Трактора первые: История изобретения трактора | Великие открытия человечества

История изобретения трактора | Великие открытия человечества

Трактор — это многофункциональная, универсальная машина, работающая как тягач и как привод, приводящий в действие разнообразные сельскохозяйственные механизмы, прицепляемые к ней. Применение трактора привело к экономии времени, повышению производительности труда и увеличению скорости выполняемых сельскохозяйственных работ. Появление тракторов позволило заменить мускульную силу животных механической тягой.

Первые тракторы имели паровые двигатели и представляли собой небольшие колесные машины. В 1850 году англичанин Уильям Говард впервые использовал для пахоты локомобиль (паровой автомобиль). Во второй половине XIX в. паровые плуги нашли широкое применение в ряде европейских стран. В Англии к этому времени их было более 2 тысяч. В 1888 году в России появился трактор на гусеничном ходу, правда, все еще с паровым двигателем. Его изобретателем был Ф.А.Блинов. К сожалению, в России ни в сельском хозяйстве, ни в промышленности этот трактор востребованным не был.

Трактор «Холт» 1912 г.

Первые тракторы, оснащенные двигателями внутреннего сгорания, были собраны в 1901 году американскими инженерами Ч.В.Хартом и Ч.Парром. Правда, они были велики для небольших ферм, тяжелы, часто ломались, требовалось много времени на их ремонт, помимо этого имелась еще масса конструкционных недостатков. Постепенно машины совершенствовались, уменьшились их размеры, вес и мощность, зато значительно увеличилась их надежность. С 1907 года они получили широкое распространение. Этому в немалой степени способствовало создание целой сети ремонтных мастерских и хорошо налаженному выпуску запчастей. В 1912 г. фирма «Холт» стала выпускать гусеничные трактора.

Тракторостроение, как отрасль, родилась в 1917 году с началом массового производства тракторов на заводах Форда. В 1920 году в Америке было продано 200 тыс. тракторов разных конструкций. Вскоре трактор выполнял на ферме около 90% пахотных работ. Снабдив двигатель специальным шкивом, к нему подключали косилки, молотилки, соломорезки, мельницы, маслобойки, лесопилки и прочие вспомогательные механизмы. Половина работ по уборке урожая припадала теперь на долю трактора. Сфера применения трактора еще больше расширилась после изобретения прицепных машин.

Трактор «Коломенец»

В России важность для страны тракторов была оценена после 1917 года. Для постройки тракторов были выделены значительные средства. В 1919 году появился трактор «Гном», мощность его нефтяного двигателя была равна 11,8 кВт. Его изобретателем был Я.В.Мамин. Объем первых советских тракторов — «Гном», «Коломенец-1» (1922г.), «Запорожец» (1922—1923 г.г.), «Коммунар» (1924 г.), «Карлик» (1924 г.) был невелик, но многому научил, способствовал появлению первых кадров тракторостроителей. По настоящему массовым стало производство тракторов с 1930 года, когда построили тракторный завод в Сталинграде, выпускавший 150 единиц СТЗ-15/30 в сутки. С 1931 г. начал выпускать тракторы ХТЗ Харьковский тракторный завод, с 1933 года начал работать Челябинский тракторный завод, производивший гусеничные тракторы С-60. Начиная с 1938 года происходит дизелизация тракторов, гусеничные дизельные трактора начинают производить на ЧТЗ. За 10 лет перед войной было выпущено около 700 тысяч тракторов (40% мирового производства). После войны (47-62 г.г.) в стране построили еще шесть крупнейших тракторостроительных завода. И сегодня не прекращается усовершенствование тракторов. Применяются новейшие узлы и агрегаты, внедряются современные средства автоматики, управляющие отдельными агрегатами. Появились высокомощные трактора со всеми ведущими колесами.

История создания первого трактора в мире с фото

Самый первый трактор в мире, по крайней мере его подобие, появился еще в 19-м веке и работал, разумеется, на паровом двигателе.

К примеру, английский ученый и изобретатель Уильям Говард использовал в 1850 году локомобиль для вспашки сельскохозяйственных угодий. Уже к концу 19 века, на землях Великобритании трудилось около двух тысяч подобных агрегатов.

Инженер Джон Фролих, родом из штата Айова (округ Клейтон, США), в 1892 году сконструировал и запатентовал первый трактор, двигатель которого работал на нефтепродуктах.

Первый трактор в мире на гусеничном ходу и работающий от парового двигателя изобрел англичанин Джон Гиткот, к тому же являвшийся изобретателем промышленного ткацкого станка.

В 1832 году он запатентовал свое изобретение, а в 1837 году появился рабочий экземпляр трактора, предназначенный для пахоты и осушения болотистых местностей.

Американец W. P. Miller в 1858 году придумал и сконструировал гусеничный трактор, принявший участие в сельскохозяйственной выставке города Мэрисвилл, штат Калифорния, за что получил премию и признание за невероятное изобретение.

К сожалению, изобретения Миллера и Гиткота не получили дальнейшего развития.

В 1901 году изобретатель Alvin Orlando Lombard построил первый признанный практичным гусеничный трактор — Lombard Steam Log Hauler.

Гусеничный трактор — Lombard Steam Log Hauler

В Российской империи в первые о самоходном экипаже с подвижными колеями,

т. е.

на гусеничном ходу, заявил в 1837 году крестьянин Дмитрий Загряжский.

Свой самоходный трактор он описал так:

«Около каждого обыкновенного колеса, на котором катится экипаж, обводится железная цепь, натягиваемая шестиугольными колёсами, находящимися впереди обыкновенного. Бока шестиугольных колёс равняются звеньям цепи; цепи сии заменяют до некоторой степени железную дорогу, представляя колесу всегда гладкую и твердую поверхность».

Самый первый русский трактор на гусеничном ходу с паровым двигателем был сконструирован крестьянином Федором Абрамовичем Блиновым из села Никольское Вольского уезда Саратовской губернии.

В 1879 году он получил патент на «вагон с бесконечными рельсами для перевозки грузов по шоссейным и проселочным дорогам».

Первый рабочий прототип трактора появился в 1888 году. Готовой паровой установки необходимых размеров тогда не существовало и Федор Абрамович самостоятельно изготовил ее из железа сгоревшего неподалеку от Балаково парохода.

Позже он изготовил второй экземпляр паровой установки, выдававшая порядка 40 оборотов в минуту и мощностью 10−12 л.с. Скорость трактора не превышала скорости движения быков — три версты в час.

Принцип работы трактора заключался в том, что на нем использовались две паровые установки — по одной на каждую гусеницу. Блинов демонстрировал свой трактор на Нижегородской ярмарке (1897 г.) и в Саратове (1889 г.), однако трактор так и не вызвал интереса у промышленников и неполучил дальнейшей развитие.

В 1896 году изобретатели Чарльз Парр и Чарльз В. Харт сконструировали двухцилиндровый бензиновый двигатель. В 1903 году их компания произвела 15 единиц тракторов.

Построенный им шеститонный трактор #3 является одним из самых старых тракторов в США и в настоящее время находится на хранении в Смитсоновском Национальном музее американской истории в Вашингтоне, округ Колумбия.

В качестве силовой установки на тракторе применялся двухцилиндровый бензиновый двигатель с отвратительной на то время системой зажигания. Мощность двигателя на холостом ходу составляла 30 л.с., а при выполнении работ — 18 л.с.

Одним из самых первых тракторов, пригодных для работы, был трактор Ivel, разработанный Дэном Элборном в 1902 году.

За время производства было выпущено около 500 мощных и легких машин.

Трактор IVEL

В 1912 году компания «Холт-Парр» начинает массовое производство гусеничных тракторов. По большому счету, это был трактор на полугусеничном ходу, так как металлические ленты были одеты только на задние опорные колеса.

В 1913 году на проходившей Всероссийской выставке в Киеве, где был показан трактор «Холт», русские инженеры выявили его недостатки, в следствии чего трактор был полностью переведен на гусеничный ход.

В 1917 году Советское правительство обратило внимание на важность применения сельскохозяйственных тракторов и выделило деньги на их постройку, не смотря на трудные годы.

По указанию В. И. Ленина, в 1918 году начинает осуществляться подготовка к серийному производству тракторов.

В 1919 году конструктор Я. В. Мамин построил трактор «Гном» с нефтяным силовым агрегатом мощностью 11,8 кВт.

В 1922 году начинают производство тракторов «Коломенец-1» разработанный Е. Д. Львовым. Под руководством инженера Л. А. Унгера, в 1922−23 годах создается трактор «Запорожец».

«Коломенец-1»

В 1924 году на Харьковском тракторном заводе (ХТЗ) начинается массовое производство трактора «Коммунар», являвшимся копией германского трактора Hanomag WD Z 50.

Кроме того, в 1924 году начинают производство тракторов «Карлик» по конструкции Я. В. Мамина. Трактор выпускался в двух вариантах:

  1. трактор «Карлик-1» — трехколесный и с одной передачей вперед;
  2. «Карлик-2» — четырехколесный, с одной передачей вперед и реверсом.

Трактор «Универсал» был первым советским трактором экспортируемый за границу.



Увлекательная история первого изобретенного трактора

Шел 1892 год. В очень маленькой деревне в округе Клейтон на северо-востоке Айовы Джон Фрелих создал самый первый трактор. Его еще не назвали трактором, но это был первый успешный бензиновый двигатель, который мог маневрировать вперед и назад; самые элементарные функции современных двигателей.

До повсеместного использования тракторов фермеры полагались на паровые двигатели и непосильный труд для обмолота пшеницы. Двигатели были громоздкими и очень тяжелыми, что затрудняло маневрирование, и они часто поджигали стерню и зерно на полях. Фрёлих каждую осень отвозил команду мужчин в Лэнгфорд, Южная Дакота, для работы на полях, поэтому он был хорошо знаком с паровыми двигателями и их многочисленными проблемами. Он был полон решимости изобрести лучший способ питания двигателей.

Ответ: бензин. Фрелих работал с кузнецом Уиллом Манном, чтобы придумать вертикальный одноцилиндровый двигатель, установленный на ходовой части парового двигателя. После нескольких недель испытаний пришло время вернуть его команду на поля Южной Дакоты, где он должен был опробовать свое новое творение на полях. Той осенью бригада Фрелиха намолотила 72 000 бушелей мелкого зерна, что сделало новое оборудование полным успехом.

John Froelich

Позднее той же осенью Фрёлих перевез свое новое изобретение в Ватерлоо, штат Айова, чтобы представить его группе бизнесменов. Мужчины были настолько впечатлены, что немедленно создали компанию по производству и производству этих двигателей. Компания была названа Waterloo Gasoline Traction Engine Company, а Фрёлих стал президентом. Новая машина получила название «трактор Фрелиха» в честь ее изобретателя.

К сожалению, попытки продать тракторы не увенчались успехом, несмотря на их практичность. Только два были проданы, и оба были возвращены вскоре после продажи. Компании пришлось довольствоваться производством стационарных газовых двигателей для получения дохода, пока проводились новые эксперименты с трактором Froelich.

В 1895 году была зарегистрирована компания Waterloo Gasoline Engine Company. Однако Фрёлих решил уйти из компании, потому что его интересовали тракторы, а не стационарные двигатели.

После долгих лет попыток улучшить трактор при создании стандартных двигателей компания Waterloo в 1913 году выпустила модель «L-A». Затем, в 1914 году, они представили первый трактор Waterloo Boy, односкоростную модель «R». Эта модель понравилась фермерам, и за первый год они продали 118 штук. Вскоре после этого была выпущена модель «N» с двумя передними скоростями. Эта модель также оказалась удачной.

Фермерские цены и спрос на надежную механическую сельскохозяйственную энергию начали расти во время Первой мировой войны, что сделало трактор невероятно популярной концепцией. В течение нескольких месяцев начали появляться несколько производителей тракторов. Компания Deere and Company в Молине, штат Иллинойс, производитель оборудования John Deere, внимательно следила за прогрессом, улучшением качества продукции и успехом компании Waterloo. Компания John Deere искала проверенный трактор, чтобы дополнить свою линейку сельскохозяйственного оборудования. Они решили, что компания Waterloo знает, чего хотят фермеры и как сделать качественный трактор.

14 марта 2018 года исполнилось 100 лет со дня покупки Deere & Company компании Waterloo Gasoline Engine Company в Ватерлоо, штат Айова.

За прошедшее столетие экспериментов и испытаний скромное изобретение Джона Фрёлиха значительно улучшилось, и сегодня John Deere Waterloo Works по-прежнему является одним из крупнейших заводов по производству тракторов в стране. Каждый день потомки оригинального Waterloo Boy, тракторы всех размеров и типов, продаются фермерам по всему миру. Эти тракторы делают сельское хозяйство проще и прибыльнее.

Если вы посетите Музей тракторов и двигателей John Deere в Ватерлоо, вы увидите более чем 100-летнюю экспозицию, в том числе оригинальный Waterloo Boy.

Небольшая деревня 1890-х годов теперь известна как Фрёлих, штат Айова, и носит название «Тракторный город, США» в честь создателя трактора. Существует музей, где вы можете найти масштабную модель оригинального трактора Froelich, который был построен на основе подлинных чертежей, которые вы можете найти в экспозиции. Они также проводят ежегодный праздник в последние выходные сентября под названием «Fall-der-all», на котором демонстрируются тракторы от самого первого Froelich до новейшего John Deere.

Вехи машиностроения: первые в мире тракторы

История тракторов началась в конце 1880-х годов, когда бензиновые двигатели стали альтернативой паровым двигателям, которые почти 100 лет приводили к революции в сельском хозяйстве.

Великобритания была мировым лидером в развитии сельскохозяйственной паровой энергии, и самое раннее упоминание о паровой работе на ферме относится к Уэльсу в 1798 году, когда для привода молотилки использовался стационарный двигатель.

Высокая стоимость и ограниченное количество применений привели к тому, что было установлено несколько стационарных паровых двигателей, но все изменилось, когда в 1840-х годах начали появляться переносные паровые двигатели, запряженные лошадьми, и самоходные тяговые двигатели.

Их мобильность означала гораздо большую универсальность, привлекая подрядчиков и крупные фермы, а также открывая возможности роста для британской промышленности по всему миру.

См. также: Вехи машиностроения: тракторы без водителя

Бензиновые двигатели

В то время как Великобритания сосредоточилась на паровой энергетике, на американские фермы начали поступать тракторы с бензиновыми двигателями.

Первый трактор, о котором сохранились записи, был построен в 1889 году компанией Charter Gas Engine Co, принадлежащей Джону Чартеру. В его первой конструкции использовались колеса и трансмиссия от парового тягового двигателя, приводимого в действие одноцилиндровым бензиновым двигателем Отто.

Николаус Отто построил первый успешный четырехтактный бензиновый двигатель в Германии в 1876 году, а двигатели, основанные на его патентах и ​​носящие его имя, производились в Америке с 1878 года. знаю, что он приводил в действие молотилку и что производительность, вероятно, была удовлетворительной, потому что было продано еще пять или шесть чартерных тракторов.

Это не имело долгосрочного успеха, но, вероятно, вдохновило других на эксперименты с альтернативами пару. Среди них была компания JI Case, которая становилась ведущим американским производителем сельскохозяйственных паровых двигателей.

Кейс построил экспериментальный трактор в 1892 году, используя некоторые компоненты тягового двигателя и двухцилиндровый бензиновый двигатель мощностью 20 л.с. Работа над проектом продолжалась несколько лет, прежде чем была прекращена из-за низкой надежности двигателя.

Компания Case прекратила разработку этого экспериментального трактора 1892 года и продолжила производство своих успешных паровых двигателей. существует менее 20 лет, и его примитивные системы зажигания и подачи топлива часто вызывали проблемы.

Компания Case продолжила работу на паровой тяге, но представила свой первый серийный трактор в 1911 году, как раз к резкому увеличению продаж тракторов во время войны 1914-18 годов. В то время как спрос на паровую энергию на фермах быстро сокращался, компания Case начала новую главу в качестве ведущего производителя тракторов.

John Deere

Еще одним новичком 1892 года в Америке был трактор, построенный Джоном Фрёлихом, сельскохозяйственным подрядчиком, который занимался паровым молотильным оборудованием.

Фрелих планировал расширить свой бизнес и построил трактор для дополнительной молотилки. Он использовал шасси с тяговым двигателем и колеса для перевозки бензинового двигателя Van Duzen мощностью 20 л.

Его трактор имел успех, и в следующем году Фрёлих и группа бизнесменов основали компанию в Ватерлоо, штат Айова, по производству тракторов по его проекту.

Компания Waterloo Gasoline Traction Engine Co начала мелкосерийное производство в 1893, но двое из первых клиентов остались недовольны и вернули свои тракторы.

Этот Froelich 1892 года был самым ранним предком современной линейки тракторов John Deere

После этой неудачи Джон Froelich покинул компанию, которая прекратила производство тракторов и сосредоточилась на бензиновых двигателях.

Компания вернулась к производству тракторов в 1912 году под названием Waterloo Boy. В 1917 году Deere & Co вышла на рынок тракторов, поглотив компанию Waterloo, и модели Waterloo Boy положили начало долгой и славной тракторной истории John Deere.

Растущий рынок

В середине 1890-х годов на рынок молодых тракторов прибыло больше американских новичков, в том числе компания Otto, которая поставила двигатель для первого трактора Джона Чартера в 1889 году. Otto использовала один из собственных двигателей мощностью 15 л. производство трактора в 1894 году, но продаж было мало.

Компания Huber, ведущий производитель паровых двигателей, добилась большего успеха, диверсифицировав производство тракторов в 1898 году после покупки компании по производству двигателей Van Duzen. Его тракторный успех продолжался более 40 лет.

Еще одним ранним успехом стала компания, основанная в 1897 году Чарльзом Хартом и Чарльзом Парром. Они построили экспериментальный двигатель, когда были студентами университета, и их компания изначально сосредоточилась на двигателях, а их первый трактор появился в 1901 году.

Они использовали один из собственных двухцилиндровых бензиновых двигателей мощностью 70 л. вода.

Первый трактор, построенный товариществом Харт-Парр в 1901 году, имел двигатель мощностью 70 л.с. с масляным охлаждением

Большая часть их раннего успеха была связана с тем, что тогда было мощным сектором, включая модель мощностью 100 л.с. в 1911 году, и они также утверждали, что ввели слово «трактор», которое фигурировало в одной из их рекламных объявлений в начале 1900-х годов. Компания Hart-Parr все еще производила тракторы в 1929 году, когда она потеряла свою индивидуальность в результате слияния, в результате которого была образована компания по производству сельскохозяйственной техники Oliver.

Британский прогресс

Бум продаж британских производителей сельскохозяйственных паровых двигателей продолжался в 1880-х и 1890, и, вероятно, осталось мало времени или энтузиазма для экспериментов с тракторами.

Исключение составляла компания Richard Hornsby & Sons, базирующаяся в Грэнтэме, Линкольншир, — один из небольших производителей паровых двигателей.

Первый трактор был построен в 1896 году. Это был первый трактор британской постройки, добившийся коммерческого успеха, когда он завоевал серебряную медаль на Королевской выставке 1897 года и в том же году стал первым трактором, проданным в Великобритании.

Заказчиком было поместье в Суррее, и еще три трактора Hornsby были экспортированы в Австралию. Гусеничная версия, продемонстрированная военным властям, помогла начать программу разработки, которая привела к созданию первых в мире боевых танков.

Первый серийный трактор в Великобритании был построен в 1896 году компанией Richard Hornsby & Sons, но было продано всего четыре экземпляра. -Stuart в 1891 году.

Это был первый двигатель с воспламенением от сжатия, появившийся всего за несколько лет до одноименного творения Рудольфа Дизеля. Он был запущен с помощью паяльной лампы, чтобы создать горячую точку на головке цилиндров, и работал на тяжелых маслах, таких как парафин, вместо бензина.

Одноцилиндровый двигатель, использовавшийся в тракторе, развивал мощность 20 л. с., но были доступны и другие размеры, и это имело огромный успех для Hornsby. Продажи двигателей составили более 32 000 единиц, в том числе один, который вырабатывал электричество для освещения Статуи Свободы в Нью-Йорке, а другой — для освещения Тадж-Махала в Индии. Тракторы были гораздо менее успешными и привлекли мало клиентов.

Легкие тракторы

Hornsby и почти все самые ранние американские тракторы были тяжеловесами, предназначенными в основном для замены паровых тяговых двигателей для стационарных работ и транспортировки. Но другие британские пионеры применили совершенно иной подход, разработав более легкие и универсальные тракторы для замены лошадей при полевых работах.

Среди них был профессор Джон Скотт, который вернулся в Шотландию после преподавательской карьеры в том, что сейчас называется Королевским сельскохозяйственным колледжем в Сайренчестере. Он начал заниматься проектированием тракторов в конце 1890-х годов, создав небольшую компанию для воплощения своих идей в жизнь.

Его первый трактор, представленный на Королевской выставке 1900 года, был оснащен бензиновым двигателем мощностью 20 л.с., ременным шкивом и задней платформой для перевозки до трех тонн.

Его самой футуристической особенностью было навесное культиваторное приспособление с тремя приводными роторами с вертикальными зубьями – предок современных ротационных борон.

Комбинация механической бороны и сеялки для минимальной обработки почвы была усовершенствованной функцией трактора Scott 1903 года выпуска. ранний вариант минимальной обработки почвы. Он также добавил переднюю коробку отбора мощности с зубчатым приводом для управления таким оборудованием, как связующее, которое можно было толкать, а не тянуть.

Было продано немного тракторов Скотта, и его предсказание, сделанное во время разговора с фермерским клубом в Шотландии, что тракторы однажды заменят лошадей для сельскохозяйственных работ, не было хорошо воспринято в районе, где разведение и продажа рабочих лошадей были важным предприятием. некоторые фермы.

Одним из первых тракторов, произведенных компанией Герберта Сондерсона в Элстоу, Бедфорд, был сельскохозяйственный транспорт, который сломался во время демонстрации, связанной с Королевским шоу 1898 года.

Позже компания выпустила различные версии своих тракторов Universal, и их универсальность была подчеркнута на демонстрации, организованной Saunderson в 1906 году.

Один из серии тракторов общего назначения с задней грузовой платформой производства Herbert Saunderson. в начале 1900s

На пшеничном поле программа начиналась с того, что трактор тянул связку для сбора урожая, а затем снопы переносились на задней грузовой платформе трактора к молотилке на разворотной полосе.

Ременной шкив трактора использовался для привода молотилки, а также для измельчения зерна.

Пока муку переправляли в ближайшую пекарню, чтобы превратить в хлеб, трактор вспахивал и обрабатывал стерню, а затем тянул сеялку для посева пшеницы следующего года, а посетители наслаждались чаем для пикника со свежеиспеченным хлебом.

Ivel

Еще один важный шаг вперед в универсальности энергетического земледелия произошел с появлением трактора Ivel, построенного Дэном Албоне, сыном огородника и трактирщика. Он начал экспериментировать с двигателями примерно в 1896 году и в течение двух лет закончил сборку собственного автомобиля с двигателем Бенца, а в 1901 году за ним последовал его первый трактор. включая Китай и Японию, а имя Ивела на его велосипедах и тракторах было заимствовано у реки в Бигглсуэйде, Бедфордшир, где базировался его бизнес.

Производство тракторов началось с двигателя мощностью 8 л.с., который за последние несколько лет производства увеличился до 24 л.с. с использованием двигателей, поставляемых Aster и компанией Payne & Bates.

Конструктивные особенности включали трехколесную компоновку и большой прямоугольный бак для воды, который обеспечивал охлаждение двигателя и увеличивал вес ведущих колес.

Британский рынок тракторов только начинал развиваться, и отечественных покупателей было мало, но Ivel имел значительный экспортный успех.

Зарубежные продажи в течение первых трех лет производства охватывали 18 различных стран и включали заказ с Филиппин на 14 тракторов, в то время как американская компания построила небольшое количество тракторов по лицензионному соглашению.

Министерство сельского хозяйства Италии вручило компании Альбоне специальную медаль в честь передовой конструкции его трактора, а Ivel «несомненно привлекал внимание» на Парижской выставке 1904 года.

Дэн Албоне (рядом с передним колесом) со своим трактором Ivel на демонстрации вспашки примерно в 1905

Усилия Дэна Албоуна по увеличению продаж в Великобритании включали соглашение с местной фермой о проведении регулярных демонстраций Ivel, на которых посетители могли увидеть трактор, выполняющий сезонные работы.

Он также приложил усилия, чтобы найти несельскохозяйственные рынки, и они включали преобразование Ivel в военную машину скорой помощи с возможностью передвижения по пересеченной местности, броней и местом для перевозки медицинского оборудования и пациента на носилках.

Выбрала диплом в колледже Грозный. Для того, чтобы заказать Камышин купить диплом диплом, вам нужен только ваш паспорт. На нашем сайте вы можете выбрать наиболее удобный вариант и быстро купить желаемый диплом. Любой диплом – это ф

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *