Классификация масел по api: Расшифровка классификации масла по API

Статьи | Ойл-Люб

Как и в случае с маслами SAE, данная аббревиатура скрывает название организации. Это Американский институт нефти, API (American Petroleum Institute).


Немного истории

Вторая мировая война сильно продвинула вперед моторостроение для автомобилей, прежде всего в США.

В первые послевоенные годы Институт нефти, совместно с SAE (Обществом автомобильных инженеров) систематизировал результаты многочисленных исследований смазочных материалов, и в 1947 году предложил классификацию смазочных материалов, исходя из уровня их функциональных свойств. Новые стандарты на масла внесли положительный вклад в развитие американского и мирового автомобильного рынка.

API стандарты действуют с 1947 года до настоящего времени. Основной критерий классификации – это характеристики и типы применяемых автомобильных двигателей. Количество категорий не ограничено и API вводит новые категории постоянно. Следуя за производителями моторов, которые постоянно выдвигают новые требования к маслам.

Основы классификации API

Как работает сложная система смазки современного бензинового или дизельного двигателя и возникающие при этом проблемы, рассмотрено здесь — Классификация моторных масел по SAE

Условные обозначения, принятые в системе API:

1. Первая буква типа масла – это тип двигателя. S – бензиновый мотор (Service). C – это масла для дизельных двигателей (Commercial). T — масла для двухтактных двигателей (two-stroke).
2. Вторая буква (заглавные латинские буквы: A, B, C, D, E и т.д.) обозначает уровень качества масла.

Возможно применение некоторых типов масел, как для бензинового, так и для дизельного двигателя. Например, API CG-4/SH – это дизельное масло пригодно для бензинового двигателя SH и более ранних категорий SG, SF, SE и т.д.

Масла для бензиновых моторов

Категории API SI и API SK отсутствуют.
Категории API SA, API SB, API SC, API SD, API SE, API SF, API SG на сегодняшний день признаны недействительными, как устаревшие, однако в некоторых странах масла этих категорий еще выпускаются, категория API SH является «условно действующей».

Действующие категории:

1. SH — лицензированная категория, утвержденная в 1992 году. На сегодняшний день категория является условно действующей и может быть сертифицирована только как дополнительная к категориям API C (например, API AF-4/SH).

2. SL — стандарт введен в 2001 году. Превосходит стандарт SJ по стабильности энергосберегающих свойств и пониженной летучести, а также допускает удлиненные интервалы замены.
3. SM — Введена в ноябре 2004 года. Имеет повышенные требования к смазывающим материалам относительно стойкости к окислению, защите от отложений, износа и т.д.
4. SN — введена в октябре 2010г. Это высшая сервисная категория для автомобилей с бензиновыми двигателями. Масла API SN улучшены по сравнению с API SM в областях окислительной стабильности и контроля отложений и шламов, а также минимальное содержание фосфора. API ввело стандарт Resource Conserving (ресурсосбережение), который может использоваться в связке с API SN.

Пример маркировки ресурсосберегающего масла:

Масла для дизельных моторов

Маркировка масел производится по аналогичной системе. Для 4 тактных дизелей применяется литера «4», для двухтактных «2».

Категории API СA, API СB, API СC, API СD, API СD-2 на сегодняшний день признаны недействительными, как устаревшие, однако в ряде стран такие масла выпускаются до сих пор.

Действующие категории:

1. CE – для высокофорсированных перспективных (с 1987 г.в.) двигателей с высоким турбонаддувом, работающие в тяжелых условиях, может использоваться вместо масел классов CC и CD.
2. CF – с 1994 года. Масла для внедорожной техники, двигателей с разделительным впрыском. Заменяет масла CD.
3. CF-2 введена в 1994 году. Улучшенные характеристики, используется вместо CD-II для двухтактных дизельных двигателей.
4. CF-4 – с 1990 года. Для быстроходных четырехтактных дизельных двигателей с турбонаддувом и без него.

Можно применять вместо CD и СЕ масел.
5. CG-4 – с 1995 года. Для двигателей быстроходной дизельной техники, работающей на топливе с содержанием серы менее чем 0,5%. Заменяет масла CD, СЕ и CF-4 категорий.
6. CH-4 – с 1998 года. Для быстроходных четырёхтактных двигателей. Можно использовать вместо CD, СЕ, CF-4 и CG-4 масел.
7. CI-4 – с 2002 года. Для быстроходных четырёхтактных двигателей. Заменяет CD, СЕ, CF-4, CG 4 и СН-4 масла. В 2004 году была введена дополнительная категория API CI-4 PLUS.
8. CJ-4 – введена в 2006 г. Для быстроходных четырёхтактных двигателей, по нормам токсичности отработавших газов 2007 года на магистральных дорогах.
9. CK-4. Предназначены для быстроходных четырехтактных дизелей, соответствующим требованиям стандартов выбросов 2017 модельного года для на трассах и стандарту Tier 4 для внедорожных условий, а также для двигателей предыдущего модельного года.

Пример маркировки современного дизельного масла:

Американская классификация API охватывает практически весь спектр смазывающих материалов.
Системы API — ILSAC предназначены для американских и японских автомобилей. В Европе действуют несколько иные стандарты, однако подавляющая часть масел, поступающих на европейский рынок, маркируются знаками API.

Классификация API | Состав моторных масел

Все, что нужно знать о составе моторных масел, чтобы понимать их истинную ценность

Более половины себестоимости моторного масла приходится на стоимость его базы – базового масла, которое есть основа любого смазочного материала.
Казалось бы: зачем обычному автолюбителю вдумываться, что там внутри у моторного масла? Какую ценность несёт в себе знание о том, например, что такое базовые масла, какими они бывают и чем они друг от друга отличаются?
Пожалуй, немного разбираться в вопросе следует хотя бы затем, чтобы понимать, за что именно мы платим, покупая автомобильное масло: за реальную ценность состава – или за выдающийся маркетинг.

Группы базовых масел по API

Начнём с того, что базовое масло в составе готового моторного масла занимает порядка 80%. Всё остальное – это присадки, т.е. химические добавки, позволяющие в ту или иную сторону корректировать свойства, уже имеющиеся у базы.

Получают базовые масла двумя основными способами:
• путем перегонки нефти и очистки получившихся нефтепродуктов при помощи реагентов;
• путем химического синтеза из нефти, природного газа или же органических кислот.

По этому признаку все базы делят на минеральные и синтетические – имея в виду, в первую очередь, сам способ получения, а не источник.
Что же касается свойств и характеристик, имеющих значение непосредственно при эксплуатации смазки, то Американский институт нефти (API) делит все существующие на сегодняшний день базовые масла на пять групп.

I группа: масла грубой очистки

Это минеральные масла, получаемые путем растворения нефтепродуктов, оставшихся после производства бензина (или другого горючего). Имеет низкий индекс вязкости. Иными словами, нормально работает такое масло в очень узком диапазоне температур.

Значит ли это, что базы I группы – плохие? Вовсе нет. Да, технология их получения дешёвая, если сравнивать с более высокими группами. И да, как основу для автомобильных смазок их сегодня никто не применяет. В то же время, «минералку» активно и повсеместно используют для создания индустриальных масел и смазок. Например, для некоторых продуктов индустриальной линейки Lotos: машинных, редукторных, турбинных и других масел и смазок, находящих применение в самых разных областях человеческой деятельности.

II группа: чистые масла

А вот это уже масла высокой степени очистки. Для их получения применяют многоступенчатый и сложный процесс – гидрокрекинг, когда «грязное» масло под высоким давлением обрабатывают водородом, чтобы максимально убрать из него все примеси. В результате получается прозрачная жидкость с низким содержанием серы (менее 0,03%), но и по-прежнему с низким индексом вязкости – ненамного выше, чем у масел I группы.

Используются ли такие базовые масла для производства современных моторных масел? Да, конечно же, используются, но, как правило, в смеси с маслами более продвинутых групп, у которых индекс вязкости существенно выше. Чаще всего встречается комбинация баз II и III групп в разных соотношениях.

III группа: чистые масла с улучшенными свойствами

Масла этой группы также получают путём гидрокрекинга, но настолько глубокого, что в процессе меняется сама структура молекул углеводорода. За счёт такого изменения на молекулярном уровне увеличивается индекс вязкости получающегося в итоге масла, что больше всего и ценится в базах III группы и даёт основание считать их полностью синтетическими.
Это самая распространённая на сегодняшний день группа базовых масел для автомобильных смазок.

III+ группа: масла из природного газа

API не выделяет эти масла в отдельную группу, но мы всё-таки выделим. Получают их путем всё того же гидрокрекинга — но не из нефти, а из сжиженного природного газа. Технология называется GTL (gas-to-liquids), то есть преобразование газа в жидкие углеводороды. В результате получается очень чистое, похожее на воду, базовое масло, которое к тому же очень устойчиво к воздействию агрессивных условий. Автомобильные масла, созданные на такой базе, также считаются полностью синтетическими. По своим качествам они близки к маслам на базе ПAO и полиэфиров, о которых речь пойдёт чуть ниже. Не зря GTL масла применяются, в первую очередь, для создания моторных масел премиального сегмента.

IV группа: синтетика в истинном смысле

К этой группе относятся масла на основе полиальфаолефинов (ПАО). Таких химических соединений в природе нет, их можно только синтезировать, поэтому и базовые масла на их основе – синтетических в самом полном смысле слова. Низкотемпературные показатели у такой базы лучше, чем у III группы, поэтому моторные масла с ПАО незаменимы, например, в условиях очень низких отрицательных температур.

К ПАО-основе всегда добавляется некоторое количество базы III или II группы, а то и обеих сразу. Ну, а чаще всего встречаются такие смеси, в которых ПАО не более трети, а то и вовсе процентов 10-15. Впрочем, и их бывает достаточно, чтобы существенно повысить качество моторного масла по всем основным показателям и увеличить срок его службы раза в 1,5.

V группа: эфиры

По правде говоря, сюда входят все масла, не вошедшие в предыдущие четыре группы: силикон, вазелиновые белые масла и многие другие, которые в производстве моторных масел не используются или используются редко, да и то в смеси с базами предыдущих групп.

В контексте именно моторных масел ценны т.н. эстерысложные эфиры, полученные из жирных кислот. Базовые масла на основе сложных эфиров в настоящее время считаются самыми совершенным среди баз для моторных масел. Присадки к ним требуются в минимальном количестве – почти со всеми задачами эстеровая база справляется сама!

Techtalk

Доступ к пояснениям к техническим и спецификациям можно получить, нажав соответствующие кнопки слева на этой странице.

Краткое описание:

Спецификации API — API означает Американский институт нефти.

Система классификации моторных масел Американского института нефти (API) была создана совместными усилиями API, ASTM (Американское общество испытаний и материалов) и SAE (Общество автомобильных инженеров). Система буквенной классификации — это метод классификации моторных масел в соответствии с их эксплуатационными характеристиками и соотнесение их с предполагаемым типом использования.

Классификация данного масла в основном не связана с вязкостью масла.

Классификация услуг Американского института нефти представляет собой двухбуквенный рейтинг, начинающийся с «S» для масел для бензиновых двигателей и «C» для масел для дизельных двигателей. Вторая буква обозначает стандарт качества масла, начиная с буквы «А». Чем ниже по алфавиту вторая буква, тем выше качество масла. Многие масла соответствуют стандартам как для бензиновых, так и для дизельных двигателей и будут иметь двойную классификацию, например, SJ/CF.

Спецификации ACEA — ACEA расшифровывается как Association des Constructeurs Europeens d’Automobiles, Ассоциация европейских производителей автомобилей.

Как и классификация услуг API, используемая в США и Австралии на протяжении многих лет, европейская система ACEA является общепринятым стандартом в Европе.

Стандарты ACEA признают, что европейские двигатели отличаются от двигателей американского типа как своей конструкцией, так и условиями эксплуатации, а также требования к их маслам. Это требует, чтобы масла, используемые в европейских двигателях, подпадали под отдельную и уникальную систему классификации. По этой причине сложно сравнивать общепринятую классификацию API и стандарты ACEA, так как последовательности испытаний для них совершенно разные.

Моторные масла обычно имеют классификацию API и ACEA.

Информация о вязкости — Вязкость — это сопротивление масла течению или скорость течения масла, измеряемая с помощью устройства, известного как вискозиметр. Чем гуще (выше вязкость) масло, тем медленнее оно течет.

Масло с более высокой вязкостью может выдерживать большее давление без выдавливания из смазывающих поверхностей. Однако высокое внутреннее трение масла может оказывать большее сопротивление движению смазывающих деталей. Масло с более низкой вязкостью оказывает меньшее сопротивление движущимся частям, но масло легко выдавливается со смазочных поверхностей. Поэтому важно выбрать смазочное масло соответствующей вязкости для достижения оптимального смазывающего эффекта.

Рейтинги вязкости SAE — Рейтинги SAE (Общество автомобильных инженеров) обозначают вязкость масла; проще говоря, насколько густым или жидким является масло при определенной температуре. Например, масло SAE 30 «более жидкое» (менее вязкое), чем масло SAE 50.

Подавляющее большинство автопроизводителей используют всесезонные моторные масла, которые действуют как жидкое масло в холодном состоянии, чтобы они могли быстро циркулировать в двигателе при запуске, и как более густое масло в горячем состоянии, чтобы обеспечить необходимую работу двигателя. защита. Пример обозначения всесезонного масла — 5W-30. 5W (W = зима) показывает, как масло ведет себя в холодном состоянии, а 30 — как оно ведет себя в горячем состоянии.

Индекс вязкости (VI) — показывает, как вязкость жидкости зависит от температуры. Высокий индекс вязкости означает, что жидкость не так сильно разжижается при повышении температуры и более термически стабильна.

ПОНИМАНИЕ КЛАССИФИКАЦИИ ВАШИХ МОТОРНЫХ МАСЕЛ, ПЕРВЫЙ ШАГ ДЛЯ ЭТОГО ХОРОШИЙ ВЫБОР.

В принципе существует два типа классификации моторных масел, которые отличаются друг от друга, но дополняют друг друга, чтобы указать минимальный выбор масла в соответствии с условиями эксплуатации и типом двигателя: классификация по вязкости и службе или уровню спектакль.

Классификация по вязкости

Вязкость является наиболее известным физическим свойством смазочных масел. Он представляет собой внутреннее трение масла во время течения.

Короче говоря, вязкость смазочного масла представляет собой сопротивление течению и сдвигу при данной температуре. Оно меняется в зависимости от температуры, и соотношение, которое переводит это изменение в функцию температуры, переводится в ИНДЕКС ВЯЗКОСТИ масла. Чем выше индекс вязкости, тем стабильнее вязкость масла.

Вязкость – это физическое свойство наиболее важного смазочного масла, которое необходимо учитывать при выборе смазочного масла для данного применения.

Различают динамическую вязкость и кинематическую вязкость. Динамическая вязкость, также называемая модулем динамической вязкости, представляет собой отношение между напряжениями сдвига пограничных слоев масляной пленки при градиенте скорости течения этой самой нефти при заданной температуре. Она выражается в ПАСКАЛЬ.СЕКУНДА [Па.с], ранее называемом ПУАСС. Кинематическая вязкость, обычно выражаемая в СЕНТИСТОКСАХ, представляет собой отношение динамической вязкости к плотности одного и того же масла и при одной и той же температуре.

Классификация классов вязкости моторных масел разработана SAE (Общество инженеров-автомобилестроителей) в его стандартизации SAE J300. Эта классификация универсального использования определяет одиннадцать основных уровней или классов вязкости, из которых:

— Шесть классов «W» масел «ЗИМА», характеризующихся двумя динамическими вязкостями при низкой температуре, которые имитируют, один способность масла способствовать холодный пуск, др.

его холодная прокачиваемость. — Пять марок летних масел, характеризующихся двумя вязкостями при жарком состоянии; один кинематический измерен при 100°С при низкой скорости сдвига, а другой динамический при 150°С при очень высокой скорости сдвига.

Масла, отвечающие требованиям по предельным значениям вязкости для холодного или горячего сорта, являются МАСЛАМИ МОНОГРАДНОГО СОСТАВА; Например SEA 10W или SAE40. Масла, отвечающие требованиям ограничения вязкости как для холодных, так и для горячих классов, являются всесезонными; например 5W-40, 14W40, 10W-30…

Моторные масла дифференцируются не по химическому составу, а по тому, как они ведут себя при испытаниях в двигателях. Это означает, что производительность оценивается в практических испытаниях. Существует несколько организаций по классификации моторных масел по характеристикам. Но в этом тексте мы обсудим классификацию услуг API (Американский институт нефти).

Первоначально за счет API классификация уровней эффективности моторных масел в настоящее время разрабатывается совместно тремя американскими организациями API, SAE и ASTM (American Society for Testing and Material) с учетом требований американских и международных производителей автомобилей и двигателей, а также промышленности смазочных материалов.

Более 500 компаний со всего мира участвуют в этой добровольной программе, которая поддерживается программой выборки и тестирования рынка.

Классификация моторных смазочных материалов API-ASTM-SAE J183 «Service» дает масла в соответствии с их характеристиками для двигателей на испытательном стенде, бензиновых или дизельных двигателей, следующим образом:

  • Категории масел для бензиновых двигателей : масла для этих типов двигателей сгруппированы в категорию S (Service), за которой следует вторая буква от A до N (для характеристик, сохраняемых до тех пор, но они эволюционируют с технологией двигателя), которая определяет уровни производительности масел. . Категория SA наименее эффективна, а категория SN — наиболее эффективна.

Обратите внимание, что классификации SI и SK были намеренно исключены из последовательностей Service или Performance. API также присваивает маркировку «ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ», когда увеличение расхода топлива составляет от 0,5 до 1,4% в зависимости от сорта по сравнению с эталонным синтетическим эталонным маслом SAE5W-30.

  • Категории масел для дизельных двигателей: масла для этих типов двигателей сгруппированы в категорию C (Коммерческие), за которой следует вторая буква (от A до J), которая дает информацию об уровне производительности в той же категории. CA наименее эффективен, а CJ более эффективен. В этой категории производительности масел для дизельных двигателей его можно найти в классе CI-4 Plus. При использовании в сочетании с классами API CI-4 и CJ-4 класс CI-4 Plus обозначает масло, разработанное для обеспечения очень высокой защиты двигателя от сажи, вызывающей повышенную вязкость и потерю вязкости из-за сдвигового усилия в дизельных двигателях.

                             Шестьдесят процентов (60 %) износа двигателя происходит в течение первых нескольких минут работы из-за того, что поверхности плохо покрыты смазкой. При холодном пуске двигателей моторное масло всегда должно быть жидким независимо от температуры наружного воздуха, чтобы обеспечивать смазку и образовывать толщину пленки, способную разделять поверхности при относительном движении.

                               Таким образом, правильным выбором моторного масла является то, которое одновременно будет учитывать условия холодного пуска в зависимости от температуры наружного воздуха и режим работы двигателя (120 °С), который существенно не меняется при любой температуре Из внешней среды. В любом случае масло должно иметь достаточную вязкость, не слишком большую и не слишком маленькую, но обеспечивающую адекватную смазку. После выполнения этого условия масло должно иметь утвержденный класс (уровень производительности по классификации API-ASTM-SAE) для типа двигателя, который он должен смазывать, в зависимости от того, является ли двигатель бензиновым или дизельным, с учетом предельных значений выбросов загрязняющих веществ, содержание серы в топливе и системе рециркуляции отработавших газов. Некоторым производителям необходимо принимать во внимание другие конкретные рекомендации, чтобы добиться производительности своих двигателей и покрыть гарантийные условия своих двигателей.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *