Тюнинг УАЗ «Буханка»: как в СССР это делал завод
Свою историю именуемая в народе «Буханка» начала в 1958 году, когда на конвейер ульяновского предприятия поступил кузов УАЗ-450 в качестве первой серийной модели автозавода, ранее производившего продукцию ГАЗ. С 1965 года в качестве замены «450-му» начали выпускать кузов УАЗ-452, который выпускается и по сей день. Фактически этот автомобиль вагонной компоновки производится уже 63 года и пока что УАЗ не планирует останавливать сборку. За свою долгую историю этот легендарный «проходимец» успел обзавестись множеством модификаций, как частных, так и заводских, как популярных, так и не очень. В этом материале мы собрали редкие версии заводского тюнинга «Буханки», которые ульяновское предприятие выпускало для решения особых задач либо по государственным спецзаказам.
Народное название «Буханка» получила за схожесть формы кузова с хлебом в виде параллелепипеда, который еще называют «кирпичом». Кстати, хлеб в таком формфакторе и по сей день можно найти на полках продовольственных магазинов, хоть он уже и не так популярен. Тоже самое можно сказать и про УАЗ-452.
Помимо распространенных модификаций «Буханки» вроде санитарных автомобилей УАЗ-450А и бортовых грузовичков УАЗ-450Д существовали и эксклюзивные версии этого внедорожника. Не все из них добрались до серийного производство, некоторые так и остались в качестве прототипов, опытных образцов или были выпущены единичными экземплярами, что сегодня только подчеркивает их особенность и вызывает неподдельный интерес. Давайте поближе познакомимся с уникальными изобретениями ульяновских инженеров былых лет, когда тюнинг автомобиля производился исключительно в практических целях.
Содержание статьи:
1. УАЗ-450Б — штаб на колёсахВ 1956 году ульяновский автомобильный завод получает специальный заказ от Автомобильного управления Вооруженных Сил СССР на разработку мобильного штаба на базе первой самостоятельной серий модели автозавода — УАЗ-450. Новинку назвали УАЗ-450Б и изготовили аж три опытных образца для испытаний.
Опытный образец штаба на колесах УАЗ-450БВнешне от базовой модели УАЗ-450 новоиспеченный штаб на колёсах ничем не отличался, зато в салоне был полный набор для выполнения возложенных на автомобиль функций: откидные столики с настольными лампами, часы и дополнительные автономные отопители на случай необходимости работы в сильный мороз. В салоне УАЗ-450Б был даже сейф для хранения документов.
Испытания показали, что места в салоне штабного микроавтобуса недостаточно, поэтому все работы по этому проекту были остановлены.
2. УАЗ-452 — примерочнаяЭтим снимком в социальных сетях поделилась компания УАЗ сообщив, что фотография была найдена в корпоративном архиве. Факту существования такой версии фургона на базе «Буханки» удивился даже современный офис ульяновского завода.
Примерочная на базе УАЗ-452 «Буханка»Полноприводный фургон УАЗ-452 c одностворчатыми дверями по бокам и двустворчатой дверью сзади использовался вместо примерочной. На фотографии изображен автомобиль в бежевом цвете кузова с характерной оранжевой полосой. Дата снимка не сообщается, ровно как и нет информации о наличии модификаций в салоне для удобства примерки одежды.
3. УАЗ-451C — гусеничный снегоходРазработанная в 1960 году редкая модификация «Буханки» в виде бортового фургона-снегохода с треугольными резино-металлическими гусеницами на задней оси и массивной надстройкой в виде управляемых лыж спереди использовалась для передвижения по заснеженной местности, где на обычном автомобиле проехать было нельзя.
Тюнинг УАЗ-451С: с лыжами и гусеницамиПомимо высокой проходимости по сугробам, главной «фишкой» заднеприводного снегохода УАЗ-451C была обратимость доработок — стандартную «ходовку» два человека могли установить обратно в течение часа. Снегоходные детали тюнингованной модификации, при этом, можно было транспортировать прямо в кузове бортовой платформы.
Полная масса модифицированного автомобиля была 3063 кг, а максимальная скорость по снежному покрову составляла 20 км/ч. Сколько таких снегоходов было выпущено — неизвестно.
4. УВЗ-2 и УВЗ-4,8 с реактивным двигателемМодификации «Буханки» получившие в последствие названия УВЗ-2 и УВЗ-4,8 (УВЗ — аббревиатура от «установка воздушного запуска»), вероятно, самые необычные из всех экспериментальных версий, что создавались на базе этого автомобиля. В какой-то момент инженеры УАЗа решили, что было бы неплохо укомплектовать фургончик УАЗ-452/3741 ракетным двигателем. Сказано — сделано.
Установка воздушного запуска УВЗ-4,8Одновальный газотурбинный мотор удалось поместить внутри «Буханки», однако для этого пришлось пожертвовать всем свободным пространством в кузове и внести значительные изменения в привычные органы управления. Руль стал выполнять также роль переключателя передач, а вместо пассажирского кресла спереди инженеры разместили пульт управления газотурбинным двигателем и вспомогательным оборудованием для его запуска и работы.
Установка воздушного запуска УВЗ-4,8От обычных версий УАЗ-452/3741 тюнингованная «Буханка» снаружи отличалась массивным передним бампером и, по совместительству, поддоном для хранения 12-метрового гибкого рукава, служащего для подачи сжатого воздуха, воздухозаборными жалюзи вместо боковых окон, специальным выхлопным люком на крыше и там же — люстрой аварийной световой сигнализации. Снаружи реактивного автомобиля сразу за водительской дверью также размещался огнетушитель.
Установка воздушного запуска УВЗ-4,8В списке дополнительного оборудования «Буханки» с авиационным двигателем значились радиостанция и автоматическая система тушения пожаров, которая срабатывала в случае резкого повышения температуры в салоне. Дорогостоящая экспериментальная реактивная «Буханка» в основном использовалась для наземного воздушного запуска двигателей летательных аппаратов (например, Ил-62 и Ту-154). Спецмашины УВ3-2 и УВ3-4,8 обеспечивали воздушные стартер-турбины самолетов сжатым воздухом и питали их бортовую электрическую сеть током.
5.КМЗ-Т12.02 — автоклубЭта необычная модификация на базе внедорожника УАЗ-3303 была разработана во времена СССР для агитационно-пропагандистской работы с целью коммунистического воспитания населения. Культура и искусство были одним из простых способов сформировать у населения удобные власти ценности и образ мышления. Удобным средством донести нужные мысли жителям отдаленных сел и стала автоклубная модификация Т12.02, поступившая в серийное производство в 1987 году (однако предсерийные варианты существовали начиная еще с 1980 года).
КМЗ-Т12.02Такие вахтовые автобусы выпускались в различных модификациях, особое распространение из них получили: пятиместный автоклуб Т12.02, семиместный Т12.02А и восьмиместный Т12.02В. Оборудование моделей сильно различалось составом в зависимости от конкретного назначения. Во вседорожные автоклубы устанавливались магнитофоны, киноустановки, усилители звука с акустикой, фото- и видеоаппаратура. На таких автомобилях концертные группы выезжали в отдаленные села и выступали перед рабочими и жителями этих населенных пунктов. Также автоклубы привозили кино.
КМЗ-Т12.02С технической точки зрения автоклубы отличались от базового «Кубанца» увеличенным салоном и высокими потолками, что также стало причиной непрямого применения в качестве обычного средства передвижения, которое банально стало более удобным после тюнинга. Единственной ложкой дёгтя были отделенные друг от друга кабина водителя и салон, что было не всем по душе. Из-за этого в 1992 году конструкцию пересмотрели, удалив стенку между салоном и водительской кабиной. Эта модификация получила название ТСК2, а автоклубные версии на его базе ТСК2-02 и ТСК2-09.
Микроавтобус ТСК2Интересно, что первые варианты автоклубов начали выпускаться на Краснодарском механическом заводе «Кубань» еще в 1967 году на базе шасси УАЗ-452Д, однако данная конструкция не прижилась из-за отсутствия технологичности и низкого и узкого кузова. Автоклубы Т12.02 на шасси УАЗ-3303-1 решили все недостатки прошлой базы.
6. Десятиместный УАЗ-37411Такой экспериментальный образец на базе УАЗ-37411 был изготовлен для нужд Министерства обороны СССР в 1990 году. При разработке проекта перед инженерами ульяновского автозавода стояла задача сделать автомобиль на базе серийной модели, поэтому глубокие доработки не проводились.
Десятиместная модификация УАЗ-37411 (экспериментальный образец)От товарного УАЗ-37411 отрезали крышу и «бока» начиная от водительской кабины, а оказавшиеся лишними дверные проемы заварили. В салоне разместили две четырехместные лавки, а от непогоды пассажиров должен был защитить тент. Для установки последнего были смонтирован сварной каркас из трубы круглого сечения, а для фиксации краев тента были сделаны крепления по верху обрезанных бортов и двери багажника.
Помимо этого экспериментальный десятиместный образец УАЗ-37411 обзавелся силовым передним бампером, перегородкой водительской кабины с раздвижным окном и системой отопления грузового отсека. Все эти «бонусы» для завершения тюнинга были позаимствованы у санитарной версии автомобиля УАЗ-3962.
7. «Мыльницы» для связистовЭтот необычный тюнинг «Буханки» на базе шасси УАЗ-452Д отличается от многих других прежде всего тем, что автомобиль конструировался и создавался не под госзаказ, а по собственной инициативе и своими силами карельского Территориального центра междугородних связей и телевидения № 23 (ТЦМС-23) — филиала ОАО «Ростелеком». В какой-то момент у центра возникла необходимость в грузопассажирском фургончике, который бы стал помощником при обслуживании кабельных магистралей связи Северо-Западного региона страны. Сказано — сделано.
В 1977 году появился первый образец автомобиля для связистов, разработанный конструкторами ТЦМС-23 и получивший обозначение РПК-23. Впоследствии эта модификация получит народное название «Мыльница» из-за округлой формы крыши. На шасси от УАЗ-452Д установили стеклопластиковый кузов без каркаса, а внутри поставили шесть пассажирских мест (без учета еще одного рядом с водителем), а также ящики для инструментов. Весь 1978 год автомобиль испытывали и Минсвязи СССР рекомендовал его к серийному производству.
Стеклопластиковый кузов заказывали у рыболовецких колхозов Прибалтики, имеющих собственное штучное производство лодок из этого материала. «Буханки» для связистов РПК-23 хорошо показали себя в эксплуатации. Кузов из стеклопластика значительно облегчил вес автомобиля и не ржавел. Но и минусов хватало — повышенная парусность и постоянный запах эпоксидной смолы в салоне — с помощью ее склеивалась стеклоткань.
УАЗ «Буханка» РПК-23Чтобы избавиться от этих недостатков в 1984 году появилась модификация РПК-23М, крыша которой стала ниже, салон поменьше, а стеклопластиковые панели изготавливались теперь в собственном цеху полимеров карельского Центра связи. После распада СССР необходимость в применении данного автомобиля постепенно отпала.
Фермерская модификация РПК-23-2МВсего было выпущено порядка 450 таких автомобилей, включая поздние «фермерские» модификации (например, РПК-23-2М) с бортовой деревянной платформой и двойной кабиной на шасси УАЗ, разработанные в качестве попытки сохранить спрос. Но, увы.
8. Заливщик швов ДС-67АЭту трудягу на базе «Буханки» модификации УАЗ-452Д использовали для ремонта и укладки асфальтированного покрытия цементобетонных покрытий дорог и аэродромов. Основное назначение восстановительного автомобиля заключалось в заливке швов. Выпускалась машина под названием ДС-67А.
Заливщик швов УАЗ ДС-67АИнтересной особенностью этой рабочей «лошадки» был подогрев битумной мастики выхлопными газами автомобиля. В котле объемом 150 литров мастика разогревалась до рабочей температуры 160 — 180 градусов Цельсия. Нанесение состава на асфальтированное покрытие производилось мастикопроводом с насадкой, а давление в системе создавалось компрессором. Чтобы мастика лучше затекала в дорожные швы во время работы ее подогревали жидкотопливными горелками. За одну смену с помощью ДС-67А можно было заполнить до 1400 метров дорожных швов.
9. Реанимационный автомобиль «Медея»Еще один интересный тюнинг-проект на базе «Буханки» получил название «Медея» в честь волшебницы и основательницы медицины из древнегреческой мифологии. Использовался вездеход для нужд грузинских горноспасателей в качестве реанимобиля и был разработан на базе экспериментального трехосного микроавтобуса УАЗ-452К с колесной формулой 6×6, придуманного уазовскими конструкторами еще в 1973 году.
От обычных «Буханок», помимо трехосной «тележки» (схема подключения третьего моста которой была как у ЗИЛ-157), автомобиль отличался увеличенным кузовом и приподнятой крышей. В просторном салоне располагалось все необходимое для реанимационных мероприятий оборудование.
Выпуском таких автомобилей занимался кооператив «Вездеход» в городе Болниси, Грузия. Всего было произведено порядка 500 «Буханок» скорой помощи «Медея» в период с 1989 по 1994 года. Дальнейшая судьба кооператива неизвестна.
Реанимобиль УАЗ Медея10. Ледозаливочный комбайнКогда дело доходит до узкоспециализированных проектов не всегда остается место до дизайна. Этот «страшила» на базе УАЗ-452 после значительных переработок преобразился в ледозаливочный комбайн. В мини-будке, на месте которой раньше было водительское место, остался только руль, а само управление транспортным средством переместилось на корму, под стать с современными комбайнами.
Тюнинг УАЗ «Буханки»: ледозаливочный комбайнШтурвал в задней части кузова соединялся со штатным рулем карданным шарниром и длинным валом. Чтобы чудеса инженерной мысли не могли позаимствовать шпионы — вместо стекол стояли глухие заглушки под цвет кузова. Ледозаливочные комбайны на базе УАЗ-452 выпускались с 1960 по 1970 годы и были хорошими помощникам на ледовых аренах спустя много лет после прекращения выпуска.
11. Пассажирский трап СПТ-20Уазовские «Буханки» где только не трудились и какие модификации только не рождались при необходимости решения определенных задач. Так, существовали даже пассажирские трапы СПТ-20 на доработанном шасси УАЗ-452Д, основной функционал которых — помощь в посадке и высадке пассажиров из самолетов.
Пассажирский трап СПТ-20Лестница трапа СПТ-20 была спроектирована с фиксированным углом наклона, а управлял автомобилем один водитель и по совместительству оператор. Трап имел выдвижную секцию со стандартной посадочной площадкой, а для обслуживания самолетов с двухметровой высотой порога пассажирских дверей имелась дополнительная посадочная площадка.
В основном такие автомобили применялись в северных регионах страны, где использование трапов на аккумуляторах вызывало некоторые неудобства.
Заключение
На этом наша подборка из 11 заводских проектов по тюнингу «Буханки» подошла к концу. Несколько других музейных экспонатов на базе этой легендарной модели можно увидеть «во плоти» в официальном Музее УАЗ, записаться на экскурсию можно на специальной странице официального сайта ульяновского автозавода.
Если было интересно — посмотрите, во что можно превратить УАЗ-452 если вложить в него миллион «деревянных» сегодня. Также вам могут понравиться рендеры «Буханки» нового поколения от независимого дизайнера.
Расчет времени работы инвертора от аккумулятора без запуска двигателя
Наличие в машине автомобильного инвертора преобразующего постоянное напряжение 12 Вольт бортовой сети в переменное 220 Вольт позволяет использовать в дальней дороге привычные бытовые приборы и делает жизнь в походно-полевых условиях более комфортной. Однако тут все зависит от времени работы инвертора.
В тоже время, если есть такая возможность, то в автомобиль лучше приобрести и использовать электроприборы, способные нормально заряжаться или работать непосредственно от розетки прикуривателя или специальной встроенной розетки 12V. Это не только более удобно, но и позволит сберечь автомобильный аккумулятор и продлить срок его службы.
Или другой случай. Например если есть необходимость в питании для ноутбука, то нет никакого смысла подключать его к бортовой сети автомобиля через инвертор. Зачем сначала преобразовывать постоянное напряжение 12 Вольт в переменное 220 Вольт, а затем с помощью блока питания ноутбука обратно в нужное для его работы постоянное? Более практично будет подключить ноутбук напрямую в розетку прикуривателя через какой то универсальный блок питания-автоадаптер.
Расчет времени работы устройств через инвертор от аккумулятора автомобиля без запуска двигателя.
Теоретически, в каждом конкретном случае это время работы инвертора следует рассчитывать отдельно, исходя из множества величин и условий :
— Емкости автомобильного аккумулятора.
— Его состояния, степень заряда и износа.
— Условий использования, в том числе и погодных.
— Мощности подключаемых устройств и потребляемой ими силы тока.
— Типа нагрузки
— И так далее.
Но даже в этом случае, совершенно точный расчет времени работы инвертора будет невозможен, так как он зависит еще и от множества других объективных и субъективных факторов. Да он и не нужен особо, зачем вообще забивать себе голову такими сложностями? В нашем случае нужны простейшие, пусть даже они и будут очень приблизительными, расчеты. Ведь самое главное, это не разрядить до конца аккумулятор автомобиля..
В дальнейших расчетах времени работы инвертора будем отталкиваться, прежде всего, от емкости аккумулятора. Номинальная емкость аккумуляторной батареи измеряется в ампер-часах и обозначена на ее корпусе. Реальная же емкость аккумулятора зависит от того, насколько он разряжен и, в немалой степени, от температуры окружающей среды.
Расчет времени работы инвертора от аккумулятора без запуска двигателя автомобиля по значениям напряжения.
При использовании автомобильного инвертора для питания устройств непосредственно от аккумулятора автомобиля без запуска его двигателя, надо четко представлять себе время, которое он может проработать без ущерба для аккумуляторной батареи. И не разрядить ее до такого состояния, когда запуск двигателя стартером будет затруднителен или вообще невозможен.
Аккумулятор автомобиля не рекомендуется разряжать более чем на 50% в теплое и более чем на 25% в холодное время года. Иначе могут возникнуть сложности с запуском двигателя. Для определения степени разряженности можно использовать сильно упрощенный метод на основе значений напряжения аккумулятора.
Хотя этот способ и не точный, но зато требует только наличия цифрового вольтметра, способного измерять десятые доли вольта. А такой наверняка будет в любом бортовом компьютере автомобиля. В вольтах, эти значения можно обозначить весьма-весьма приближенно и неточно — для 50% разряженности это будет составлять около 11.6 Вольта, а для 25% — около 12. 0 Вольт.
В идеале, автомобильный инвертор должен иметь встроенную функцию информирования о снижении напряжения аккумулятора до критического предела. Если такая функция есть, то следует посмотреть, какие значения напряжения производитель считает предельно низкими.
Дело в том, что на некоторых моделях инверторов эти значения составляют 9,7-10,3 Вольта, а это практически 100 % разряд аккумулятора. Поэтому желательно почаще смотреть на вольтметр или показания бортового компьютера и не давать упасть напряжению ниже 11.6 Вольт в теплое время года, и 12.0 Вольт — в холодное.
Расчет времени работы инвертора от аккумулятора без запуска двигателя автомобиля по формулам.
Расчет времени работы инвертора от аккумулятора без запуска двигателя по каким то формулам обычно бывает очень и очень не точен. Прежде всего по той причине, что какая то линейная зависимость в падении напряжения АКБ до минимально допустимых значений отсутствует.
По той причине, что в процессе работы инвертора на аккумулятор влияют очень много неизвестных и заранее не прогнозируемых факторов, которые описаны выше. Однако, как бы там не было, расчет времени работы инвертора по формуле вполне возможен.
Для примера и наглядности расчетов времени работы инвертора возьмем следующие данные :
— Емкость аккумулятора 60 ампер-часов.
— Питаемое устройство — ноутбук Lenovo G550. Входное напряжение у которого 19 В, потребляемая сила тока — 3.42 А, и соответственно мощность — 19х3.42 = 64.98 ватт (округлим до 65).
— Автомобильный инвертор обычно имеет КПД около 85% (точнее указано в инструкции), то есть если к нему подключена нагрузка 100 Ватт, то от аккумулятора он будет потреблять 115 Ватт.
Вычисление времени работы производим по формуле T (час) = Ah (ампер-час) х V (вольт) х N (0.85) х K (коэффициент 0.5 или 0.25) / P (ватт), в которой :
T — время работы подключенного устройства в часах.
Ah — емкость аккумулятора автомобиля в ампер-час.
V — минимально допустимое напряжение аккумулятора автомобиля в вольтах.
N — КПД инвертора, берем значение в 85%, в формуле — 0.85.
K — максимальный процент допустимой степени разряженности аккумулятора автомобиля в зависимости от температуры воздуха : 0.5 или 0.25.
P — мощность подключенного к инвертору устройства в ваттах.
В итоге получаем :
— для теплой погоды : Т = 60х11.6х0.85х0.5/65 = 4.5 или 4 часа 30 минут.
— для холодного времени года : Т = 60х12х0.85х0.25/65 = 2.3 или 2 часа 18 минут.
Все написанное выше, будет верно для устройств, потребляющих постоянную мощность равную номинальной и обозначенной на них. А вот для приборов, потребляющих номинальную мощность, только в момент включения или прикладывания нагрузки, рассчитать время работы от аккумулятора намного сложнее. Потому что процессы сверления, распиливания и т.д. обычно кратковременны, но в любом случае, аккумулятора для них хватит на более продолжительное время работы.
Расчет времени работы инвертора от аккумулятора автомобиля при заведенном двигателе.
Если аккумулятор при работе инвертора разрядился до «нижнего предела», то казалось бы чего проще — завел двигатель и пользуйся инвертором дальше. Теоретически это так, при запущенном двигателе и работающем генераторе, в том случае, если мощность генератора больше или равна мощности подключенной нагрузки — время работы устройств через инвертор практически не ограничена. И зависит лишь от вашего желания или наличия топлива в баке автомобиля.
В принципе, выдаваемую генератором мощность при заведенном двигателе посчитать не проблема. Берем среднее напряжение в 13.6 Вольт и умножаем на ампераж генератора, например 80 А. Получаем 13.6х80 = 1088 Ватт. То есть, теоретически получается, подключай нагрузку к инвертору в 800-1000 Ватт и ни о чем не беспокойся, пока бензин не закончится. Практически же, все немного сложнее.
Дело в том, что автомобильный генератор развивает свою номинальную мощность только при соответствующих оборотах.