Как проверить датчик температуры двигателя?
Главная > Как проверить датчик температуры двигателя
От правильной работы этой небольшой по размеру детали зависит рабочее состояние моторного узла машины. Исправность ДТОЖ – температурного датчика охлаждающей жидкости силовой установки автомобиля позволяет быстро запустить мотор, создать качественную топливно-воздушную смесь, экономно расходовать бензин или ДТ. Информация, которую получает электронный блок управления (ЭБУ) двигателя от датчика ОЖ, высвечивается на табло бортового компьютера. Именно она является определяющим фактором для появления ошибки, красного индикационного значка, символизирующего перегрев двигателя.
Этот тревожный сигнал заставит водителя принимать немедленные меры по устранению неисправности в системе охлаждения автомобильной силовой установки. В нашей статье рассмотрим особенности работы и местах установки температурного датчика жидкости охлаждения, расскажем о признаках и причинах выхода из строя этой детали.
Описание датчика ОЖ
ДТОЖ – деталь электросхемы, терморезистор. Он изменяет своё сопротивление в зависимости от температуры жидкости охлаждения. Информацию с данными от ДЖОТ получает ЭБУ, который в свою очередь делает корректировку в работе системы, самого двигателя. В частности, он настраивает регулятор холостого хода, формирующий нужный объём воздушно-топливной смеси.
Датчик запитывается постоянным напряжением 5 В от контроллера. На пути следования оно проходит через неизменяющееся сопротивление, установленное внутри управляющего устройства. Этот измеритель температуры ОЖ использует в своей деятельности принцип работы термического резистора. Деталь обладает отрицательным показателем коэффициента температуры.
Во время повышения температурного режима технической жидкости переменное сопротивление уменьшается, это заметно на приведённом внизу графике. Пример: T=+130°С – R= 70 Ом.
На другом графике видно, что при снижении температурного режима сопротивление возрастает. Пример: T= -40°C – R= 100,7 кОм.
Температура ОЖ вычисляется следующим образом. Эта деталь узла охлаждения информируется о падающем или увеличенном напряжении в электросхеме, изменяющемся в результате снижения или увеличения сопротивления ДТОЖ.
Изменения происходят на основе изменений состояния силовой установки. Холодный агрегат обуславливает большое падение, горячий – низкое.
Конструкция температурного датчика охлаждающей жидкости
Несмотря на важность этой детали в работе двигателя, она имеет простую конструкцию.
В состав входят:
- Полупроводниковый прибор термический резистор с чувствительным элементом.
- Пружина, проводящая ток.
- Корпус датчика температуры ОЖ.
- Выходной контакт детали.
Перед тем, как проверить датчик температуры двигателя, следует знать информацию об его месте расположения.
Автомобили разных компаний-производителей имеют свои конструктивные особенности, установочная площадка детали находится в моторном отсеке в различных местах. Есть характерные признаки, показывающие на расположение температурного датчика охлаждающей жидкости.
Ответим на вопрос, где находится датчик температуры.
Его следует искать:
- Между термостатом и головкой блока цилиндров (ГБЦ).
- На корпусе патрубка вывода жидкости охлаждения.
- На патрубке радиатора системы.
Деталь оснащена резьбовым соединением, с помощью которого она вворачивается в посадочное гнездо.
Примерная схема, где находится датчик температуры двигателяОтметим, что некоторые модели авто комплектуются двумя контрольными устройствами определения температуры жидкости охлаждения. В таком случае одно из них размещается непосредственно на силовой установке, он фиксирует температуру антифриза. Другой датчик ставится на выходе радиатора системы.
Подобное конструктивное решение даёт возможность более точно определить температуру прогрева мотора. Это необходимо для тщательного контроля ОЖ и передачи достоверной информации в блок управления двигателем.
Температурный датчик автомобиля BMW E36, M43Двумя датчиками обычно комплектуются машины премиального сегмента, оснащённые производительными мощными агрегатами, работающими по особым программам электронного блока управления.
Температурный измеритель устанавливается на моторах машин зарубежного и отечественного производства. Так тольяттинские производители комплектуют датчиками ВАЗ модели:
- 2110 (8 и 16 клапанов).
- 2112.
- «Приора».
- «Калина» и др.
Простое устройство детали с минимальным количеством элементов обуславливает его долговечность, тем не менее под влиянием различных факторов он рано или поздно ломается. Его повреждение может принести серьёзные проблемы владельцу автомобиля. Поэтому следует периодически осуществлять проверку датчика температуры охлаждающей жидкости.
Симптомы поломки ДТОЖ
Перед тем, как рассказать о признаках неисправности датчика температуры охлаждающей жидкости, обозначим функции его работы.
Он:
- Информирует автовладельца о температуре охлаждающей жидкости в настоящий момент.
- Помогает сформировать обогащённую воздушно-топливную смесь за счёт увеличения оборотов двигателя в режиме холостого хода, необходимую для запуска холодного силового агрегата.
- Организует включение системы вентиляции принудительного охлаждения, передавая сообщение в электронный блок управления о достижении максимальной температуры нагрева двигателя.
- Участвует в формировании нужной для корректной работы мотора горючей смеси, информируя о реальном температурном режиме ЭБУ.
Перейдём к признакам неисправности датчика температуры. Однако оговоримся, что некоторые из них могут указывать на выход из строя других компонентов моторного узла.
Датчик температуры ваз 2110 16 клапановСимптомы неисправности датчика температуры охлаждающей жидкости:
- Проблемы с запуском силовой установки: глохнет, долго не может завестись.
- Изменение цвета выхлопа: появление серого или чёрного дыма из глушителя
- Нестабильная работа вентилятора системы охлаждения в радиаторе: может не включаться, когда мотор уже остыл.
- Разгерметизация системы: появляются следы утечки антифриза из гнезда установки датчика.
- Увеличение расходов горючего. Некорректная информация от ДТОЖ заставляет блок управления повышать объёмы горючего при образовании топливной смеси.
- Отсутствует индикация на панели приборов о температуре нагрева силовой установки;
- Внезапно выключается двигатель, находящийся в прогретом состоянии.
- На панели приборов выдаётся информация о нормальном температурном режиме мотора, а жидкость охлаждения кипит.
- Нестабильная работа агрегата на малых оборотах, в режиме холостого хода.
- Силовая установка медленно разогревается.
Также о поломке датчика ОЖ свидетельствует появление предупредительной индикации Check Engine на табло бортового компьютера.
Признаки неисправности дтожДля уточнения информации отказа в работе ДТОЖ следует воспользоваться компьютерным устройством, автосканером.
Причины неисправности температурного датчика антифриза
Чтобы точно определить причину дефекта некорректной работы моторного узла, установить неисправность конкретно температурного датчика антифриза, необходимо выполнить диагностику моторного оборудования. Именно визуальное или компьютерное обследование поможет установить диагноз неисправности ДТОЖ.
Причины выхода из строя этой детали системы охлаждения могут быть разные. Назовём основные, часто встречающиеся:
- Окончание рабочего ресурса. Срок службы зависит от условий эксплуатации автомобиля, качества технического обслуживания моторного узла.
- Механическое повреждение, возникшее вследствие удара при аварии, неосторожных действий мастера во время ремонта. Это может быть заметным при наличии следов антифриза на корпусе датчика, повреждённых контактов.
- Образование очагов коррозии, ведущее к разрушению контактов, прочих элементов детали.
- Использование антифриза или тосола плохого качества.
- Попадание в жидкость охлаждения двигателя воды, особенно, если она чрезмерно жёсткая.
- Повреждение контактной группы: обрыв проводов, подходящих к датчику, их повреждение изоляционного слоя и последующее возможное короткое замыкание, перетирание проводки в месте соединения с контактами разъёма.
- Окисление контактов из-за долгой эксплуатации, условий повышенной влажности. Как следствие, разрыв электрической цепочки связи с блоком управления.
- Дефект по электрической части внутри самой детали. Эту неисправность нельзя устранить, так как, как правило, такие устройство не разбираются для ремонта.
Деталь сложно восстановить. Можно убрать загрязнения на её поверхности, почистить контакты, но не всегда такие меры помогают вернуть работоспособность. Рекомендуется, особенно если произошла деформация корпуса, заменить неисправный датчик на новую запчасть, тем более цена детали вполне доступна для многих автолюбителей.
Как проверить датчик температуры охлаждающей жидкости
Проверка работоспособности датчика температуры охлаждающей жидкости силового агрегата осуществляется различными способами. Причём определить дефект устройства можно используя демонтаж детали и непосредственно на машине.
Перед тем, как проверить термодатчик, следует замерить опорное постоянное напряжение на нём, оно равно 5 В. Проверка ДТОЖ мультиметром укажет на дальнейший ход работ по восстановлению узла. Отсутствие напряжения на контакте детали говорит о том, что следует искать причину неисправности в проводке или работе электронного блока управления мотором.
Как проверить дтож мультиметромЕсли напряжение поступает на колодку, значит можно продолжить проверку датчика температуры.
Операцию по снятию ДТОЖ с места установки следует выполнять при помощи гаечного ключа. Рассмотрим способы проверки ДТОЖ ВАЗ 2110 или другой модели машины.
Предварительная проверка ДТОЖ
Так называемая предварительная проверка датчика температуры охлаждающей жидкости, показывающая его готовность к работе.
Алгоритм проверочной процедуры выглядит таким образом:
- Нужно завести машину, дать прогреться силовому агрегату до температуры примерно 95°C.
- Наблюдать за показаниями стрелки шкалы на приборной панели, предварительно следует отсоединить разъём от измерителя температуры.
- Если стрелка не реагирует на отключение фишки с проводами, следует проверить датчик или участок электросхемы, в которой он находится. В случае движения стрелки вниз необходимо замерить целостность предохранителя, защищающего деталь. Обнаружив, что предохранитель исправен, нужно замкнуть контакт на массу. Если при этом стрелка начала прыгать, ДТОЖ вышел из строя.
Рассмотрим разные виды проверок.
Как проверить температурный датчик непосредственно на машине
Этот способ проверки датчика температуры устраивает автолюбителей оперативностью выполнения операции. Измеритель не нужно демонтировать, контрольные исследования производятся прямо в подкапотном пространстве авто.
Отметим, что подобную процедуру следует производить аккуратно, учитывая горячее состояние моторного блока. Автолюбитель при замере может получить ожог. При случайном касании пластиковыми штекерами мультиметра, тестера или другого какого измерительного прибора, они могут оплавиться. Также может нарушиться целостность изоляционной оболочки проводов при соприкосновении с горячим моторным блоком.
Назовём этапы проверочных действий датчика температуры антифриза.
Нужно:
- Установить используемый контрольно-измерительный прибор на отметке «постоянное напряжение до 20 В».
- Отсоединить колодку с проводами от измерителя температуры.
- Повернуть ключ в замке зажигания в положение «I».
- Соединить концы измерительного прибора: плюсовой – с контактом «плюс» в фишке, минусовой следует посадить на массу, например, корпус мотора.
- В нормальном состоянии на приборе должны появиться цифры около 5 В.
Проверив питание, приступаем к дальнейшей проверке:
- Выставить на мультиметре режим «Омы».
- Замерить показатель между выходными контактами.
- Сравнить их с данными в таблице, имеющими в сервисной книжке на автомобиль.
Приведём пример такой таблицы.
Температура ОЖ (°C) | Сопротивление измерителя (Ом) | Напряжение, подходящее к датчику (В) |
30 | 1350 – 1880 | 8 |
50 | 585 – 820 | 7,6 |
70 | 280 – 390 | 6,85 |
90 | 155 – 196 | 5,8 |
110 | 87 – 109 | 4,7 |
Однако такую проверочную работу можно выполнить не на каждой модели авто. На некоторых автомобилях датчики расположены в труднодоступных местах, поэтому без снятия сложно осуществить подобные действия.
Также отметим, что величина сопротивления датчика температуры охлаждающей жидкости может изменяться исходя из модели конкретного автомобиля.
Приведём таблицу ДТОЖ зависимости сопротивления от температуры техжидкости на автомобиле ВАЗ 2110.
Температура ОЖ (°C) | Сопротивление терморезистора (Ом) |
+100 | 177 |
+80 | 332 |
+60 | 677 |
+40 | 1459 |
+20 | 3520 |
+10 | 5670 |
+5 | 7280 |
Если показания с реальными не сходятся, потребуется снятие ДТОЖ ВАЗ на предмет его осмотра и вероятной замены.
Ответив на вопрос, как проверить датчик температуры мультиметром, перейдём к другим видам выполнения аналогичной операции.
Как проверить датчик температуры автосканером
Рассмотрим случай, когда на табло автомобильного компьютера горит надпись Check Engine.
Автомобильный диагностический прибор типа ELM 327 или Scan Tool Pro Black Edition должен быть у каждого водителя.
Он позволяет без лишних расходов на сервисное обслуживание самостоятельно определить техническое состояние транспортного средства. Поможет автосканер и при проверке датчика температуры двигателя ВАЗ 2112, любой другой модели авто.
Исследование выполняется следующим образом:
- Диагностическое оборудование подключается через разъём OBD-II к CAN-шине автомобиля, получает доступ к электронному блоку управления.
- После включения самого прибора на экране автосканера появляются коды ошибок и их расшифровка.
- Дефект измерителя температуры ОЖ зашифрован кодами P0118, P0117, P0116, P0115. Это значит – не работает датчик температуры, он требует замены.
Подобное компьютерное устройство может выполнить диагностику непосредственно во время работы силовой установки, а также проконтролировать состояние остальных узлов автомобиля.
Как проверить датчик охлаждающей жидкости в демонтированном состоянии
Демонтаж устройства по контролю температурного режима жидкости охлаждения мотора производится с помощью гаечного ключа размером под соответствующую модель.
Для проведения операции необходимо дождаться, когда двигатель остынет. Иначе можно получить ожоги от горячей поверхности металла силового агрегата.
В ходе процедуры следует выполнить чистку не только самого датчика, его контактов, но и посадочного гнезда. Также следует осмотреть резьбу детали, при необходимости смазать её.
В этом случае предлагаются два способа определения неисправности ДТОЖ: с термометром и без него.
Рассмотрим первый способ – с термометром. Он позволяет сделать наиболее точные измерения, имитирует работу датчика в рабочих условиях.
Ход выполнения:
- В стакан или какой другой сосуд для жидкости налить воды.
- Приготовить для проверки ДТОЖ мультиметр, установленный в режиме «Омы», кипятильник.
- Элемент чувствительности измерителя опустить в стакан.
- В сосуд опустить термометр (лучше электронный с меньшей погрешностью).
- С помощью кипятильника подогреть воду до температуры +5 и выше.
- Через каждые пять градусов фиксировать показания мультиметра: как изменяется сопротивление ДТОЖ относительно повышения температуры.
Полученные данные сопоставить с подобными показаниями, изложенными в сервисной книжке на машину.
Нужно иметь в виду, что при замерах возможны небольшие неточности. Это обусловлено погрешностью прибора, а также модели конкретного измерителя, условиями выполнения процедуры.
Проверка ДТОЖ без термометра. Этот метод – менее точный, но зато не требует применения мультиметра.
Проверка выполняется так:
- Воду в стакане довести до кипения
- Опустить в него датчик чувствительным элементом в жидкость.
- Измерить сопротивление терморезистора.
На табло должно высветиться примерно 177 Ом при температуре только что вскипячённой воды 100 градусов. Однако в этом случае погрешность измерения может быть ещё больше, чем в предыдущем случае.
Также минусом этого способа считается тот факт, что замер производится только при одном значении температуры. Это даёт неполную картину работоспособности датчика ОЖ.
Проверки датчика жидкости охлаждения на автомобилях российского производства
ДТОЖ – обязательный компонент моторного узла в автомобилях отечественных производителей. Поэтому автолюбителям будет интересно узнать, как проверить датчик температуры охлаждающей жидкости мультиметром или другим способом на российских машинах.
Проверка измерителя температуры ОЖ на ВАЗ 2110
Эта модель волжского автомобильного завода комплектуется восьми- и шестнадцатиклапанными двигателями. Однако независимо от того, какой агрегат стоит на машине, в моторном узле устанавливается датчик одного типа, работающий по схожему принципу.
Модель ВАЗ 2110 комплектуется двумя измерителями температуры в системе охлаждения. Один из них размещён рядом с термостатом, он связан с блоком управления двигателем. Второй – установлен на радиаторе. Именно с него передаётся информация на приборную панель о температурном режиме системы.
Датчик температуры ваз 2110 8 клапановТаблица с результатами замеров зависимости сопротивления от температуры размещена в статье выше.
Проверка датчика на моделях волжского автозавода 2114 и 2115
В этих моделях измеритель расположен между термостатом и головкой блока цилиндров. Для снятия показаний рекомендуется использовать демонтаж датчика. Операцию нужно выполнять при помощи рожкового ключа на 19.
Рассмотрим этапы выполнения работ.
Следует:
- Подождать пока двигатель остынет.
- Снять с минусовой клеммы аккумуляторной батареи высоковольтный провод.
- Слить жидкость охлаждения.
- Демонтировать измеритель.
Последующую проверку выполнять уже указанным выше методом с помощью:
- Термометра.
- Мультиметра.
- Кипятильника для нагрева жидкости.
Результаты замеров изложены в таблице.
Температура ОЖ (°C) | Напряжение, подходящее к датчику (В) | Сопротивление измерителя (Ом) |
+30 | 8 | 1350 – 1880 |
+50 | 7,6 | 585 – 820 |
+70 | 6,85 | 280 – 390 |
+90 | 5,6 | 155 – 196 |
+110 | 4,7 | 87 – 109 |
Если проведенная проверка датчика температуры ВАЗ не показывает схожие показания с показателями в таблице, значит деталь неисправна, требует замены.
Проверка ДТОЖ на машинах «Газель» с силовыми установками ЗМЗ (4505, 406, 409)
На этих моделях автомобилей ГАЗ устройство по замерам температуры жидкости охлаждения расположено на корпусе термостата или рядом с ним.
Операция проводится в таком порядке:
- Нужно слить техническую жидкость хотя бы частично.
- Отбросить пружину, фиксирующую разъём с проводами у датчика.
- Демонтировать разъём.
- Снять измеритель.
Показания замеров могут различаться в зависимости от типа силовой установки и модели электронного блока упправления. Рассмотрим каждый из вариантов.
Блок управления МИКАС 7.1, 5.4, СОАТЭ, VS5.6, мотор ЗМЗ 406. В электросхеме этой модификации датчик работает в диапазоне 5 – 12 В (R=9,1 кОм). Для процедуры потребуются те же компоненты:
- Мультиметр.
- Кипятильник.
- Термометр.
- Сосуд с жидкостью.
Для проверки на ДТОЖ следует подать на него ток 1 – 1,5 мА. Замерять в данном случае нужно напряжение.
Таблица с показателями замеров.
Температура (°C) | Напряжение (В) |
-60 | 2,13 |
-40 | 2,33 |
-20 | 2,53 |
0 | 2,73 |
+40 | 3,13 |
+80 | 3,53 |
+105 | 3,83 |
+125 | 3,98 |
Отметим, что опорное напряжение при включенном двигателе – 5 В.
ЭБУ МИКАС 11 / 10.3, VS8, СОАТЭ, мотор ЗМЗ 405, 409, УМЗ 4216 Е3. Процедура измерений идентична предыдущей. Единственное отличие – измерять в этом случае следует сопротивление.
Температура (°C) | Сопротивление (Омы) |
+128 | 80,8 |
+100 | 177 |
+80 | 332 |
+60 | 667 |
+40 | 1 459 |
+20 | 3 520 |
0 | 9 420 |
-20 | 28 680 |
-40 | 100 707 |
Различие в показаниях свидетельствует о дефекте ДТОЖ и необходимости замены детали.
Niva Chevrolet
В этой модели ВАЗ измеритель охлаждающей жидкости установлен в верхней половине термостата. Он располагается в сечении патрубка, входящего в блок цилиндров. Такое размещение позволяет не сливать ОЖ, она не вытекает из системы.
Описывать процедуру замеров нет смысла, так как она проходит по тому же сценарию, что и в предыдущих случаях. В ходе операции изучается зависимость сопротивления от изменения температуры.
Таблица проверки.
Температура (°C) | Сопротивление (Омы) |
+100 | 177 |
+90 | 241 |
+80 | 332 |
+70 | 467 |
+60 | 667 |
+50 | 973 |
+45 | 1 188 |
+40 | 1 459 |
+35 | 1 802 |
+30 | 2 238 |
+25 | 2 796 |
+20 | 3 520 |
+15 | 4 450 |
+10 | 5 670 |
+5 | 7 280 |
0 | 9 420 |
-4 | 12 300 |
-10 | 16 180 |
-15 | 21 450 |
-20 | 28 680 |
-30 | 52 700 |
-40 | 100 700 |
Исправность или неисправность датчика определяется путём сверки полученных результатов с таблицей, размещённой в сервисной книжке автомобиля.
Lada Kalina
Для снятия параметров на Лада Калина первой генерации придётся демонтировать воздушный фильтр, так как его корпус мешает выполнению замеров. Расположение ДТОЖ разрешает не сливать техническую жидкость.
(Возможно, потребуется проверка проводки на дтож калина)Для работы следует использовать ключ размером на 19. Результаты замеров схожи с параметрами, полученными в подобной процедуре на «Нива Шевроле» (см. выше).
Lada Priora
Датчик температуры ОЖ на этой модели размещён между термостатом и головкой блока цилиндров. Он не совсем удобно расположен для монтажа. Поэтому для работы следует приготовить свечной ключ на 21 или ключ с длинной рукояткой.
Датчик охлаждающей жидкости приораПорядок выполнения операции, данные исследования идентичны с полученными результатами проверок на предыдущих моделях.
Renault Logan
Место установки ДЖОТ на данной модели компании «Рено» зависит от типа мотора, которым комплектуется автомобиль. В модификации с восьмиклапанным двигателем K4M датчик стоит в блоке цилиндров в корпусе водного распределителя.
Процедура начинается с проверки напряжения. Как и в предыдущих случаях она производится при включенном зажигании. Штекера измерительного прибора устанавливаются на контакт B1 и массу. Показатель рабочего напряжения: 5 В (плюс – минус 0, 2 В).
Если напряжение отсутствует, проверяется целостность проводки. Для этого нужно отключить разъём с проводами и на «Омах» прозвонить провод с выводов «B1» ДЖОТ и контакта «13» ЭБУ. Если он прозванивается, дефект в блоке управления.
Проверку датчика можно сделать, не снимая его с посадочного места. Следует замерить сопротивление на холодном и горячем моторе. Для этого следует установить штекера с проводами измерительного прибора на выводы «B1» и «B2».
Данные исследования указаны в таблице.
Температура (°C) | Сопротивление (Омы) |
+120 | 105 |
+110 | 135 |
+90 | 240 (плюс – минус 30) |
+80 | 335 (+ – — 35) |
+50 | 810 |
+25 | 2 050 |
+20 | 3 500 (+ – — 500) |
+4 | 7 500 (+ – -500) |
В случае сомнения правильности проверки можно демонтировать ДЖОТ и выполнить новые замеры.
Acura
BMW
Сhevrolet
Citroen
Ford
Hyundai
Jeep
Land Rover
Mazda
Mitsubishi
Opel
Porsche
SAAB
Skoda
Suzuki
Volkswagen
Audi
Cadillac
Chrysler
Dodge
Honda
Infiniti
Kia
Lexus
Mercedes
Nissan
Peugeot
Renault
Seat
Subaru
Toyota
Volvo
Проверка датчика температуры охлаждающей жидкости тестером
Диагностика датчиков ЭБУ
Auto
Температурный датчик охлаждающей жидкости в системе подготовки рабочей смеси служит для определения рабочей температуры мотора. Управляющее устройство согласовывает, в зависимости от информации, выданной датчиком, время впрыскивания и угол зажигания с условиями эксплуатации. Сенсорный датчик является температурным датчиком с отрицательным температурным коэффициентом. При возрастании температуры падает внутреннее сопротивление.
Проверка датчика температуры охлаждающей жидкости, принцип действия, последствия выхода из строя, поиск неисправностей и проверка датчика при помощи тестера.
Сопротивление температурного датчика охлаждающей жидкости изменяется в зависимости от температуры жидкости. При возрастании температуры сопротивление уменьшается. Вследствие этого падает напряжение на сенсорном датчике.
Управляющее устройство оценивает эти значения напряжения, так как они находятся в пропорциональной зависимости с температурой охлаждающей жидкости. Низкие температуры вызывают высокие значения напряжения, а высокие температуры вызывают низкие значения напряжения на сенсорном датчике.
Последствия выхода датчика температуры охлаждающей жидкости из строя.
Неисправность температурного датчика охлаждающей жидкости, а также порядок последующих действий может быть различным.
Основные признаки неисправности датчика температуры ОЖ:
— Увеличение оборотов на холостом ходу.
— Увеличенный расход топлива.
— Затрудненный запуск.
К этому следует добавить возможные проблемы при техническом осмотре вследствие повышенного содержания СО, а также отказа регулятора.
В перечне отказов управляющего устройства могут быть внесены следующие данные:
— Замыкание на массу проводников или короткое замыкание в сенсорном датчике.
— Замыкание на плюс или обрыв проводника.
— Резкие изменения сигнала (скачок напряжения).
— В двигателе не достигается минимальная температура охлаждающей жидкости.
Последняя из перечисленных причин может быть вызвана неисправностью термостата.
Поиск неисправностей и проверка датчика температуры охлаждающей жидкости при помощи тестера.
Перед проверкой следует проверить подключение проводников, разъемов и датчика на правильность соединения, обрыв и коррозию.
Определение внутреннего сопротивления датчика.
Определяем внутреннее сопротивление датчика температуры охлаждающей жидкости. Сопротивление зависит от температуры. При холодном двигателе оно высокоомное, в разогретом состоянии низкоомное. В зависимости от производителя:
При +25 градусах: 2,0 – 6,0 Ком
При +80 градусах: около 300 Ом
Обратите внимание на паспортные данные.
Проверка соединения проводников с управляющим устройством.
Проверить соединение проводников с управляющим устройством, в ходе чего каждый отдельный проводник разъема управляющего устройства проверить на проводимость и замыкание на массу.
1. Омметр включить между разъемом температурного датчика и отключенным разъемом управляющего устройства. Паспортное значение равно примерно 0 Ом. Необходима электрическая схема с указанием контактов управляющего устройства.
2.Проверить соответствующий контакт на разъеме датчика омметром при отключенном разъеме относительно массы. Паспортная величина: > 30 Мом.
Проверка подачи напряжения на датчик.
С помощью вольтметра проверить на отключенном разъеме подачу напряжения питания. Операция производится при включенном разъеме управляющего устройства и включенном зажигании. Паспортная величина: примерно 5 вольт. Если значение напряжения недостаточно, то нужно проверить подачу напряжения питания на управляющее устройство, включая соединение с массой.
По материалам книги «Автомобильная электроника».
СправочникСтатьи о классических внедорожниках УАЗ, ГАЗ, автомобили повышенной проходимости, SUV, кроссоверы, вездеходы, эксплуатация, ремонт, запчасти
Проверка датчика температуры охлаждающей жидкости | ХЕЛЛА
Насколько полезна эта статья для вас?
Совершенно бесполезно
Очень полезно
Расскажите, пожалуйста, что вам не понравилось.
Чтобы получить бесплатный информационный бюллетень HELLA TECH WORLD.
Ваш отзыв**
Капча*
Большое спасибо. Но прежде чем ты уйдешь.
Подпишитесь на нашу бесплатную рассылку новостей HELLA TECH WORLD, чтобы получать последние технические видеоролики, советы по ремонту автомобилей, информацию о курсах обучения, сведения о маркетинговых кампаниях и советы по диагностике.
Благодарим вас за интерес к новостному бюллетеню HELLA TECH WORLD — для автомастерских!
На указанный вами адрес электронной почты будет отправлено уведомление.
Обратите внимание: Ваша подписка будет завершена только после того, как вы подтвердите получение этого электронного письма.
Это делается для того, чтобы никто не мог подписаться на вас по ошибке.
Ваша личная информация хранится и обрабатывается исключительно с целью отправки информационного бюллетеня. Ни при каких обстоятельствах ваши данные не будут переданы третьим лицам.
Дополнительная информация о конфиденциальности.
Благодарим вас за интерес к новостному бюллетеню HELLA TECH WORLD — для автомастерских!
На указанный вами адрес электронной почты будет отправлено уведомление.
Обратите внимание: Ваша подписка будет завершена только после того, как вы подтвердите получение этого электронного письма.
Это делается для того, чтобы никто не мог подписаться на вас по ошибке.
Ваша личная информация хранится и обрабатывается исключительно с целью отправки информационного бюллетеня. Ни при каких обстоятельствах ваши данные не будут переданы третьим лицам.
Дополнительная информация о конфиденциальности.
Вы уже подписаны
Ваш адрес электронной почты ожидает подтверждения
Неверный новый адрес электронной почты. Новый адрес электронной почты недействителен. Подписчик не обновлен
Неверный адрес электронной почты. Адрес электронной почты отсутствует или имеет неправильный формат.
Проблема со статусом электронной почты
Процесс регистрации не запущен.
Ошибка:
Для получения бесплатного информационного бюллетеня HELLA TECH WORLD.
На указанный вами адрес электронной почты будет отправлено уведомление.
Обратите внимание: Ваша подписка будет завершена только после того, как вы подтвердите получение этого электронного письма.
Это делается для того, чтобы никто не мог подписаться на вас по ошибке.
Ваша личная информация хранится и обрабатывается исключительно с целью отправки информационного бюллетеня. Ни при каких обстоятельствах ваши данные не будут переданы третьим лицам.
Дополнительная информация о конфиденциальности.
Благодарим вас за интерес к новостному бюллетеню HELLA TECH WORLD — для автомастерских!
На указанный вами адрес электронной почты будет отправлено уведомление.
Обратите внимание: Ваша подписка будет завершена только после того, как вы подтвердите получение этого электронного письма.
Это делается для того, чтобы никто не мог подписаться на вас по ошибке.
Ваша личная информация хранится и обрабатывается исключительно с целью отправки информационного бюллетеня. Ни при каких обстоятельствах ваши данные не будут переданы третьим лицам.
Дополнительная информация о конфиденциальности.
Вы уже подписаны
Ваш адрес электронной почты ожидает подтверждения
Неверный новый адрес электронной почты. Новый адрес электронной почты недействителен. Подписчик не обновлен
Неверный адрес электронной почты. Адрес электронной почты отсутствует или имеет неправильный формат.
Проблема со статусом электронной почты
Процесс регистрации не запущен.
Ошибка:
Как проверить датчик температуры с помощью мультиметра (8 шагов)
Ваш автомобиль перегревается?
Указатель температуры на приборной панели застрял на холодном или горячем?
Кроме того, вы испытываете плохую работу автомобиля на холостом ходу и трудности с запуском двигателя?
Если ваш ответ на эти вопросы положительный, то причиной может быть ваш датчик температуры, и вам необходимо провести его тесты, чтобы определить, нужно ли его менять или нет.
Не теряя времени, давайте сразу приступим.
Что такое датчик температуры?
Датчик температуры или датчик температуры охлаждающей жидкости — это компонент автомобиля, который измеряет температуру в двигателе.
При измерении температуры датчик охлаждающей жидкости посылает сигнал «горячая» или «холодная» на блок управления двигателем (ECU), и ECU использует эти сигналы для выполнения нескольких действий.
ЭБУ использует данные датчика температуры для правильной регулировки впрыска топлива и опережения зажигания.
В некоторых автомобилях данные датчика температуры также используются для включения и выключения вентилятора охлаждения двигателя или передаются на датчик на приборной панели автомобиля.
Признаки неисправности датчика температуры
Из-за того, какую роль датчик температуры охлаждающей жидкости играет в двигателе и как он влияет на функции ЭБУ, признаки неисправности датчика легко определить.
- Перегрев автомобиля
Неисправный датчик температуры может подавать постоянный сигнал на блок управления двигателем, что означает, что когда двигатель нуждается в охлаждении, блок управления двигателем не реагирует должным образом, и вентилятор никогда не включается.
Двигатель продолжает нагреваться до перегрева, что может привести к пожару.
- Плохое опережение зажигания
Как упоминалось ранее, ЭБУ также использует данные датчика температуры для определения времени зажигания.
Это означает, что при неисправности датчика температуры двигатель будет затруднен из-за неправильного опережения зажигания.
- Неточный впрыск топлива
Неисправный датчик температуры вызывает плохой впрыск топлива в двигатель, что приводит к целому ряду других симптомов.
Они варьируются от черного дыма, выходящего из выхлопной трубы, до низкого пробега автомобиля, плохой работы двигателя на холостом ходу и общей плохой работы двигателя.
Сохранение этих условий в течение длительного времени может привести к повреждению двигателя.
Инструменты для проверки датчика температуры
Существует два метода проверки датчика температуры охлаждающей жидкости, и эти методы имеют свои специальные инструменты и оборудование.
Для проверки датчика температуры вам потребуется:
- Мультиметр
- Горячая и холодная вода
Как проверить датчик температуры с помощью мультиметра
Настройте мультиметр на постоянное напряжение, выньте датчик температуры из автомобиля, поместите красный щуп на крайний правый контакт , и поместите черный щуп на крайний левый терминал. Опустите датчик в горячую и холодную воду и проверьте показания напряжения на мультиметре.
Это основной процесс проверки датчика температуры с помощью мультиметра, но это еще не все.
- Найдите датчик температуры
Датчик температуры обычно представляет собой небольшое черное устройство, расположенное рядом с корпусом термостата.
Чтобы найти корпус термостата, следуйте по шлангу, идущему от радиатора к двигателю.
На конце этого шланга находится корпус термостата, а рядом с ним обычно находится датчик температуры.
Эта настройка может различаться в зависимости от модели автомобиля, но остается более распространенной среди современных автомобилей.
Однако на грузовиках датчик температуры можно найти рядом с металлическим цилиндром в блоке цилиндров (впускной коллектор).
Вы должны снять эту впускную камеру, чтобы получить к ней доступ, и нанять профессионального механика — самый безопасный выбор, чтобы не повредить двигатель.
- Извлеките датчик температуры
Датчик температуры подключен к двигателю через проводную клемму.
Он подключен к жгуту проводов через свои металлические клеммы, и вы просто хотите разделить эти два.
Просто отсоедините датчик от жгута проводов.
P.S: Прежде чем открывать капот автомобиля, чтобы найти и снять датчик температуры, убедитесь, что двигатель выключен и не работает не менее 15 минут. Это нужно для того, чтобы он вас не обжег.
После того, как вы нашли датчик температуры и сняли его с двигателя, в дело вступает мультиметр.
- Расположение проводов мультиметра
Подсоедините провода мультиметра к клеммам датчика температуры.
Некоторые датчики могут иметь до 5 клемм, но убедитесь, что датчики размещены на обоих концах разъема датчика.
Использование зажимов типа «крокодил» значительно упрощает весь процесс. При подключении щупов мультиметра вы не хотите, чтобы они касались друг друга.
Просто прикрепите красный щуп к крайней правой клемме, а черный щуп к крайней левой клемме.
- Погружение датчика в холодную воду
Погружение датчика в холодную и горячую воду необходимо для получения контрольной температуры для измерений.
Вы получаете около 180 мл воды, кладете в нее кубики льда и обеспечиваете ее температуру около 33°F (1°C). Цифровой термостат может оказаться полезным.
- Проведение измерений
Для диагностики датчика температуры необходимо проверить, выдает ли он нужное количество напряжения.
Для этого установите шкалу мультиметра на напряжение постоянного тока и запишите показания мультиметра.
Если мультиметр не дает показаний, попробуйте перенастроить щупы на клеммах.
Если показания по-прежнему отсутствуют, датчик неисправен и дальнейшие проверки выполнять не нужно.
Правильное показание мультиметра составляет около 5 вольт.
Однако это зависит от модели датчика температуры, поэтому обратитесь к руководству по эксплуатации вашего автомобиля. Если вы получите чтение, запишите его.
- Погрузите датчик в горячую воду
Теперь погрузите датчик примерно в 180 мл воды при температуре кипения (212°F/100°C).
- Проведение измерений
Пока мультиметр находится в режиме постоянного напряжения, проверьте показания напряжения и запишите их.
В этом тесте с кипящей водой хороший датчик температуры дает показания мультиметра около 25 вольт.
Конечно, это зависит от модели, и вы хотите обратиться к руководству по эксплуатации автомобиля или датчика температуры.
- Оценка результатов
После проведения этих испытаний в холодной и горячей воде вы сравните полученные вами измерения с требованиями для вашей конкретной модели автомобиля.
Если измерения в холодном и горячем состоянии не совпадают, датчик неисправен и его необходимо заменить.
С другой стороны, если они совпадают, датчик работает правильно, и ваши проблемы могут быть связаны с другими компонентами.
Вот видео, которое наглядно упрощает процесс запуска тестов холодной и горячей воды на датчике температуры.
Проверка проводов датчика температуры
Вы можете проверить провода датчика, используя соединительные кабели для заземления жгута проводов на ближайшую металлическую поверхность.
Включите двигатель, заземлите провода датчиков с помощью соединительного кабеля и проверьте датчик температуры на приборной панели.
Если с проводами все в порядке, датчик показывает примерно посередине между горячим и холодным.
Если вы не можете следовать по проводам, у нас есть руководство и для этого.
Заключение
Датчик температуры — это небольшой компонент, который играет очень важную роль в исправности и производительности вашего двигателя.
Если вы заметили симптомы, следуйте нашим инструкциям и используйте мультиметр для измерения напряжения на его клеммах.
Наем профессионального механика может оказаться полезным, если шаги кажутся немного сложными.
Часто задаваемые вопросы
Как узнать, сломался ли ваш термометр?
Некоторые признаки неисправного датчика температуры включают перегрев двигателя, загорание лампочки двигателя, черный дым из выхлопной трубы, малый пробег, плохую работу двигателя на холостом ходу и трудности с запуском автомобиля.
Почему мой датчик температуры не движется?
Указатель температуры может не двигаться из-за проблем с датчиком температуры. Манометр может постоянно зависать на горячем или холодном, в зависимости от того, когда датчик был поврежден.
Как измерить сопротивление датчика температуры?
Настройте мультиметр на значение Ом, поместите щупы на клеммы датчика, желательно с помощью зажимов типа «крокодил», и проверьте показания сопротивления.