильности, задержкой роста потомства и аномалиями спермы (26, 27, 28).

Хотя исследования вызывают много вопросов, необходимы дополнительные исследования.

Резюме:

В редких случаях высокое потребление молибдена было связано с судорогами и повреждением головного мозга. Первоначальные исследования также предполагали связь с подагрой, плохим здоровьем костей и снижением фертильности.

Молибден можно использовать для лечения некоторых заболеваний

В определенных ситуациях молибден может помочь снизить уровень меди в организме. Этот процесс исследуется в качестве лечения некоторых хронических заболеваний.

Было показано, что избыток молибдена в рационе приводит к дефициту меди у жвачных животных, таких как коровы и овцы.

Из-за специфической анатомии жвачных молибден и сера соединяются в них с образованием соединений, называемых тиомолибдатами. Они предотвращают поглощение меди жвачными животными.

Считается, что это не связано с питанием человека, поскольку пищеварительная система человека отличается.

Однако та же химическая реакция была использована для получения соединения под названием тетратиомолибдат (ТМ).

TM обладает способностью снижать уровень меди и исследуется в качестве потенциального средства для лечения болезни Вильсона, рака и рассеянного склероза (29, 30, 31, 32, 33, 34).

Резюме:

Было показано, что продукт химической реакции между молибденом и серой снижает уровень меди и исследуется как средство для лечения хронических заболеваний, таких как рак и рассеянный склероз.

Сколько вам нужно?

Понятно, что как слишком много, так и слишком мало молибдена могут быть чрезвычайно проблематичными.

Так сколько же вам на самом деле нужно?

Трудно измерить содержание молибдена в организме, поскольку его уровень в крови и моче не обязательно отражает состояние.

По этой причине для оценки потребностей использовались данные контролируемых исследований.

Вот рекомендуемые суточные дозы молибдена для различных групп населения (1):

Дети

  • 1–3 года: 17 мкг в день
  • 4–8 лет: 9 9001 9 0030 22 мкг в день–13 лет: 34 мкг в день
  • 14–18 лет: 43 мкг в день

Взрослые

Все взрослые старше 19 лет: 45 мкг в день.

Беременные или кормящие женщины

Беременные или кормящие женщины любого возраста: 50 мкг в день.

Резюме:

Контролируемые исследования использовались для оценки RDA молибдена для взрослых и детей, а также беременных и кормящих женщин.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *