Классификация трансмиссионных масел
Трансмиссионные масла – это смазочные материалы, предназначенные для смазки коробок переключения передач, раздаточных коробок, редукторов, главных передач, а так же рулевых механизмов. Классификация подразумевает деление на классы в зависимости от вязкости и уровня эксплуатационных свойств.
Содержание
Виды трансмиссионных масел
По составу трансмиссионные масла бывают трех видов:
- синтетические;
- полусинтетические;
- минеральные.
По предназначению трансмиссионные масла делятся на:
- масла для механических коробок передач (МКПП), раздаточных коробок, а так же редукторов;
- масла для автоматических коробок передач (АКПП).
Классификация трансмиссионных масел по API
API GL-1
Масла класса API GL-1 предназначены для спирально-конусных, червячных передач и несинхронизированных МКПП грузовых автомобилей и с/х машин.
API GL-2
Специфичный класс масел, предназначенный для червячных передач, работающих при низких скоростях, но с высокими нагрузками.
API GL-3
Предназначены для смазывания спирально-конических передач, работающих в умеренных условиях, а так же конусных и других передач грузовых автомобилей. Не предназначены для гипоидных передач. Содержание противоизносных присадок не превышает 2,7%.
API GL-4
Предназначены для гипоидных передач, которые работают при высоких скоростях и малом крутящем моменте, а так же малых скоростях и большом крутящем моменте (при контактном напряжении до 3000 МПа и температуре масла до +150 °C). Являются основными для синхронизированных коробок передач переднеприводных автомобилей. Содержат не более 4% противоизносных присадок.
API GL-5
Предназначены для гипоидных передач, которые работают в условиях высоких скоростей и малых крутящих моментов, высоких скоростей проскальзывания, ударных нагрузках на зубья шестерен (при контактном напряжении более 3000 МПа и температуре масла более +150 °C). Содержат наибольшее количество антифрикционных и противоизносных присадок (до 6,5%). Повышенное содержание серы и фосфора (основных элементов противозадирных присадок) влечет за собой повышенную коррозионную активность по отношению к цветным металлам, поэтому масла класса API GL-5 практически не используются в синхронизированных трансмиссиях.
API GL-6
В настоящее время не применяется, так как считается, что класс API GL-5 удовлетворяет самые строгие требования.
Классификация по вязкости (SAE)
Всесезонные трансмиссионные масла должны одновременно сохранять высокую вязкость, чтобы сохранять защитную пленку и не становится слишком густыми, чтобы в условиях низких температур не препятствовать вращению шестерен. Вязкость всесезонных трансмиссионных масел, по аналогии с моторными, обозначается с помощью двух цифр, первая указывает на минимальную рабочую температуру, вторая – вязкость в сСт при 100 градусах Цельсия.
Так, например, масла 75W-140 и 75W-250 предназначены, в основном, для коробок высокофорсированных спортивных автомобилей, которые подвергаются серьезным термическим нагрузкам.
Класс вязкости SAE | Минимальная температура | Вязкость, сСт |
---|---|---|
70W | -55 | 4,1 / – |
75W | -40 | 4,1 / – |
80W | -26 | 7,0 / – |
85W | -12 | 11,0 / – |
80 | 7,0 / < 11,0 | |
85 | 11,0 / < 13,5 | |
90 | 13,5 / 24,0 | |
140 | 24,0 / 41,0 | |
250 | 41,0 / – |
Классификация масел для автоматических трансмиссий
Трансмиссионные масла для АКПП относят к особенному классу среди смазок подобного вида, поэтому они не попадают под классификацию API. Эти особенности связаны со строением автоматической коробки передач – в ней отсутствует жесткая связь между коленвалом и первичным валом коробки. Роль сцепления выполняет т. н. гидротрансформатор, поэтому крутящий момент от двигателя передает именно трансмиссионная жидкость (ATF). ATF так же выполняет работу по охлаждению трансмиссии и защите ее от коррозии.
Спецификация | Описание |
---|---|
DEXRON I | Первые масла появились еще в 1964 году, однако были быстро выведены из производства из-за запрета на использование китового жира, который присутствовал в составе. |
DEXRON II | Появилась в 1973 году. Масла этой спецификации обладали слабыми антикоррозийными свойствами. |
DEXRON III | Появилась в 1993 году. Спецификация часто модифицировалась, поэтому к ней приписывались индексы: F, G, H. |
DEXRON IV | Спецификация была разработана в 1995 году, но так и не вышла в свет. |
DEXRON VI | Появилась в 2006 году. Основное отличие от DEXRON III – более низкая кинематическая вязкость – не более 6,5 сСт при 100 градусах Цельсия (против 7,5 сСт у Dexron III), что снижает потери на трение и повышает топливную экономичность. Можно использовать вместо Dexron III. |
Обратите внимание, что масла DEXRON II, III и VI предназначены только для гидроусилителей и классических автоматических гидротрансформаторных коробок передач. Для вариаторных (CVT) и роботизированных КПП предназначены совершенно другие масла.
Классификация трансмиссионных масел по SAE и API
Международная классификация по вязкости SAE делит масла на 7 классов: 4 — с индексом W (Winter) — зимних и 3-летних. Если масло всесезонное, у него двойная маркировка, например, SAE 80W-90, SAE 75W-90 и т. д.
Классификация по эксплуатационным свойствам API предусматривает деление масел на 6 групп в зависимости от области применения, которая определяется типом зубчатой передачи, удельными контактными нагрузками в зонах зацепления и рабочей температурой.
Классификация SAE трансмиссионных масел по вязкости
Класс вязкости | Минимальная температура достижения динамической вязкости 150 мПа • с, °С | Кинематическая вязкость при 100°С, мм2/с | |
не менее | не более | ||
Зимние | |||
70W | -55 | 4,1 | — |
75W | -40 | 4,1 | — |
80W | -26 | 7 | — |
85W | -12 | 11 | — |
Летние | |||
90 | — | 13,5 | 24 |
140 | — | 24 | 41 |
250 | — | 41 |
Для легковых автомобилей используются масла только групп GL-4 и GL-5. Масла группы GL-4 предназначены для обычных «ручных» коробок передач и редукторов со спирально-коническими или гипоидными главными парами при умеренных условиях эксплуатации. Масла группы GL-5 пригодны как для умеренных, так и для же стких условий эксплуатации в редукторах с гипоидными и другими видами передач. Их также можно применять в обычных коробках передач.
Классификация API трансмиссионных масел по уровню эксплуатационных свойств
Группа по API | Группа по ГОСТ | Свойства и область применения |
GL-1 | TM-1 | Минеральные масла без присадок или с антиокислительными и противопенными присадками без противозадирных компонентов для применения, среди прочего, в коробках передач с ручным управлением с низкими удельными давлениями и скоростями скольжения. Цилиндрические, червячные и спирально-конические зубчатые передачи, работающие при низких скоростях и нагрузках. |
GL-2 | TM-2 | Червячные передачи, работающие в условиях GL-1 при низких скоростях и нагрузках, но с более высокими требованиями к антифрикционным свойствам. Могут содержать антифрикционный компонент. |
GL-3 | TM-3 | Трансмиссионные масла с высоким содержанием присадок с уровнем эксплуатационных свойств MIL-L-2105. Эти масла применяются предпочтительно в ступенчатых коробках передач и рулевых механизмах, в главных передачах и гипоидных передачах с малым смещением в автомобилях и безрельсовых транспортных средствах для перевозки грузов, пассажиров и для нетранспортных работ. Спирально-конические передачи, работающие в умеренно жестких условиях. Обычные трансмиссии со спирально-коническими шестернями, работающие в умеренно жестких условиях по скоростям и нагрузкам. Обладают лучшими противоизносными свойствами, чем GL-2. |
GL-4 | TM-4 | Трансмиссионные масла с высоким содержанием присадок с уровнем эксплуатационных свойств MIL-L-2105. Эти масла применяются предпочтительно в ступенчатых коробках передач и рулевых механизмах, в главных передачах и гипоидных передачах с малым смещением в автомобилях и безрельсовых транспортных средствах для перевозки грузов и пассажиров и для нетранспортных работ. Гипоидные передачи, работающие в условиях высоких скоростей при малых крутящих моментах и малых скоростей при больших крутящих моментах. Обязательно наличие высокоэффективных противозадирных присадок |
GL-5 | TM-5 | Масла для гипоидных передач с уровнем эксплуатационных свойств MIL-L-2105 C/D. Эти масла предпочтительно применяются в передачах с гипоидными коническими зубатыми колесами и коническими колесами с круговыми зубьями для главной передачи в автомобилях и в карданных приводах мотоциклов и ступенчатых коробках передач мотоциклов. Специально для гипоидных передач с высоким смешением оси.Для самых тяжелых условий эксплуатации с ударной и знакопеременной нагрузкой. Гипоидные передачи, работающие в условиях высоких скоростей при малых крутящих моментах и ударных нагрузках на зубья шестерен.Должны иметь большое количество серофосфорсодержащей противозадирной присадки |
GL-6 | TM-6 | Гипоидные передачи с увеличенным смещением, работающие в условиях высоких скоростей, больших крутящих моментов и ударных нагрузок. Имеют большее количество серофосфорсодержащей противозадирной присадки, чем масла GL-5. |
Группа GL-6 в настоящее время практически не используется. При необходимости область применения группы GL-5 дополняется соответствующей информацией в технической документации на эти масла.
В 1995 г. API ввел новую категорию МТ-1, ужесточив требования по термической стабильности и высокотемпературным отложениям.
В 1998 г. API, работая в контакте с SAE и ASTM, предложил две новые категории оценки качества трансмиссионных масел: PG-1 и PG-2 (PG-1 — для ручных коробок передач тяжелых грузовых автомобилей и автобусов; PG-2 — для ведущих осей грузовых автомобилей и автобусов).
Кроме классификации по API часто используется спецификация армии США MIL-L-2105 А, В, С и D и спецификации отдельных фирм — производителей автомобилей и агрегатов: Chrysler; Ford; General Motors; Mack; MAN; MercedesBenz; Volvo; ZF; Rockwell и др.
В настоящее время действуют следующие спецификации:
- для коробок передач производства «Дженерал моторс», Dexron, Dexron II и III и Allison;
- для коробок передач производства «Форд», Мегсоn — V2C 138-CJ или М2С 166Н.
Эти спецификации указываются на банках и канистрах, в которых расфасовано масло. Для европейских автомобилей, на которых установлены коробки фирмы ZF, заливаются масла по спецификации «Дженерал моторc».
Особое внимание следует обратить на масла, которые заливаются в автоматические коробки передач автомобилей «Ауди», БМВ и «Мерседес» последних лет выпуска. В них заливается только синтетическое масло для автоматических трансмиссий.
← Свойства масел трансмиссионных масел | Как правильно выбрать трансмиссионное масло →
Классы обслуживания автомобильных трансмиссионных масел
- Печать
Твитнуть
Корпорация Нория
Обозначения обслуживания Американского института нефти (API) основаны на типе обслуживания, в котором будут использоваться компоненты. Обозначения используются производителями для выбора смазочных материалов для конкретных типов передач и условий эксплуатации.
Система классификации API не предпринимает попыток классифицировать редукторные масла по физическим свойствам или результатам испытаний. В нем также признается, что некоторые смазочные материалы подходят для широкого диапазона условий эксплуатации и могут быть рекомендованы для более чем одного назначения.
Хотя обозначения API могут быть очень полезными при даче общих рекомендаций, всегда следует обращаться к рекомендациям производителя, чтобы убедиться, что рассматриваемый смазочный материал не запрещен этим производителем. Ниже приведены классификации автомобильных трансмиссионных масел:
API-GL-1
Обозначает тип эксплуатационных характеристик автомобильных осей со спиральными коническими и червячными передачами, а также некоторых ручных трансмиссий, работающих в таких мягких условиях низких удельных давлений и скоростей скольжения, при которых можно удовлетворительно использовать прямое минеральное масло.
Ингибиторы окисления и коррозии, пеногасители и депрессорные присадки могут использоваться для улучшения характеристик смазочных материалов для этой службы. Модификаторы трения и противозадирные присадки (EP) не используются. Это обозначение рекомендуется для использования в некоторых механических коробках передач грузовых автомобилей.
API-GL-2
Относится к типу эксплуатационных характеристик мостов с червячной передачей автомобильного типа, работающих за пределами GL-1. Он может содержать противоизносные и очень мягкие противозадирные присадки и обычно включает жирные присадки для червячных передач. Это служебное обозначение устарело.
API-GL-3
Описывает тип эксплуатационной характеристики механических коробок передач и винтовых конических мостов, работающих в умеренно тяжелых условиях скорости и нагрузки выше GL-2, но ниже GL-4. Он может содержать легкие противозадирные присадки, но не предназначен для гипоидного зацепления. Это служебное обозначение устарело.
API-GL-4
Относится к типу эксплуатационных характеристик зубчатых передач, в частности гипоидных передач, работающих при некритических, умеренных скоростях, ударных нагрузках; высокая скорость, низкий крутящий момент; и низкая скорость, условия высокого крутящего момента.
API-GL-5
Обозначает тип эксплуатационных характеристик зубчатых передач, в частности гипоидных передач легковых автомобилей и другой автомобильной техники, работающей в условиях высоких скоростей, ударных нагрузок; высокая скорость, низкий крутящий момент; и низкая скорость, условия высокого крутящего момента. Это обозначение до сих пор широко используется для трансмиссионных масел с противозадирными присадками.
API-GL-6
Связано с маслами, которые уменьшают задиры шестерен в старых высокопроизводительных автомобилях. Это служебное обозначение устарело.
API-MT-1
Описывает масло с высокими противозадирными свойствами, предназначенное для некоторых несинхронизированных механических коробок передач грузовых автомобилей и автобусов.
Грузовики Mack и Volvo (а также другие) имеют свои собственные спецификации, учитывающие некоторые условия, выходящие за рамки GL-5. Это Mack GO-J+ и Volvo 97310, хотя эти цифры меняются каждые несколько лет.
Спецификация трансмиссионного масла. Вязкость, классы API и OEM-производители
Не каждое трансмиссионное масло имеет одинаковый состав, поскольку каждая трансмиссия предъявляет различные требования к смазочному материалу. По этой причине трансмиссионные масла делятся на разные классы или имеют допуски OEM, аналогичные спецификациям для моторных масел. Это позволяет легко определить, какое трансмиссионное масло можно использовать для какого автомобиля. Вы также можете использовать для поиска наш Oilfinder. Типичные классификации трансмиссионных масел основаны на вязкости (классы SAE), спецификации API или одобрении производителя оборудования.
Соответствующая вязкость трансмиссионного масла в значительной степени способствует поддержанию требуемой толщины смазочной пленки между компонентами редуктора. Это упрощенное описание внутреннего сопротивления масла течению. Для трансмиссионных жидкостей во всем мире они классифицируются по классам вязкости в соответствии с американским стандартом SAE J306 (Общество автомобильных инженеров). Существуют классы вязкости от SAE 65 до SAE 250. Классификация основана на кинематической вязкости (измеряется в мм²/с) при 100°C. Чем выше число, тем гуще масло.
Аналогично моторным маслам существуют также классы вязкости для низкотемпературного применения, обозначенные буквой «W» от 70W до 85W (текучести при температурах до -55°C или -12°C соответственно). Эти «W» или зимние классы классифицируют масла по их текучести при низких температурах. Классификация основана на температуре, при которой динамическая вязкость, измеренная вискозиметром Брукфилда, не превышает 150 000 мПа*с. Следовательно, значение Брукфилда для автомобильного трансмиссионного масла SAE 80W при температуре -26°C не должно превышать 150 000 миллипаскалей в секундах.
Класс SAE | Макс. Вязкость по Брукфилду 150 000 мПа·с при температуре в °C | Мин. кинематическая вязкость при 100°C в мм²/с | Макс. кинематическая вязкость при 100 °C в мм²/с |
---|---|---|---|
70 Вт | -55 | 3,8 | — |
75 Вт | -40 | 3,8 | — |
80 Вт | -26 | 8,5 | — |
85 Вт | -12 | 11,0 | — |
65 | — | 3,8 | |
70 | — | 5,0 | |
75 | — | 6,5 | |
80 | — | 8,5 | |
85 | — | 11,0 | |
90 | — | 13,5 | |
110 | — | 18,5 | |
140 | — | 24,0 | |
190 | — | 32,5 | |
250 | — | 41,0 | — |
Для всесезонных масел, таких как 80W-90, «80W» описывает низкотемпературные свойства, «90» — толщину масла. Должны соблюдаться предельные значения обоих классов. Трансмиссионные масла с SAE 80W-90 и 85W-90, которые до сих пор широко распространены, в основном производятся из минеральных базовых масел. Для более густых масел, таких как 80W-140, требуется дополнительная присадка, улучшающая индекс вязкости, устойчивая к сдвигу, чтобы соответствовать требованиям по текучести при низких температурах до -26°C. Для еще более низких температур с 75W или 70W при уровне вязкости SAE 90 или выше, усилия по составлению рецептуры будут быстро увеличиваться. Для этого необходимы синтетические базовые масла по API группы III, IV или V, чтобы гарантировать текучесть автомобильных трансмиссионных масел даже при температурах -55°С и ниже.
Выбор вязкости зависит от требований к оптимальной толщине смазочной пленки для соответствующего применения трансмиссии. Если масло слишком густое, шестерни должны работать против вязкости. Это приводит к более высоким потерям при разбрызгивании, снижающим эффективность, и к более высоким температурам, из-за которых масло стареет быстрее. Однако, если вязкость слишком низкая, толщина смазочной пленки, необходимая для разделения партнеров трения, не может быть достигнута. Результатом является более высокий риск повреждения из-за более быстрого износа в условиях смешанного трения. Какая вязкость лучше всего подходит для вашей трансмиссии, определяется производителем соответствующего автомобиля. Следуйте инструкциям в руководстве по эксплуатации или воспользуйтесь советом наших экспертов по прикладным технологиям.
Классификация трансмиссионных масел по API
Американский институт нефти (API) не только определяет международные спецификации для моторных масел. При классификации автомобильных трансмиссионных масел по шести классам GL (Gear Lubricant) API определил наиболее распространенную систему классификации. Он определяет соответствующие основные требования в зависимости от области применения. В зависимости от преимущественного режима нагрузки в коробке передач потребуется различный состав присадок.
Класс API | Заявка | Состав |
GL-1 (неактивный) | Масла для коробок передач с низким контактным давлением и низкими скоростями скольжения | Масла без присадок обычно были достаточными, можно использовать антиоксиданты, присадки для защиты от коррозии, пеногасители или понизители температуры застывания. Модификаторы трения или противозадирные добавки не допускаются. |
GL-2 (неактивный) | Масла в червячных передачах для мостов транспортных средств, на которые не распространяется API GL 1 в отношении нагрузки, температуры и скорости скольжения. | Масла с присадками, снижающими износ, но без требований по присадкам EP |
GL-3 (неактивный) | Масла для механических коробок передач и конических трансмиссий грузовых автомобилей с низкими и средними требованиями к скорости и нагрузке. | Масла с противозадирными присадками для более высокой несущей способности, чем масла API GL-1, но ниже требований API GL-4 |
ГЛ-4 | Масла для конических передач и гипоидных передач в мостах при малых нагрузках и скоростях, а также для отдельных коробок передач и коробок передач | Масла с содержанием противозадирных присадок выше уровня GL-3 и дополнительными требованиями по защите от коррозии |
ГЛ-5 | Масла специально для гипоидных передач (дифференциалов) в главных передачах при высокой скорости и/или низкой скорости и высоком крутящем моменте | Масла с высоким содержанием противозадирных присадок и требованиями по защите от коррозии и стабильности к старению |
GL-6 (неактивный) | Масла для коробок передач с очень большим вылетом шестерни (конструкция не принята — тесты производительности, необходимые для API GL-6, больше не проводятся) | Масла с очень высокими противозадирными присадками за пределами размера API GL-5 |
МТ-1 | Масла для несинхронизированных механических коробок передач автобусов и грузовиков | Масла с высокими требованиями к термической стабильности, совместимости с уплотнениями и более высокой защитой от коррозии и износа, чем масла для API GL-5 |
В 1995 г. классы API GL-1, GL-2, GL-3 и GL-6 были признаны «неактивными». Однако трансмиссионные масла по-прежнему могут продаваться с этими спецификациями.
Важное примечание по смешиванию трансмиссионных масел:
Не рекомендуется смешивать друг с другом трансмиссионные масла разных классов API. Информацию о производителе также нельзя игнорировать. Если вашему автомобилю требуется масло API GL-5, не следует добавлять масло GL-3 или GL-4. Масла GL-3/4 с их присадками не выдерживают высоких нагрузок и не могут предотвратить ускоренный износ. Если вы иначе зальете масло GL-5 в механическую коробку передач, предназначенную для GL-3 или GL-4, обычно более низкое трение приведет к проскальзыванию синхронизатора в коробке передач. В худшем случае вся схема выйдет из строя.
Одобрения OEM для трансмиссионных масел
Классификация по SAE и API является упрощенной. Фактические характеристики трансмиссионных масел определяются соответствием дополнительным спецификациям, непосредственно указанным производителями трансмиссии или транспортных средств (OEM = производители оригинального оборудования). OEM-производители определяют требования к конкретным типам трансмиссии или транспортных средств марки. Поэтому при покупке трансмиссионных масел обращайте внимание на требуемые спецификации или разрешения. Следуйте инструкциям в вашем руководстве по эксплуатации.
Важные классы эффективности трансмиссионных масел OEM:
- Правила эксплуатации Mercedes-Benz
- MAN Стандарт
- Стандарт БМВ
- стандарты VW
- Скания СТО
- Вольво СТД
Ведущими производителями автомобилей с автоматической коробкой передач являются General Motors и Ford. Их системы, основанные на спецификациях GM DEXRON и FORD MERCON, были предшественниками и до сих пор адаптируются OEM-производителями. Между тем, их часто заменяли индивидуальными спецификациями от OEM-производителей. Индивидуальные классы производительности для ATF также публикуются Mercedes-Benz, VW и многими азиатскими производителями. С другой стороны, классы API не относятся к жидкостям для автоматических трансмиссий.