Классификация трансмиссионных масел по sae и api: Маркировка и классификация трансмиссионных масел: SAE, API, ГОСТ

Классификация трансмиссионных масел

Трансмиссионные масла – это смазочные материалы, предназначенные для смазки коробок переключения передач, раздаточных коробок, редукторов, главных передач, а так же рулевых механизмов. Классификация подразумевает деление на классы в зависимости от вязкости и уровня эксплуатационных свойств.

Содержание

Виды трансмиссионных масел

По составу трансмиссионные масла бывают трех видов:

  • синтетические;
  • полусинтетические;
  • минеральные.

По предназначению трансмиссионные масла делятся на:

  • масла для механических коробок передач (МКПП), раздаточных коробок, а так же редукторов;
  • масла для автоматических коробок передач (АКПП).

Классификация трансмиссионных масел по API

API GL-1

Масла класса API GL-1 предназначены для спирально-конусных, червячных передач и несинхронизированных МКПП грузовых автомобилей и с/х машин.

API GL-2

Специфичный класс масел, предназначенный для червячных передач, работающих при низких скоростях, но с высокими нагрузками.

API GL-3

Предназначены для смазывания спирально-конических передач, работающих в умеренных условиях, а так же конусных и других передач грузовых автомобилей. Не предназначены для гипоидных передач. Содержание противоизносных присадок не превышает 2,7%.

API GL-4

Предназначены для гипоидных передач, которые работают при высоких скоростях и малом крутящем моменте, а так же малых скоростях и большом крутящем моменте (при контактном напряжении до 3000 МПа и температуре масла до +150 °C). Являются основными для синхронизированных коробок передач переднеприводных автомобилей. Содержат не более 4% противоизносных присадок.

API GL-5

Предназначены для гипоидных передач, которые работают в условиях высоких скоростей и малых крутящих моментов, высоких скоростей проскальзывания, ударных нагрузках на зубья шестерен (при контактном напряжении более 3000 МПа и температуре масла более +150 °C). Содержат наибольшее количество антифрикционных и противоизносных присадок (до 6,5%). Повышенное содержание серы и фосфора (основных элементов противозадирных присадок) влечет за собой повышенную коррозионную активность по отношению к цветным металлам, поэтому масла класса API GL-5 практически не используются в синхронизированных трансмиссиях.

API GL-6

В настоящее время не применяется, так как считается, что класс API GL-5 удовлетворяет самые строгие требования.

Классификация по вязкости (SAE)

Всесезонные трансмиссионные масла должны одновременно сохранять высокую вязкость, чтобы сохранять защитную пленку и не становится слишком густыми, чтобы в условиях низких температур не препятствовать вращению шестерен. Вязкость всесезонных трансмиссионных масел, по аналогии с моторными, обозначается с помощью двух цифр, первая указывает на минимальную рабочую температуру, вторая – вязкость в сСт при 100 градусах Цельсия.

Так, например, масла 75W-140 и 75W-250 предназначены, в основном, для коробок высокофорсированных спортивных автомобилей, которые подвергаются серьезным термическим нагрузкам.

Класс вязкости SAEМинимальная температураВязкость, сСт
70W-554,1 / –
75W-404,1 / –
80W-267,0 / –
85W-1211,0 / –
807,0 / < 11,0
8511,0 / < 13,5
9013,5 / 24,0
14024,0 / 41,0
25041,0 / –
Таблица “Классификация трансмиссионных масел по вязкости SAE J306”

Классификация масел для автоматических трансмиссий

Трансмиссионные масла для АКПП относят к особенному классу среди смазок подобного вида, поэтому они не попадают под классификацию API. Эти особенности связаны со строением автоматической коробки передач – в ней отсутствует жесткая связь между коленвалом и первичным валом коробки. Роль сцепления выполняет т. н. гидротрансформатор, поэтому крутящий момент от двигателя передает именно трансмиссионная жидкость (ATF). ATF так же выполняет работу по охлаждению трансмиссии и защите ее от коррозии.

СпецификацияОписание
DEXRON IПервые масла появились еще в 1964 году, однако были быстро выведены из производства из-за запрета на использование китового жира, который присутствовал в составе.
DEXRON IIПоявилась в 1973 году. Масла этой спецификации обладали слабыми антикоррозийными свойствами.
DEXRON IIIПоявилась в 1993 году. Спецификация часто модифицировалась, поэтому к ней приписывались индексы: F, G, H.
DEXRON IVСпецификация была разработана в 1995 году, но так и не вышла в свет.
DEXRON VIПоявилась в 2006 году. Основное отличие от DEXRON III – более низкая кинематическая вязкость – не более 6,5 сСт при 100 градусах Цельсия (против 7,5 сСт у Dexron III), что снижает потери на трение и повышает топливную экономичность. Можно использовать вместо Dexron III.
Таблица “Спецификации трансмиссионных масел для АКПП от General Motors”.

Обратите внимание, что масла DEXRON II, III и VI предназначены только для гидроусилителей и классических автоматических гидротрансформаторных коробок передач. Для вариаторных (CVT) и роботизированных КПП предназначены совершенно другие масла.

Классификация трансмиссионных масел по SAE и API

Международная классификация по вязкости SAE делит масла на 7 классов: 4 — с индексом W (Winter) — зимних и 3-летних. Если масло всесезонное, у него двойная маркировка, например, SAE 80W-90, SAE 75W-90 и т. д.

Классификация по эксплуатационным свойствам API предусматривает деление масел на 6 групп в зависимости от области применения, которая определяется типом зубчатой передачи, удельными контактными нагрузками в зонах зацепления и рабочей температурой.

Классификация SAE трансмиссионных масел по вязкости

Класс вязкости Минимальная температура достижения динамической вязкости 150 мПа • с, °С Кинематическая вязкость при 100°С, мм2
не менее не более
Зимние
70W -55 4,1
75W -40 4,1
80W -26 7
85W -12 11
Летние
90 13,5 24
140 24 41
250 41

 

Для легковых автомобилей используются масла только групп GL-4 и GL-5. Масла группы GL-4 предназначены для обычных «ручных» коробок передач и редукторов со спирально-коническими или гипоидными главными парами при умеренных условиях эксплуатации. Масла группы GL-5 пригодны как для умеренных, так и для же стких условий эксплуатации в редукторах с гипоидными и другими видами передач. Их также можно применять в обычных коробках передач.

Классификация API трансмиссионных масел по уровню эксплуатационных свойств

Группа по API Группа по ГОСТ Свойства и область применения
GL-1 TM-1 Минеральные масла без присадок или с антиокислительными и противопенными присадками без противозадирных компонентов для применения, среди прочего, в коробках передач с ручным управлением с низкими удельными давлениями и скоростями скольжения. Цилиндрические, червячные и спирально-конические зубчатые передачи, работающие при низких скоростях и нагрузках.
GL-2 TM-2 Червячные передачи, работающие в условиях GL-1 при низких скоростях и нагрузках, но с более высокими требованиями к антифрикционным свойствам. Могут содержать антифрикционный компонент.
GL-3 TM-3 Трансмиссионные масла с высоким содержанием присадок с уровнем эксплуатационных свойств MIL-L-2105. Эти масла применяются предпочтительно в ступенчатых коробках передач и рулевых механизмах, в главных передачах и гипоидных передачах с малым смещением в автомобилях и безрельсовых транспортных средствах для перевозки грузов, пассажиров и для нетранспортных работ. Спирально-конические передачи, работающие в умеренно жестких условиях. Обычные трансмиссии со спирально-коническими шестернями, работающие в умеренно жестких условиях по скоростям и нагрузкам. Обладают лучшими противоизносными свойствами, чем GL-2.
GL-4 TM-4 Трансмиссионные масла с высоким содержанием присадок с уровнем эксплуатационных свойств MIL-L-2105. Эти масла применяются предпочтительно в ступенчатых коробках передач и рулевых механизмах, в главных передачах и гипоидных передачах с малым смещением в автомобилях и безрельсовых транспортных средствах для перевозки грузов и пассажиров и для нетранспортных работ. Гипоидные передачи, работающие в условиях высоких скоростей при малых крутящих моментах и малых скоростей при больших крутящих моментах. Обязательно наличие высокоэффективных противозадирных присадок
GL-5 TM-5 Масла для гипоидных передач с уровнем эксплуатационных свойств MIL-L-2105 C/D. Эти масла предпочтительно применяются в передачах с гипоидными коническими зубатыми колесами и коническими колесами с круговыми зубьями для главной передачи в автомобилях и в карданных приводах мотоциклов и ступенчатых коробках передач мотоциклов. Специально для гипоидных передач с высоким смешением оси.Для самых тяжелых условий эксплуатации с ударной и знакопеременной нагрузкой. Гипоидные передачи, работающие в условиях высоких скоростей при малых крутящих моментах и ударных нагрузках на зубья шестерен.Должны иметь большое количество серофосфорсодержащей противозадирной присадки
GL-6 TM-6 Гипоидные передачи с увеличенным смещением, работающие в условиях высоких скоростей, больших крутящих моментов и ударных нагрузок. Имеют большее количество серофосфорсодержащей противозадирной присадки, чем масла GL-5.

 

Группа GL-6 в настоящее время практически не используется. При необходимости область применения группы GL-5 дополняется соответствующей информацией в технической документации на эти масла.

В 1995 г. API ввел новую категорию МТ-1, ужесточив требования по термической стабильности и высокотемпературным отложениям.

В 1998 г. API, работая в контакте с SAE и ASTM, предложил две новые категории оценки качества трансмиссионных масел: PG-1 и PG-2 (PG-1 — для ручных коробок передач тяжелых грузовых автомобилей и автобусов; PG-2 — для ведущих осей грузовых автомобилей и автобусов).

В обеих категориях масел особое внимание было уделено высокотемпературным свойствам. Категорию PG-2 в технической литературе иногда обозначают группой GL-7.

Кроме классификации по API часто используется спецификация армии США MIL-L-2105 А, В, С и D и спецификации отдельных фирм — производителей автомобилей и агрегатов: Chrysler; Ford; General Motors; Mack; MAN; MercedesBenz; Volvo; ZF; Rockwell и др.

Масла для автоматических коробок передач не подчиняются требованиям API. В связи с тем, что к ним предъявляются особые требования, крупнейшие производители этих коробок разработали отдельные спецификации для автоматических трансмиссионных жидкостей — ATF (Automatic Transmission Fluids).

В настоящее время действуют следующие спецификации:

  • для коробок передач производства «Дженерал моторс», Dexron, Dexron II и III и Allison;
  • для коробок передач производства «Форд», Мегсоn — V2C 138-CJ или М2С 166Н.

Эти спецификации указываются на банках и канистрах, в которых расфасовано масло. Для европейских автомобилей, на которых установлены коробки фирмы ZF, заливаются масла по спецификации «Дженерал моторc».

Особое внимание следует обратить на масла, которые заливаются в автоматические коробки передач автомобилей «Ауди», БМВ и «Мерседес» последних лет выпуска. В них заливается только синтетическое масло для автоматических трансмиссий.

← Свойства масел трансмиссионных масел  |  Как правильно выбрать трансмиссионное масло →

Классы обслуживания автомобильных трансмиссионных масел

Класс SAE Макс. Вязкость по Брукфилду 150 000 мПа·с при температуре в °C Мин. кинематическая вязкость при 100°C в мм²/с Макс. кинематическая вязкость при 100 °C в мм²/с
70 Вт -55 3,8
75 Вт -40 3,8
80 Вт -26 8,5
85 Вт -12 11,0
65 3,8
70 5,0
75 6,5
80 8,5
85 11,0
90 13,5
110 18,5
140 24,0
190 32,5
250 41,0

Класс API Заявка Состав
GL-1 (неактивный) Масла для коробок передач с низким контактным давлением и низкими скоростями скольжения Масла без присадок обычно были достаточными, можно использовать антиоксиданты, присадки для защиты от коррозии, пеногасители или понизители температуры застывания. Модификаторы трения или противозадирные добавки не допускаются.
GL-2 (неактивный) Масла в червячных передачах для мостов транспортных средств, на которые не распространяется API GL 1 в отношении нагрузки, температуры и скорости скольжения. Масла с присадками, снижающими износ, но без требований по присадкам EP
GL-3 (неактивный) Масла для механических коробок передач и конических трансмиссий грузовых автомобилей с низкими и средними требованиями к скорости и нагрузке. Масла с противозадирными присадками для более высокой несущей способности, чем масла API GL-1, но ниже требований API GL-4
ГЛ-4 Масла для конических передач и гипоидных передач в мостах при малых нагрузках и скоростях, а также для отдельных коробок передач и коробок передач Масла с содержанием противозадирных присадок выше уровня GL-3 и дополнительными требованиями по защите от коррозии
ГЛ-5 Масла специально для гипоидных передач (дифференциалов) в главных передачах при высокой скорости и/или низкой скорости и высоком крутящем моменте Масла с высоким содержанием противозадирных присадок и требованиями по защите от коррозии и стабильности к старению
GL-6 (неактивный) Масла для коробок передач с очень большим вылетом шестерни (конструкция не принята — тесты производительности, необходимые для API GL-6, больше не проводятся) Масла с очень высокими противозадирными присадками за пределами размера API GL-5
МТ-1 Масла для несинхронизированных механических коробок передач автобусов и грузовиков Масла с высокими требованиями к термической стабильности, совместимости с уплотнениями и более высокой защитой от коррозии и износа, чем масла для API GL-5