Гидрокрекинговое масло: что это и как отличить от синтетического
Новинка на рынке моторных жидкостей – гидрокрекинговое масло – получило неоднозначную оценку среди автовладельцев. Одни считают эту смазку лучшей современной разработкой. Другие обращают внимание на особенности производства материала и отзываются о нём негативно. Прежде чем делать окончательные выводы, стоит разобраться, гидрокрекинговое масло – что это, каковы его преимущества и недостатки, и стоит ли выбирать смазки такого качества для собственного автомобиля.
Содержание
1 Что такое гидрокрекинговое масло
1.1 Технология производства
1.2 Основные свойства
1.3 Преимущества и недостатки
2 HC или синтетическое: что выбрать и как отличить
2.1 Переход с синтетического на гидрокрекинговое масло
2.2 Как отличить гидрокрекинговое масло от синтетического
2.2.1 Видео: HC смазочные материалы
Что такое гидрокрекинговое масло
Гидрокрекинг – способ переработки нефтяной основы для производства базовых масел с высокими характеристиками вязкости. Технология НС-синтеза разработана американскими химиками в 1970-х годах. Во время гидрокаталитической переработки «плохие» фракции нефти преобразуются в углеводы. Превращение обычной «минералки» в «синтетику» более высокого качества происходит под воздействием химических процессов. С одной стороны, HC-масло производится из нефти, подобно минеральному, а с другой – молекулярная структура основы кардинально меняется. Полученный в результате состав полностью теряет характеристики минерального масла.
Существует несколько видов гидрокрекинга
Технология производства
Получить полное представление о ГК-масле позволит изучение технологии производства. Гидрокрекинг – способ очистки базового минерального масла, который позволяет приблизить характеристики конечного продукта к синтетике. Основу масла составляет нефть, молекулярную структуру которой изменяют с помощью специальных химических процессов. Очистка состоит из трёх этапов:
- Депарафинизация. Удаление из нефти парафинов способствует повышению температуры замерзания состава.
- Гидроочистка. На данной стадии углеводородные составляющие насыщаются водородом и этим изменяют их структуру. Масло приобретает устойчивость к процессам окисления.
- Гидрокрекинг – удаление соединений серы и азота. На данной ступени очистки производится расщепление колец, насыщение связей и разрыв парафиновых цепей.
Трёхступенчатая очистка позволяет избавить нефть от ненужных примесей и получить масляный состав, отличающийся от привычных минеральных, синтетических или полусинтетических. Поэтому производители относят НС-масло к отдельной категории смазочных материалов.
Технология гидрокрекинга
После процедуры очистки в масло вводят синтетические присадки для придания ему окончательных свойств и возможностей высококачественных смазочных материалов.
Основные свойства
Основа моторных масел влияет на их вязкость. Самые густые масла минеральные, самые жидкие – синтетические. Гидрокрекинговое масло, наряду с полусинтетическим, располагается на средней позиции.
Данный тип масла обладает свойствами как минерального, так и синтетического
Основа, созданная технологией гидрокрекинга, имеет улучшенные свойства по сравнению с минеральной. По параметрам чистоты такие масла приближены к синтетическим, однако имеют гораздо меньшую стоимость.
Это важно! НС-синтез позволяет получить смазку с индексом вязкости 150 единиц, тогда как минеральные смазки имеют вязкость всего 100 единиц. Введение присадок максимально приближает гидрокрекинговые составы к синтетическим.
Преимущества и недостатки
Многоступенчатая перегонка нефти с последующим обогащением присадками делает ГК жидкость высококачественным смазочным маслом. Преимущества этой смазки состоят в следующем:
- Эффективная работа при механических или температурных перегрузках;
- Минимальная агрессивность к эластомерам;
- Стойкость к формированию отложений;
- Устойчивость к деформациям;
- Оптимальная вязкость;
- Низкий коэффициент трения;
- Высокая растворимость присадок;
- Экологичность.
Гидрокрекинговые масла имеют отличительные преимущества и недостатки
При явных преимуществах данный вид масла имеет ряд существенных минусов:
- Повышенная испаряемость;
- Склонность к провоцированию образования коррозии;
- Быстрое старение и, как следствие, необходимость частой замены.
Несмотря на некоторые недостатки, многие автовладельцы отзываются о его использовании вполне положительно. По качеству оно немного уступает только высококлассным синтетическим маслам с максимальной стоимостью. Преимущество в сравнении с синтетикой аналогичных характеристик состоит в гораздо меньшей цене.
HC или синтетическое: что выбрать и как отличить
По окончании химического преобразования основы ГК по характеристикам значительно опережает минеральное масло, но до уровня качественной «синтетики» не дотягивает. Основная задумка разработчиков нового масла – приближённость к синтетическим разновидностям при одновременном снижении себестоимости производства. Теоретически строгое идеальное соблюдение всех технологических процессов может гарантировать получение продукта, практически не отличающегося от синтетического. Однако такая сложность сразу отразится на цене, поэтому вряд ли цель будет оправдана. Поэтому производители предпочитают «золотую середину»: свойств минеральных смазок в новом продукте нет, но и синтетикой он ещё не является.
Выбирать масло следует с учётом потребностей двигателя автомобиля
Но ничего идеального химическая промышленность автовладельцам пока предложить не может. Синтетика и гидрокрекинг имеют свои преимущества и недостатки:
- Синтетическое масло выдерживает невероятные перегрузки, повышенные обороты, попадание в состав горючего без снижения качества. «Синтетика» работает в два раза дольше ГК и стойко выдерживает перегрев.
- Однако в плане стойкости во время перепада температур гидрокрекинг отличается явным преимуществом. Этот продукт сохраняет вязкость как при высоких, так и при аномально низких температурах.
- При использовании ГК-масла улучшаются параметры пуска двигателя и характеристики его мощности. Продукт обладает лучшими по сравнению с «синтетикой» смазывающими свойствами. однако заявленные свойства присадки теряют достаточно быстро, и смазка стареет.
Это важно! Выбирая смазку для двигателя, стоит ориентироваться на характеристики мотора авто, указанные в руководстве по эксплуатации. Необходимо учесть эксплуатационные условия ТС: в некоторых регионах состояние дорог влияет на скорость засорения масла, поэтому приобретать дорогой продукт для длительного использования нецелесообразно.
Переход с синтетического на гидрокрекинговое масло
Технология процедуры перехода с синтетического масла на гидрокрекинговое зависит от возраста и состояния двигателя. На старом автомобиле после слива лучше снять поддон и удалить всю грязь и нагар, избавиться от которых не помогает никакая промывка.
Процедура замены масла несложная и под силу любому автовладельцу
В относительно новых автомобилях достаточно произвести двойную замену масла. После слива синтетики заливают гидрокрекинг и проезжают 200–300 км. Затем эту порцию масла сливают и заливают новую.
Это важно! Многие специалисты считают, что при переходе с масла классом выше на более низкий достаточно простой замены, без промывки и повторного залива.
Как отличить гидрокрекинговое масло от синтетического
Если автовладелец остановил свой выбор на гидрокрекинговом масле, у него может возникнуть некоторая сложность с его идентификацией. Единственный ориентир для большинства неискушённых потребителей – соответствующая надпись на упаковке. Некоторые производители обозначают гидрокрекинг латинской аббревиатурой HC. Но зачастую такой идентификационный знак на упаковке отсутствует, поэтому потребителю стоит познакомиться с отличительными особенностями продукта:
- Стоимость. Себестоимость производства ГК продукта намного меньше «синтетики», поэтому цена конечного продукта значительно меньше. В то же время это масло стоит в разы дороже минерального.
- Расплывчатые по смыслу характеристики. Американский Институт Нефти приравнял гидрокрекинговые масла к синтетическим, поэтому многие производители вносят некую двусмысленность в обозначение категории продукта: они не ставят на этикетку маркировку «Синтетика 100%», а пишут о применении «синтетических технологий». Если на банке присутствует подобная формулировка, перед покупателем HC-масло.
Чтобы отличить гидрокрекинговое масло от синтетического, нужно знать некоторые нюансы
Данные показатели лишь косвенно указывают на применённую производителями основу. Реально отличить гидрокрекинг от синтетики можно только лабораторным путём. Но есть несколько явных показателей, на которые стоит обратить внимание при выборе смазки:
- Надписи «Vollsynthetisches» достаточно, когда смазка произведена в Германии: здесь понятие синтетического масла чётко определено на законодательном уровне;
- Масла с маркировками 5W, 10W, 15W, 20W – это, скорее всего, «гидрокрекинг» или «полусинтетика»;
- Масла фирмы «ZIC» и почти все оригинальные смазки для японских авто исключительно гидрокрекинговые.
Видео: HC смазочные материалы
Благодаря соотношению цены и качества гидрокрекинговые масла приобретают всё большую популярность. Специалисты прогнозируют, что при постоянном совершенствовании технологии производства этот тип смазки может обогнать «синтетику» по частоте использования.
- Автор: OKM
- Распечатать
Оцените статью:
(26 голосов, среднее: 4.6 из 5)
Поделитесь с друзьями!
Adblock
detector
Гидрокрекинговое масло – как прикажете понимать?
Порой слышу немало противоречивых мнений про гидрокрекинговые моторные масла. Одни автолюбители клянутся и божатся, что это – полусинтетика. Другие, кто пограмотнее, разобрав на банке масла что-то наподобие «минеральное масло, произведенное по синтетической технологии» начинают ругать продавца за попытку продажи «минералки» под видом «полусинтетики».
Во Всемирной Паутине есть и мысли, что «…масла гидрокрекинга защищают лучше, чем синтетические» – как же так, спрашивается, – стоят как «минералка», а работают не хуже «синтетики»? Но это, скорее реклама тех производителей, для которых гидрокрекинговая основа – самая доступная. Но где кроется правда?
В двух словах, гидрокрекинг – технология очистки и улучшения технических свойств и качеств минеральной основы до «синтетической». Да, гидрокрекинговое масло вырабатывается из нефти (как минеральное), но его структура на молекулярном уровне впоследствии сильно изменяется.
Нефть проходит серьезную обработку гидрокрекингом. Но в начале производство гидрокрекингового масла не отличается от производства минерального. Нефть подвергается атмосферной перегонке.
Наиболее тяжелые фракции и вакуумный остаток играют роль сырья для высоковязких базовых моторных и трансмиссионных масел.
Легкие дистилляты – служат для трансформаторных и легких индустриальных масел. Нефть содержит много примесей, после вакуумной перегонки требуется очистка.
Получается основа, которая уже и получше и почище минеральной, но все же уступает синтетической. Однако, есть важный момент – стоимость гидрокрекинга дешевле стоимости синтеза. Значит, и цена гидрокрекиноговых масел получается меньше, нежели «синтетики». Гидрокрекинговое масло напоминает минеральное не только ценой, но и методом получения.
Но не спешите радоваться – конечно, изготовить гидрокрекиноговое масло, которое будет соответствовать или превосходить по свойствам синтетическое масло можно, но стоить это будет довольно дорого. На сегодняшний день, в ассортименте почти всех фирм-производителей масел есть гидрокрекинговые основы для выработки моторных масел.
Чистое масло – «здоровый» мотор автомобиля
Берется обычное минеральное масло и различными химическими методами убираются примеси, например, соединения серы или азота.
Депарафинизация позволяет избавиться от парафинов, повышающих температуру застывания масел. Хотя, понятно, что удалить все ненужные примеси подобным методом нереально – из-за этого свойства «минералки» ухудшаются.
Гидроочистка (воздействие водородом при высокой температуре и давлении) делает из непредельных и ароматических углеводородов предельные, а это повышает стойкость масла к окислению.
Гидрокрекинг – это более глубокий способ обработки, когда параллельно идут сразу несколько реакций. Исчезают серные и азотистые соединения, расщепляются кольца, насыщаются связи, длинные парафиновые цепи разрываются на более короткие.
Но помните! Ряд компонентов нефти, традиционно считающихся вредными, иногда могут оказаться весьма ценными. Скажем, смолы, жирные и нафтеновые кислоты повышают липкость и стойкость адсорбционной пленки масла и тем самым улучшают смазывающую способность масла.
Некоторые соединения серы и азота обладают антиокислительными свойствами. Иными словами, следует помнить, что при глубокой очистке масла некоторые его смазывающие, антиокислительные и антикоррозионные свойства могут измениться в худшую сторону.
Насколько нужны гидрокрекинговые масла среднему автолюбителю?
Гидрокрекинг отбрасывает все негативное, а необходимые качества формируются с помощью присадок. Но четко отфильтровать ненужные примеси сложно, поэтому может наблюдаться большее нагарообразование и склонность к коррозии по сравнению с «синтетикой». Зато гидрокрекинговые масла обладают высокой вязкостью, противоокислительной стойкостью и стойкостью к деформациям сдвига.
Какие-то производители причисляют гидрокрекинговые масла к «минералке», иные – к «синтетике». Примеры «гидрокрекинга»: BP Visco 5000 5W-40, Castrol TXT Softec Plus 5W-40.
Уважаемый автолюбитель, не забывай, где живешь – для наших условий есть важное уточнение – дороги у нас пыльные, бензин и солярка – не всегда качественные, так что моторное масло засоряется довольно быстро, вне зависимости от способа производства основы.
Значит, не забивайте себе голову ерундой, не относитесь серьезно к термину «гидрокрекинг» и подбирайте моторное масло исходя из допусков и классификаций, указанных в мануале вашего автомобиля.
Если какое-то моторное масло обладает вязкостью, имеет рекомендации и одобрения производителя, по классам качества и допускам, которые выдвигаются вашим автопроизводителем – это масло можно заливать в ваш двигатель!
Была ли полезна статья?
( оценок)
Гидрокрекер | McKinsey Energy Insights.
Б
С
Д
Е
Ф
Г
Н
я
Дж
К
Л
М
Н
О
Р
Вопрос
Р
С
Т
У
В
Ш
Х
Д
З
Также известен как: HCK, HCU, unicracker, VGO hydrocracker
На нефтеперерабатывающем заводе установка гидрокрекинга улучшает ВГО путем крекинга с закачкой водорода. Это дает большой объем высококачественного дизельного топлива и керосина. Это отличается от FCC, который использует то же сырье (VGO), но производит больше бензина лучшего качества.
Установка гидрокрекинга особенно ценна на нефтеперерабатывающем заводе, который пытается максимизировать производство дизельного топлива и сократить количество остаточного мазута. Установка гидрокрекинга дает большой объем керосина и легкого газойля (дистиллят) хорошего качества (с высоким цетановым числом и низким содержанием серы). Однако его объемный выход нафты низок и имеет низкое качество (низкое N+A). Рынки с очень низкими ограничениями содержания серы в дизельном топливе также благоприятствуют использованию установок гидрокрекинга, поскольку дизельный продукт не требует последующей гидроочистки.
Часто для достижения высокого выхода светлых нефтепродуктов при балансе между бензином и дизельным топливом на нефтеперерабатывающем заводе используют как установку FCC, так и установку гидрокрекинга. В этом случае две установки могут хорошо дополнять друг друга: установка FCC получает непреобразованное сырье из установки гидрокрекинга, а установка гидрокрекинга получает более тяжелые продукты крекинга (LCO или HCO) из установки FCC.
Гибкость конструкции и эксплуатации установок гидрокрекинга позволяет использовать широкий спектр сырья и выходов продукта. Однако это связано с очень высокими капитальными и эксплуатационными затратами.
Установка гидрокрекинга остатков представляет собой вариант типичной установки гидрокрекинга ВГО. Это аналогичная установка, дающая аналогичный ассортимент и качество продукции, но она предназначена для обработки более тяжелых вакуумных остатков в качестве сырья.
Как это работает
В двухстадийной установке гидрокрекинга смесь углеводородного сырья и водорода нагревается и впрыскивается в реактор, содержащий катализатор гидроочистки. Этот катализатор ускоряет реакции, которые удаляют серу и азот из углеводорода, а также раскрывают и насыщают ароматические кольца. Весь выход из этого реактора затем впрыскивается во второй реактор, содержащий катализатор гидрокрекинга, который способствует реакциям расщепления углеводородов при насыщении их водородом. Полученную смесь преобразованных и непревращенных углеводородов затем разделяют. Затем непрореагировавший углеводород можно рециркулировать на стадию гидрокрекинга для дальнейшей конверсии, направлять во вторую емкость для гидрокрекинга или направлять в другую конверсионную установку в качестве сырья (например, FCC). Материал дизельного топлива также можно отводить на стадиях разделения, чтобы максимизировать производство дизельного топлива, или его можно перерабатывать дальше (путем рециркуляции или гидрокрекинга на второй стадии) для максимизации производства нафты. Некоторые установки гидрокрекинга представляют собой одноступенчатые установки с одним реактором, который обычно заполнен катализатором гидрокрекинга, но в остальном процесс такой же.
Входы
Установки гидрокрекинга могут принимать самые разные виды сырья в зависимости от желаемых продуктов. Наиболее распространенными являются:
- ВГО — Эта более легкая фракция из установки вакуумной перегонки является наиболее распространенным сырьем для большинства установок гидрокрекинга. Это желательное сырье, когда нефтеперерабатывающий завод пытается максимизировать общее производство дизельного топлива .
- Газойль установки коксования — этот продукт серии VGO, полученный на установке коксования, хорошо подходит для установки гидрокрекинга, которая лучше справляется с ненасыщенными компонентами, чем установка FCC.0004
- Циклические масла и крекинг-дистилляты. Эти низкокачественные потоки дизельного топлива могут подвергаться гидрокрекингу для получения топлива для реактивных двигателей и бензинового топлива
- Атмосферный газойль. Этот материал прямогонного дизельного топлива может подвергаться гидрокрекингу для увеличения производства бензина за счет получения дополнительного сырья нафты для установки риформинга .
Продукты
Установка гидрокрекинга может производить широкий спектр продуктов в зависимости от того, какое сырье она перерабатывает, как она спроектирована и работает. Типичные продукты:
- Дистиллят гидрокрекинга – это высококачественная дизельная смесь (с высоким цетановым числом и низким содержанием серы)
- Газойль гидрокрекинга (также известный как неконвертированная нефть) — это материал с низким содержанием серы, относящийся к классу VGO, который можно использовать в качестве сырья для установок FCC или установок парового крекинга
- Керосин гидрокрекинга — это высококачественная смесь реактивного топлива (или дизельного топлива) с низким содержанием серы и высокой температурой дымления .
- Тяжелый гидрокрекинг — это сырье для установки риформинга хорошего качества, с умеренным содержанием N+A и низким содержанием серы
- Легкий гидрокрекинг — это низкокачественная бензиновая смесь с низким октановым числом, но также с низким содержанием серы
- Изобутан — ценен на нефтеперерабатывающем заводе с установкой алкилирования, где в качестве исходного сырья требуется изобутан
УЗНАТЬ БОЛЬШЕ
Возможности нисходящего потока
Посмотреть наши последующие услуги
Инсайты
Прочтите наши последние аналитические статьи
Справочная служба нефтеперерабатывающего завода
Вернуться на домашнюю страницу
Веб-сайт Energy Insights
Узнайте больше об Energy Insights
Использование гидрокрекинга | FSC 432: Переработка нефти
Печать
Использование гидрокрекинга
На нефтеперерабатывающем заводе гидрокрекинг дополняет каталитический крекинг за счет использования более ароматического сырья, устойчивого к крекингу, включая побочные продукты FCC, такие как легкое рецикловое масло (LCO). Гидрокрекинг также можно использовать для обогащения остаточных фракций с использованием различных конфигураций реакторов и катализаторов в зависимости от сложности задач по обогащению, как показано на рис. 7.12. Как показано на рис. 7.13, для гидрокрекинга относительно легкого сырья (например, атмосферного остатка) можно использовать конфигурацию с неподвижным слоем и частицы катализатора относительно большого размера. В экстремальных случаях с очень тяжелым вакуумным остатком используется конфигурация с расширенным слоем, в которой очень мелкие частицы катализатора увлекаются сырьем при высоком давлении водорода (высокое соотношение водород/нефть). Эти экстремальные условия реакции необходимы для предотвращения сильного закоксовывания катализаторов, которое может остановить процесс. В промежуточных случаях можно использовать конфигурацию с кипящим (кипящим) слоем, как показано на рис. 7.13.
В Соединенных Штатах гидрокрекинг LCO (из FCC) обеспечивает большую часть производства дизельного топлива, поскольку прямогонный LGO является предпочтительным сырьем для FCC для производства бензина в качестве основного продукта. Основными лицензиарами процессов гидрокрекинга являются Chevron, UOP, ExxonMobil Research and Engineering, BP, Shell и BASF-IFP.
Рисунок 7.12. Конфигурация процесса гидрокрекинга по свойствам сырья.
Нажмите здесь, чтобы увидеть текст, альтернативный рисунку выше
Процесс гидрокроки
-SIGL может быть с рециркуляцией или без нее
— двухступенчатая (разделение продуктов между стадиями 1 и 2)
— HT и HC
— двойной катализатор
— очень высокое содержание S + N
-HT & HC
-тройной катализатор
-чрезвычайно высокое содержание S, N, металлическое сырье
Авторы и права: д-р Семих Эсер © Penn State имеет лицензию CC BY-NC-SA 4.0
Рисунок 7.13. Гидрокрекинг тяжелых остатков.
Щелкните здесь для текстовой альтернативы рисунку выше
Остаток гидрокрекинга
— Повышение содержания H/C для повышения качества
— Остаток атмосферной или вакуумной перегонки
Тип кровати | Кат. Размер | Частиц/см 3 |
---|---|---|
Фиксированный | 1,5–3 мм | 120 |
Кипящий | 0,8–3 мм | 250 |
Расширенный | 0,002 мм | 2,4×10 9 |
Авторы и права: д-р Семих Эсер © Penn State имеет лицензию CC BY-NC-SA 4.0
Гидрокрекинг против каталитического крекинга
Каталитический крекинг — FCC | Гидрокрекинг |
---|---|
— отбраковка углерода — эндотермический -кислотный катализатор -больше газа -больше кокса | — добавление водорода -экзотермические -металлический катализатор на кислотном носителе -без газа — без кокса — затратный процесс ($$$) |
- Гидрокрекинг включает расщепление связей С-С с получением более легких углеводородов
- Больше выхода жидкости с HYDRCRC
- Больше гидрогенизированных продуктов
- Незначительное растрескивание
- Вторичные реакции крекинга сведены к минимуму за счет стабилизации активных частиц водородом
- Гидрокрекинг более гибок по сравнению с сырье
- Огнеупорное сырье (например, ароматические углеводороды) может быть переработано
- Разрыв связи С-С после насыщения водородом
Выше мы сравниваем каталитический крекинг (FCC — процесс удаления углерода) с гидрокрекингом (HYDRCRC) по основным характеристикам обоих проектов.