Технические характеристики двигателя ЯМЗ 238 — Лада мастер
Огромный опыт и солидная научно-производственная база позволили Ярославскому моторному заводу выстоять в условиях жесткой рыночной конкуренции. Несмотря на внушительное количество дизельной техники из стран Азии, которая отличается демпинговыми ценами и агрессивной рыночной политикой, моторы ЯМЗ на протяжении 40 лет исправно служат на грузовиках и специальной технике, нисколько не уступая лучшим образцам японских и американских производителей.
Содержание:
- Двигатели ЯМЗ для грузовой и специальной техники
- Моторы ЯМЗ 238, модельный ряд
- Ремонт и устройство двигателей ЯМЗ 238Ф
- Основные данные дизеля ЯМЗ 238
Двигатели ЯМЗ для грузовой и специальной техники
Моторы производства Ярославского моторного завода и силовые агрегаты, которые имеют в основе их конструкцию, выходят в нескольких вариантах, но независимо от конфигурации отмечают их стабильность в работе, надежность и неприхотливость в эксплуатации. Моторы ЯМЗ выпускаются как в V образном, так и в рядном исполнении. V6, V 8 и V 12 — самые востребованные двигатели для грузовой автомобильной техники. Есть варианты с турбиной, а также специально адаптированные версии под холодный и тропический климат. Сегодня используют около 13 разновидностей дизелей ЯМЗ, а количество модификаций — около 260.
Используются моторы ЯМЗ в грузовых автомобилях МАЗ, Урал, КрАЗ, МЗКТ, практически на всех отечественных тракторах, комбайнах и автобусах, а также на ряде специальной техники. Двигатели ЯМЗ имеют рабочие объемы от 11 до 26 литров, в зависимости от применения, мощность может составлять от 150 до 800 лошадиных сил. В таблице приведены цены на силовые агрегаты ЯМЗ 238 и их применяемость.
Моторы ЯМЗ 238, модельный ряд
Самым применяемым силовым агрегатом в грузовиках и тракторах стал ЯМЗ 238 Евро 0. С точки зрения технологии 238-я модель очень похожа на 236, разве только конструкцией блока цилиндров и особенностями впускных и выпускных коллекторов. Модель 236 имеет шесть цилиндров и адаптированный коллектор, в то время, как 238 — модель восьмицилиндровая с особым впускным коллектором. В базе все модели ЯМЗ 238 не имеют турбонаддува. Мощность базового двигателя составляет 180 лошадиных сил у дефорсированной версии мотора, а наиболее мощная модель ЯМЗ 238М2 имеет 240 лошадиных сил. Эти двигатели нашли применение не только в автомобилях и автомобильных шасси.
Техника, на которой применяется силовой агрегат ЯМЗ 238 довольно разнообразна:
- скреперы;
- грейдеры;
- бульдозеры;
- тракторы;
- путевые машины;
- сельскохозяйственная техника;
- автопоезда для подземных работ.
Ремонт и устройство двигателей ЯМЗ 238Ф
В автомобильной технике чаще всего применяются силовые агрегаты ЯМЗ 238 Н и ЯМЗ 238 Ф с турбонагнетателем. Первый мотор производился с 1974 года, второй с 1978. Эти двигатели устанавливали на грузовые автомобили МАЗ 516Б, 515Б второго поколения, на седельные тягачи МАЗ 504В и тягачи четвертого поколения 5432 и 6422.
V-образный мотор устроен по классической схеме с углом развала цилиндров 90˚. Восьмицилиндровые силовые агрегаты ЯМЗ 238 имеют преимущества не только в мощности перед шестицилиндровым ЯМЗ 236. Они более сбалансированы в работе, что влияет на их ресурс. Более уравновешенный коленчатый вал модели 238 равномернее воспринимает нагрузку, что сказывается на износе коренных и шатунных шеек, коренных опор коленчатого вала. На двигателе ЯМЗ 238Ф установлена турбина, которая позволила поднять мощность двигателя до 350 лошадиных сил.
Компрессор установлен в задней части мотора над маховиком, а его рабочая ось перпендикулярна коленчатому вала двигателя. Блок цилиндров, головки и топливная аппаратура у этих двух двигателей одинакова. Отличия их только в системе выпуска и впускном коллекторе, в котором расположен турбонаддув ТКР14. Выпускные патрубки каждого из ряда цилиндров объединены в два рукава, которые подключены к входным отверстиям турбины. Лопаточный нагнетатель способен развивать давление во впускной системе до 0,18МПа
Основные данные дизеля ЯМЗ 238
Силовые агрегаты Ярославского завода заслужили репутацию мощного и неприхотливого в обслуживании силового агрегата. Технические характеристики двигателя ЯМЗ 238 приведены в таблице вместе со скоростными характеристиками на примере модели М2. На этом агрегате турбонаддув не предусмотрен.
Дизель ЯМЗ 238М2 устанавливается, как правило, на самосвалах, дорожной и сельскохозяйственной технике, а также на других автомобилях, где применение турбонаддува экономически нецелесообразно. Восьмицилиндровые дизели имеют только одно слабое место — система фильтрации воздуха. Основной износ цилиндро-поршневой группы происходит как раз за счет абразивных кремниевых частиц, которые попадают в систему впуска.
Надежные дизели Ярославского завода соответствуют европейским нормам по выбросу вредных веществ, поэтому составляют достойную конкуренцию как европейским, так и азиатским брендам.
Основные параметры и характеристики двигателей ЯМЗ-238
Силовые агрегаты рассчитаны на эксплуатацию при температурах окружающего воздуха от минус 60ºС до плюс 50ºС, относительной влажности до 98% при температуре 25ºС, запыленности воздуха до 0,4 г/м3, а также на движение автомобиля в горных условиях на высоте до 4500 м над уровнем моря и преодоление перевалов до 4650 м над уровнем моря при соответствующем снижении мощностных и экономических показателей.
Длительный срок эксплуатации и надежная работа двигателя зависит от своевременного проведения технического обслуживания.
Работы по техническому обслуживанию являются профилактическими, поэтому их выполнение обязательно в установленные сроки.
Ежедневное техническое обслуживание проводится один раз в сутки.
Техническое обслуживание после обкатки двигателя.
Первое техническое обслуживание (ТО-1) выполняется через каждые 500 часов работы двигателя.
Второе техническое обслуживание (ТО-2) проводится через 1000 часов эксплуатации двигателя.
Сезонное техническое обслуживание проводится перед подготовкой к зиме и при переходе к лету.
Система охлаждения
Жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости
Оборудована термостатическим устройством для автоматического поддержания теплового режима работы двигателя
Водяной насос:
Центробежного типа, с ременным приводом
Вентилятор:
Шестилопастный, с шестеренчатым приводом и фрикционной муфтой включения вентилятора
Жидкостно-масляный теплообменник:
Пластинчатого или трубчатого типа. Оборудованы краником или пробкой для слива охлаждающей жидкости
Термостаты:
С твердым наполнителем. Температура открытия 80ºС.
Электрооборудование
Однопроводная схема. Номинальное напряжение 24В
Генератор:
Переменного тока, с ременным двухручьевым приводом, с номинальным напряжением 28В.
Модель генератора определяется комплектацией.
Пусковое устройство:
Электрический стартер модели 25.3708-21 или AZF 4581 производства фирмы «Искра» (Словения), номинальное напряжение 24 В.
Допускается применение стартера СТ-142Д.
Для облегчения пуска холодного двигателя предусмотрено электрофакельное устройство
Масса незаправленного силового агрегата в комплектности поставки, кг:
С индивидуальными головками цилиндров:
- — без сцепления и коробки передач — 1250
- — со сцеплением — 1295
- — со сцеплением и коробкой передач — 1685
С общими головками цилиндров:
— без сцепления и коробки передач
- ЯМЗ-238БЕ — 1180
- ЯМЗ-238БЕ2 — 1215
- ЯМЗ-238ДЕ — 1180
- ЯМЗ-238ДЕ2 — 1215
— со сцеплением
- ЯМЗ-238БЕ — 1225
- ЯМЗ-238БЕ2 — 1260
- ЯМЗ-238ДЕ — 1225
- ЯМЗ-238ДЕ2 — 1260
— со сцеплением и коробкой передач
- ЯМЗ-238БЕ — 1580
- ЯМЗ-238БЕ2 — 1615
- ЯМЗ-238ДЕ — 1580
- ЯМЗ-238ДЕ2 — 1615
Заправочные емкости, л:
- система смазки — 32
- система охлаждения без объема водяного радиатора — 22
- муфта опереж.
Основные параметры и характеристики |
Модели силовых агрегатов |
|||
---|---|---|---|---|
ЯМЗ-238БЕ |
ЯМЗ-238БЕ2 |
ЯМЗ-238ДЕ |
ЯМЗ-238ДЕ2 |
|
Тип двигателя |
Четырехтактный с воспламенением от сжатия и турбонаддувом |
|||
Число цилиндров |
8 |
|||
Расположение цилиндров |
V-образное, угол развала 90º |
|||
Порядок работы цилиндров |
1-5-4-2-6-3-7-8 |
|||
Направление вращения коленчатого вала |
Правое |
|||
Диаметр цилиндра, мм |
130 |
|||
Ход поршня, мм |
140 |
|||
Рабочий объем, л |
14,86 |
|||
Степень сжатия |
16,5 |
|||
Номинальная мощность, кВт (л. с.) |
220 (300) |
243 (330) |
||
Частота вращения коленчатого вала при номинальной мощности, мин-1 |
2000 +50/-20 |
2100+50/-20 |
||
Максимальный крутящий момент, Н·м (кгс·м) |
1180 (120) |
|
1225 (125) |
1274 (130) |
Частота вращения при максимальном крутящем моменте, мин-1 |
1200 — 1400 |
1100 — 1300 |
1200 — 1400 |
1100 — 1300 |
Частота вращения холостого хода, мин-1:
|
2175 600±50 |
2340 |
2275 600±50 |
2340 650…700 |
Удельный расход топлива по скоростной характеристике, г/кВт·ч (г/л. с.·ч):
|
206,7 (152) 227 (167) |
195 (143) 223 (164) |
206,7 (152) 227 (167) |
195 (143) 230 (169) |
Удельный расход масла на угар в % к расходу топлива, не более |
0,5 |
0,2 |
0,5 |
0,2 |
Способ смесеобразования |
Непосредственный впрыск |
|||
Камера сгорания |
Неразделенного типа в поршне |
|||
Распределительный вал |
Один для обоих рядов цилиндров с шестеренчатым приводом |
|||
Фазы газораспределения: впускные клапаны
выпускные клапаны
|
20 40
66 20 |
21,5 31,5
63 29,5 |
20 40
66 20 |
21,5 31,5
63 29,5 |
Число клапанов на цилиндр |
Один впускной и один выпускной |
|||
Тепловые зазоры клапанов на холодном двигателе, мм |
0,25 — 0,30 |
|||
Система смазки Смешанная, с охлаждением масла в жидкостно-масляном теплообменнике: — под давлением смазываются подшипники коленчатого вала, распределительного вала, толкателей, осей коромысел, сферические поверхности штанг толкателей, топливный насос высокого давления, турбокомпрессор. Остальные трущиеся поверхности смазываются разбрызгиванием. |
||||
Масляный насос шестеренчатого типа, односекционный |
||||
Давление масла на прогретом двигателе в магистрали блока, кПа (кгс/см2):
|
400 — 700 (4 — 7) 80 (0,8) |
|||
Масляные фильтры Два: полнопоточный фильтр очистки с фильтрующим элементом и фильтр центробежной очистки |
||||
Система охлаждения масла
С жидкостно-масляным теплообменником, который устанавливается на блок цилиндров двигателя слева |
||||
Давление масла открытия клапанов системы смазки, кПа (кгс/см2):
|
700 — 800 (7,0 – 8,0) 490 — 520 (4,9 — 5,2) 200 — 250 (2,0 — 2,5) |
|||
Система питания топливом |
Разделенного типа |
|||
Топливный насос высокого давления (ТНВД) с регулятором и топливоподкачивающим насосом |
Восьмисекционный, плунжерный, плунжеры золотникового типа:
|
Основные параметры и характеристики |
ЯМЗ-238БЕ |
ЯМЗ-238БЕ2 |
ЯМЗ-238ДЕ |
ЯМЗ-238ДЕ2 |
---|---|---|---|---|
Модель ТНВД |
807. 1111005-50 (238БЕ-2) 807.1111006-50 (238БЕ-1) |
173.1111006-20 |
806.1111005-50 (238ДЕ-2) 806.1111006-50 (238ДЕ-1,-5,-10,-11) |
173.1111005-30 (238ДЕ2,-1,-3,-5,-8,-11) 173.1111006-30 (238ДЕ2-2,-6) |
Порядок работы секций топливного насоса |
1-3-6-2-4-5-7-8 |
|||
Регулятор частоты вращения |
Центробежный, всережимный |
|||
Топливоподкачивающий насос |
Поршневой с насосом ручной прокачки топлива |
|||
Форсунки |
Закрытого типа с многодырчатыми распылителями:
ЯМЗ-238ДЕ2 с общими головками цилиндров; — 51.1112010-01 на двигателях ЯМЗ-238ДЕ2 с индивидуальными головками |
|||
Давление начала впрыскивания форсунки, МПа (кгс/см2)
|
20,6+0,8 (210+8) — 261.1112010-11 26,5+0,8 (270+8) — 267.1112010-02 и 26,5+1,2 (270+12) — 204.1112010-50.01 26,5+1,2 (270+12) — 51.1112010-01 |
|||
Установочный угол опережения впрыскивания топлива
|
Устанавливается по меткам на маховике и корпусе ТНВД и составляет:
|
|||
Топливные фильтры:
|
Со сменным элементом (ЯМЗ-238БЕ, ДЕ), отстойник (ЯМЗ-238БЕ2, ДЕ2). Со сменным фильтрующим элементом. На крышке расположен перепускной клапан-жиклер. Давление открытия клапан-жиклера 20…40 (0,2…0,4) кПа (кгс/см2) |
|||
Система наддува |
Газотурбинный, одним турбокомпрессором, с радиальной центростремительной турбиной и центробежным компрессором |
|||
Турбокомпрессор (ТКР) |
Модель 122 или ТКР 100* |
|||
Давление наддува (избыточное) на номинальном режиме работы, кПа (кгс/см2) |
95 (0,95) |
110 (1,10) |
* – турбокомпрессор по конструкции аналогичен ТКР модели 122
Ремонт двигателя ЯМЗ-238
Дизельный двигатель ЯМЗ-238 (Ярославский моторный завод) устанавливается на многие коммерческие автомобили, в том числе на тяжелые тягачи МАЗ и КАМАЗ. Данная модель мотора заслужила широкое признание водителей, а все благодаря высокому крутящему моменту и надежной работе. Но все же двигатель, как и многие другие агрегаты, рано или поздно потребует ремонта. В этой статье мы рассмотрим процесс подготовки двигателя ЯМЗ-238 к ремонту.
Следует помнить, что перед отправкой агрегата на специальную площадку его необходимо тщательно промыть. И только после того, как все его составляющие будут лишены всевозможной пыли и грязи, можно переходить к следующим этапам.
Каждая ремонтная операция ЯМЗ-238 должна выполняться специальными инструментами и инструментами, которые должны применяться для конкретного вида работ. Например, запрессовка шарикоподшипников, втулок и роликов должна производиться на определенном съемнике. Если такого приспособления нет, детали можно демонтировать с помощью оправок. Ни в коем случае нельзя стучать по каким-либо деталям в надежде, что она снимется. Конечно, этот мотор хоть и кажется на первый взгляд огромным и массивным, но действия с применением кувалды и подобных инструментов могут привести к самым неприятным последствиям, вплоть до капитального ремонта двигателя ЯМЗ-238.
Характеристика всех парных частей состоит в том, что при удалении одной из них блок перестает функционировать должным образом. Поэтому при ремонте не перепутайте расположение парных деталей и еще хуже — забудьте об их установке. А к этой категории относятся такие запчасти, как штоки и втулки насосного насоса, кулачковый вал ТНВД, иглы форсунок и многие другие.
Одним из основных этапов подготовки ДВС к капитальному ремонту является его снятие с автомобиля. Этот процесс не любит ошибок, поэтому все, что вам нужно, это то, что указано в руководстве по эксплуатации грузовика. Тут стоит добавить, что снятие мотора лучше всего производить с помощью 4-х стальных крюков. А делается это следующим образом – четыре рым-болта цепляются за эти детали, и с помощью цепи и лебедки (или другого оборудования с подъемным механизмом) поднимается весь узел.
Также перед началом ремонтных работ стоит позаботиться о временном месте хранения двигателя. ЯМЗ-238 желательно устанавливать на любую подставку, но не стоит забывать о поддоне, который также уязвим к повреждениям.
И напоследок краткая инструкция по разборке этого узла:
- Аккуратно открутите болты на картере сцепления (важно не повредить карданный вал коробки передач).
- Отверните гайки на крышке сцепления и снимите нажимной диск.
- Вынимаем передний и средний диски (для двигателей ЯМЗ модификаций 238-К), а также ведомый (для всех остальных моделей двигателя).
- Снимаем с креплений стартер (есть 2 стяжных болта), генератор пневматических тормозов, его компрессор, а также крыльчатку вентилятора.
- Вынимаем воздушный фильтр и четыре боковые заглушки.
Оценка экономических потерь от погрешности измерения
Реферат
Многие предприятия, в том числе и ремонтные, сталкиваются с проблемой потерь из-за погрешностей измерений. Установлено, что на величину потерь от погрешности измерения влияют тип (погрешность) применяемого средства измерений, разброс контролируемого параметра (закон распределения, зона рассеяния), особенности технологического процесса. В статье представлена разработанная авторами обобщенная теоретико-математическая модель, описывающая порядок формирования потерь от погрешностей измерения. Разработанная модель адаптирована применительно к ремонтному производству на примере контроля диаметров коренных шеек коленчатого вала двигателя ЯМЗ-238. Апробация разработанной методики позволила определить потери от погрешности измерения при контроле диаметров впадин шеек коленчатого вала с помощью различных измерительных приборов. Установлено, что наибольшие потери получаются при использовании средств измерений с наибольшей погрешностью, а наименьшие – с наименьшей погрешностью. Применение более точного измерительного прибора вместо рекомендованного позволит снизить потери от погрешности измерения при входном контроле новых коленчатых валов в ремонтной мастерской более чем на 77 %.
Ключевые слова: Потери от погрешности измерения, погрешность измерения, измерение линейных размеров
Введение
Измерительные процессы являются неотъемлемой частью любого технологического процесса, они необходимы для контроля качества и принятия управленческих решений. Любой результат измерения содержит ошибку. Из-за наличия погрешностей измерения и разброса контролируемых величин возможны погрешности 1-го и 2-го рода, эти погрешности приводят к потерям. Потери из-за ошибки измерения классифицируются следующим образом:
- потери из-за погрешности измерений — при измерении контрольных параметров оборудования, итоговом контроле и контроле качества продукции;
- потери, возникающие из-за погрешностей измерений при осуществлении расхода, учета и дозирования;
- потери, отклонения от отклонений параметров технологического процесса от оптимальных показателей из-за погрешностей измерений.
Применительно к контролю размеров деталей вероятность ошибок 1-го и 2-го рода приводит к тому, что часть исправных деталей может быть забракована, а часть бракованных попадает в исправные. Кроме того, потери от погрешностей измерений могут иметь и более серьезные последствия, когда на основании информации об объекте контроля делается вывод о партии деталей или изделий (Чиу и др. , 2021; Размхахет и др., 2021).
Постановка проблемы
Многие предприятия, в том числе ремонтные мастерские, терпят убытки из-за ошибок измерения, ошибок чтения или плохого управления системами сбора данных (Alves et al., 2006; Chang & Hoi, 2001). В современных исследованиях вопросы, связанные с оценкой потерь от погрешностей измерений, рассматриваются с позиций оценки рисков и возможностей процесса (Коксал и др., 2013; Коксой и др., 2019). Такой подход позволяет рассматривать процессы измерений как процессы системы управления предприятием и управлять ими в соответствии с требованиями ИСО 9.001 (Леонов, Шкаруба, 2020а). Анализ существующих методов расчета потерь из-за погрешности измерения показал, что все они носят чисто теоретический характер и не учитывают специфики конкретного технологического процесса (Ву, 2013). Особенностью современного машиностроительного производства является назначение таких допусков, которые позволяют обеспечить определенный запас точности в соединениях (Леонов, Шкаруба, 2019; Леонов и др. , 2020в), а также необходимую точность размерных цепей (Ерохин и др.). и др., 2021), но при этом происходит снижение допусков, повышение точности обработки и, как следствие, необходимость применения более точных измерительных приборов.
Объектом исследования являются измерения, проводимые при контроле линейных размеров деталей в ремонтном производстве. Предметом исследования являются экономические потери от погрешностей измерений.
Исследовательские вопросы
В ходе исследования были заданы следующие вопросы:
- Какие факторы влияют на размер потерь из-за ошибки измерения?
- Как математически описать порядок формирования потерь применительно к реальному объекту измерения?
- Каковы экономические потери от погрешностей измерений при контроле реального объекта в ремонтном производстве?
Цель исследования
Ответы на поставленные вопросы позволят решить выявленные проблемы, разработать и апробировать методику оценки экономических потерь, возникающих от погрешностей измерений на каждом этапе контроля в ремонтном производстве.
Методы исследования
В исследовании использовались теоретические и экспериментальные методы. Составлены и проанализированы математические модели влияния погрешностей измерения на результаты сортировки деталей в ремонтном производстве. Для обработки экспериментальных данных использовались методы теории вероятностей, математической статистики, стандартные и специально разработанные алгоритмы, а также компьютерная программа, разработанная в среде Delthe7.
Находки
Теоретические обоснования потерь от ошибок измерения
Погрешность измерения при входном контроле материалов и контроле продукции в технологическом процессе приводит, во-первых, к ложной отбраковке и утрате годных материалов или продукции, во-вторых, к пропуску негодных материалов и полуфабрикатов для дальнейшей переработки, что приводит к излишним затратам на последующие технологические и контрольные операции.
Ошибка выходного контроля влияет на потери из-за ложной браковки готовой продукции или потери, связанные с переходом бракованной продукции к потребителю. Погрешность измерения параметров технологического процесса определяет процент выхода годной продукции на данной технологической операции.
Периодичность контроля накладывает отпечаток на количество забракованных и пропущенных изделий, в том числе ложно забракованных и пропущенных бракованных.
Объем контролируемого объекта определяет (вместе с характеристиками контролируемого параметра продукции и погрешностью измерения) вероятности принятия решений при контроле, а, следовательно, долю бракованной и принятой продукции.
Количество измеряемых параметров при контроле определяет методы расчета вероятностных характеристик и всех вышеперечисленных последствий контроля.
Зависимость годовых потерь от погрешности измерения можно получить в результате (Леонов, Шкаруба, 2020а):
- проведение должным образом спланированного активного факторного эксперимента;
- теоретический анализ технологического процесса, параметры которого измеряются при контроле процесса;
- моделирование процедуры оптимизации режима технологического процесса с использованием вычислительной техники.
В общем виде годовые потери от погрешности измерения при контрольной операции рассчитываются по формуле
л с знак равно Б · н · л н + м · л м (1)
где – общее количество продукции, подлежащей контролю в течение года, шт.; – доля ложно забракованных изделий от общего количества; – средние потери от ложной браковки продукции, руб./шт.; – доля бракованной продукции, признанной годной; – убытки, вызванные попаданием бракованной продукции в производственный процесс или к потребителю, руб./шт.
Формула (1) описывает только общее понятие потерь. Рассмотрим формирование этих потерь на более глубоком уровне. Экономические потери, связанные с возникновением ошибок контроля, обусловлены появлением бракованной продукции на данной технологической операции и определяются как потери от брака этой продукции на последующих технологических или контрольных операциях с учетом вероятности их обнаружения на каждой операция:
л м знак равно ∑ я знак равно 1 к л г я ⋅ п я + л с с ⋅ п Дж (2)
, где – потери при обнаружении брака изделия на последующей операции, руб. /шт.; – вероятность обнаружения бракованного изделия на технологической или контрольной операции; – количество контрольных или технологических операций, при которых возможно выявить брак изделия, возникающий при данной технологической операции; – убытки предприятия при предъявлении претензии или штрафа в случае обнаружения у потребителя недостатка, руб./шт.; – вероятность обнаружения бракованного товара на операциях выходного контроля или у потребителя.
Потери, связанные с неверными ошибками отбраковки, не имеют единой формулы расчета. Во-первых, это связано с тем, что данная категория может иметь качественно разные характеристики (неправильно забракованные детали, попадающие в группу неустранимых дефектов, неправильно забракованные детали, попадающие в группу исправимых дефектов) и, во-вторых, потери будут зависеть от вид операционного контроля и его место в технологическом процессе (промежуточный контроль или итоговый контроль готовой продукции).
Экономические потери на промежуточных обработках в результате задержки годовой части потребления:
на случай попадания в группу неустранимых дефектов
л с г я с знак равно С п — С с м · п я (3)
где – стоимость детали для операции, руб. ; – остаточная стоимость (стоимость металлолома), руб. в группе устранимого дефекта л я г я с знак равно С с · п я (4)
где – стоимость устранения дефекта, руб.
Экономические потери при итоговом контроле готовой продукции, когда исправные детали забраковывались из-за влияния погрешностей измерений:
для случая попадания в группу исправимого дефекта:
л с г ф с знак равно С р с · п я (5)
где — затраты на перепроверку (разборку) или доработку изделия, руб.
в группу неустранимого дефекта:
л я с ф с знак равно л л с · п я , (6)
где — потери от брака одного товара, численно равные, в соответствии с порядком реализации брака:
разница между низшей категорией качества и стоимостью запчастей:
= – , (7)
, где – отпускная цена продукции, руб. ;
себестоимость товара минус остаточная стоимость:
= – , (8)
где – вероятность того, что деталь будет хорошей.
Методика оценки потерь от погрешности измерения при контроле диаметров шеек коленчатого вала
Формулы (1) — (8) носят обобщенный характер, поэтому для расчета потерь от погрешностей измерения эти формулы необходимо адаптировать с учетом специфики технологического процесса. Составим методику оценки потерь на примере контроля диаметров шеек коленчатого вала при капитальном ремонте двигателей.
Новые коленчатые валы, поставляемые на приобретение деталей, сборочных единиц и узлов, подлежат контролю. Ошибки, возникающие в этой операции из-за погрешностей измерения, приводят к потерям. Валы, не соответствующие требованиям точности изготовления, возвращаются поставщику, в том числе ошибочно забракованные. Поэтому при расчете потерь учитываем только потери от ошибок, связанных с бракованными валами, принятыми за исправные. Эти потери рассчитывают по формуле
л м с ф знак равно л п п · п п п + л ф с · п ф с + л с с · п с с (9)
, где – потери при выявлении брака вала на стадии комплектования и сборки деталей, сборочных единиц и агрегатов, руб.; – потери при обнаружении дефектного вала при обкатке и испытаниях (выходной контроль).
л п п знак равно Б н ⋅ п г грамм ⋅ С п п ( 10 ) л ф с знак равно Б н ⋅ п г грамм ⋅ 1 — п п п ⋅ С п п + С ф с ( 11 ) л с с знак равно Б н ⋅ п г грамм ⋅ 1 — п ф с — п ф с ⋅ п п п ⋅ С р с + С с с ( 12 )
, где – количество новых коленчатых валов, поступивших на контроль, руб. ; – вероятность того, что бракованный вал будет отнесен к группе годных валов, поступающих на комплектацию; – затраты на комплектацию и сборку деталей, сборочных единиц и агрегатов, руб.; – стоимость обкатки и испытаний двигателя, руб.; – расходы по штрафам и рекламациям потребителя, руб.
Исследование зависимости потерь от погрешности измерения при контроле главных диаметров шеек коленчатого вала
Для проверки методики отобрано 100 коленчатых валов от двигателей ЯМЗ-238 НБ. Параметры исследуемых деталей приведены в таблице 1.
Таблица 1 – Параметры коренных шеек коленчатых валов двигателей ЯМЗ-238 НБ Посмотреть полный размер >Произведена предварительная оценка разброса размеров коренных шеек коленчатого вала. Определены закон распределения и стандартное отклонение.
Для исследования зависимости потерь от погрешности измерения при контроле диаметров впадин шеек коленчатого вала было выбрано несколько средств измерений, несколько средств измерений с разной точностью. В технических требованиях к капитальному ремонту двигателей рекомендовано использовать микрометры для измерения диаметров шеек коленчатого вала. Поэтому в качестве основного измерительного прибора был принят гладкий микрометр типа МК.
Для сравнения с базовым средством измерений выбраны: один СИ с увеличением погрешности и четыре — с погрешностью меньше, чем у базового средства измерений. Все выбранные измерительные приборы универсальны и используются при работе в руках. Выбранные средства измерений и их метрологические характеристики приведены в таблице 2.
Таблица 2 — Метрологические характеристики средств измерений для контроля коренных шеек коленчатого вала ЯМЗ-238НБ Посмотреть полный размер >Исходные данные для расчета зависимостей (9) — (12) представили в табл. 3. Результаты расчетов свели в табл. 4. Для расчета вероятности признания дефектной шейки коленчатого вала годной была использована специальная компьютерная программа использовали (Леонов, Шкаруба, 2020b).
Таблица 3 — Исходные данные для расчета потерь из-за погрешности измерения новых коренных шеек коленчатого вала двигателя ЯМЗ-238 Посмотреть полный размер > Таблица 4 — Результаты расчета потерь от погрешности измерения шатунных шеек коленчатого вала двигателя ЯМЗ-238 Посмотреть полный размер >На основании расчетных данных построены графические зависимости (рисунок 1) потерь от погрешности измерения.
Рисунок 1: Зависимость потерь от погрешности измерения при контроле коренных шеек коленчатого вала двигателя ЯМЗ-238 Посмотреть полный размер >Из графиков, представленных на рисунке 1, видно, что наибольшие потери получены при использовании средств измерений с наибольшей погрешностью, а наименьшие — с наименьшей погрешностью. Процентное соотношение удельных составляющих потерь от погрешности измерений остается постоянным и не зависит от средств измерений. Наибольшая доля погрешности измерения приходится на потери при обнаружении у потребителя бракованного товара (51,6%). Применение более точного средства измерения (СР-125-0,002) вместо рекомендованного (МК-125) позволит снизить потери от погрешности измерения более чем на 77 %.
Заключение
Проведенное исследование позволило выявить проблемы, возникающие на предприятиях из-за погрешностей измерений. Установлено, что на величину потерь от погрешности измерения влияют тип (погрешность) применяемого средства измерений, разброс контролируемого параметра (закон распределения, зона рассеяния), особенности технологического процесса. .
С учетом влияющих величин составлена обобщенная математическая модель, описывающая порядок формирования потерь. Составленная модель адаптирована применительно к ремонтному производству на примере контроля диаметров коренных шеек коленчатого вала двигателя ЯМЗ-238. Апробация разработанной методики позволила определить потери от погрешности измерения при контроле диаметров впадин шеек коленчатого вала с помощью различных измерительных приборов. В результате исследования установлено, что наибольшие потери получаются при использовании средств измерений с наибольшей погрешностью, а наименьшие — с наименьшей погрешностью.
Каталожные номера
Алвес Р., Казанова П., Кирогас Э., Равело О. и Хименес В. (2006). Снижение нетехнических потерь за счет модернизации и обновления систем измерения. Труды конференции и выставки IEEE-PES по передаче и распределению в Латинской Америке, 1-3, 256.
Академия Google
Перекрестная ссылка
Чанг, К.Т.К.Ф., и Хой, Л.В.С. (2001). Ошибки измерения и анализа. Международное общество технологов сахарного тростника, 1, 345-346. https://api.semanticscholar.org/CorpusID:127774091
Чиу, Ю.С.П., Чиу, Т., Пай, Ф.Ю., и Ву, Х.Ю. (2021). Производитель-ритейлер включил проблему EPQ для нескольких позиций с отсроченной дифференциацией, ускоренной ставкой для общих деталей, множественной поставкой и браком. Международный журнал промышленных инженерных вычислений, 12(4), 427-440.
Академия Google
Перекрестная ссылка
Ерохин М., Леонов О., Шкаруба Н., Амелин С. и Бодунов Д. (2021). Применение анализа размеров для расчета общего смещения между уплотнением и валом. Журнал машиностроения и надежности, 50 (6), 524-529.
Академия Google
Перекрестная ссылка
Коксал Г., Тасели А., Долгун Л. Э. и Батмаз И. (2013). Влияние ошибки инспекции на качество и потери производителя: случай номинальной характеристики качества лучшего типа и доработка. Европейский журнал промышленной инженерии, 7(4), 497-528.
Академия Google
Перекрестная ссылка
1504/EJIE.2019.10022252″ data-itc-referenceid=»B6″>Леонов О., Шкаруба Н. (2019). Параметрическая модель разрушения для расчета допуска на посадку соединений с зазором. Журнал трения и износа, 40 (4), 332-336.
Академия Google
Перекрестная ссылка
Леонов О. и Шкаруба Н. (2020a). Расчет допуска посадки с помощью параметрической модели разрушения соединения. Журнал машиностроения и надежности, 49(12), 1027-1032.
Академия Google
Перекрестная ссылка
1088/1742-6596/1679/5/052081″ data-itc-referenceid=»B9″>Леонов О., Шкаруба Н. и Катаев Ю. (2020c). Измерительный метод управления рисками на машиностроительных предприятиях. Журнал физики: Серия конференций, 52060.
Академия Google
Перекрестная ссылка
Размха М., Гильде Б. С. и Ахмади Дж. (2021). Экономический план исправления однократных планов выборочного контроля с помощью номинационной выборки Maxima при наличии ошибок проверки. Коммуникации в статистическом моделировании и вычислениях, 50 (1), 217-233.
Коксой О., Эрген П. и Зейбек М. (2019). Новая функция потерь с правым уклоном в оценке рисков процесса. Европейский журнал промышленной инженерии, 13(4), 536-551.
Академия Google
Перекрестная ссылка
Леонов О., Шкаруба Н. (2020b). Теоретические основы выбора мер измерения при контроле линейных размеров. Журнал физики: Серия конференций, 52081.
Академия Google
Перекрестная ссылка